Анималисты.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Калиева Адэля Тахировна

Животные, анималист

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon animalisty.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

Цель: показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималистическим жанром искусства.

Задача: Рассмотреть анималистический жанр как вид изо искусства и отношение человека и животного. Закрепить тему. Провести практическую работу.

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд: Е.И. Чарушин. Иллюстрации.

Л. Дюрер. Носорог. Сфинкс.

В. Серов. Иллюстрация к басне Крылова «Квартет».

В. Ватагин. Пума.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с анималистическим жанром, покажем неразрывную связь человека и животного и проведем практическую работу на закрепление.

  1. Древний жанр (записать на доске)

- Ребята давайте вспомним, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.(Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты). Правильно - показываю иллюстрации.

-Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире? (Люди выплескивали свои эмоции, которые переполняли их на охоте. Изображая животных, человек передавал то необузданность зверя, то победу над ним человека.)

-Думаю, что не только эмоции воплощались в рисунки древних охотников. Животное – это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище.

        

- Вспомните какие изображения животных нам оставил древний мир? (В древнем Египте многих животных считали священными. У богов изображали звериные головы. Некоторые были в виде животных: сокола, павиана, шакала). Правильно – показываю иллюстрации.

-В древнем мире изображения животных были символичны. Что олицетворял Сфинкс?  (Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы) – Хорошо ребята. 

А вот в ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека (показываю), в греческой – кентавра (показываю). А что символизирует кошка и лев?( Кошка символизировала мудрость и грацию, лев – силу и ярость.) Молодцы ребята, мы с вами повторили древний мир.

        Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр, который получил название АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

Под запись в тетради - Анималистический жанр- это изображение художниками животных- Слайд 9.

        Многие художники-анималисты воспевают удивительный мир живой природы. Животные в произведениях В А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку ( высокомерие, суровость, сосредоточенность, тоска и многое другое)- СЛАЙД «ПУМА».

         Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных, между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными и близкими.

В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью – Слайд 11.

 У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно – Слайд12.

Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым – Слайд13.

Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором – Слайд 14.

-Вспомните эти произведения и образы животных. Сейчас мы с вами посмотрим сценку учащихся «Ворона и Лисица» Крылова. А вы определите, какими показал автор здесь животных.

Сценка учащихся: «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Анжелика:

   Уж сколько раз твердили миру,

   Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

   И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

   Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

   На ель Ворона взгромоздясь,

   Позавтракать было совсем уж собралась,

   Да позадумалась, а сыр во рту держала.

   На ту беду, Лиса близехонько бежала;

   Вдруг сырный дух Лису остановил:

   Лисица видит сыр, -

   Лисицу сыр пленил,

   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

   И говорит так сладко, чуть дыша:

   Карина:"Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки!

   Рассказывать, так, право, сказки!

   Какие перышки! какой носок!

   И, верно, ангельский быть должен голосок!

   Спой, светик, не стыдись!

   Что ежели, сестрица,

   При красоте такой и петь ты мастерица,

   Ведь ты б у нас была царь-птица!"

   Анжелика:Вещуньина  с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье сперло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во все воронье горло:

Надя: «КАРР»

  Анжелика: Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

-  в басне Крылова ворона какая? ( Дети - глупая, доверчивая),а Лиса?( Лиса – хитрая, изворотливая).А  какая обезьяна у Крылова   – хвастливая, вертлявая, а  медведь – неуклюжий, неловкий.

- Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» - Слайд 15.

        Художник придал героям – животным черты, свойственные людям.

        Художник писал, (Встает мальчик Тимур и читает) «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…»

        Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть дома любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.

        Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними.

        У каждого животного свой характер. Те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев, вспомнить интересные случаи, связанные с ними, смешные истории.

А сейчас ребята вы должны изобразить животное, можно дикое или домашнего питомца. А кому то из вас я дам написать мини – сочинение о своем любимце. Приступаем.

Практическая работа.

  1. Написать сочинение – эссе о своем домашнем питомце.
  2. Изобразить выбранное животное.

Итог урока: Вот и подошел к концу наш урок ребята. Сегодня он был связан и с литературой, когда мы смотрели басню и с русским языком, когда писали сочинение, так что же нового мы сегодня с вами узнали?(Что такое анималистический жанр? Почему человек должен беречь животных?).

Домашнее задание: Выполнить наброски домашних животных в различном эмоциональном состоянии, т. е. вы же видите когда животное радостное или грустное, задумчивое  или агрессивное. Вот любые эмоциональные состояния питомца вы должны показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анималисты.

Животные, анималист...

Проект - художники-анималисты.

Проект - художники-анималисты....

Художник-анималист Кондаков Николай Николаевич

Творчество  российского художника-анималиста, зоолога и путешественника Кондакова Николая Николаевича ...

Методическая разработка урока: "Евгений Чарушин-художник-анималист".

Методическая разработка урока,посвященная деятельности Евгения Чарушина,как художника-анималиста.На уроке ученики знакомятся с необычным методом изображения животных,который использовал художник в сво...

Презентация к уроку: "Евгений Чарушин-художник-анималист".

Презентацию можно использовать для иллюстрирования урока : "Евгений Чарушин-художник=анималист"....