"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?
методическая разработка

Кащеева Ольга Сергеевна

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаем один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кубик Блума: методика использования


1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Скачать готовую развертку кубика (у меня на сайте)
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Или "Назовите три признака подобия треугольников", "Что такое определенный интеграл?"

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.

Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Кубик Блума в начальных классах
Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование современных образовательных технологий в работе со словарными словами»

Слайд 2

Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не только науке, а учить учиться». «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Сэмюэл Кинг Аллисон, американский физик

Слайд 3

Актуальность : как научить детей грамотно писать. Проблема: можно ли процесс изучения словарных слов сделать интересным и лёгким для запоминания? Можно предположить, что новые приёмы изучения словарных слов, помогут ученикам легче и быстрее запомнить эти слова.

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИЯ развития КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ учит думать развивает творчество помогает работать с информацией, делать выводы учит задавать вопросы При изучении словарных слов можно использовать различные технологии, приёмы и методы.

Слайд 7

Мы определили правила всей работы: 1. При записи словарных слов произносить их по слогам, проверяя написание по словарю. 2. На письме выделять словарные слова другим цветом. 3. Использовать при выполнении каждого задания как можно больше слов из словаря.

Слайд 8

Приём «Синквейн»

Слайд 9

Синквейн со словарными словами Товарищ. Добрый, умный. Дружит, выручает, советует. Товарищ поможет в беде. Друг. Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Ученик должен хорошо учиться. Школьник.

Слайд 10

СТОЛИЦА ГОРОД много машин и трамваев Москва – столица России. В столице сегодня хорошая погода ? Девочки и мальчики изображают на картинах и рисунках столицу своей Родины . В корзину «складывается» всё, что относится к словарному слову. Задание: для записи использовать как можно больше слов из словаря. Приём «Корзина идей»

Слайд 11

Бросаем кубик. Необходимо сформулировать вопрос или задание со словарным словом по грани, на которую выпадет кубик. Американский ученый, психолог Бенджамин Блум Игра

Слайд 12

Приём«КУБИК БЛУМА» Задание: на каждой грани кубика напишите вопрос или задание со словарным словом, раскрась и склей кубик. Поделись своими знаниями о вороне, воробье, синице Придумай рассказ или сказку про ВОРОБЬЯ, ВОРОНУ и СОРОКУ Предложи нарисовать воробья, ворону и синицу Объясни, чем полезны овощи Придумай со словом овощи предложение или загадку Назови овощи

Слайд 13

Приём «Ромашка Блума» (можно использовать любой текст, где есть словарные слова)

Слайд 14

Как звали главного героя ? Правильно ли я поняла, что Котька украл огурцы ? Почему Котька не хотел нести огурцы обратно на огород ? Чтобы произошло, если бы мама не сказала вернуть часть урожая огурцов ? Как вы относитесь к поступку мальчиков ? Как бы вы поступили на месте главного героя мальчика Котьки ? Н.Носов «Огурцы» Задание: запишите на обратной стороне название произведения и вопросы (используя словарные слова). Раскрасьте лепестки.

Слайд 15

Таблица вопросов « ТОЛСТЫХ » « ТОНКИХ » Объясните, почему Что общего Как вы считаете, что произойдёт, если Согласны ли вы, что В чём различие слов Когда говорят, что Предположите, что будет, если Верно ли, что Ответы на «толстые» вопросы – подробные и сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие. Используйте как можно больше словарных слов.

Слайд 16

Таблица вопросов « ТОЛСТЫХ » « ТОНКИХ » Объясните, почему КОНЬКИ имеют такое название? Что общего в словах КЛАСС, РУССКИЙ, АЛЛЕЯ ? Как вы считаете, что произойдёт, если положить кусок САХАРА в СТАКАН или в любую ПОСУДУ с водой? Согласны ли вы, что в слове ЗАВОД на конце пишется парный согласный Д? В чём различие слов Родина и родина ? Когда говорят, что « МЕДВЕДЬ на ухо наступил»? Предположите, что будет, если семена ОГУРЦА, ПОМИДОРА, КАПУСТЫ, ГОРОХА, ПШЕНИЦЫ посадить в ПЕСОК ? Верно ли, что вырастут полезные РАСТЕНИЯ из семян ЛИМОНА и ЯБЛОКА . Ответы на «толстые» вопросы – подробные и сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие.

Слайд 17

ДЕЖУРНЫЙ Класс делится на группы. Каждой группе достаётся по 1-2 шляпы и одно словарное слово (например, ЛИМОН, СЕВЕР, МОРОЗ). Задание : посовещайтесь и письменно ответьте на вопросы, используя в ответе данное слово или однокоренные слова.

Слайд 18

ДЕЖУРНЫЙ Дежурный - самый ответственный ученик в классе . Дежурный в классе – помощник учителя . Дежурный не выходит из класса на перемене. Дежурный ученик раздаёт тетради по русскому языку . Когда же я буду дежурным! Мы хорошо дежурим в классе.

Слайд 19

Приём «Алфавит» (для словарного слова СОБАКА ) Каждая группа может заполнять свою часть общего задания -это приём «Мозаика» для групповой или парной работы. 1. А ртемон – собака Мальвины. 2. Б олонка – порода собаки . 3. В иляет хвостом собака . 4. Г ромко лает собака . 5. Д икая собака Динго. 6. Е нотовидная собака . 7. Ж учка – кличка собаки . 8. З лая собака .

Слайд 20

Приём «Развивающий канон» Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях. яблоко – фрукт = арбуз - … ноябрь – месяц = Москва - … ворона – корова = молоток - … квартира – комната = город – …

Слайд 21

Приём «Развивающий канон» Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях. яблоко – фрукт = арбуз - … (ягода) ноябрь – месяц = Москва - … (город) ворона – корова = молоток - … (молоко) квартира – комната = город – … (улица)

Слайд 22

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» завтрак Выглядит, как… Звучит, как… стол тишина посуда вежливые слова молоко сахар стакан яблоко фрукты аккуратность

Слайд 23

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» огород Выглядит, как… Звучит, как…

Слайд 24

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» огород Выглядит, как… Звучит, как… земля тишина растения, овощи разговор людей капуста, морковь шум трактора картофель, горох смех ребят огурец, помидор карканье ворон лопата чириканье воробьёв трактор урожай

Слайд 25

Приём «Верно - неверно» Задание: если уверены, что словарное слово записано верно , то во второй строке поставьте «+», если нет, то «-». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 да нет

Слайд 26

Передаём по кругу карточки со словарными словами и выполняем задания: карточка со словарным словом «ПЕНАЛ» – 2 приседания; карточка «ВОРОБЕЙ» – 2 наклона; карточка «ЯГОДА» – 2 поворота; карточка « СУББОТА» – 5 прыжков на месте; карточка «СПАСИБО» – произнести это вежливое слово. Физкультминутка

Слайд 27

Приём «Кластер» (со словарным словом ОВОЩИ ) одежда растения помидор ОВОЩИ горох капуста картофель морковь огурец помидор

Слайд 28

Работа со словарными словами позволяет использовать и другие современные образовательные технологии: технологию развития критического мышления; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии (игровые физкультминутки с использованием словарных слов, двигательная активность при групповой и парной работе, особенно при сменном составе) ; игровые технологии; проектное обучение;

Слайд 29

- технологию разноуровневой дифференциации. Приемы дифференцированного обучения при опросе учащихся при подаче домашнего задания при оценивании учащихся Приём « Взаимоопрос» Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить словарные слова на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может перейти в группу более высокого качества.

Слайд 30

Д/з разного уровня сложности. Приём 1. Три уровня домашнего задания. при подаче домашнего задания Приём 2. Задание массивом. В задании –большой объем словарных слов. Время выполнения – произвольное (ученик выбирает самостоятельно). Учитель контролирует. Все результаты проверяются в любое время. Уровни дифференциации обязательный минимум 1 2 3 тренировочный творческое задание

Слайд 31

Задания при работе со словарными словами Задания на карточках. Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи . ( Указать страницу учебника, словаря, где написано словарное слово.) Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности .(Чтобы запомнить большой объём словарных слов, их лучше распределить по группам, н-р, «школьные принадлежности», «овощи» или слова с непроверяемой буквой О, буквой А и т.п.) Задания, помогающие применению полученных знаний на практике. ( Вставить в текст пропущенные словарные слова, найти и исправить ошибки, допущенные в словарных словах .) Задания с использованием приёмов ТРКМ. Задания, содержание которых найдено или придумано учеником. Альтернативные задания для добровольного выполнения .

Слайд 32

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: КСО

Слайд 33

Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: технологию портфолио (результатами работы учеников со словарными словами можно накапливать портфолио )

Слайд 34

Итог: современные образовательные технологии позволяют учителю и ученику продуктивнее работать со словарём и с интересом изучать словарные слова.

Слайд 40

Игра « Волшебная рука» отзывчивость снисходительность доброта доброжелательность любознательность ворчливость раздражительность нетерпимость непонимание Обвести на бумаге свою руку. Написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта памяти- прием технологии критического мышления

карта памяти или кластер -рдин из приемов развития критического мышления через писмо на уроках физики...

Технология критического мышления. Прием “Fish bone” – «рыбья кость». Фрагмент урока.

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания ...

«Верно – неверно» - прием технологии критического мышления на уроке русского языка.

Презентация к семинару : "Современные методы и приемы на уроках"....