Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Шагаева Наталья Юрьевна

Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_risovaniya_v_4_klasse.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок рисования в 4 классе

Учитель: Шагаева Наталья Юрьевна

Тема урока: "Орнамент в русском народном костюме". 

Материалы к

уроку.

Для учащихся:

Акварель, гуашь, листы формата А3, альбом, кисти

Материалы к уроку.

Для учителя:

Пособия с изображением русской народной одежды, пособие с элементами символики народного искусства, вышитые полотенца, музыкальное сопровождение (русск. нар. мелодия.)

Ход урока

1.

Тема урока

Цель

2.  Отработка техники выполнения элементов

3.

Групповая работа.

4.

Индивидуальная работа.

Чем мы обычно занимаемся на уроках ИЗО?

- Изображаем;

- Понимаем, учимся рассуждать.

Я - человек.

Я - живу на этой Земле.

Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.

Я - как часть народа

Как часть Родины.

Что общего у этих слов?

Общий корень - род.

Что он означает?

Несколько поколений, которые идут от одного предка.

НАРОД, РОДИНА, РОДНЫЕ, РОДИТЕЛИ

Как говорили в народе

- Не родись красивой, а родись счастливой.

- Где кто родился, там и пригодился.

А где еще есть корни?

- у растений.

Чем крепче корни, тем сильнее растение. Так и человек будет сильнее духом, если он помнит и почитает своих предков, знает и соблюдает традиции своего народа.

(звучит фрагмент русской народной музыки)

- Дети, а вы заметили, какая звучала музыка?

- Русская кадриль. Ее танцевали девушки и парни.

- А кто знает, как одевались на Руси 200-300 лет назад?

(сарафан, рубаха)

- Можете ли вы, по костюму определить национальность человека?

(показываю японское кимоно)

- Где вы встречали русский национальный костюм?

(музей, книги)

Национальную одежду носили на Руси вплоть до 17 века, но сохранилась она у крестьян до наших дней, как праздничный наряд.

Давайте рассмотрим сарафан и рубаху.

Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда.

Характерным покроем сарафанов являются косые клинья, вставленные по бокам 2-х прямых полотнищ ткани. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Название его: "косоклинный распашной".

Покрой другого сарафана чрезвычайно прост. Он сшит из прямых полотнищ, собранных на груди под обшивку без застежки. И удерживался на лямках. Такой сарафан получил название "прямой" или "круглый".

Сарафаны носили с рубахами.

РУБ - кусок ткани.

Мужские рубахи были короче, чем женские.

Что делает эту одежду, нарядной и праздничной?

(украшения, узор, цвет)

- А какой цвет преобладает? (красный)

(красна девица, красно - солнышко).

КРАСНЫЙ - значит красиво.

"ЗНАЧЕНИЕ ОРНАИЕНТА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЕ"

Мы сегодня познакомимся с элементами орнамента русского костюма, и попробуем украсить ими сарафан и рубаху.

Вы знаете, что такое орнамент?

ОРНАМЕНТ - украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов: геометрических, растительных и животных.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности.

Орнамент старше всех произведений искусства.

Многие элементы древнего орнамента связаны с представлениями древнего человека об устройстве мира.

Наши древние предки - славяне, были издавна земледельцами. Вот почему их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗЕМЛЮ, воспринимал их, как живые существа, верил в добрые начала природы. Это отразилось не только в песнях, плясках, сказках, но и нашло отражение и в своеобразии костюма.

Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир образной символики народного искусства.

- это знаки земли.

Возьмите свои кисти и попробуйте нарисовать эти символы у себя в альбоме.

По представлению предков, земля была словно живым существом. Она по матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала его, радовалась вместе с ним добрым всходам злаков, изобилию урожая.

А вот другой символ.

Как вы думаете, чтобы он мог означать?

Правильно - это обозначение воды

Нарисуйте его. Без воды замирает жизнь.

- А как бы вы изобразили символ СОЛНЦА?

Солнце для земледельца - это, прежде всего свет, тепло. Это богатый урожай, а значит и достаток, благополучие.

А вот так солнце изображали древние люди.

Нарисуйте эти знаки в альбоме.

- Это знаки плодородия. Символизируют засеянную пашню.

Вся жизнь человека была связана с Землей - кормилицей. - Это древо жизни. Условное изображение растений. Обозначает плодородие земли.

А вот перед вами более сложный элемент народного орнамента.

Птица с пышным лучистым хвостом. В народе ее называли " пава ". Птица в народном искусстве была символом

света и тепла. Именно она по представлению наших предков, приносила на крыльях весну - красну.

Жаворонушки мои матушки, Принесите нам

Прилетите к нам, Весну теплую, лето красное.

Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны, и

матери - земли, и матери всей природы.

Мы попробовали рисовать отдельные элементы, а теперь я расскажу вам, как они размещались на одежде.

Рассматривается пособие с изображением сарафана и рубахи.

1. Что у нас внизу? - земля.

- Низ рубахи и сарафана украшались знаками земли.

2. На земле растут растения.

- Середина сарафана и рукава рубахи украшались растительным орнаментом.

3. В верхней части одежды мастерицы вышивали солнечные знаки

- Горловина рубахи и грудь сарафана украшались солярными знаками.

Давайте попробуем соединить элементы в орнамент. И в группах по 3 чел. украсить сарафан и рубаху.

1-й украшает нижнюю часть сарафана

2-й украшает среднюю часть

3-й украшает рукава

Несколько работ сделанных в группах - рассматриваем и анализируем вместе с детьми.

Итог: все группы поработали хорошо. Запомнили, как размещали символы на одежде наши предки и правильно изобразили их в своих рисунках.

Вы попробовали работать в группах сообща, помогали друг другу, находили общее решение, а теперь попробуйте каждый свои силы в украшении одежды самостоятельно.

Мы с вами украшаем одежду. А знаете ли вы, как в народе называют одежду?

Оболочка. А одеваться, значит облачаться. Одежду часто в крестьянской семье носило несколько поколений, ее передавали, как самое ценное.

Для человека она представляла большую ценность, так как вбирала в себя все жизненные ремесла: и ткачество, и вышивание, и шитье, и плетение.

Одежду в крестьянской семье не выбрасывали. Из старых рубах шили одежду детям. Ребеночек, одетый по взрослому, должен и жить как взрослый.

Из поколения в поколение передавалось мастерство и традиции изготовления и украшения костюма.

Готовя свое приданое и подарки своему жениху, девушка рано садилась за ткацкий станок и пяльцы. В узорах старалась выразить свои пожелания и мечты.

На горе то стоит елочка.

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме.

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису и по бархату.

Она шила, красна девица,

И по белому да коленкорчику,

По атласной алой ленточке,

Шила девица приданое,

Что приданое немалое.

Ребята давайте посмотрим, что у вас получилось.

Выставляются детские работы.

(Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки).

Подведение итогов:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Что такое орнамент?

Как называли в старину одежду?

Почему люди украшали свою одежду?

Что вам больше всего понравилось?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский народный костюм"

Урок – путешествие, на котором учащиеся продолжают  знакомство  с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны, учатся различать «сарафанн...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Конспект урока по ИЗО 4 класс - «Русский народный костюм»

Цель урока - формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и ...