«Формирование графических навыков".
статья (изобразительное искусство) по теме

Серышева Наталья Николаевна

Изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся  с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся, разумное  сочетания традиционных и современных методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфической и важнейшей задачей  специальных  (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта,  где особое внимание обращалось на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников этой школы одним из источников социальной адаптации.

              На протяжении ряда лет в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 482 велись поиски условий и механизмов повышения качества формирования графических навыков и практической умелости у учащихся на всех ступенях общего образования в соответствии с требованиями времени.

      Данная  работа ставила перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить пути формирования у школьников с нарушением интеллекта графических навыков, оптимально способствующих развитию их  трудовой практической деятельности.

Были  сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Провести  ретроспективный анализ по  данному вопросу
  2.  Изучить особенности графических навыков у  учащихся специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы и уровень их сформированности.
  3.  Определить содержание, условия и закономерности, способствующие успешному формированию графических навыков на уроках изобразительного искусства.
  4. Продемонстрировать развивающее влияние специально сформированных графических навыков на совершенствование трудовых действий учащихся с нарушением интеллекта.
  5. Активизировать процесс изобразительной деятельности разнообразием материалов.
  6. Сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни и использовать в дальнейшем обучении.
  7. Разработать методические рекомендации для педагогов.

           Проблема формирования графических навыков у школьников  с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике, способствующая дальнейшему развитию всей практической деятельности учащихся.       

     Особенностью данной  работы является изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся  с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся, разумное  сочетания традиционных и современных методов.

Впервые на уроках изобразительной деятельности  использовались:

  1. комбинированные упражнения - упражнения с конструктором lego: тематические наборы («Аэропорт», «Больница», «Зоопарк» и др.), набор формы и цвета.
  2. упражнения  на песке - дидактические игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики с комплексным образовательно-терапевтическим эффектом,
  3.  авторский «транспортир направленности»
  4. новые передовые технологии: lego- технологии, информационные технологии,
  5. традиционные технологии в новой интерпретации и с новыми возможностями: «Песочница», «Экран».

       Для  достижения целей  и  задач уроков, в том числе и по формированию графических навыков, на уроках использовалась система последовательных упражнений: подготовительных, тренировочных, контрольных

    Работы учащихся  и уровень формирования графических навыков  в частности оценивались  качественно и количественно по десятибалльной шкале по, что позволило наблюдать незначительную на первых этапах работы динамику формирования графических навыков.

   Для количественной оценки  динамики и эффективности формирования графических навыков была разработана и применены на практике:

А:  единый диагностический журнал, в котором были систематизированы и сведены в таблицу специфические ошибки изображения (за основу были взяты описанные И.А. Грошенковым). Каждая страница  заполнялась   на уроках рисования на тему 5 раз в год: в начале учебного года и в конце каждой четверти. По количеству «положительных знаков» анализировалась эффективность усвоения программного материала.

Б:  индивидуальная диагностическая карта-журнал на каждую четверть, в которой ежедневно фиксировались количественные результаты  формированию графических навыков каждого учащегося. Критериями оценок являлись:  уровень владения инструментов, соблюдение направленности движений,  и передачу пространственных свойств предметов, а именно соблюдение формы (оценка каждого параметр состоял из 10 ступеней уровня сложности формирования графических навыков, располагалась на отдельном листе, и  имел оценочную шкалу в 10 баллов). Каждый лист журнала был условно разделен на 2 поля – для наблюдения динамики по видам работ и для выяснения на графическом уровне- уровня работоспособности.  Анализ  индивидуальных диагностических  карт  предполагал внесение  корректив для последующих уроков.

Практическое значение

    В процессе исследования определены направления  и методика преподавания изобразительного искусства в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида,  выделены и апробированы параметры оценки формирования графических навыков, направленных на развитие и совершенствование практических трудовых навыков.

  Наглядно- чувственная основа обучения, осуществляемая в определенной системе, создавала необходимые предпосылки для обогащения  чувственного и двигательного опыта учащихся с нарушением интеллекта

    Полученные материалы дают возможность учителю специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы рациональнее организовывать проведение уроков изобразительного искусства, включив в него систему упражнений, которые повышают уровень и интенсивность развития у учащихся графических навыков.

     

Таким образом, сопоставив уровни сформированности графических и практических навыков, можно утверждать, что соблюдение всех примененных педагогических условий способствовало эффективному формированию графических навыков и оказало положительное влияние на качество соответствующих практических действий.

По  мере обучения и развития учащихся изменяется количественные соотношения учащихся в группах,  в основном за счет уменьшения рисунков, практических работ третьего уровня, и увеличения 1 уровня, что   подтверждает диаграмма №3.  (дифференцирует учащихся с учетом графомоторных проявлений 1985г., с учетом особенностей усвоения конкретного предмета )   

         В процессе исследования было экспериментально подтверждено, что формирование графических навыков  у детей с нарушением интеллекта является эффективным средством в развитии практических действий учащихся и раскрывает их потенциальные возможности.

Полученных знаний и сформированных умения  учащиеся успешно применяют на уроках труда и творческой деятельности.

       Материалы данной работы:  

  1. опубликованы в печатной работе «Инновационная деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями  в здоровье» - М., Центр «Школьная книга», 2007год, с. 201-208;
  2. использовались на уроках  в ГОУ СКОШ №482
  3. использованы при участии  в окружном и городском конкурсе «Учитель года-2008» в номинации «Сердце отданное детям» и  в окружном семинаре 2009-2010 учебного года;
  4. могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для педагогов специальных  (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

             

             

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ                                                        ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ Специальная (коррекционная) общеобразовательная                                        школа VIII вида № 482

Серышева Н. Н.

Статья:

«Формирование графических навыков как средство

 развития трудовых умений и навыков на примере уроков ручного труда в младших классах  

специальной  (коррекционной) общеобразовательной

школе VIII вида».

Работа  предназначена                                                                                                                                                                                     для специальных  (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида»

Москва 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков на уроках технологии

В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространст...

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица   Оценка уровня развития графических умений  Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...

Презентация "Техника линейной графики как средство формирования графических навыков и умений у детей с ЗПР"

Презентация рекомендована учителям -дефектологам, воспитателям  для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.  Эффективной педагогической технологией, направленной на формирование и р...