народное декоративно-прикладное искусство-корневая система национальной культуры
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Барышникова Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_dekarativno-prikladnoe_iskusstvo.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Народное декоративно-прикладное

искусство – корневая система национальной культуры».

        Эта тема выбрана не случайно. Над ней шла работа около 5лет.

     Изучая историю Отечества  и северного края, я с тревогой думала  о том, что уходят с нашей земли один за другим древние памятники. Еще больше беспокоит то, что они уходят из наших умов и сердец. Уходят, оставляя темные провалы в исторической памяти, тревогу в душе, напрочь отделяя нас от наших корней, от чистых источников рода нашего русского.

    Работая с детьми, я видела, как порой не хватает в их цепочки бытия этого связующего колечка. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. От малого соприкосновения со своими корнями загораются глаза и вспыхивают сердца детей. Только малыми встречами дела не поправить. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыта людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее. Очень хотелось, чтобы история родной страны со всеми обычаями традициями, во всей красе и многогранности  пришла к детям на урок. Да, на урок – тогда, когда их глаза и уши, умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить.   Еще Ушинский обращал внимание взрослых на факт: если птичка посидит на ветке молодого деревца, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень много нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Наше настоящее – наглядный пример этому. Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение. Для чего? Я отвечу словами народного мастера из старинного северного города Вельска Е.М.Дружинина, которые он сказал на одном из фестивалей «Жемчужина Севера»: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; народные обычаи и устои семейные; родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица свое гнездо не бережет». Если вдуматься, только тем и можно жить по-хорошему, по-людски». Народное искусство Русского Севера белоснежным жемчугом сияет в венце самоцветов народной культуры России. Это бесценное наследство является неисчерпаемой копилкой народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства и ненаглядной красоты. Испокон веку в мирное время люди как бы забывали о нем, стремясь к новым жизненным вершинам. Но доброе солнышко народного творчества незримо присутствовало, освещая путь любому доброму началу. Попробуй, начни искать истоки великих свершений, непременно найдешь их в народной мудрости бытия.

 А в лихую годину, в горе и печали, в житейской неустроенности люди всегда обращались к своим истокам, надеясь найти там добрый совет, поддержку, силу. И щедро поило народное искусство своим живительным соком, помогая подняться упавшему, очиститься грешнику, увидеть смысл жизни ослепшему, почувствовать силу слабому, порадоваться опечаленному, ощутить себя счастливым несчастному. В этом великая сила народного искусства.

            Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, люди вновь и вновь обращаются к мудрости народного искусства. Стараются устоять, выдержать, не растерять то разумное, доброе, вечное, что несет человечество через века. Как сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы не разучились дети радоваться солнышку, видеть во взрослых любовь, доброту и заботу? Как научить их быть смелыми, сильными духом, справедливыми, чтобы росли они добрыми тружениками на земле-матушке себе на радость, другим на погляденье? Ответы на эти вопросы можно найти припадая к многочисленным родникам народного искусства. Нынешнее поколение русских людей надо просвещать, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещать, показывая безмерное море творчества прадедов наших, раскрывать  истоки обычаев и традиций. Верным помощником в этом деле станет народное искусство, что накрепко связывает прадеда и внука, поколение с поколением.

Прежде чем решать задачу разработки системы эстетического воспитания, необходимо задать себе вопросы: а точно ли мы понимаем, что именно она должна дать обществу и какова здесь роль искусства? Почему важна именно всеобщность художественного развития?

Будем искренни: всю значимость эстетического образования каждого, мы осознаем недостаточно. Иначе не вставала бы на пути решения проблемы непроходимая чаща из «отсутствия» часов, средств, пособий и материалов, Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста. Иначе изобразительное искусство и музыка преподавались бы и в старших классах — самом важном периоде формирования личности человека.

 Что означает утверждение «народное искусство – обязательный компонент школьного образования»? Непременным условием включения народного искусства в учебные предметы в школе является:

определение целей освоения народного искусства как части культуры;

раскрытие методических условий преподавания народного искусства как особого типа художественного творчества.

Определение целей, связанно прежде всего с воздействием народного искусства на формирование особых качеств личности, обусловленных духовной ценностью народного искусства как бытия.

 В раскрытии методических условий включено определение содержания, форм, методов и методических приемов. В них учитывается многофункциональность народного искусства (духовная, культурная, созидательная, социальная, эстетическая, утилитарная, праздничная, сувенирная, коммуникативная, экологическая), как самостоятельной художественной системы, которая входит в систему национальной культуры и в систему мировой культуры.

Целью работы является разработка и внедрение нового учебно-методического материала, направленного на духовное развитие личности.

        Сущность педагогических задач, решаемых на занятиях по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством в следующем:

а) воспитательная - содействовать целостному оптимистическому мироощущению учащихся, воспитанию духовно-эстетических ценностей, заключенных в народном орнаменте, в образах народного искусства, играх и обрядах, родной природе;

б) обучающая - создавать среду общения для освоения народного искусства во всем многообразии его видов;

в) развивающая - способствовать развитию особых качеств творческого воображения, обусловленных пониманием коллективного созидательного начала, характерного для народного искусства.

г) формирующая - способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых достижением народного искусства как особого типа народного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;

Поставленные цели и задачи исследования требуют от учителя понимания и учета таких важных факторов, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой творческой природы народного искусства, с другой – особенностями психического развития личности.

Цель исследования: разработка эффективных форм и методов ознакомления детей с народным декоративно–прикладным искусством, которые направлены на достижение более высокого уровня духовного развития личности.

Объект исследования: уроки изобразительной деятельности  в школе.

            Предмет исследования: влияние на формирование мировоззрения подростков знакомства с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического  отношения к миру.

Гипотеза исследования звучит так: если формировать у учащихся понимание особенностей декоративно-прикладного искусства, то это  выработает у них способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства. Осознавать единство функционального и эстетического значения вещи – это важно для формирования культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого–педагогической, методической,

               искусствоведческой литературы по теме исследования

изучение педагогического опыта преподавания основ народного

               и декоративно – прикладного искусства;

анализ учебной программы по ИЗО Б.М. Неменского;

поисковый эксперимент;

конструирующееся исследование: педагогическое наблюдение,

               тестирование;

формирующий эксперимент;

сравнительный анализ полученных результатов контрольной и

               экспериментальной групп и их обработка.

              Долгие века дети в самых разных уголках земли играли глиняными куклами, конями, разнообразными зверями, игрушечной посудой, свистуль- ками… Играли в них и наши предки. В древности глиняные фигурки имели магическое назначение: свистками отгоняли злые силы (чем громче свистишь, тем сильнее они пугаются), кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода, конь был  символом солнца, которое очень почиталось древними славянами.

Знаки, которыми разрисовывали эти предметы, были не просто украшением (хотя выглядели они вполне красиво), а символами, «магическим письмом». Это вертикальные линии – знаки дерева, символ жизни; горизонтальные – знаки земли; волнистые линии обозначают воду; круги с узорами в них – солнце. Но время шло, и богиня плодородия превратилась в смешную няньку – «кормилку» в расфуфыренной шляпе с двумя младенцами на руках.

Символы солнца и неба – конь и птица – стали ярко раскрашенными свистульками, которыми напугать нельзя, зато развеселить можно кого угодно!

Грозные магические знаки превратились в яркие круги на хвосте фантастического петуха, разноцветные полоски на шеях филимоновских свистулек, в солнышки и звезды на каргопольских игрушках.

Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали игрушки, им и дают название: каргопольская игрушка, филимоновская, дымковская, курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.

Они все разные, непохожие друг на друга, так как в разных местах разные традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так что их не спутаешь друг с другом.

Более подробно на уроке рассматриваются дымковские, филимоновские, каргопольсокие игрушки.

Любой учебно-методического материал внедряемый в школьную программу не может обойтись без наглядных пособий. Их можно использовать на уроках во время знакомства с глиняными игрушками, их видами и способами лепки. Мной был подобран и оформлен следующий наглядный материал: плакаты по видам глиняных промыслов, таблицы выявляющие особенности орнамента каждого вида игрушки, а для изучения последовательности выполнения свистка мной был снят учебный видео фильм, который я предлагаю вам посмотреть.

В ходе работы возникла необходимость проверить поставленную гипотезу на практике.

Исследование проводилось на базе нашей школы .

Эксперимент проводился в двух классах – в 7 «а» и в 7 «б» классах в течение 4-х уроков  2-й четвери.

В 7 «а» классе обучение велось по действующей программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы».  В 7 «б» классе по экспериментальному блоку уроков «Связь времен в народном искусстве» разработанных мной.

На первом этапе анализировалась подготовка учащимися  материала о народной глиняной игрушке.  Уточнялись: проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий эксперимент, целью которого является выявление исходного уровня знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.

Эксперимент проводился в виде теста. При анализе результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что полученные данные в экспериментальной и контрольной группах отличались не значительно, что позволило и в дальнейшем вести сравнение  теоретической и художественно-практической подготовки в процессе эксперимента.

На сравнении обработанных результатов, сделан такой вывод: у учеников имеются знания о таком народном промысле как народная  игрушка-свистулька, но необходимо углубить и систематизировать имеющиеся знания.

Исходя из данных выводов, был намечен дальнейший план работы.

провести урок-беседу об истоках народного промысла.

поиск детьми материалов о промысле. Сообщение на уроках.

посещение Дома Детского Творчества.

проведение практических уроков.

организация и проведение выставки.

На втором этапе в формирующем эксперименте уточнялись необходимые педагогические условия, содержания; апробировалась эффективность  разработанных форм, методов, способствующих качественным показателям обучения учащихся  на материале художественной национальной культуры.  Осуществлялся анализ формирующего эксперимента. В экспериментальной группе проверялась эффективность результатов. Была проведена экспериментальная серия занятий  по народной глиняной игрушки свистульки.

Проблем с проведением занятий не было, дети активно включались в работу. Разнообразные формы и методы преподавания  вызвали у ребят интерес. Особенно удачно прошло сообщение о истории возникновении и развития народной глиняной игрушки – свистульки, учащиеся самостоятельно собрали  поисковый материал, который я в дальнейшем использовала на уроках изобразительного искусства.

На третьем этапе проведен сравнительный анализ полученных результатов исследований. Определены роль и место  народных промыслов на уроках ИЗО. На основании этого сформированы выводы, подтверждающие гипотезу нашего исследования.

Был проведен заключительный контрольный эксперимент. Тесты для проверки были те же, но ответы учащихся были другими: более содержательными, полными. Наблюдалась  качественное улучшение знаний о народных  глиняных игрушках в экспериментальном 7 «б» классе.

Улучшение знаний в  контрольном классе было на среднем уровне.

При проведении контрольного урока в 7 «б» классе качественно изменилось содержание выполняемых детьми эскизов.   Работы более эмоциональны, учащиеся внесли индивидуальность в свои композиции. Появились смелые решения росписи  и формы игрушек. Если раньше тематика была связана с традиционными темами, то теперь стали появляться новые идеи и смелые решения.  Проявился рост художественно-практической   подготовки в обеих группах.

Вывод:

         Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.

Теоретический анализ исследования позволил определить роли системно-комплексного подхода  к формированию личности, который предполагает:

целенаправленное  использование всех средств, координированное управление с учетом их специфики;

соблюдение  преемственности и последовательности в достижении педагогических целей.

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что воспитание на этнохудожественных и этнопедагогических традициях следует понимать как введение человека в духовную культуру, выразившуюся в художественных традициях.

Декоративное искусство играет особую роль в жизни людей. Среди пластических искусств декоративно-прикладные   наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении всей многовековой истории своего развития декоративное искусство играло важную роль в организации жизни общества,  формировании  материально-духовной среды жизнедеятельности людей.  Они мгновенно откликались  на господствующие идеи своего времени (мировоззрения людей, особенности их религии,  мифологии, эстетические идеалы, социальные задачи общества и прочее), которые получают выражение   в пластическом строе произведения декоративного искусства.

Но учителю нужно четко понять – это не уроки этнографии. Необходимо иметь в виду, что значения символических знаков народного искусство современному образованному человеку нужно знать, понимая, что сегодня они для нас играют роль скорее символических образов, они наполнены тем таинственным  религиозно-языческим смыслом, чем они были  для далеких предков.  Не нужно также делать догмы из того или иного прочтения знака. У разных племен, населявших территорию  России, роднившихся и воевавших друг с другом, они были не вполне идентичны и отголоски этого остаются.

Чем внимательнее буду вникать учащиеся в язык  достаточно разнообразных произведений декоративных искусств (древних и современных), тем лучше они смогут овладеть языком декоративного искусства, научиться мыслить на нем. Вводить этот опыт в сегодняшнюю духовную, материальную жизнь – и моя задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию

Воспитать  любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на  произведениях  декоративно-прикладного творчества на уроках  изобразительного искусства. Это док...

Презентация"Возрождение народного декоративно-прикладного искусства.Орнамент."

Данная  презентация можно  использовать на уроке ИКН, которая  познакомит  детей с декоративно- прикладным искусством , с  орнаментами марийской вышивки  ....

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....

Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»    Проект программа по учебному предме...

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...


 

Комментарии

Проблема приобщения детей к народному искусству в настоящее время очень актуальна.И помощь учителя ИЗО детям в этом вопросе необходима. Ваша разработка поможет многим учителям организовать свою работу в этом направлении.

Миленченко Алла Федоровна

Очень хотелось, чтобы история родной страны со всеми обычаями традициями, во всей красе и многогранности пришла к детям на урок.Ваша разработка в этом поможет! Спасибо!