Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) на тему

Сидорова Ирина Николаевна

план  - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русские прялки...doc248 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по изо 5 класс.

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

             «Русские прялки».

          Цели: познакомить учащихся с отдельными предметами  крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре;  развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

        

          Оборудование и материалы: таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

        План урока

1Организационный момент.

2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3 Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4 Постановка художественной задачи.

5 Практическое выполнение задания.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

Ход урока.

1 Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

Русская народная песня  «Пряха».

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

           Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

          Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

          Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие.

                   В избушке, распевая, дева

                   Прядет, и зимних друг ночей,

                   Трещит лучинка перед ней,-    

Писал А. С. Пушкин.

              Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

              Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. . На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене.  Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

3 Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

( Сопровождается показом слайдов)

              Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.

Основные элементы прялки: 

  1. Городки
  2. Лопасть
  3. Серьги
  4. Ножка
  5. Донце  

Существует множество пословиц и поговорок о прядении: 

  1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  2. Прялка не Бог, а рубаху дает
  3. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  4. Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди не ленись" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

 4 Постановка художественной задачи.

 Выполнение эскизов элементов росписи прялки.

5 Практическое выполнение задания.

   Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека,- прялкой.

    .Назовите основные элементы прялки?

    .Какие виды прялок существовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс

Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....

Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Презентация предназначена в помощь учителям изобразительного искусства, работающим по Программе Б.Неменского в 5 классе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...