Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;
Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Тематическое планирование.
Количество часов по программе 34 , количество часов в неделю 1 , количество часов на региональный компонент 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_klass.docx | 86.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цели образования по предмету: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;
формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;
развивать умения и навыки работы с различными изобразительными' материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;
формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;
расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;
продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.
Особенности рабочей программы: данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;
Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Количество часов по программе 34, количество часов в неделю, 1 количество часов на региональный компонент 5
Распределение часов по темам:
№ п/п | Название темы | Количество часов по рабочей программе | ||||||
Количество часов | ЦОКД | ИД | ДПД | ХКД | ХТД | РК | ||
1 | Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве | 8 | 8 | 5 | 3 | 1 | ||
Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта | 3 | |||||||
Сияние цветущей природы на лаковых подносах | 2 | |||||||
Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве | 3 | |||||||
2 | Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира | 8 | 8 | 2 | 3 | 2 | 1 | |
Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира | 5 | |||||||
Праздник встречи Нового года в культуре разных народов | 3 | |||||||
3 | Исторические реалии в искусстве разных народов | 10 | 10 | 6 | 4 | 2 | ||
Каменные стражи Русской земли | 4 | |||||||
Прославление женщины в искусстве народов мира | 2 | |||||||
Народный костюм в зеркале истории | 2 | |||||||
Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры | 2 | |||||||
4 | Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни | 8 | 8 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве | 4 | |||||||
Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова | 2 | |||||||
Весеннее разнообразие природных форм в искусстве | 2 | |||||||
ИТОГО | 34 | 34 | 17 | 11 | 3 | 3 | 5 |
Формы, методы работы: диалоги об искусстве, уроки графики, изобразительного творчества, живописи, декоративного творчества, скульптуры, народного творчества, народного творчества с элементами художественного конструирования. Индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
Условия реализации рабочей программы:
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 6 класс: методическое пособие/- Москва, «Просвещение», 2008 год. Учебник : Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2009.
№ п/п | Название темы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||||||||||||||||||||
цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | ||||||
1 | Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве | 9 | 9 | 5 | 3 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира | - | - | - | 1 | - | - | - | 7 | 7 | 3 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 | Исторические реалии в искусстве разных народов | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 10 | 6 | 4 | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - |
4 | Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8 | 8 | 5 | 1 | 2 | - | 2 |
Всего | 9 | 9 | 5 | 4 | - | - | 1 | 7 | 7 | 3 | 2 | 2 | - | - | 10 | 10 | 6 | 4 | - | - | 2 | 8 | 8 | 5 | 1 | 2 | - | 2 | |
Содержание программы
6 класс
Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры.
1-я четверть: Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве
Блок 1. Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта (3 ч)
Осенний букет (2 ч)
Диалоги об искусстве. Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композициионных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей.
Уроки живописи. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления (лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, бумага.
Многоцветие цветов в декоративной росписи (1 ч)
Диалоги об искусстве. Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей, контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России.
Урок декоративного творчества. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок.
Изобразительные материалы: акварель, бумага, гуашь.
Примерный перечень произведений искусства: графика — П. Филонов. «Цветы»; Е. Крутикова. «Георгины» (монотипия); С. Никиреев. «Яблоня цветет»; живопись — Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Цветы»; Я. ван Хейсум. «Натюрморт с цветами»; Я. Давиде де Хем. «Натюрморт с букетом цветов»; В. Ван Гог. «Подсолнухи»; П. Гоген. «Подсолнухи»; Э. Мане. «Ирисы»; П. Сезанн. «Букет цветов в вазе»; М. Сарьян. «Цветы калаки»; А. Дейнека. «Гладиолусы»; С. Герасимов. «Колокольчики»; А. Головин. «Флоксы»; И. Грабарь. «Хризантемы»; народное и декоративно-прикладное искусство — образцы изделий Гжели, Дулева, ломоносовский фарфор, цветочные росписи на фарфоре из разных регионов России (изделия и фотоматериалы музейных коллекций или семейной посуды).
Блок 2. Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 ч)
Искусство Жостова и Нижнего Тагила (1ч)
Диалоги об искусстве. Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность.
Урок народного творчества. Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов.
Изобразительные материалы: гуашь, бумага.
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса (1 ч)
Диалоги об искусстве. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи.
Урок народного творчества. Эскиз росписи подноса. Композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов.
Изобразительные материалы: гуашь.
Произведения лакового промысла: жостовские и нижнетагильские подносы разной формы, композиции.
Блок 3. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч)
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве (1ч)
Диалоги об искусстве. Осенины — цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника.
Урок графики. Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд.
Изобразительные материалы по выбору учащихся.
Жатва (2 ч)
Диалоги об искусстве. Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра.
Уроки изобразительного творчества. Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», «В поле», «Последний сноп», «Завтра праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете.
Изобразительные материалы: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского»; живопись —Й. Брей Старший. Деталь росписи алтаря «Монахи цистерианцы на жатве»; П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос»; И. А. Рамбу. «Адам и Ева после изгнания из рая трудятся в поте лица»;
Н. Пуссен. «Лето» (Руфь и Вооз); Ж. Ф. Миле. «Сборщицы колосьев»; фрагмент фрески «Жатва» из церкви Ильи Пророка в Ярославле; А. Венецианов. «Жницы», «Жница», «Гумно»; 3. Серебрякова. «Жатва», «Две крестьянские девушки»; Н. Гончарова. «Жатва»; В. Иванов. «Рязанские луга»; И. Клычев. «Праздник урожая», «Завтра праздник»; В. Попков. «Полдень»; скульптура — каменный рельеф «Жатва» в цокольной зоне собора Нотр-Дам в Амьене; народное и декоративно-прикладное искусство — витражи соборов Нотр-Дам в Париже, Реймсе, Шартре, Страсбурге; традиционный народный костюм различных регионов (фото, видеоматериалы, образцы одежды из музейной коллекции или семьи); музыка — И.-С. Бах. «Ты шуми, зеленый бор» (русский текст С. Гинзбурга); К. Дебюсси. «Празднества»; литература — стихотворения А. Кольцова,И. Никитина, Н. Некрасова, Н. Рубцова; М. Пришвин. «Кладовая солнца».
2-я четверть: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира
Блок 4. Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего , мира (5 ч)
Растительный орнамент Древнего Египта (1 ч)
Диалоги об искусстве. Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета.
Урок народного творчества. Зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента.
Изобразительные материалы: тонированная или белая бумага, гуашь.
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта (1 ч)
Диалоги об искусстве. Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Урок народного творчества. Зарисовки - повтор отдельных зооморфных мотивов: жука-скарабея, сокола, шакала. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов.
Изобразительные материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.
Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции (1ч)
Диалоги об искусстве. Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками-керамистами. Использование различных орнаменталь-
ных мотивов в росписи современной керамики.
Уроки народного творчества. Зарисовки - повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись). Передача характерных элементов орнамента (меандр, волюта, пальметта).
Изобразительные материалы: простой карандаш, кисть, тушь, бумага
Современный керамический сосуд в твоем исполнении (2 ч)
Диалоги об искусстве. Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Проектирование объекта (вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм — пластиковых упаковок) и роспись его по орнаментальным мотивам древнегреческого или древнеегипетского искусства. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту.
Изобразительные материалы: пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть.
Примерный перечень произведений искусства: декоративно-прикладное искусство — сокровища гробницы Тутанхамона (альбомы); орнаментальные композиции в декоре архитектуры и предметов быта Древнего Египта; амфоры с чернофигурной и краснофигурной росписью мастеров вазописи Древней Греции; произведения современных художников декоративно-прикладного и народного искусства России (балхарские сосуды).
Современные мультимедийные технологии обучения: курс «Компьютерная графика и дизайн» (фрагменты по выбору учителя).
Блок 5. Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч)
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов (1 ч)
Диалоги об искусстве. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность — черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты.
Урок графики. Вариант 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних карнавальных костюмов разных национальностей, масок. Использование цветного пятна как средства выразительности. Вариант 2. Зарисовки украшения елки, новогоднего стола, сувениров и подарков (символика восточного календаря).
Изобразительные материалы: бумага, акварель, гуашь, фломастер и др. (по выбору учащихся).
«Новый год шагает по планете...» (1 ч)
Диалоги об искусстве. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах.
Урок живописи. Выбор сюжета для коллективной композиции на темы «Новогоднее шествие», «Карнавал», «Фейерверки на площади» и т. д. Передача новогоднего настроения, красочности, необычности действий, характерных для одного из народов планеты (на выбор), в день встречи Нового года. Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника, — смелых линий, многоцветных мазков, пятен. -
Изобразительные материалы: бумага, гуашь, тушь, цветные мелки и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — эскизы костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н./Пмтааровой; народное и декоративно-прикладное искусство маски различных народов мира (Африка, Мексика, Италия, Россия и др.).
3-я четверть: Исторические реалии в искусстве разных народов
Блок 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч)
Каменные стражи Русской земли (1 ч)
Диалоги об искусстве. Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России.
Урок графики. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной специфики архитектуры.
Изобразительные материалы: гуашь, мелки, фломастеры, бумага.
Рыцарский замок в средневековой Европе (1 ч)
Диалоги об искусстве. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города.
Урок графики. Зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги.
Изобразительные материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая или цветная.
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря (1 ч)
Диалоги об искусстве. Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства.
Урок графики. Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина —богатыря.
Изобразительные материалы: тушь, перо, фломастеры, бумага.
Батальная композиция (1ч)
Диалоги об искусстве. Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.
Урок изобразительного творчества. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.
Изобразительные материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.
Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюры из манускрипта Изабеллы Кастильской «Рыцарская хроника»; историческая французская миниатюра; древнерусская миниатюра в Радзивиловской летописи, Летописном своде; А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям; Г. Доре. Иллю-
страции к роману Сервантеса «Дон Кихот»; В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», иллюстрации к «маленьким трагедиям» А. С. Пушкина; Н. Гончарова. «Русские воины»; живопись — П. У. Льюис. «Сдача Барселоны»; С. Мартини. «Гвидриччо да Фольяно»; В. Карпаччо. «Портрет рыцаря»; А. Мантенья. «Святой Георгий»; К. Карри. «Рыцарь Запада»; В. Васнецов. «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; П. Корин. «Александр Невский», «Сполохи» (триптих); архитектура — замок Алькосар, замок Харлех в Уэлсе, замок Вартбург близ Эйзенаха в Тюрингии; собор Сен-Лазар в Отэне (Франция), собор в Вормсе (Германия), собор Парижской Богоматери, собор в Шартре (Франция); кремлевские постройки в Москве, Ростове Великом, Нижнем Новгоро-
де, Смоленске и др.; скульптура — каменный рельеф на златоверхом Михайловском монастыре в Киеве, деревянное резное и каменное изображение святого Георгия на коне (Ростов Великий, Смоленск, Москва и др.); Ф. Толстой. «Бой при Малом Ярославце» (барельеф); народное и декоративно-прикладное искусство — фигура из шахмат короля Карла Великого в виде франкского воина; шпалера «Битва при Ганстингсе»; витражи с рыцарскими сценами в церкви монастыря Сен-Дени; И. Голиков. «Битва» (тарелка, Палех); Н. Зиновьев. «Ледовое побоище» (Палех).
Блок 7. Прославление женщины, в искусства, народов мира (2 ч)
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве (1 ч)
Диалоги об искусстве. Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох.
Урок графики. Схематичные зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей (юность, молодость, старость).
Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага; цветные мелки, бумага тонированная.
Личность женщины в портретно-исторической композиции (1 ч)
Диалоги об искусстве. Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа.
Урок изобразительного творчества. Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.
Примерный перечень произведений искусства: графика — рисунки А. Дюрера, О. Кипренского, П. Соколова; И. Глазунов. «Русская красавица, Орина» (иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Орина — мать солдатская»); живопись —- мозаика «Выход царицы Феодоры со свитой» в церкви Сан-Витале в Равенне; Джотто.
«Мадонна на троне»; Ж. Фуке. «Мадонна с Младенцем»; К. Витц. «Соломон и царица Савская»; А. Бронзино. «Портрет Изабеллы Медичи»; Леонардо да Винчи. «Джоконда», «Дама с горностаем»; Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», «Донна Белата»; Рембрандт. «Портрет жены брата художника», «Портрет матери», «Портрет Саскии»; П. П. Рубенс. «Елена Фоурман в свадебном платье»; Д. Веласкес. «Инфанта Маргарита»; А. Антропов. «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»; Ф. Рокотов. «Портрет Е. Н. Струйской»; Д. Левицкий. «Екатерина II — законодательница»; В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»; скульптура — королевский портал собора в Реймсе.
Блок 8. Народный костюм в зеркале истории (2 ч)
Народный костюм России как культурное достояние народов мира
Диалоги об искусстве. Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Народный костюм России в зеркале современной моды.
Уроки народного творчества. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору: Архангельской, Новгородской, Смоленской, Рязанской и других губерний. Конструктивные особенности народной одежды разных регионов России: северорусский и южнорусский костюмный комплекс, ансамбли национальной одежды народов Поволжья (татарский, башкирский, чувашский и др.).
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; Д. Левицкий. «Портрет дочери в русском народном костюме»; В. Боровиковский. «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»; А. Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви»; народное и
декоративно-прикладное искусство — народная одежда разных регионов России (фотоматериалы, образцы из музейной коллекции и сохранившиеся семейные реликвии); куклы в национальной одежде России, фотоматериалы из Музея игрушки в Сергиевом Посаде.
Блок 9. Международный фольклорный фестиваль — проявление народных традиций в пространстве культуры (2 ч)
Разноликий хоровод
Диалоги об искусстве, фольклорный фестиваль — праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ.
Уроки декоративного творчества. Вариант 1. Разработка коллективной композиции на одну из тем «На фольклорном фестивале», «Танцор», «Игрушечник» и т. д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита.
Уроки скульптуры. Вариант 2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику.
Изобразительные материалы: цветной пластилин, коробочка — форма плакетки (картон), стеки.
Примерный перечень произведений искусства: народное и декоративно-прикладное искусство — А. Тихов, В. Солдатова. Панно «Скоморохи» (Ростов, расписная эмаль); О. Булгакова. «Представление»; В. Ходов. «Русские потехи» (Палех); А. Киященко. «Музыка» (гобелен в вестибюле Минского музыкального училища); А. Киященко, Л. Погорелова. «Времена года»; декоративная скульптура в гостинице «Турист» (Минск).
4-я четверть: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни
Блок 10. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч)
Прилет птиц (2 ч)
Диалоги об искусстве. Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птиверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта.
Изобразительные материалы: плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы.
Живая зыбь (2 ч)
Диалоги об искусстве. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.
Уроки живописи. Работа над композицией пейзажа по памяти, описанию на темы «Славное море — священный Байкал», «Ильмень-озеро», «Море спит», «Шторм», «Закат на море» и др. Графическое и живописное решение композиции.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. Выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — К. Лоррен. «Утро в гавани»; С. Роза. «Марина»; У. Тернер. «Последний рейс корабля»; Г. Курбе. «Бурное море»; К. Д. Фридрих. «Скалистые берега острова Рюген»; К. Моне. «Впечатление. Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль»; В. Ван Гог. «Лодки в Сент-Мари»; А. Иванов. «Вода и камни под Палаццуоло»; И. Айвазовский. «Черное море», «Лунная ночь на острове Капри», «Кораблекрушение», «Среди волн»; И. Левитан. «Весна. Большая вода»; А. Рылов. «В голубом просторе»; народное и декоративно-прикладное искусство — А. Петухов. «Птицы»; народные деревянные игрушки Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Московской и других областей.
Современные мультимедийные средства обучения: видеофильм «Тайна птицы сирин», видеоэнциклопедия для народного образования «Народные промыслы» (Центрнаучфильм. «Кварт»).
Блок 11. Пасха — праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 ч)
«Как мир хорош в своей красе нежданной...»
Диалоги об искусстве. Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху.
Уроки живописи. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы.
Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированная бумага и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — Д. Моранди. «Натюрморт»; И. Машков. «Московская снедь. Хлебы»; Л. Большакова. «Пасхальный натюрморт»; архитектура — Новоиерусалимский и Воскресенский соборы; народное и декоративно-прикладное искусство — пасхальные яйца — ювелирные произведения Фаберже, крашенки, писанки, рисованки; пасхальная открытка; музыка — С. Рахманинов. «Светлый праздник».
Блок12. Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч)
«Поле зыблется цветами» (1 ч)
Диалоги об искусстве. Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.
Урок графики. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается».
Изобразительные материалы: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага белая или тонированная.
«Радость моя, земля!» (1 ч)
Диалоги об искусстве. Природа — источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы.
Урок декоративного творчества. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно). Выбор мотива для декоративной трансформации, создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию.
Изобразительные материалы: тушь, перо, фломастеры, цветные мелки, карандаши, бумага белая или тонированная. -
Примерный перечень произведений искусства: графика — С. Мериан. Цветные гравюры из «Метаморфоз суринамских насекомых»; рисунки и наброски растений, животных, насекомых А. Дюрера, Ф. Толстого, И. Шишкина и др.; С. Никиреев. «Бабочки», «Яблоня цветет»; Ци Бай Ши. «Пионы» (акварель) и др.; живопись —
С. Боттичелли. «Весна»; Р. Саверей. «Пейзаж с животными»; Э. Грассе. Панно, витраж «Весна»; Ф. Марк. «Орфей и звери»; А. Массон. «Летний дивертисмент»; И. Шишкин. «Травы»; И. Левитан. «Одуванчики»; декоративно-прикладное искусство — образцы декоративного оформления тканей, обоев, панно.
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;
центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Тагил, Палех, Русский Север, Сергиев Посад);
мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;
разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);
построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближенные тона);
виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;
взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент;
особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, кисти, мелки, тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т. п.);
проявление синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира;
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;
видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;
использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);
использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;
передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;
применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;
проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с проведением школьных праздников;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства;
проявления интереса к искусству и культуре народов мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока форма и вид деятельности | Элементы содержания | Домашнее задание | РК | Дата проведения | ||||||||
план | факт | |||||||||||||||
1-2 | Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта (3 часа) | Осенний букет | 2 | ЦОКД ИД живопись | Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композициионных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления (лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления. | акварель, гуашь, бумага. | ||||||||||
3 | Многоцветие цветов в декоративной росписи | 1 | ЦОКД ДПД декоративное творчество | Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей, контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок. | акварель, бумага, гуашь. | 1 | ||||||||||
4 | Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 часа) | Искусство Жостова и Нижнего Тагила | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность. Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов.
| гуашь, бумага. | ||||||||||
5 | Твои любимые осенние цветы в росписи подноса | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи. Эскиз росписи подноса. Композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов. | гуашь | |||||||||||
6 | Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 часа) | Тема крестьянского труда и праздника в искусстве | 1 | ЦОКД ИД графика | Осенины — цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника. Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд. | |||||||||||
7-8 | Жатва | 2 | ЦОКД ИД изобразительное творчество | Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра. Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», «В поле», «Последний сноп», «Завтра праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете. | простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др. (по выбору учащихся) | |||||||||||
9 | Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира (5 часов) | Растительный орнамент Древнего Египта | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета. Зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента. | тонированная или белая бумага, гуашь. | ||||||||||
10 | Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Зарисовки - повтор отдельных зооморфных мотивов: жука-скарабея, сокола, шакала. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов. | простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага | |||||||||||
11 | Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками-керамистами. Использование различных орнаменталь- Зарисовки - повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись). Передача характерных элементов орнамента (меандр, волюта, пальметта). | простой карандаш, кисть, тушь, бумага | |||||||||||
12-13 | Современный керамический сосуд в твоем исполнении | 2 | ЦОКД ХКД Декоративное творчество с элементами конструирования | Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Проектирование объекта (вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм — пластиковых упаковок) и роспись его по орнаментальным мотивам древнегреческого или древнеегипетского искусства. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту. | пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть | |||||||||||
14 | Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 часа) | Традиции встречи Нового года в культуре разных народов | 1 | ЦОКД ИД графика | Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность — черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты. Вариант 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних карнавальных костюмов разных национальностей, масок. Использование цветного пятна как средства выразительности. Вариант 2. Зарисовки украшения елки, новогоднего стола, сувениров и подарков (символика восточного календаря). | бумага, акварель, гуашь, фломастер и др. (по выбору учащихся) | ||||||||||
15-16 | «Новый год шагает по планете…» | 2 | ЦОКД ИД живопись | Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Выбор сюжета для коллективной композиции на темы «Новогоднее шествие», «Карнавал», «Фейерверки на площади» и т. д. Передача новогоднего настроения, красочности, необычности действий, характерных для одного из народов планеты (на выбор), в день встречи Нового года. Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника, — смелых линий, многоцветных мазков, пятен | бумага, гуашь, тушь, цветные мелки и др. (по выбору учащихся) | |||||||||||
17 | Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4часа) | Каменные стражи Русской земли | 1 | ЦОКД ИД графика | Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной специфики архитектуры. | гуашь, мелки, фломастеры, бумага | ||||||||||
18 | Рыцарский замок в Средневековой Европе | 1 | ЦОКД ИД графика | Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города. Зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги. | гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая или цветная. | |||||||||||
19 | Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря | 1 | ЦОКД ИД графика | Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства. Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина —богатыря. | тушь, перо, фломастеры, бумага | |||||||||||
20 | Батальная композиция | 1 | ЦОКД ИД изобразительное творчество | Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения. | гуашь, тушь, мелки, бумага. | |||||||||||
21 | Прославление женщины в искусстве народов мира (2 часа) | Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве | 1 | ЦОКД ИД графика | Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох. Схематичные зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей (юность, молодость, старость). | простой карандаш, бумага; цветные мелки, бумага тонированная | ||||||||||
22 | Личность женщины в портретно-исторической композиции | 1 | ЦОКД ИД изобразительное творчество | Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа. Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров. | акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага. | |||||||||||
23-24 | Народный костюм в зеркале истории (2 часа) | Народный костюм России как культурное достояние народов мира | 2 | ЦОКД ДПД народное творчество | Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Народный костюм России в зеркале современной моды. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору: Архангельской, Новгородской, Смоленской, Рязанской и других губерний. Конструктивные особенности народной одежды разных регионов России: северорусский и южнорусский костюмный комплекс, ансамбли национальной одежды народов Поволжья (татарский, башкирский, чувашский и др.). | акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага. | 2 | |||||||||
25-26 | Международный фольклорный фестиваль - проявление народных традиций в пространстве культуры (2 часа) | Разноликий хоровод | 2 | ЦОКД ДПД декоративное творчество скульптура | фольклорный фестиваль — праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ. Вариант 1. Разработка коллективной композиции на одну из тем «На фольклорном фестивале», «Танцор», «Игрушечник» и т. д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита. Вариант 2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. | цветной пластилин, коробочка — форма плакетки (картон), стеки | ||||||||||
27-28 | Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 часа) | Прилет птиц | 2 | ЦОКД ХКД народное творчество с элементами конструирования | Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птиверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта. | плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы | 2 | |||||||||
29-30 | Живая зыбь | 2 | ЦОКД ИД живопись | Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов. Работа над композицией пейзажа по памяти, описанию на темы «Славное море — священный Байкал», «Ильмень-озеро», «Море спит», «Шторм», «Закат на море» и др. Графическое и живописное решение композиции. | акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. | |||||||||||
31-32 | Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 часа) | «Как мир хорош в своей красе нежданной» | 2 | ЦОКД ИД живопись | Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы. | гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированная бумага и др. (по выбору учащихся) | ||||||||||
33 | Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 часа) | «Поле зыблется цветами» | 1 | ЦОКД ИД графика | Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается». | карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага белая или тонированная | ||||||||||
34 | «Радость моя, земля!» | 1 | ЦОКД ДПД декоративное творчество | Природа — источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно). Выбор мотива для декоративной трансформации, создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию. | тушь, перо, фломастеры, цветные мелки, карандаши, бумага белая или тонированная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...
Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника . 1 час в неделю....
Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника. 1 час в неделю....
Рабочая программа по ИЗО 5 класс на основе авторской программы С.П. Ломова
Настоящая рабочая программа «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 класса предназначена для общеобразовательных учреждений, она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую с...