урок 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Зинина Галина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству

в 6 классе.

Тема:  РОДНАЯ  ПРИРОДА  ГЛАЗАМИ  ПОЭТОВ  И  ЖИВОПИСЦЕВ.

Цель: Расширить знания, о родной природе сопоставляя произведения поэтов и живописцев.  Развивать эстетический вкус при помощи связи литературы с живописью. Расширить художественный кругозор учащихся, развивать умение слушать и понимать художественные произведения, видеть поэтические краски стиха и передать их в рисунках, выразительно читать, рассуждать, делать выводы и обобщения

МТО: Мультимедийный проектор, раздаточный материал по литературе стихотворение А.Фета «Опять незримые усилья», Майкова «Пейзаж», стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою», презентация, выставка работ учащихся по изобразительному искусству по теме: «Пейзаж», музыкальное сопровождение слайдов: «Времена года» Чайковского, пение птиц.

Тип урока: Повторение и обобщение материала.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока: (1 слайд) «Родная природа глазами поэтов и живописцев»

3.Постановка целей и задач урока: (2-3 слайды) Расширить знания, о родной природе сопоставляя произведения поэтов и живописцев.  Развивать эстетический вкус при помощи связи литературы с живописью.

4. Беседа

 Литература: В русской литературе и пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года. В нашей природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха и особой тишиной, свойственной только августу.

   Сегодня на уроке мы поговорим о пейзажной лирике и познакомимся с произведениями художников-пейзажистов.

- Давайте вспомним, что такое лирика? ( Это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.)

Изобразительное искусство:- Что же в живописи означает слово «пейзаж»?

 Французское слово «пейзаж» означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Пейзажем называют также отдельное художественное произведение (живописи или графики), изображающее природу. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы  «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды. Многие пейзажи художника объединяются в тематические циклы. Некоторые из них связаны с именами великих поэтов и писателей земли русской. Картины из этих циклов создавались художником в тех местах, где когда-то эти люди жили, творили. Художники изображают природу различных областей нашей Родины.

 Настроение в картине, прежде всего, выражает цвет. Цвет- это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Многообразие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок  (4 слайд).

5. Обобщение материала

   Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето- неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это И. Шишкин, И. Левитан, К.Юон, В. Поленов, Б. Щербаков и многие другие.

5 слайд: Перед вами картины «Золотая осень. Слободка» И. Левитана, «Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря. Эти полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства, овладевшие их создателями: восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким привычным для нас,  знакомым и близким.

Литература: Согласись, когда смотришь на эти картины осени, сразу вспоминаешь прекрасные стихотворения об осени, о сказочном наряде осенней природы. (6слайд)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                    А.С.Пушкин

-Мы с вами узнали, что живописец создает пейзаж  при помощи, цвета. А поэт при помощи чего может создавать свое произведение? (Материал писателя – слово, которое он использует в прямом и переносном значении).

 -Давайте разберем стихотворение Майкова «Пейзаж». Какое время года изобразил автор?

 -Какой представляется нам осень?

 -Какие слова использует автор при описании осени? (румянит осень клены, осинник желтый бьет тревогу, папоротник дремлет, луч ложится косо…)

-Какими языковыми средствами они являются?

 Лирический пейзаж – это своеобразный снимок души человека, он пронизан любовью к родному простору.

Изобразительное искусство: (7 слайд) Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и цветом. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и  черного цветов.

( 8 слайд) На картине Шишкина «На севере диком…» изображено огромное пятно заснеженной и застывшей как в волшебном сне могучей сосны четко выделяющегося на фоне дальнего иссиня-голубоватого темного неба. Также темным иссиня-голубым пятном ложится тень от сосны на высоком, покрытом глубоким, сверкающим под лунным светом снегом, крутом холме. Все это усиливает чувство грусти, печали, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаешь полные очарования слова стихотворения М.Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

Литература: (9 слайд) Прочитать стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою».

-Почему зима названа поэтом «Чародейкою»?

-Как она украсила лес? (снежной бахромою, опутала, оковала…) Вы видите, что каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее.

-Какие оттенки в чудной жизни зимнего леса увидел поэт?

-Как построена композиция?

 Мы видим, что и стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них ослепительной красотой. И в стихотворении, и на полотне блестящего мастера пейзажа лес околдован чародейкою зимою, сном волшебным очарован.

 -Послушайте цитату  и скажите, о каком времени года сейчас пойдет речь?

-А как вы думаете, какое время года перед нами? (10 слайд)

Изобразительное искусство: Летнее раздолье, разноцветье полей, ясные, сочные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки- вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. (11 слайд) Среди них картины: И.Левитана «Мостик», «Лесные дали», «На опушке леса», «Опушка лиственного леса» И. Шишкина, Б. Щербакова «Подмосковные дали».

 Все они – настоящий гимн лету с его сочной зеленью деревьев, бескрайних полей, лугов и лесов, ярки веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

-Рассмотри еще раз внимательно репродукции и скажи, какие краски, цветовые оттенки преобладают в этих пейзажах?

Литература: Давайте вспомним стихотворение Никитина И.С. «Ярко звезд мерцанье…» (читает ученик)

- О какой летней поре идет речь в стихотворении? (Июнь, начало июля – пора сенокоса, праздник Ивана Купалы)

-Найдите строки, в которых поэт передал красоту природы, ее яркость, ощущение праздника.

-Какое представление о празднике передает поэт?

-Благодаря каким языковым средствам это достигается?

А теперь поговорим о весне.

Изобразительное искусство: (12-14 слайды) Весна- время пробуждения природы, бурного ее цветения. Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.

На картине К.Юона «Мартовский снег»- сияющее, словно сказочная голубая чаша. Небо. Яркое мартовское солнце, подтаявший снег, длинные сине-фиолетовые тени на талом снегу и деревенская просыпающаяся улица. А на картине Ф.Васильева «Оттепель» другая примета весны – весенняя распутица. Сельская дорога залита водой. И.Левитан и его пейзаж «Цветущие яблони» передает прелесть нежного их цветения.

Литература:

-Посмотрите стихотворение А.Фета «Опять незримые усилья» и произведения пейзажистов сравните, как автор стихотворения говорит о красоте природы и как ее изображают художники?

6. Итог урока:

Изобразительное искусство: Пейзаж- это целый мир красоты, очарования, поэзии.

16 слайд:  Б.Щербаков говорит: «Я очень люблю пейзаж. Люблю небо, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своем уборе. Я люблю его и осенью – хмурое с серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахами меда и яблок, и снежную тихую зиму, и туманы… Словом, я люблю свою землю, свою Русь!»

Литература: Так  давайте запомним на всю жизнь, что надо уметь всматриваться, вслушиваться в окружающий мир. А для этого нужно любить природу. Как сказано у поэта Рыленкова:

                  Здесь мало увидеть,

                  Здесь нужно всмотреться,

                  Чтоб ясной любовью

                   Наполнилось сердце.

                   Здесь мало услышать,

                   Здесь вслушаться нужно,

                   Чтоб в душу созвучья

                    Нахлынули дружно.

                    Чтоб вдруг  отразили прозрачные воды

                   Всю прелесть застенчивой

                   Русской природы.

Урок закончен до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...