"Многофигурная композиция. Танцы народов мира. Индия"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Тютюник Елена Александровна

Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся изображению пропорций фигуры человека, а именно, при изучении темы «Человек в движении», для того, чтобы показать движения тела, пластику человека более ярко, не останавливаясь только на таких движениях, как бег, ходьба, с целью вызвать большую заинтересованность к выполнению практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по изобразительному искусству в 7 классе

Тема «Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»»

(информационные технологии)

Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся изображению пропорций фигуры человека, а именно, при изучении темы «Человек в движении», для того, чтобы показать движения тела, пластику человека более ярко, не останавливаясь только на таких движениях, как бег, ходьба, с целью вызвать большую заинтересованность к выполнению практической работы.

Цель: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, рисование человека с передачей характерного движения, ознакомление с танцами народов мира.

Задачи: Познакомить учащихся с индийским танцем и его особенностями; учить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции; развивать пространственное мышление; воспитывать интерес к культуре других стран и народов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока:

Организационный момент. (0,5мин)

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Чтение стихотворения:              «Где взгляд, там жест,

Где жест, там чувство,
Где чувство, радость и любовь.
Все это тайна жизни бесконечной,
А танец вечен как любовь...»

Сообщение темы урока. (0,5мин) (слайд 1)

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Человек в движении» и поговорим о движении человека в танцах, а именно в танцах народов мира.

Введение в тему. Беседа. (4мин)

Танец – мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура – в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени и в пространстве. Как вы понимаете, что такое танец? (ответы учащихся).

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Иными словами танец – это движения тела человека. И в разных танцах эти движения будут различными.

         А какие танцы известны вам? И каковы их отличительные черты? (ответы учащихся). (Балет, степ, вальс, танго, фламенко, самба, румба, фокстрот, сальса, R&B, канкан, танец живота, национальные танцы и т.д.).

        Танцев очень много, но мы с вами сегодня познакомимся подробнее только с одним. А чтобы узнать с каким именно, мы с вами отправимся в путешествие. (слайд 2). Вот мы с вами и совершили посадку, и где же мы оказались? (слайд 3) Смотрите, какое здание, а вам оно не знакомо? Может, кто знает, где оно находится? (ответы учащихся).

Это Тадж-Махал – мавзолей в Индии – усыпальница любимой жены властителя Индии Шах-Джехана. Он был построен между 1632 и 1653 годами. Скажите, к какому виду изобразительного искусства относится данное творение? (ответы учащихся). Архитектура.

Этот мавзолей – яркий образец восточной архитектуры, он неподражаем и сказочно прекрасен. В зависимости от времени дня и соотношения света и тени он меняет свой облик и по-разному воздействует на наблюдателя.

Итак, значит, мы прилетели в Индию, и соответственно знакомиться будем с индийским танцем.

Изучение нового материала. (5-6мин)

1. Беседа по теме.

А что вы можете сказать об индийском танце? (ответы учащихся). Красивый своеобразный танец, также поражающий своей необычайностью.

С каким танцем он похож, и чем отличается? (ответы учащихся). С танцем живота имеет некоторые сходства и различия в движениях и нарядах.

2. Заслушивание сообщения учителя «Из истории индийского танца».

Пальму первенства за звание древнейшего танца на Земле могут оспаривать два больших восточных направления – танец живота и индийский классический танец. (слайды 4-9)

У каждого народа Земли есть свои танцы, они являются неотъемлемой частью любого народного праздника. Наверное, одни из самых загадочных и волшебных танцев — это танцы Индии. Индия – одна из немногих стран мира, где танец сохранился почти таким, каким он был в глубокой древности...

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно – значит не сказать вообще ничего. Помимо отличной физической подготовки, необходимо еще освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии, ибо изначально индийский танец – танец религиозный, это ритуал.

Но и в Индии существуют несколько разновидностей танца. Три южноиндийских стиля (бхарата-натьям, кучипуди и одисси) в общем и целом имеют много похожих моментов (требуют большой физической выносливости, исполняются в глубоком приседе, только под южноиндийскую музыку карнатак), а также и массу отличительных особенностей, присущих каждому из стилей. Самый популярный из них, конечно же, бхарата-натьям. Еще два вида классических индийских танцев – манипури и катхакали, практически неизвестны российским почитателям. Стиль мохиниаттам, относительно недавно причисленный к классическим, только-только начинает исполняться отдельными последователями.

Из всех стилей индийского классического танца, Бхарата-натьям считается самым древним. Бхарата-натьям (переводится как "индийский танец") - танец-молитва, танец-разговор. Слово "бхарат" складывается из трех слогов:

"бха" значит "бхав" (чувства) или актерское мастерство,

"ра" значит "рага" (мелодия),

"та" значит "тал", или ритм.

Т.е. в этом танце история рассказывается при помощи чувств, мелодии и ритма.

Исполнители бхаратнатьям одеты в сари или дхоти. (слайд 10). Дхоти оборачивают вокруг ног, оно покрывает тело сзади и перекидывается вперед  и закрепляется на талии с помощью пояса. Между обеими ногами помещается гофрированная материя, напоминающий китайский веер, раскрывающийся во время танца. Волосы и дхоти украшают белыми и оранжевыми цветами, а на лоб надевают украшения, и рисуют круглое пятнышко, ноги и руки  украшены браслетами и кольцами, уши – серьгами, и т.д. (слайд 11).

Искусство абхинайя – искусство драматического артиста, позволяющее передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы, 26 движений глаз, 6 положений бровей, движения шеи. Вот, например, некоторые из них:

тирлонната - движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества);

вира - сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
ресита - брови кокетливо приподняты (любопытство);
пракамрита - шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа) и т.д.

Все они подчинены общей задаче - максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия.

Индийский классический танец знаменит языком жестов - хаста мудра (санскритск. хаста - кисть руки, мудра - символ, знак, жест). (слайд 12). Несколько напоминающий сурдоперевод, этот язык универсален и способен трактовать – пояснить значение практически любой песни. Также кисти рук у индианок украшают росписью. Искусство росписи хной  называется Менди. (слайд 13).

Физкультминутка. (2мин)

Некоторые специалисты говорят о целительном воздействии на организм человека той или иной комбинации пальцев в связи с тем, что на наших ладонях находятся масса точек, а хаста мудра - определённое воздействие на эти центры... Любой терапевт вам скажет, что для развития некоторых отделов головного мозга крайне полезны занятия гимнастикой для пальцев, разнообразные движения пальцами... Индийские танцоры говорят: «Пока есть гибкость в пальцах, есть молодость».

Вот и мы с вами сейчас попробуем поработать руками, подражая индийским танцовщицам. (слайд 14)

Актуализация знаний учащихся. (2мин)

А сейчас давайте вспомним, как мы рисовали фигуру человека? Какие существуют правила при изображении фигуры человека? Для чего нужно соблюдать пропорции фигуры человека при изображении? (ответы учащихся).

Сегодня на уроке вам предлагается выполнить зарисовки фигур нескольких человек в движении.  Мы с вами вспомнили, что необходимо соблюдать при изображении человека, а также вы сегодня много всего прослушали и увидели, и у каждого что-то отложилось в памяти. В ваших работах вам нужно будет решить общую согласованность положения фигур (композицию), их индивидуальные особенности.

Практическая работа. (22-23мин)

Задание: выполнить зарисовки фигур нескольких человек при исполнении индийского танца без обязательной прорисовки лица, т.е. постараться передать определенные движения.

Целевые обходы учителя:

Контроль за организацией рабочего места.

Контроль за правильностью выполнения приемов работы.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Итог урока. (3мин)

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя. (слайд 16)

Вы, молодцы! Ваши работы показывают, что, несмотря на то, что фигуры в некоторых не проработаны полностью, вам все же удалось изобразить движение фигур в танце. Конечно, это не означает, что вы в совершенстве освоили приемы изображения людей. Над этим нужно много работать, и вы только в начале пути. Развивайте свою наблюдательность, работайте над техникой и тогда добьетесь результатов. Ну, а теперь нам пора в обратный путь, домой.

Обсуждение вопросов:

Понравилось ли вам наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? Что произвело более яркое впечатление на вас?

Хотели бы вы изучить технику индийского танца? Почему?

Смотрели ли вы индийское кино? Чем оно отличается от нашего?

Почему в индийских фильмах много песен и танцев?

Как вы думаете, легко ли научиться «танцевать» (в полном смысле этого слова)?

Выставление оценок.

Список использованной литературы:

Большая Российская энциклопедия. Т.11. – М.: Научное изд-во «БРЭ», 2008.

Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2001.

Большая детская энциклопедия. – М.: «РОСМЭН», 2006.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы народов мира

История возникновения танцев. Историко-бытовые танцы. Описание и историческое значение некоторых танцев....

Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"

Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...

Ансамбль Весна. Танцы народов мира

Программа: "Ансамбль Весна. Танцы народов мира"...

Ансамбль Весна. Танцы народов мира

Рабочая программа дополниетльного образования: Ансамбль Весна. Танцы народов мира...