Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Гусева Оксана Сергеевна

 

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.

На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакивание кистью (рисование листьев рябины) и рисование пальчиками или пальцеграфия (рисование ягод рябины), развивающие мелкую моторику рук, вызывающие интерес к творчеству.

Примакивание  - это способ примакивания кисти к поверхности листа бу­маги разными способами (кончиком кисти, всей кистью) для получения разных отпечатков. Приём примакивания позволяет детям почувствовать изобрази­тельный материал, его свойства —яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выра­зительное средство.

Обмакиваем кисть в краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в один цвет, а её кончик в другой и приложить к бумаге.

Рисование пальчиками - это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бу­маги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боко­вой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчи­ковый прием позволяет детям органично почувствовать изобрази­тельный материал, его свойства — вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выра­зительное средство.

Ребенок опускает в гуашь или акварель пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.

        

         Данный вид занятия может проводится как тематическое так и как рисование с натуры.

 

         Источниками практического опыта, положенного в основу методической продукции являются комплексные занятия программы художественно-эстетического направления «Радуга».

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

Павлово-Посадский муниципальный район Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детский эколого-биологический центр

(«МОУ ДОД ДЭБЦ»)

Методическая разработка

Конспект занятия из блока «Мир природы»

На тему:

«Дары природы». Веточка рябины.

(для детей 5-6 лет)

педагог  дополнительного образования

Гусева Оксана Сергеевна

 

2011-2012уч. год

Тема: «Ветка рябины»

Цели занятия:

  1. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.
  2. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
  3. Закрепить прием примакивания.
  4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Материал  для занятия:

  1. альбомный лист бумаги;
  2. дополнительный лист, размер 1/2 А4;
  3. набор гуашевых красок или акварели;
  4. кисть;
  5. стаканчик с водой;
  6. влажная салфетка
  7. фартук;
  8. гроздь рябины — натура или фотоиллюстрация.
  9. наглядные пособия – картинки с изображением осеннего леса,  дерева рябины.

Предварительная работа: наблюдения за рябиной во время прогулок, рассматривание иллюстраций, прочтение стихов.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Педагог. Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.

Осень

Осыпается весь наш бедный сад,

 Листья пожелтевшие по ветру летят;

 Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

 Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                                                                     А. Толстой

Педагог. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.

Загадка

Осень в сад к нам пришла,

 Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

                                  (рябина)

Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от ряда недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.

2. Практическая часть

Педагог предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми рисунками с ее изображением.

Педагог.  Ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнутьего к поверхности листа. Атак как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.

Дети упражняются в приеме примакивания пальчиков на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.

        

Педагог. Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся кисточкой и вспомним приём примакивания кистью. Берём кисть, обмакиваем её, например,  в желтую краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в жёлтый цвет, а её кончик в оранжевый и приложим к бумаге. Сначала печатаем листики с одной стороны черенка, а затем с другой добавляем им парные и один непарный – наверху черенка.

Дети упражняются в приеме примакивания кисти на дополнительном листе, затем моют кисть.

        

Физкультминутка

«Рябина»

На тропинке — тень, солнечная сетка.               Поднять руки вверх, покачать ими влево-                                                                                            

                                                                                  вправо.                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Через тын, через плетень свесилась ветка         Наклониться вниз, руки — к носкам ног.

Прибегу,                                                           Легкий бег.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Прискачу,                                                         Прыжки на месте с ноги на ногу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      На носках привстану,                                        Привстать на носках. 

                                                                                                                                                                                   Ветку за косы схвачу, ягоды достану.                Хватательные движения руками                     поочередно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

У плетня посижу и на шелковинку                      Присесть, руки — на колени.

Осторожно нанижу ягоду-рябинку                      Имитация движения — нанизывание ягод на            ниточку                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Бусы горькие надень, веточка, ветка!                  Встать, «надеть» бусы на шею.

На тропинке — тень, солнечная сетка.                Хлопки в ладоши.

Е. Благинина        

Отработка приема выполнения ягод и листочков

Далее дети выстраивают композицию на подготовленном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, затем приемом примакивания кисти  изображают листики, пальчиками – ягоды.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно рисовали, и правильно использовали краски,  своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.

3. Итог занятия

Педагог. Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая!

Физкультминутка

 «Рябинка»

На холме стоит рябинка,                  Потягивания — руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете —          Вращение туловищем вправо-влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется,                Наклоны в стороны.

Не печалится — смеется.

Вольный ветер грозно дует              Дети машут руками, изображая ветер.

На рябинку молодую.

Устраивается мини-выставка детских работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб: Детство-Пресс, 2002. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Загадки, скороговорки, считалки. Любимые страницы. — Смоленск: Русич, 1999.
  3. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. — М.: Эксмо, 2007.
  4. Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес». —М.: АСТ, 1998.
  5. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  6. Максимова Н.М. и др. Рисование для детей дошкольного возраста: учебно-методический комплект. - М.: АСТ, 1997.
  7. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.
  8. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - повсюду. -Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
  9. Паскаль М.В., Сичкорез С.А. Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования. — Центр методологии творчества И НТАЛ, 1995.
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под редакцией Казаковой Р.Г. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  11. Топалова Е.П. Художники с пеленок. -- М.: Айрис-Пресс, 2004.
  12. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». - М.: Гном и Д, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Дары природы 1 (осень)"

Данное пособие предназначено для использования на уроках с детьми со сложной структурой дефекта. Содержит картинки высокого качества....

Презентация на тему "Дары природы - 2 (осень)"

Данный материал предназначен для использования на уроках с детьми со сложной структурой дефекта в начальной школе....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"

На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей с ТМНР

КОНСПЕКТКОМПЛЕКСНОГО ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ...

Конспект открытого занятия на тему: «Дары осени. Веточка рябины.»

Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. Материалы данного конспекта помогут совместить воспитание,обучение и игру. Принцип данной нетрадиционнной техники заключается в создании лепно...