Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Данные занятия можно проводить для детей 8-12 лет по теме «Батик» в общеобразовательных и детских школах искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_egipet.doc85.5 КБ
Office presentation icon egipet_1.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ и РЕМЁСЕЛ»

муниципального образования города Братска

Методическая разработка

по теме:

«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

Гречина Любовь Юрьевна

преподаватель 1квалификационной категории

МБОУ ДОД «ДШИиР»

Братск 2011г.

Пояснительная записка

Программа «Художественная роспись ткани. Батик» - направление декоративного искусства отличается большим многообразием техник и материалов, даёт огромный простор фантазии в поисках средств выразительности, имеет широкую область применения, вызывает большой интерес у детей. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи ткани делает эту сферу ещё более привлекательной для работы с детьми.

 Программа способствует развитию ребёнка, его творческой самостоятельности, качеств, необходимых для формирования художественной компетентности в области декоративно-прикладного творчества.

Данные занятия можно проводить для детей 8-12 лет по теме «Батик» в общеобразовательных и детских школах искусств.

Исходя из опыта работы, приобрести практические навыки за 1 час (45 минут) в неделю невозможно, поэтому в данной программе уроки проходят по 2 часа в неделю.

Тема «Древний Египет» разработана для учащихся 1 класса декоративно-прикладного отделения МБОУ ДОД «ДШИиР» города Братска, и рассчитана на 4 урока по 2 часа, 1 раз в неделю.

Учащиеся уже знакомы с техникой выполнения росписи, а данная тема  предусматривает изучение основ декоративной композиции.

Приобретаемые навыки детей: овладение приемами техники росписи по ткани

Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей.

Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедийной презентации.

Предмет: Батик

1 класс

Тема: «Древний Египет» (4 урока)

Цель: Знакомство с искусством Древнего Египта

Задачи:

 – познакомить с основами древнеегипетского искусства

 – развитие творческих способностей и навыков в работе, способствовать творческому отображению мира, развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции

– воспитание усидчивости, точности, аккуратности в работе, воспитание интереса к различным видам и техникам изобразительного искусства.

Материалы:

  1. Бумага формата А4, А3
  2. Простой карандаш
  3. Набор для росписи по ткани «Батик хобби»
  4. Х/Б ткань, подрамник
  5. Баночка для воды, палитра, кисти
  6. Контуры, гелиевые ручки.  

Зрительный ряд : 

  1. Презентация «Древний Египет»
  2. Фотографии настенных росписей Древнего Египта

План 1 занятия

1.Организационный момент

2. Беседа - лекция

3. Составление эскиза работы

4. Подготовка ткани

5. Итоги

План 2 занятия

1. Организационный момент

2. Перевод рисунка на ткань, заполнение фона

3. Обводка рисунка резервом

4. Проработка бумажного рисунка в цвете

5. Итоги

План 3 занятия

1. Организационный момент

2. Цветовое решение работы

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Итоги

План 4  занятия

1. Организационный момент

2. Проработка деталей

3. Итоги

Подведение итогов занятий:

- С каким искусством вы познакомились?
- Что необычного в этом искусстве?
- Чем руководствовались художники, нанося свои изображения?
- Что еще нового и интересного вы узнали на занятиях?

Заключительный этап  
- Экспресс-выставка
- Оценивание работ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

(презентация)

2 слайд. Давайте посмотрим на фотографии. На них изображены древнейшие памятники Земли. Это древний Египет. Для нас он интересен своей таинственностью, восхищает красотой и не оставляет равнодушными.

Древние египтяне внимательно наблюдали за положением звёзд, луны и солнца – до нашего времени дошли древние легенды, объясняющие происхождение светил.

Происхождение мира египтяне пытались объяснить ежедневным появлением солнца на небосводе и ежегодным разливом Нила.

Немецкий египтолог Георг-Мориц Эберс (1837-1898) в своём романе «Уарда» так описывает Египет:

«К востоку по ту сторону гор эта пустыня тянется вплоть до Красного моря, а на западе она беспредельна, как вечность. Здесь, по верованиям египтян, начиналось царство смерти.

Между этими двумя горными кряжами, которые, словно крепостные стены, отражают яростные натиски песчаных бурь, стремительно налетающих из пустыни, величаво течёт полноводный Нил, несущий прохладу и плодородие, породивший многие миллионы живых существ и в то же время служивший им колыбелью. По обоим его берегам широко раскинулись поля, чернеющие плодородной землёй, а в водах его снуют всевозможные твари, одетые чешуёй или панцирем. На зеркальной глади его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяных птиц. Между прозрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливающие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чистое золото, когда приближается пора жатвы».

3 слайд. Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно  связан с миром живых.                                                   

Считалось, что души усопших, наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной из важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.

Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке; западный берег реки был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. Гробницы являлись своеобразными домами для умерших. С глубокой древности египтяне были убеждены, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне.

4 слайд. Древнеегипетская мифология

Древнеегипетская мифология сложна для понимания. Это связано с особенностью древнеегипетской мифологии, с тем, что одно и то же божество могло иметь разные имена. Этому есть множество причин. Во-первых, каждый ном (административный округ) имел своего бога-покровителя, одно и то же божество получало разные имена в зависимости от местности. Во-вторых, по этой же причине существовали разные версии одних и тех же мифов и сказаний. В-третьих, мифы и представления о богах изменялись с течением времени. В результате одно и то же божество имело несколько имён, которые зависели, например, от времени суток или от того действия, которое бог совершал. Сегодня нам известно более двух тысяч богов, которым древние египтяне поклонялись в разное время и в разных местах. Боги обладали индивидуальными чертами характера, они могли ссориться и бороться между собой, могли даже умереть, и эти представления древних очень важны – ведь если бог может ожить после смерти, то и люди после смерти тоже могут ожить, но уже в другом мире.

И так, кто же такие боги Древнего Египта?

Согласно мифу, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса. Младенец Ра от радости заплакал, и из его слёз, упавших на холм, появились люди. Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем является очень древним, оно встречается не только в египетской культуре, но и в других, более поздних. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.

В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей ХЕПРИ, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Соединившись с культом бога Ра, возникло представление, что Хепри – это молодой Ра, бог восходящего солнца. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мёртвых.

ШУ – бог воздуха и ветра, Бог Шу приносил освежающий северный ветер. Он изображался в виде человека с распростертыми крыльями, который держал в руках символы жизни и воздуха. Его изображения помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха.

ТЕФНУТ – бог влаги,

НЕХБЕТ – в облике самки коршуна в белой короне фараонов Верхнего Египта, Нехбет считалась символом Верхнего Египта, её имя вошло в титулатуру фараонов объединенного Египта. Эпитет Нехебт — «белая из Нехена». Нехебт почиталась олицетворением могущества фараона, считалось, что она обеспечивала ему победу над врагами. По этой причине Нехбе часто изображалась над фараоном с распростёртыми крыльями, либо кормящей фараона своей грудью.

УАДЖЕТ – в виде кобры в красной короне фараонов, Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

ГЕБ – бог земли, НУТ – богиня неба, Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу.
ТОТ – властелин времени,
ОСИРИС - бог возрождения, царь
загробного мира
СЕТ - бог ярости,
песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти

ИСИДА и НЕФТИДА,

АНУБИС,

ГОР.

5 слайд. Одежда, головные уборы, причёски, украшения и косметика.

Чтобы показать, как выглядели египтяне (одежда, причёски и головные уборы, украшения и косметика) надо обратиться к фрескам гробниц и храмов.

Росписи

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что в росписях отсутствует перспектива. Её заменяли расположением по поясам – то, что дальше, рисовали выше. Фараоны кажутся великанами, так как их изображали в три раза крупнее, чем всех остальных.

Существовали особые руководства для художников, например «Предписание для стенной живописи и канона пропорций». Это были строгие правила изображения предметов, животных и людей с точными пропорциями фигур.

Росписи имели магических характер, их выполняли не для мира живых, а для мира мёртвых. Строгие рамки канона были освящены религией, ведь изображение загробного мира носило ритуальный характер.

6 слайд. На стенах гробниц никогда не делалось изображение с натуры. Важно было каждую вещь показать не так, как видишь, а так, как знаешь, так, чтобы все характерные признаки были видны одновременно. Чтобы человека можно было узнать в мире мёртвых, человеческую фигуру изображали с разных точек зрения.

При изображении фараона или знатного вельможи необходимо было показать торжественную, почти неподвижную позу и соблюсти соотношение пропорций: стоящая фигура делилась сеткой на 18 частей, сидящая на 15.

Главные фигуры всегда изображались в неподвижных стоящих или сидящих позах; голову и ноги рисовали в профиль, грудь – в три четверти, плечи и глаза – анфас.

7 слайд. В изображении растений и животных художник чувствовал себя более свободным: тщательно выписывал ветки и листья деревьев, траву, цветы; орнитологи узнают на росписях удода, красногрудую казарку, сорокопута и других птиц. Интересны жанровые сцены: танцы, ловля рыбы, оплакивание мёртвых, военные действия, сельскохозяйственные работы.

8 слайд. Одежда древних египтян

 Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали лёгкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передники СХЕНТИ – повязку из широкого куска ткани, обёрнутую вокруг бёдер и закреплённую поясом. Схенти могли быть разных фасонов (показать). Схенти знатных людей изготавливали их плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.

И мужчины и женщины носили КАЛАЗИРИС – одежду, состоящую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.

На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшения платьев бисером или аппликацией, всё это позволяло сделать одежду более нарядной.

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса. 

9 слайд. Прически и головные уборы

Причёски знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Всё свободное население Египта, и женщины и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шёлковых нитей, волокон растений, окрашенных в тёмные цвета. Модными считались чёрно-коричневый и чёрный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближённые носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти.

Все сословия носили КЛАФТ – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был НЕМЕС – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего Египта – красной.

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать причёски и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, жёлтый и оранжевый цвета. Украшением причёски служили лобные повязки, обручи. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростёршей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы.

10 слайд. Декоративные изделия

В Древнем Египте добывали много золота, его было значительно больше, чем серебра, поэтому серебро ценилось дороже. Искусные ювелиры выполняли украшения-амулеты из золота, серебра, драгоценных камней. Главным украшением был широкий круглый воротник, похожий на солнце и состоявший из нескольких рядов разноцветных бусин. На многих предметах декоративно-прикладного искусства можно увидеть изображения скарабеев, солнечного диска, птиц, глаза, стеблей папируса, цветов лотоса, змей. Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

Косметика

Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. В гробницах найдено много туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики. Косметикой пользовались и мужчины и женщины. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

11 слайд. Этапы изготовления росписей.

Стена готовилась заранее, сглаживались неровности, всё покрывалось слоем штукатурки из тонкого размолотого известняка.

Работа художника начиналась с разметки композиции на стенах гробницы. На гладкую поверхность наносили сетку из квадратов, для этого в красную краску опускали верёвку и ею размечали на стенах линии, которые замазывали потом при раскраске рисунков. Краски были яркими и стойкими, их изготавливали из красителей на минеральной основе и разводили водой с добавлением клейкой смолы. Палитра была несложной: использовали белый и чёрный цвета, из которых при смешивании получался серый; охру красную (при смешивании с белым получали розовый); синий цвет, охру жёлтую, из них при смешивании получался зелёный.                                                

Краски наносились палочкой из волокнистого дерева с растрёпанным концом или кисточкой из травы или пальмовой коры, а смешивали краски в черепке или раковине.

Канон предписывал раскрашивать тела мужчин коричневым цветом, а женщин – жёлтым.

Своё мастерство художники показывали при передаче фактуры дерева, камня, шерсти животных и оперения птиц.

С большим искусством художник изображал белые одежды, создавая иллюзию прозрачной ткани, сквозь которую просвечивает тело.

12 слайд. Иерографическое письмо

Иерографическое письмо использовалось в Египте на протяжении более 3500 лет, начиная от первой династии и вплоть до христианской эпохи, и являлось одним из видов изобразительного искусства. Богом писцов, изобретателем письменности был бог ТОТ. В древнеегипетском языке понятия «писать» и «рисовать» обозначалось одним словом. Рисунок мог передавать сочетание звуков, которое составляло название предмета.

Египетское письмо содержало около 800 знаков. Почти каждый знак имел несколько значений, которые определялись контекстом фразы. Знак солнца кроме астрономического объекта мог обозначать также слово «свет»; изображение глаза могло означать глаголы «видеть» и «плакать»; знак горы мог иметь значение «пустыня». Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа налево или сверху вниз. Чтение надо начинать стой стороны, куда повёрнуты головы животных и людей.

Запись образовывала квадрат, слова не отделялись друг от друга, знаков препинания не было. Египтяне составили полный алфавит согласных, но обозначения на письме гласных практически не было.

Материалом для письма в Египте служил папирус, который изготавливали из сердцевины водяного растения. Папирусные свитки сохранили большую часть произведений египетской письменности. Долгое время их не удавалось расшифровать. Начало расшифровки было положено французским исследователем Франсуа Шампольоном в 1822 году.

Практическая работа «Древний Египет»

(техника «Батик»)

В этой работе надо будет отразить те моменты, которые больше всего запомнились из беседы.

  1. На листе формата 45х45см  выполнить композицию, соблюдая каноны построения фигуры человека.
  2. Прикрепить на подрамник (45х45см) ткань.
  3. Сначала вся ткань закрывается фоном, похожим по цвету на цвет папируса, стены гробницы, храма (для этого смешать жёлтую, немного красной и каплю чёрной краски). Фон закрашивается мазками.
  4. Когда фон высохнет, простым карандашом (без нажима) перевести рисунок на ткань.
  5. Обвести контур резервом.
  6. Выполнить рисунок в цвете, соблюдая все каноны.
  7. Нанести иероглифы, отделочные линии контурами или фломастерами.

Примечание

Фон лучше всего сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости).

В работах необходимо соблюдать основные правила рисования фигуры человека; голова и ноги - в профиль, грудь – в три четверти, плечи и глаза – анфас.  

При выполнении работы в цвете нужно помнить о палитре древнеегипетских художников и не использовать те краски, которые нарушают правильную цветовую гамму.

У женщин лицо по канону должно быть жёлтым, у мужчин красным.

Радужная оболочка глаз египтянина закрашивается вместе со зрачком чёрной краской. Когда глаза высохнут, то на радужной оболочке поставить яркий белый блик.

Чёрно-синей краской обвести глаза и брови так, как это делали египтяне.

Украшения (воротник, урей, серьги и др.) можно дополнить, приклеив бисер, фольгу, золотой жгут поверх ткани.

Любая практическая работа может быть дополнена изображением иероглифов.

Иероглифы удобнее сначала наметить карандашом, а потом выполнить в цвете. По выбору учащихся иероглифы могут быть цветными, а могут быть и чёрными.

Используемая литература

  1. Эрман А. «Жизнь в Древнем Египте» / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  2. М.В.Короткова «Культура повседневности. История костюма». М., Владос, 2002.
  3. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова «Методика преподавания уроков ИЗО по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М., Пед. университет «Первое сентября» 2007.
  4. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М., Академия, 2003
  5. Энциклопедия для детей «Искусство» М., Аванта+, 2004
  6. П.П.Гнедич «История искусств. Древний Египет и Древний Восток» М., «ЭКСМО», 2005

http://www.cross-roads.ru/

http://www.costumehistory.ru/ 

http://www.ancient-luxor.com/egyptian-life/thebes-life-of-ancient-egyptians-1.php

                                                                                                                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ и РЕМЁСЕЛ» муниципального образования города Братска «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» Гречина Любовь Юрьевна (преподаватель декоративно-прикладного отделения)

Слайд 2

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 2

Слайд 3

3

Слайд 4

РА – солнечный бог ШУ – бог воздуха и ветра ТЕФНУТ – бог влаги ГЕБ – бог земли НУТ – богиня неба ТОТ – властелин времени ОСИРИС – бог возрождения СЕТ – бог ярости БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4

Слайд 5

ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Художественная роспись ткани. Холодный батик. 7 класс

Данный план-конспект урока предназначен для выступления с компьютерной поддержкой в формате презентации на уроках технологии. Презентация позволяет показать методику проведения уроков по теме «Художес...

Мастер-класс по теме: "Художественная роспись ткани. Холодный батик"

В мастер-классе подробно описано поэтапное выполнение росписи ткани в технике "Холодный батик"...

Мастер - класс на тему "Художественная роспись тканей "Холодный батик""

Мастер – класс, позволяет приобрести и узнать необходимыезнания, по выполнению росписи по ткани в технике «холодный батик».Этот мастер – класс, может быть использован педагогам...