Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"
методическая разработка по теме

Комарницкая Елена Брониславовна

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.

План семинара:

1.     Нормативно-правовые основы разработки и введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2.     Проблемы и перспективы в преподавании курса   ОРКСЭ

3.     Работа с родителями

           4.      Обмен опытом. Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для построения урока по ОРКСЭ»

В методической разработке размещены:

 Инструкция по проведению мониторинга качества организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях

               Опросный лист для родителей  обучающихся 4-ых классов общеобразовательных школ

 

              Результаты анкетирования обучающихся и родителей о введении курса ОРКСЭ.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационные условия  преподавания

 учебного курса   ОРКСЭ

(методическая разработка семинара для учителей ОРКСЭ)

Автор-составитель:  Комарницкая Е.Б.,

    тьютор ОРКСЭ, учитель ОРКСЭ  

        Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого участника в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Поташник М. М.

Этапы подготовки семинара

  • Выявление проблемных вопросов (анкетирование учителей начальных классов и учителей ОРКСЭ, родителей, детей,  проведение мониторинга качества организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Яйского района в 2012-2013 учебном году)
  • Выбор темы
  • Постановка цели и задач
  • Работа с выступающими
  • Разработка вопросов для работы в группах
  • Изготовление наглядности

        При подготовке к семинару проводится опрос, анкетирование учителей начальной школы и учителей ОРКСЭ, обучающихся 4 классов и их родителей. Разрабатывается инструкция по проведению мониторинга качества организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях (Приложение 1), Опросный лист для родителей учащихся 4-ых классов общеобразовательных школ (Приложение 2), Опросный лист для педагогов, Опросный лист для директора ОУ.         Результаты мониторинга используются для обозначения круга проблемных вопросов, а также оформляются в виде плакатов или презентаций и используются как наглядный материал при проведении семинара. (Приложения).  

Для представления о преподавании курса данные опроса обучающихся (Приложение 3) 

Для сравнительного анализа используются данные анкетирования первого родительского собрания в сентябре 2012 года (Приложение 4) и анкетирование родителей в марте 2013 года (Приложение 5).

Справка для работы на семинаре.

По итогам мониторинга - 87%  родителей оценивают введение курса положительно, 59% опрошенных родителей считают, что курс способствует расширению кругозора школьников, 46% - уверены, что курс формирует уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям 39% опрошенных верят, что курс воспитывает культуру межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, 44% родителей возлагают надежды на духовное и культурное развитие своих детей средствами нового курса, 33% - на повышение нравственности детей.

Однако у 18% опрошенных родителей остаются опасения, что возможно принудительное навязывание религии, 37% родителей видят в новом курсе дополнительную нагрузку на школьников, 3% опасаются возможного формирования замкнутых групп по этническому и религиозному признаку.

        При анкетировании учащихся - 77% школьникам понятен и 84% - интересен новый учебный курс. 79% детей отметили, что обсуждают дома с родителями изученные в школе темы, получают помощь в выполнении домашних заданий.

Хотелось бы отметить, что 20% детей испытывали затруднения в понимании текстов учебников и новых понятий, 6% детей на уроках было скучно, 13% детей курс был неинтересен. Таким образом, не все преподаватели в полной мере использовали потенциал учебно-методического обеспечения курса для обучения школьников.

Исходя из результатов мониторинга, опроса учителей, обучающихся и их родителей, наблюдений и взаимопосещений уроков наметился круг проблем для обсуждения их на семинарском занятии. Поставлена цель и определены задачи семинара.

Цель: Изучение проблем и разработка перспектив в преподавании курса ОРКСЭ

Задачи:

- Ознакомиться с  нормативно-правовой базой введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ

- Изучить проблемы в преподавании курса ОРКСЭ

- Разработать перспективы в преподавании курса ОРКСЭ

- Представить приёмы работы для построения урока по ОРКСЭ

План проведения:

Доклады по теме:

  1. Нормативно-правовые основы разработки и введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ
  2. Проблемы и перспективы в преподавании курса   ОРКСЭ
  3. Работа с родителями
  4.  Обмен опытом. Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для построения урока по ОРКСЭ»

Ход семинара:

По 1 вопросу: Нормативно-правовая основы разработки и введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ  использована презентация  Арещенко С.В., зав. кабинетом духовно-нравственного воспитания  «Нормативно-правовые основы разработки и введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ. Данная презентация содержит все необходимые документы для введения курса ОРКСЭ в учебный процесс.

По 2 вопросу  выявлены проблемные направления:

1) Отношение родителей к данному модулю

2) Первичное наблюдение за детьми, есть ли изменения в их внутреннем мире.

3) Проблемы  в преподавании курса:

а) хотелось бы, чтобы каждый модуль преподавал отдельный учитель

б) недостаточная методическая база

в) трудный текст учебника

г) использование регионального компонента на уроках ОРКСЭ

д) новые технологии в проведении урока  

Определены выступающие. В основном из учителей ОРКСЭ, которые в текущем учебном году работали по различным модулям курса ОРКСЭ.

Для обсуждения выявленных проблем в обучении предлагается поработать в 3 группах. Каждая группа работает над заранее подготовленными проблемными ситуациями.

Ситуация 1: 6% обучающихся отметили, что им было скучно на уроках

Ситуация 2: 20 % обучающихся испытывают затруднения в понимании текстов учебников

Ситуация 3: 25% обучающихся испытывают затруднения при изучении новых понятий и плохо запоминают новые термины

Ситуация 4: 58% обучающихся не знакомы с религиозной культурой нашего региона, Кемеровской области

3 вопрос: В ходе работы с родителями проявились проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы.

        Одним из проблемных моментов введения курса в образовательную программу школы являлась добровольность выбора детьми и их родителями модуля курса для изучения. Почти половина опрошенных учащихся (42,6%) отметили, что модули курса, которые они изучали, выбирали для них родители. При этом 39,4% указали , что их мнение в выборе учитывалось.
Как отмечают родители, трудности выбора модуля были связаны с недостаточностью информации о содержании модулей (40,1%), настороженностью к новому курсу, недоверие к нововведениям (22,7%) нежеланием участвовать в апробации курса (2,8%). Более 90% родителей отмечают, что в школе были проведены родительские собрания, 30,8% участвовали в заседаниях школьного совета, обсуждавшего вопросы связанные с организацией и внедрением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
70,5 % родителей давали письменное согласие общеобразовательному учреждению на изучение их ребенком одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», 12% — устное согласие. Но 6,6% родителей заявили, что их согласия не требовалось, 1,6% родителей ответили, что решение принимал родительский комитет.

Работа в группах: Сравнить данные опроса родителей в сентябре 2012 года и в марте 2013 года (Приложение 4 и Приложение 5). Сделать выводы по данному направлению. Отметить положительные моменты. Определить проблемы, по которым предстоит работать в дальнейшем.

 

4. Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для построения урока по ОРКСЭ»

Познакомьтесь с примером использования приемов технологии развития критического мышления для построения урока по обсуждению этической проблемы ответственности человека за свою судьбу в начальной школе и выполните предлагаемые далее задания:

Учитель: Сегодня мы поговорим о человеческой мудрости. Это качество всегда очень высоко ценилось людьми, независимо от того, к  какому народу они принадлежали, на каком языке  говорили, каким богам поклонялись.

  • А кто такой по вашему мнению мудрец? В каком случае можно назвать человека мудрецом?         (Вариант: Какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово «мудрец»?)
  • Можете ли вы привести примеры русских сказок, посвященных мудрости? А  сказок, созданных другими народами (или авторами) ?
  • Скажите, а в вашей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых вы бы могли назвать мудрыми? Почему вы думаете, что этого человека можно назвать мудрым?

Я хочу вам рассказать одну притчу. В ней говорится о мудреце и бабочке.

  • Вам не кажется, что мудрец и бабочка – слишком уж непохожи. Как вы думаете, что может связывать мудреца и бабочку?

Давайте посмотрим, удалось ли нам правильно предсказать, о чем пойдет речь в этой притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

  • Как вы думаете, какой каверзный вопрос можно задать мудрецу, чтобы он на него не смог ответить?

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?

  • В чем заключался подвох  в этом простом вопросе?

«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...

  • Если бы вы были на месте мудреца в этой сложной ситуации, что бы вы ответили?

Все в твоих руках … - ответил мудрец.

  • Притчи обычно создаются для того, чтобы донести до человека какую-то очень важную мысль. Как вы думаете, какая важная мысль, имеющая отношение к любому человеку, заключена в словах мудреца?
  • Давайте подумаем, так ли уж справедлива эта мысль. Я прошу  каждого из вас выбрать для себя один из вариантов предложения, записанного на доске и закончить его несколькими словами, так, как вы считаете нужным:
  • Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
  • Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …

(Проводится обмен мнениями – обязательно с аргументацией. Если необходимо – задаются необходимые уточняющие или дополнительные вопросы. Можно использовать прием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ»)

Ну что ж, ребята, мы не только поговорили сегодня о мудрости, но и обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. … Как мы видим, для того, чтобы  найти на нее ответ, тоже нужно быть немножко мудрецом.

  • А теперь я хочу предложить Вам сочинить  свою сказку о мудреце и бабочке.  А может быть, это будет не бабочка, а кто-то еще. Но в ней обязательно должна заключаться та мысль, которую мы обсуждали: Все ли в этой жизни находится в руках человека?

Вопросы для обсуждения:

  • Что в этом уроке относится к стадиям вызова, осмысления и рефлексии?
  • Как Вы думаете, можно использовать данный сюжет урока в курсе ОРКСЭ? Если да, то в каких модулях и при изучении каких тем?
  • В чем, на Ваш взгляд, должен заключается главный ожидаемый результат данного урока?
  • Предложите свой вариант организации рефлексии в рамках данного учебного занятия.
  • Предложите свои варианты использования притч, сказок, литературных произведений при изучении курса ОРКСЭ

Заключительная часть

Подведение итогов

1. Подавляющее большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно.

2. Педагоги применяют новые методики, основанные на взаимном диалоге.
3. Об интересе детей к данному курсу свидетельствует тот факт, что большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем.
4. Налажены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
        Вместе с тем следует отметить некоторые проблемы:

1. Более трети педагогов считают изложение материала в учебных пособиях трудным для восприятия школьниками.

2. Родители недостаточно вовлечены в совместную с педагогами деятельность по освоению курса ОРКСЭ.
3. Недостаточно высока активность муниципальных и школьных методических объединений педагогов, преподающих данный курс.

4. Нет рабочих тетрадей по выбранным модулям.

Обозначение направления дальнейшего изучения проблем


        Для улучшения качества преподавания курса ОРКСЭ и внедрения новых информационных технологий в процессе преподавания основ религиозных культур и светской этики на РМО учителей ОРКСЭ запланировать следующие вопросы:

        1) разработка учебных и методических материалов, электронных образовательных ресурсов в поддержку курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

        2) разработка и содействие внедрению эффективных педагогических технологий и методик преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

        3) обобщение и распространение продуктивного опыта учителей и педагогических коллективов в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»;  

        4) проведение экспертизы учебно-методической документации образовательных учреждений (рабочих программ и т.д.) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

        5) проведение конкурса методических разработок.

        

Список литературы

1. Монахов В. М. Методология проектирования педагогической технологии

(аксиоматический аспект) [Текст] / В. М. Монахов // Школьные технологии.– 2000.– № 3.–С. 57–71.

2. Немова Н. В. Управление методической работой в школе [Текст] / Н. В. Немова.  – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.

3. Поташник М. М. Профессиональные объединения педагогов [Текст]  / М. М. Поташник. – М.: Новая школа, 1997. – 118 с.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

1. Методический материал по Основам религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф, звуковые данные (4,7 GB). - КРИПКиПРО, 2012 г., 1 электрон, опт. диск (DVD-R)  

2. Семинар для тьюторов 18.02 – 20.02. 2013. Основы религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф, звуковые данные (667 МБ). - КРИПКиПРО, 2013 г., 1 электрон, опт. диск (DVD-RW), файловая система CDFS.

Ресурсы удаленного доступа

1. Нормативно-правовые основы разработки и введения в учебный процесс общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса ОРКСЭ Арещенко С.В [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://ipk.kuz-edu.ru.  Трехдневный семинар для тьюторов «Инновационные процессы в образовании: методические и организационные условия преподавания ОРКСЭ»

2. Как провести успешный открытый урок? Элеонора Евсеева [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.modernbiology.ru/opit_ob/otkrit_ur.htm

3. Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"   Мистрюкова Людмила Васильевна [Электронный ресурс]/Режимдоступа:http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/metodicheskii-seminar-dlya-uchitelei-tekhnologii-proforientatsiya-na-uro

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления [Электронный ресурс] /- Режим доступа:

http://xreferat.ru/71/290-4-razvitie-professional-noiy-kompetentnosti-pedagogov-posredstvom-sistemy-upravleniya.html

5. Управление профессиональным развитием учителя в процессе педагогической деятельности Д. А. Дырдин Серія «Педагогічні науки», 2010 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchu/ped/2010_183_1/N183-1p082-087.pdf

Приложение 1

Инструкция

по проведению мониторинга качества организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях

Целью настоящего мониторинга является исследование качества организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях.

Задачи мониторинга:

  • выявить и обобщить проблемы организации введения и преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Яйского района в 2012-2013 учебном году;
  • определить ключевые направления методической и организационной работы с родителями обучающихся по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • определить ключевые направления методической помощи педагогам, преподающим предмет «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • выявить организационные условия преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях;
  • определить содержание методических рекомендаций для муниципальных методических служб и работы методических объединений учителей «Основы религиозных культур и светской этики».

Мониторинг проводится с периодичностью, позволяющей зафиксировать

динамику между состоянием на «входе», текущими процессами и результатами на «выходе», то есть по большинству показателей рекомендуется проводить ежеквартально.

Приложение 2

Опросный лист для родителей обучающихся 4-ых классов

общеобразовательных школ

Мы изучаем организацию выбора и отношение родителей к комплексному учебному курсу «Основы религиозной культуры и светской этики». Просим Вас выступить в качестве эксперта и ответить на вопросы анкеты.

По каждому вопросу предложены разные варианты ответа. Выберите, пожалуйста, ответы, которые отражают Ваше мнение (допускается несколько вариантов ответа).  Если Ваше мнение не совпадает с предложенными вариантами, то напишите свои ответы. Просим не оставлять без ответа ни одного вопроса. Подписывать анкету не надо!

Благодарим за участие в опросе!

  1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Положительно

Скорее положительно

Безразлично

Скорее отрицательно

Отрицательно

Затруднились ответить

  1. В чем Вы видите положительное значение введения курса? 

Расширение кругозора детей

Духовное и культурное развитие детей

Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

Повышение нравственности детей

Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

Формирование уважительного отношения к старшим

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценности здорового образа жизни

Формирование патриотизма и гражданской солидарности

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

Приобщение молодежи к вере

Другое

Затруднились ответить

  1. В чем Вы видите риски, связанные с введением курса? 

Дополнительная нагрузка на школьника

Принудительное навязывание веры, религии

Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

Формирование формального отношения к религии, вере

Принудительное навязывание одного из модулей

Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

Другое

Затруднились ответить

  1. Скажите, пожалуйста, давали ли Вы согласие общеобразовательному учреждению на изучение Вашим ребенком одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Да, письменное согласие

Да, устное согласие

Решение принимал родительский комитет

Согласие не требовалось

Затруднились ответить

  1. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребенка?

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

  1. Если Вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором?

Да

Нет

Не ответили

  1. С чем были связаны трудности выбора? 

Недостаточностью информации о содержании модулей курса

Настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведениям

Различным мировоззрением членов семьи

Нежеланием участвовать в апробации курса

Другое

Затруднились ответить

  1. Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса? 

Уклад жизни семьи, семейные традиции

Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

Мнение классного руководителя или других педагогов

Пожелание руководства школы

Рекомендации родителей школьников

Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций

Другое

Затруднились ответить

  1. Проводились ли в школе следующие мероприятия, связанные с организацией и внедрением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Да

Нет

Не ответили

Заседания школьного совета

Родительские собрания

Знакомство с педагогами нового курса

Ознакомление с содержанием курса

  1. В какой форме Вы хотели бы, чтобы преподавался учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

В качестве обязательного для всех учащихся

В качестве факультативного для всех желающих

Этот курс не должен преподаваться в школах

Затруднились ответить

  1. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебное пособие по выбранному Вами модулю курса?

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затруднились ответить

  1. Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по остальным модулям курса?

Да, всех

Да, некоторых

Нет

Не ответили

  1.  Имеют ли место разногласия в Ваших взаимоотношениях с учителем (образовательным учреждением), связанные с преподаванием курса?

Да, часто

Не часто, но бывают

Были единичные случаи

Нет

Не ответили

  1. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

Да

Нет

Не ответили

  1.  Какие задачи Вы, как родители, для себя ставите при изучении данного курса

формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  1. Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса?

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Затруднились ответить

  1. Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы считаете подходящей?

С выставлением отметок

Без отметок

Другую

Затруднились ответить

Приложение 3

Результаты анкетирования обучающихся и родителей на начало введения курса ОРКСЭ.   МБОУ «Яйская СОШ № 2»

Приложение 4

Приложение 5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы технологии критического мышления

Конструктивную  основу "технологии критического мышления" составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление". В данной работе подробно рассмот...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"

Мастер - класс "Использование приемов технологии  критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...

презентация "приемы технологии критического мышления"

презентация поможет учителю разобраться с некоторыми приемами работы с информацией во время учебного занятия....