АНТИЧНАЯ РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Цели и задачи:

  • Выполнение эскиза декоративной плитки, тарелки или вазы по мотивам греческой вазописи.
  • Овладение приемами чернофигурного стиля росписи. Формирование навыка декоративного рисования с учетом пропорции и силуэтности фигур человека.
  • Расширение представлений о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Формирование более глубоких знаний античного искусства. Знакомство с выдающимися мастерами: Эксекий, Евфимид, Виллы Джулиа.
  • Межпредметные связи с уроками литературы и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antichnaya_raspisnaya_keramika.doc779 КБ

Предварительный просмотр:

Античная расписная керамика

Урок декоративного творчества (7 класс)

Подготовила учитель

изобразительного искусства

Сергеева Е. Н.

Поэт, ты видел их развалины святые,

Селенья бедные и храмы вековые, -

Ты видел Грецию, и на твои глаза

Являлась горькая художника слеза…

Тема уроков: «Античная расписная керамика» 2 часа

Цели и задачи:

  1. Выполнение эскиза декоративной плитки, тарелки или вазы по мотивам греческой вазописи.
  2. Овладение приемами чернофигурного стиля росписи. Формирование навыка декоративного рисования с учетом пропорции и силуэтности фигур человека.
  3. Расширение представлений о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства.
  4. Формирование более глубоких знаний античного искусства. Знакомство с выдающимися мастерами: Эксекий, Евфимид, Виллы Джулиа.
  5. Межпредметные связи с уроками литературы и истории.

Оборудование:

  1. Таблицы с элементами росписи тарелок
  2. Репродукции картин Сурикова, Микеланджело, Брюллова, Рафаэля
  3. Презентации с видами исторических памятников Древней Греции
  4. Акварель, гуашь, белая бумага
  5. Мультимедийная система

Ход урока:

  1. Организационный момент – готовность к уроку
  2. Вступительная часть

Учитель Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о величии античного искусства. Прослушайте стихотворение А. Н. Анухтина «Греция» (читает ученик класса).

Поэт, ты видел их развалины святые,

Селенья бедные и храмы вековые,-

Ты видел Грецию, и на твои глаза

Являлась горькая художника слеза.

Скажи, когда, склоняясь под тенью сикоморы,

Ты тихо вдаль вперял задумчивые взоры

И море синее плескалось пред тобой,-

Послушная мечта тебе шептала ль страстно

О временах иных, стране совсем иной,

Стране, где было всё так юно и прекрасно?

Где мысль еще жила о веке золотом,

Без рабства и без слез... Где, в блеске молодом,

Обожествленная преданьями народа,

Цвела и нежилась могучая природа...

Где, внемля набожно оракула словам,

Доверчивый народ бежал к своим богам

С веселой шуткою и речью откровенной,

Где боги не были угрозой для вселенной,

Но идеалами великими полны...

Где за преданием не пряталося чувство,

Где были красоте лампады возжены,

Где Эрос сам был бог, а цель была искусство;

Где выше всех венков стоял венок певца,

Где пред напевами хиосского слепца

Склонялись мудрецы, и судьи, и гетеры;

Где в мысли знали жизнь, в любви не знали меры,

Где всё любило, всё, со страстью, с полнотой,

Где наслаждения бессмертный не боялся,

Где молодой Нарцисс

В томительной тоске до смерти любовался,

Где царь пред статуей любовью пламенел

Где даже лебедя пленить умела Леда

И, верно, с трепетом зеленый мирт глядел

На грудь Аспазии, на кудри Ганимеда…

Учитель Люди привязаны к своему прошлому, тем более, если оно было прекрасным. В современной жизни мы часто встречаемся с сохраненной, сбереженной античной культурой. Мы входим в Эрмитаж в Петербурге или в Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина в Москве, и нас окружают античные боги и герои.

Вот стремительные и властные дети Латоны – Аполлон, бог Солнца и искусств, и Артемида, целомудренная богиня Луны и охоты.

Нежный Аполлон будет безутешно горевать по погибшему красавцу Гиацинту, увековечит его память цветком, который до сих пор носит его имя и радует нас по весне, но не пощадит Марсия – велит содрать с него кожу. А защитница охотников Артемида затравит собаками Актеона, невольно увидевшего ее во время купания.

И всемогущий Зевс, и ревнивая его жена Гера, и воинственный Марс, и быстроногая проныра Гермес, и летящая богиня победы Ника знакомы нам.

Грекам и римлянам, античной культуре принадлежит честь и радость первого в европейской истории освоения мира.

В героических мифах сохранились воспоминания о древнейшем прошлом народа. В них рассказываются и подлинные исторические события (Троянская война, господство Крита…)

Двадцать пять веков отделяют нас от времени расцвета античной культуры. Человек, конечно изменился. И все-таки, античность живет среди нас, как чистый родник.

«На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…

Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенности человеческому достоинству», - так писал Белинский.

 В античном искусстве привлекает цельность человека, его наивность и мудрость, его ощущение себя свободным, органичное единение с миром.

Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Это искусство было создано жителями свободных древнегреческих городов.

Поэты и художники средних веков, эпохи Возрождения, нового времени обращались к сюжетам античности.

Поэтической фантазией древних вдохновлялись Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс, Пикассо и другие художники и скульпторы.

К символике мифов прибегали архитекторы и скульпторы нового времени. Здание Большого театра в Москве украшено квадригой – запряженной четверкой лошадей колесницы, которыми правит бог – покровитель искусств Аполлон. Могучие Атланты поддерживают портик Эрмитажа. О богах и героях Древней Греции и Рима напоминают многочисленные мраморные статуи, белеющие среди густой зеленой листвы Летнего сада.

А сейчас посмотрим работы, отражающие этот прекрасный период.

Просмотр слайдов:

  1. Парфенон
  2. Помпея. Суриков
  3. Танкред и Эрминия. Пуссен
  4. Афинская школа. Рафаэль
  5. Афинская школа. Детали
  6. Давид. Микеланджело
  7. Последний день Помпеи. Брюллов

Жестокая темная сила вулкана Везувия обрушилась на прекрасных духом и телом людей!

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Однако бушующая стихия не уничтожила красоту человека, а, наоборот, выявила в нем необычайную духовную силу.

Демонстрируется слайд «Фрагмент Пергамсого алтаря»

Учитель Особенно рассвело античное искусство в Афинах в 5 веке до нашей эры. В храмах, на площадях, на берегу моря стояло множество статуй, которые изображали богов. В глазах каждого грека боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум.

В древних Афинах искусство гончаров очень ценилось. В городе было много мастерских, изготавливающих афинские вазы, чаши и сосуды для хранения воды и различных напитков.

На вазах 6 века до нашей эры рисовали черные фигуры на оранжево-красном фоне. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был вазописец Экзекий.

Демонстрируется таблица

В 5 веке до нашей эры фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины.

Эти два стиля так и называются: чернофигурный и краснофигурный. Выдающимся вазописцем краснофигурного стиля были Евклид, Виллы Джулиа. Мастера вазописи стремились как можно правдивее передавать изображение человека. Вазописцы отличались отточенным мастерством рисунка, поэтому вазопись считается выдающимся явлением в истории мировой живописи.

  1. Практическая часть урока

Целью нашего урока является выполнение эскиза декоративной плитки, тарелки, вазы по мотивам греческой вазописи. Выбор сюжета росписи: бой греческих воинов, сцена из мифа, животные, рабы, школа и др.

Сюжетное изображение может быть дополнено орнаментальной полоской, характерной для вазописи.

Выполнение упражнений – прорисовывание орнамента.

  1. Орнамент воды, волны
  2. Меандр
  3. Пальметина (веерообразный лист)

Самостоятельный выбор вида вазописи.

Выполнение работы по схеме.

  1. Прорисовывание вазы
  2. Отработка в полосе сюжетного изображения с четкой линией, пропорциями и силуэтностью фигур людей
  3. Выполнение орнаментальной полосы
  4. Раскрашивание (оранжевый цвет + черный цвет)

Подведение итогов урока. Анализ выполненных работ проводят учащиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Античная расписная керамика

АНТИЧНАЯ РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА.  ЦЕЛИ: познакомить обучающихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учи...

Презентация урока ИЗО в 7 классе по теме "Античная расписная керамика"

Цветовое решение работы "Античная расписная керамика"...

Презентация к уроку в 7 классе "Античная расписная керамика"

Учащиеся знакомятся с искуством Древней Греции. ее отличительными чертами, стилями греческой вазописи. Учатся определять стили вазописи на сосудах представленных в презентации. Рассматривают орнаменты...

Урок по изобразительному искусству "Античная расписная керамика"

Эпиграф урока:В подлинной культуре ничего не умирает…Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей.(Ю. М. Лотман)Цели:Дать детям целостное представление об образной и смысловой с...

Античная расписная керамика

Материал предназначен для уроков изобразительного искусства....