Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Струбалина Алла Станиславовна
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochumelye_ruchki.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное   общеобразовательное учреждение

                                 «Кировская средняя образовательная школа»

« Согласовано»

Руководитель МО    ________

-Протокол № ------ от

«  --- » ---------------2012г.

« Согласованно »

Заместитель директора школы

по УВР   МОУ


Протокол № --от

«-- « ------------------2012г.

« Утверждаю»

Директор

МОУ» Кировская СОШ»

------------------                         Приказ  --- от»

«---- « ---------------- 2012г.

                   Рабочая программа

                           Кружок:                                                                                                                                                              

                 « ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ  »

          На основе программы  Б.М. Неменского.»                              «Изобразительного искусства и художественный труд»

                       (4 классы.)  

                     Срок освоения- 1 год

                                                    2012-2013уч.г.

                                                  ( по средам )

                                                                                                       

                                                                                                       

                                                                                                         Разработчик :                  

                                                                                                         Струбалина А.С.                                                                                                                    

                                                                                                         Учитель

                                                                                                         изобразительного искусства

                                                                                                         и МХК  1 кв. категории.                                                                                                                      

                                                                       

                           

                                                              П.Кировский.

                                                                2012г.

               

                            Пояснительная записка  

Реальная альтернатива данной программы- воспитание у школьника способностей к эстетическому самоопределению .И главным здесь становиться художественное творчество подростков.

Настоящий  курс:  «Художественный  труд  и изобразительное  искусство» в начальной школе  на кружке « Очумелые ручки»  закрепляет и углубляет полученные знания по художественному циклу   и является составной частью системы художественного .трудового и эстетического образования в начальной школе.

Он разработан как дополнение к курсу» Искусство вокруг нас» 1-4классы.

И вводит учащихся волшебную мастерскую художника и сказочный мир поделок . сделанных собственными руками. Знакомит с декоративно – прикладным искусством и дизайнерскими находками. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности : конструктивного ,изобразительного и декоративного и  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды деятельности и основные виды искусства. Эта программа входит  в учебный компонент « Школа России». Художественная и трудовая деятельность учащихся на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения как через форму так и через содержание , а также и через различные приемы работы с нетрадиционным материалом.

Трудовая деятельность имеет ряд своих особенностей.                                                                              Важным моментом является  то, что правильное обучение трудовой и художественной деятельности с детства есть наиболее массовая форма воздействия на трудовое и художественное воспитание  в целом .Это дает право определить одну из основных  и первостепенных  задач данного

-Примерная программа  внеурочной деятельности школьников  по художественному творчеству для основной  ступени общего образования  основывается на принципах природосообразности, культуросообразности,. коллективности, патриотической направленности,  проектности.

                     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

 Принцип природосообразности; предполагает, что процесс

художественного  творчества  школьников  должен основываться  на  научном понимании  взаимосвязи  естественных и социальных процессов . согласовываться с общими  законами развития природы и человека . воспитывать школьника , формировать у него ответственность за развитие самого себя                                                                                                                       .Принцип культуросообразности предполагает ,что то художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих  ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями  и нормами  тех или иных национальных культур. Специфическими  особенностями .присущими  традициями тех или иных регионов , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом  культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты  художественной культуры этноса. общества и мира в целом. Необходимо . чтобы художественное творчество помогало

Трактовка  принципа  коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное      воспитание и образование. Растущему человеку ориентироваться  в тех изменениях, которые постоянно происходит в нем  самом  в сфере искусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает , что художественное  воспитание и образование ,осуществляясь в детско - взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающими , может создавать условия для позитивно направленных самопознания . эстетического самоопределении, художественно- творческой самореализации.                                                 Принцип диалогичности предполагает,  что духовно - ценностная

ориентация  детей и их развитие .осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной  деятельности   содержанием, которого являются обмен эстетическими ценностями  (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества: ценностями свойственны и как представителями различных поколений и субкультур ;индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования) , а так же совместное  продуцирование  художественных ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает  равенства между педагогом и школьником.. Это обусловлено возрастными различиями , неодинаковостью жизненного опыта .асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько  равенства , сколько  искренности и взаимного понимания , признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной  значимости  для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой ( в том числе и художественной), природой родного края. реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционального окрашенных представлений ( образы политических .этнокультурных .эстетических явлений и предметов , собственных действий по отношению к Отечеству , стимулирование переживаний , которые ориентируют субъекта на действия , приносящие благо Отечеству ).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности  педагога на подготовку и « выведение « подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел-реализация рефлексия. В ходе проектирования перед человеком стоит задача представить себе еще не существующее, но то , что он хочет. чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторые событие ,и некоторый предмет- главное, что он должен Если  ему  не кто предварительно не задал , к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего   изменить , то для него нет проектирования. Он может программировать  свои шаги , может составлять план исполнения , но собственно проектировать он.  В таком случае не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные, и экзистенциальные проекты подростков.

Художественные проекты школьников реализуются в обстановке , близкой к художественной мастерской  мастера  прикладника и дизайнера и могут быть поняты благодаря следующим ценным аспектам: аскетизм . ориентированность на область художественной деятельности :.приоритет  чувственного восприятия  окружающего мира ; нравственная доминанта -

Соответствие нравственным  началом добра. Справедливости . милосердия : креативности  значимости порождения чего-то качественно нового ,отличающегося неповторимостью , оригинальностью ( своеобразием и незаурядностью) и  общество , вносит позитивные изменения  в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив.

                                        

                                      АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность и педагогическая целесообразность  внеурочной деятельности в сфере художественного творчеств школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий , сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных  условиях  , в частности ограниченности  стратегии  «приобщения к  культуре» в условиях экспансии  массовой культуры.

Актуальность проблемы вызвана  потребностью психологов,  педагогов, родителей в совершенствующих методах психолог – педагогического воздействия на формирование личности ребенка с целью развития интеллектуальных,  коммуникативных  и творческих способностей.

Курс имеет художественную направленность ,  которая определена особой актуальностью художественного образования в современных условиях. Особое внимание нужно уделить развитию сенсорных и творческих возможностей учащихся с самого раннего детства. Взяв эстафету дошкольного образования , продолжить  развивать  художественные и трудовые возможности учащихся на более высоком уровне ,с учетом современных  условий и серьезного отношения к художественной культуре в целом

Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентного подхода  В комплексе сферы компетенции основной .система образующей является сфера  выработки умений  и навыков работы с информацией. Развитие  и  умение работать с информацией и  поиск интересных тем и инструкции к их применению . Развитие навыков в работе с  различными природными и декоративными материалами ,а так же освоение различных технологий и методов и приемов изготовления  поделок.

Для обеспечения программного изучения  художественного и трудового обучения в 4 классе был разработан данный учебный курс.

Цель примерной внеурочной программы художественного творчества школьников – формирование трудового и художественного развитию каждого участника группы.

 

1Расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, обогащение  эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.

2  Воспитание гуманного  творческого  социально- активного человека.

3  Подготовка детей к практической деятельности.                                                                                                                                                4. Уметь работать с нетрадиционными материалами и  различной  техникой                                                                                             5.Формировать творческую  личность.  

Программа предусматривает  решение следующих задач, которые  делятся на две основные группы :.

1 группа:

Формирование навыков разностороннего развития ,накопление представлений .развитие мышления творческой выразительности.

2 группа:

 Формирование личностных качеств.:

Отношение к труду, природе  людям, чувство коллективизма, потребность и готовность к эстетической деятельности, высоких нравственных качеств,

Особенности работы с детским коллективом заключается в том , что индивидуальное трудовое развитие каждого участника в группе есть та основа  на которой строиться воспитание личности и коллектива.

Занятия данного кружка рассчитаны на детей 9-10 лет т.е.4 классы. Формы  занятий разнообразны: беседы, игровые моменты художественное слово и непосредственно практическая работа в разной технике.

                       

                                                  КОНЦЕПЦИЯ

В целом кружковая  программа курса позволяет полнее раскрыть воспитательные и развивающие  потенциал трудовых и художественно-творческих знаний , создает более благоприятные условия для  прохождения трудового  и художественного воспитания в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей литературы, технического  и художественного  труда.. эстетики изобразительного искусства .При этом необычайное, загадочное, удивительное  дети находят  как в дальних путешествиях по сказкам, былинами эпосам. Так и в  ближайшем окружении тех предметов которые их окружают и в жизни и в быту..Изучение данного курса предлагается проводить параллельно курсу « Искусство- вокруг нас»3-4 классы в объеме 35 часов. В тематическом планировании указано примерное распределение уроков по темам. Практические работы закрепляются глубоким теоретическим материалом.

Использование литературного слова лишь обогащает данные уроки , а игровые моменты делают их интересней и привлекательней. Программный курс требует от учащихся серьезного  отношения к отбору содержания каждого урока ,это и поиск литературных текстов , пособия по выполнения  по технологии  выполнения задания .сочинение небольших стихов, эссе. сказок и рассказов  к своим  будущим поделкам. И серьезная подготовка  ,необходимого оборудования и исходного материала для реализации поставленных задач. Все это необходимо . чтобы удовлетворить любопытство учащихся ,этого возраста в познании ручного и декоративно-прикладного труда.

Материал необходимо передавать  образно .познавательно .занимательно. Составляя программу, учитель  учитывал потребность детей .их запросы.

Исходя из того ,что практикуется в школе на занятиях  по рисованию и художественному труду .в 3-4 классах. Изучение   этого курс а  позволяет установить  теплые связи между познаниями собственного опыта и социальной жизни ,обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения   художественного труда и изобразительного искусства.( как в нутрии школы так и в  начальной школе и средней ,Создает условия для более плавного и целесообразного формирования художественного, эстетически -нравственного вк         

                                      Тематическое планирование

                                                  Вариант-1                

                                          « Очумелые ручки»

                                                     (74час)

                                   Темы четверти.

Колл-во

П/П

                                    .

часов.

                                     1-  Четверть

                                  Техника ;»Оригами.»

                                             (20час)

У1-2

Знакомство с основами техники  Оригами                                                               09.12

2час

У3-4

Предметы быта; Стакан. Коробка. Салфетка                                                           .09.12

2час

У5-6

Пилотка-1-2 вариант                                                                                                   .09.12.

2час

У7-8

Цветы; Тюльпан. Цветок. Ирис                                                                           ..    10..12.

2час

У9-10.

Лягушка . Муха. Черепаха. Улитка.                                                                       .. 10..12

2час

У11-12

Птицы; Павлин, Голубь Воробей. Ласточка. Курица.                                              11.12

2час

У.13-14

Транспорт ;Лодка .Кораблик                                                                                      11.12

2час

У15-16

Игрушки ; Кубик. Восьмиконечная звезда. .Флюгер.                                              11. 12

2час.

У17-18

Животные; Кошка. Собака. Поросенок .Кролик.                                                      11.12

2час

У19-20

Кусака                                   (каникулярный час )                                                      )11.12

2час

                                       2- Четверть

                             Техника;  « Соленое тесто»

                                           ( 18час)

У21-22

Введение: техника соленого теста.«Дары Осени»                                                 7.11.12

2час

У23-24

Древние образы в народном искусстве ». Птица счастья »                                 21.11.12

2час

У25-26

«Ярило- Солнце».                                                                                                     28.11.12

2час

У27-28

«Лев»                                                                                                                              12.12

2час

У29-30

 «Русалка - Берегиня»                                                                                                   12.12

2час

У31-32

 Древо-Жизни»                                                                                                              12.12

2час

У33-34

«Конь –Огонь»                                                                                                              12.12

2час

У35-36

  «Фото-рамка» ( каникулярный час)                                                                          12.12                          

2час

У37-38

 « Рог изобилья.» ( каникулярный час   )                                                                    12.12

2час

                                  3 -Четверть

                   Техника;» Выцинанка» Выклиянка»

                                          ( 22час)

У39-40

Снегурочка                                                                                                                   .01.13

2час

У41-42

Дел Мороз                                                                                                                    .01.13.

2час

У43-44

Елочка .Свеча                                                                                                                02.13

2час

У45-46

Новогодняя маска.                                                                                                        02.13

2час

У47-48

Ангел. Колокольчик                                                                                                    .02.13

2час

У49-50

Пасхальное яйцо                                                                                                          .02.13

2час

У51-52

Сердечко.- Валентинка                                                                                                 03.13

2час

У53-54

Птицы                                                                                                                            .03.13

2час

У55-56

Ваза с цветами                                                                                                               03.13

2час

У 57-58

Папоротник                                                                                                                   .03.13

2час

У59-60

Сувенир9каникулярнй час )                                                                                         04.13

2час.

                                    4 Четверть-

                                        (14час)

                  Техника нетрадиционного материала :

У61-62

«Жар – Птица»                       ( Чешуйчатая аппликация                                           .0413

2час

У63-64

«Розы»                                    (  Работа с ватными дисками . )                                   04.13

2час

У65-66

« Цыпленок»                          ( Торцевание                                                                 05.13

2час

У67-68

« Весенний букет»                (Бумажная пластика)                                                    05.13

2час

У69-70

«Подснежники»                     ( Квилинг)                                                                     05.13

2час

У71-72

«»Лотос»                                 Пластилиновая живопись)                                          05.13

2час

У73-74

«Бабочка»                               (Работа с зерном и крупой.Бисер                              .05.13

2час

                                      Методическая литература:

1. Техника Оригами. Издательство. Москва. -2008г.                                             2. 336 моделей оригами Т.Б. Сержантова . Москва Айрис-пресс.-2007г.

     3.Шедевры соленого теста»  Издательство .Москва.- 2009г                                                                              (Украшения. Поделки. Сувениры ).

     4.Б.Н.Неменский1-4 класс. Художественный труд.

     5..А.Н.Иванова. Аппликация в детском саду                                                                                                                                                      

     4.Нина Соколова - Кубай. Узоры из бумаги (Белорусская выцинанка0

        Изд. Культура и традиции  - 2006г.

     5.Иванова А.Н. Аппликация в детском саду. Изд. Москва -1997г.

     6. Журнал: Сделай сам - 2010г.

 

                         

                                   

                                     Программа:

Цель:                                                                                                                                           Дать понятие « оригами».

Познакомить и углубить знания в приобретении основных приемов бумажной пластики. В техники « Оригами».

1, Дать представление о различных исходных материалах  ( бросовых) ,которые успешно применяются в  декоративной  работе на уроках труда в школе.

2,. Познакомить с отличительной спецификой работы с различными   материалами: цветной бумагой, ватными дисками, гофрированной бумагой, красками по стеклу. пластилином, зерном и крупой.

3,  Различать основные виды технологий работы::» квилинг», »кливтинг».»печворк».

«торцевание».,»витраж»»бумажная пластика»,»живописная» и «чешуйчатая»,»отрывная»

Аппликация.

4.. Учить детей выполнять работу поэтапно: от простого к сложному и аккуратно.

Задачи: О-Р-В

1.Расширить представления о разнообразии технических навыков оригами за счет различных вариаций заданий.

2. Обучать навыкам конструирования  по схеме с последующим усложнением задания.                                                                                              3.Показать практически  на примере   весь процесс задания от начала до конца.

4. Научить различать и сравнивать различные приемы и их термины.

5. Воспитывать настойчивость и терпение завершать начатое дело до конца.

6.Дать основные приемы и навыки лепки из соленого теста.

7.Познакомить с особенностями и спецификой работы  с соленым тестом.    

8..закрепить навыки лепки с декоративным направлением и уклоном.

9.Познакомить  учащихся с древними образами  в русском народном искусстве.

10Научить приготовления  рецепта соленого теста.

11Воспитывать   аккуратность и эстетический вкус.

                                     

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умные ручки"

Рабочая программа "Умные ручки" является  модифицированной и составлена на основе Программы  художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"  И.А. Лыковой " . ...

Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)

Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа «Очумелые ручки»

Актуальность программыВ наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прик...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

рабочая программа "Золотые ручки"

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше ...