рабочая программа "Золотые ручки"
рабочая программа по технологии на тему

Федотова Маргарита Владимировна
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zolotye_ruchki.docx73.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Объединение

«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

(художественно-​эстетическое направление)

начальные  классы

Составитель: учитель технологии Федотова М.В.,

I квалификационная категория.

2017 – 2018 учебный

Содержание программы

1. Пояснительная записка

- Цель программы

- Задачи программы

- Педагогические принципы

- Психологическое обеспечение программы

- Методические указания:

- Основные формы и методы работы.

- Ожидаемые результаты

- Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися

по окончании курса

- Должны знать

- Должны уметь

- Условия реализации программы

2. Учебно – тематический план к рабочей программе объединения «Золотые ручки»

3. Разделы программы.

- Работа с бумагой и картоном

- Работа с природным материалом

- Работа с тканью

- Рукоделие из ниток

- Работа с бросовым материалом

4. Календарно - тематическое планирование объединения «Золотые ручки»

5. Список литературы.

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, не ординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология» и «Искусство». По базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится по 2 часа в неделю, а на изучение курса «Искусство» - по 1 часу Этого недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Золотые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях учащиеся знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т.д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах отражаются следующие вопросы: историческое развитие декоративно-​прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде презентации с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-​творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 10 - 15 учащихся. Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительность занятий 3ч.

В программу кружка «Золотые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-​творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно-​ прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания.

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично-​ поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Ожидаемые результаты. Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-​прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-​сувениров в качестве подарков.; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

· Виды декоративно-​прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

· Технологию выполнения изделий в технике аппликации.

· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

· Правильно организовать свое рабочее место.

· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

· Выполнять правила техники безопасности.

· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

· Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.

· Работать по шаблону.

· Изготавливать разные игрушки и сувениры.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий соответствовует санитарно – гигиеническим требованиям и оборудовано необходимым количеством мест для обучающихся.

До начала занятий и после их окончания осуществляется проветривание помещения.

В наличие имеются разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения обучающиеся и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.

Учебно – тематический план к рабочей программе объединения «Золотые ручки»

п/п

Название разделов

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие.

3

3

0

2

Работа с бумагой и картоном.

27

2

25

3

Работа с природным материалом.

12

1

11

4

Работа с тканью.

54

2

52

5

Рукоделие из ниток

42

2

40

6

Работа с бросовым материалом

51

1

50

7

Итоговое занятие.

3

3

0

Итого:

192

14

178

Разделы программы.

1. Вводное занятие (3 часа) Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2. Работа с бумагой и картоном (27 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Оригами. «Цыпленок».

2. Объемная водяная лилия.

3. Фантазии из «ладошек».

4. Изготовление закладки.

5. Букет из роз.

6. Работа по замыслу учащихся

7. Цветочные фантазии.

8. Изготовление новогодних масок.

9. Вырезание снежинок.

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

3. Работа с природным материалом (12 часов)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из кленовых «парашютиков».

3. Букет роз из листьев.

4. Аппликация из листьев.

Темы для бесед: «Флористика».

4. Работа с тканью (54 часа)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-​прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
1. Аппликация из ткани.

2. «Веселые зверюшки»

3. Панно «Цветы»

4. Изготовление игольницы «Грибок», «Ромашка».

5. Мягкая игрушка «Собачка»

6. Мягкая игрушка «Колобок»

7. Мягкая игрушка «Кукла»

8. Изготовление диванной подушки.

9. Изготовление грелки на чайник, вареные яйца.

10. Изготовление сувенира «Домовичок»

11. Изготовление пасхальных украшений.

12. Работа по замыслу учащихся.

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?», «Из истории игрушек»

5. Рукоделие из ниток (42 часа)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-​фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

  1. Изготовление сувенира «Цветы в горшочке».
  2. Изготовление панно «Цветы».
  3. Изготовление сувенира «Одежда для кружки».
  4. Изготовление панно «Бабочка».
  5. Изготовление открытки «Сердечко».
  6. Работа по замыслу учащихся.
  7. Коллективная работа «Корзина с цветами»
  8. Работа по замыслу учащихся.

Темы для бесед: «Виды пряжи и ее выразительные возможности», «Из истории вязания».

6. Работа с бросовым материалом (51 час)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

1. Изготовление панно из карандашных стружек.

2. Изготовление панно из деревянной стружки.

3. Изготовление панно из металлической стружки.

4. Изготовление подставки для карандашей из пластиковой бутылки.

5. Изготовление корзинки из пластиковой бутылки.

6. Изготовление летней сумки из пластиковой бутылки

7. Изготовление коврика для ванной комнаты из целлофановых пакетов.

8. Изготовление шкатулки из картона или основы скотча.

9. Оформление шкатулки макаронными изделиями.

10. Работа по замыслу учащихся.

11. Изготовление кукол из капроновых колготок.

Темы для бесед: «Знакомство с материалами и их выразительными возможностями».

Календарно - тематическое планирование объединения «Золотые ручки» (6 часов в неделю, всего 192 часа)

п/п

дата

Тема занятия

Техника

Кол-​во часов

1. Введение (1 занятие — 3 часа)

1(1)

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

3

2. Работа с бумагой и картоном. (9 занятий — 27 часов)

2(1)

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

3

3(2)

Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

3

4(3)

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

3

5(4)

Беседа « Как появились ножницы». Изготовление закладки.

Аппликация, вырезание.

3

6(5)

Букет из роз.

Бумагопластика.

3

7(6)

Работа по замыслу учащихся.

Бумагопластика.

3

8(7)

Цветочные фантазии.

Торцевание.

3

9(8)

Изготовление новогодних масок.

Моделирование, вырезание.

3

10(9)

Вырезание снежинок.

Моделирование, вырезание.

3

3. Работа с природным материалом. (4 занятия — 12 часов)

11(1)

Беседа «Флористика». Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

3

12(2)

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

3

13(3)

Букет роз из листьев.

Аппликация.

3

14(4)

Картины из листьев.

Аппликация.

3

4. Работа с тканью. (18 занятий — 54 часа)

15(1)

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

3

16(2)

«Веселые зверюшки» (продолжение работы).

Аппликация.

3

17(3)

Панно «Цветы»

Аппликация.

3

18(4)

Изготовление игольницы «Грибок», «Ромашка».

Шитье.

3

19(5)

Беседа: «Из истории игрушек»Мягкая игрушка «Собачка»

Шитье.

3

20(6)

Мягкая игрушка «Колобок»

Шитье.

3

21(7)

Мягкая игрушка «Колобок» (продолжение работы).

Шитье.

3

22(8)

Мягкая игрушка «Кукла»

Шитье.

3

23(9)

Мягкая игрушка «Кукла» (продолжение работы).

Шитье.

3

24(10)

Изготовление диванной подушки.

Шитье.

3

25(11)

Изготовление диванной подушки (продолжение работы).

Шитье.

3

26(12)

Изготовление грелки на чайник, вареные яйца.

Шитье.

3

27(13)

Изготовление сувенира «Домовичок»

Шитье.

3

28(14)

Изготовление сувенира «Домовичок» (продолжение работы).

Шитье.

3

29(15)

Изготовление пасхальных украшений.

Шитье.

3

30(16)

Изготовление пасхальных украшений(продолжение работы).

Шитье.

3

31(17)

Работа по замыслу учащихся.

Шитье.

3

32(18)

Работа по замыслу учащихся (продолжение работы).

Шитье.

3

5. Рукоделие из ниток. (14 занятий — 42 часа)

33(1)

Беседа: «Виды пряжи и ее выразительные возможности». Изготовление сувенира «Цветы в горшочке».

Вязание.

3

34(2)

Изготовление сувенира «Цветы в горшочке» (продолжение работы).

Вязание.

3

35(3)

Изготовление сувенира «Цветы в горшочке» (продолжение работы).

Вязание.

3

36(4)

Беседа: «Из истории вязания». Изготовление панно «Цветы».

Аппликация, вязание

3

37(5)

Изготовление панно «Цветы» (продолжение работы).

Аппликация, вязание

3

38(6)

Изготовление сувенира «Одежда для кружки».

Вязание.

3

39(7)

Изготовление панно «Бабочка»

Изонить

3

40(8)

Изготовление панно «Бабочка» (продолжение работы).

Изонить

3

41(9)

Изготовление открытки «Сердечко»

Изонить

3

42(10)

Изготовление открытки «Сердечко» (продолжение работы).

Изонить

3

43(11)

Работа по замыслу учащихся.

Изонить

3

44(12)

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

3

45(13)

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

3

46(14)

Работа по замыслу учащихся.

Аппликация.

3

6. Работа с бросовым материалом. (17 занятий — 51 час )

49(1)

Беседа: «Знакомство с материалами и их выразительными возможностями». Изготовление панно из карандашных стружек.

Аппликация.

3

48(2)

Изготовление панно из карандашных стружек (продолжение работы).

Аппликация.

3

49(3)

Изготовление панно из деревянной стружки.

Аппликация.

3

50(4)

Изготовление панно из деревянной стружки.(продолжение работы).

Аппликация.

3

51(5)

Изготовление панно из металлической стружки.

Аппликация.

3

52(6)

Изготовление панно из металлической стружки (продолжение работы).

Аппликация.

3

53(7)

Изготовление подставки для карандашей из пластиковой бутылки.

Конструирование,вязание

3

54(8)

Изготовление корзинки из пластиковой бутылки.

Конструирование,вязание

3

55(9)

Изготовление летней сумки из пластиковой бутылки

Конструирование,вязание

3

56(10)

Изготовление летней сумки из пластиковой бутылки (продолжение работы).

Конструирование,вязание

3

57(11)

Изготовление коврика для ванной комнаты из целлофановых пакетов

Вязание

3

58(12)

Изготовление коврика для ванной комнаты из целлофановых пакетов (продолжение работы).

Вязание

3

59(13)

Изготовление шкатулки из картона или основы скотча.

Конструирование

3

60(14)

Оформление шкатулки макаронными изделиями (продолжение работы).

Конструирование

3

61(15)

Работа по замыслу учащихся.

Конструирование

3

62(16)

Изготовление кукол из капроновых колготок.

Шитье.

3

63(17)

Изготовление кукол из капроновых колготок (продолжение работы).

Шитье.

3

64

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

3

Итого:

192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная" 2 часть.

Владимирская Русь - Русь православная... Юные жители нашей области вырастают под сенью этой многовековой и возрождающейся в наши дни культуры. По городам и весям по утрам звонят-поют колокола, а злато...