Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе

«Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись»

подготовила

учитель изобразительного искусства

Савцова Ирина Ивановна

Балашов 2011-2012 учебный год

Цели:

Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая:
Развитие  ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.

.Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.  

Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Шаблоны ваз
  4. Технологические карты росписи ваз

Зрительный и музыкальный ряд:

  1. иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа»;
  2. рисунки типов  греческих ваз;
  3. таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;
  4. презентация  «Греческая вазопись»;
  5. греческая народная музыка «Сиртаки» .

Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика;  вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов.                                                                                                                  6.Рефлексия

Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.


Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.

Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках

- Подумайте, что их объединяет.


- Прочитайте эти географические названия.
Г реция
Р оссия
Е гипет
о. Ц ейлон
И спания
Я пония

-Какую страну считают родиной всех понятий
 Грецию.
- А почему?


- Олимпиада была придумана греками
 - Театр зародился в Древней Греции
 - У греков богатая мифология
 - Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
 (показываю вертикально и горизонтально слово
Греция )

Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.


Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?

Ваза, чашка, кастрюля, вилка.


 Вилка.

 Почему?
Чем она отличается от всех этих предметов?


В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.


А как эти предметы можно назвать одним словом?
Правильно. Слова
«СОСУДЫ» и «ПОСУДА»-  на латинском  языке- «ВАЗЫ»

-
Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции?
- Конечно же это знаменитые античные вазы.

 В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»

 И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые
лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.


Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?

 - Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте

А почему украшали по разному?

Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.

И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.

Что же изображали на керамических вазах?


На древнегреческих вазах можно выделить
орнамент и картину – сюжетную роспись

 Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА

Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.

 Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.

На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА

А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.

Что же изображали на керамических вазах?

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!»,- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись

Задание

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.

.Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.


Физкультминутка.

 Итог урока
 Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)

.Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

  Выставка работ

Молодцы, вы хорошо потрудились!

Домашнее задание: Найти иллюстрации  к сказке Ш. Перро «Золушка».


Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.



Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе

«Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись»

подготовила

учитель изобразительного искусства

Савцова Ирина Ивановна

Балашов 2011-2012 учебный год

Цели:

Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая:
Развитие  ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.

.Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.  

Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Шаблоны ваз
  4. Технологические карты росписи ваз

Зрительный и музыкальный ряд:

  1. иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа»;
  2. рисунки типов  греческих ваз;
  3. таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;
  4. презентация  «Греческая вазопись»;
  5. греческая народная музыка «Сиртаки» .

Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика;  вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов.                                                                                                                  6.Рефлексия

Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.


Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.

Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках

- Подумайте, что их объединяет.


- Прочитайте эти географические названия.
Г реция
Р оссия
Е гипет
о. Ц ейлон
И спания
Я пония

-Какую страну считают родиной всех понятий
 Грецию.
- А почему?


- Олимпиада была придумана греками
 - Театр зародился в Древней Греции
 - У греков богатая мифология
 - Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
 (показываю вертикально и горизонтально слово
Греция )

Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.


Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?

Ваза, чашка, кастрюля, вилка.


 Вилка.

 Почему?
Чем она отличается от всех этих предметов?


В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.


А как эти предметы можно назвать одним словом?
Правильно. Слова
«СОСУДЫ» и «ПОСУДА»-  на латинском  языке- «ВАЗЫ»

-
Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции?
- Конечно же это знаменитые античные вазы.

 В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»

 И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые
лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.


Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?

 - Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте

А почему украшали по разному?

Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.

И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.

Что же изображали на керамических вазах?


На древнегреческих вазах можно выделить
орнамент и картину – сюжетную роспись

 Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА

Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.

 Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.

На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА

А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.

Что же изображали на керамических вазах?

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!»,- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись

Задание

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.

.Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.


Физкультминутка.

 Итог урока
 Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)

.Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

  Выставка работ

Молодцы, вы хорошо потрудились!

Домашнее задание: Найти иллюстрации  к сказке Ш. Перро «Золушка».


Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"

Данная образовательная технология позволит дать детям исчерпывающую информацию об изучаемой теме. С помощью презентации ученики совершат интересный экскурс в древнегреческую культуру. Презентация...

Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"

Данная образовательная технология позволит дать детям исчерпывающую информацию об изучаемой теме. С помощью презентации ученики совершат интересный экскурс в древнегреческую культуру. Презентация...

Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"

Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды" 1-й фрагмент...

«Декор и положение человека в обществе. Древняя Греция»

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему: «Декор и положение человека в обществе.  Древняя Греция»...