Разработка урока по ИЗО в соответствии со стандартами второго поколения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Вьюнова Ольга Вячеславовна

Конструкт урока по изобразительному искусству  поможет педагогу создать на уроках творческую атмосферу, сформировать художественный вкус и подскажет методические идеи по организации управления познавательной деятельностью учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт учебного занятия

 Предмет: ИЗО.

 Дата проведения: I четверть.

 Учитель: Вьюнова Ольга Вячеславовна

 Класс: 5

 Тема: Народные промыслы.

 Тип занятия: урок – практикум.

 Цель:  Цель: формирование представлений  о  русской культуре в образе  игрушки - сувенира.

 Универсальные учебные действия:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
  2. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
  3. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Развитие умения взаимодействовать с одноклассниками.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Формирование умений определять и характеризовать отдельные детали росписи игрушки - сувенира как проявление декоративной и изобразительной деятельности.

Развитие умения использования выразительных средств живописи для создания образа игрушки - сувенира.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

 Задачи:

  1. воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к родине, к ближнему.
  2. формировать интерес к русской истории, её традициям, праздникам, ремёслам.
  3. развивать речь, воображение и творческие способности учащихся.

 Дидактическое и техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, книжный фонд, дидактические таблицы.

Материалы:

  1. для учащихся: глина, солёное тесто, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: эскизы с элементами росписи, фотографии керамических изделий, доска.

Зрительный ряд: фотографии керамики, изделия из глины (игрушки), эскизы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Творческая практическая деятельность учащихся.
  5. Итог урока:
  1. выставка и анализ работ;
  2. обобщение темы урока.
  1. Домашнее задание.

Теоретическая часть.

 Невольно задаешься вопросами: «Откуда пришло к нам чудо-чудное? Сколько лет игрушке?»

Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни, передавали ребенку понятия о добре и зле, о счастье и красоте, издавна развивалось это удивительное рукотворное мастерство.

Презентация

 Вот такие красивые игрушки, как вы видели на выставке, везли на ярмарку. А зазывали шутками и прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника и раскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладают таким удивительным даром. Ребята, а ведь вы тоже выступите в роли народных умельцев, удивительных сказочников, и подтверждение тому — ваши работы.
А сейчас у меня к вам интересное предложение — отправиться в путешествие по воображению. На уроках изобразительного искусства мы учимся фантазировать и развивать творческое воображение. Фантазия пригодится вам и сейчас. Предлагаю на мгновение представить,
 что мы на ярмарке XIX в. и вы пришли сюда со своими поделками. Каждый хочет продать свое изделие.

Глиняные игрушки как товар

Весь товар, изготовленный за долгую зиму, готовили для ярмарки в Вятке. Этот народный праздник называли Свистопляской или Свистуньей за веселье, гам, шум, смех, потешные бои, катанье снежков и глиняных шаров, за непременный свист из глиняных свистулек в виде зверей и птиц. Каждую весну устраивали такие праздники вятичи. И ни один из них не обходился без пестрого красочного товара - глиняных игрушек - украшения ярмарки. Каких только игрушек, разных свистулек не было на ярмарке. На все голоса свистели-переливались соловьиными трелями затейливые свистульки-уточки, кони, звери диковинные, птицы разные. Свистели все и взрослые и дети. Вплетается звонкий переливчатый свист в праздничный гомон народного гулянья. Ярмарка! Праздник! Название у него озорное, шумное, веселое "ЕВДОКИЯ - СВИСТУНЬЯ".

А почему называется праздник "Свистунья'? Послушаем, что об этом рассказывает легенда

Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города дружинники, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник "Свистунья". И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, без ярмарки, без шумного веселья.

Делали игрушки для ярмарки в основном женщины, им помогали дети. Фигурки из-под их рук выходили жизнерадостные, яркие, нарядные, веселые. Глядя на них, не останется равнодушным ни один человек, поскольку вместе с ними в дом приходят свет, солнце, песни, говор и смех народных гуляний. Кончится праздник, а игрушка нет-нет да и напомнит о былом веселье, и улыбнется человек, оттает душа его.

Искусство создания глиняной игрушки было достаточно кропотливым делом. Глину надо было заготовить с лета, намыть мелкий речной песок. Вручную перетирали глину с песком, так как очень жирная глина при сушке и обжиге могла дать трещины. А поздней осенью начинали лепить.

Существовало разделение труда: одни делали туловище с головой, вторые — юбки-колокольчики, третьи — руки, четвертые изготовляли детали — оборки, коромысла, ведра. Затем игрушку собирали, склеивая части жидкой глиной. Сделанные таким конвейерным образом игрушки выходили ладными, но не совсем одинаковыми. Небольшие детали — оборка на юбке, кокошник — различали их между собой.

Фигурки сушили, затем обжигали в печи. После обжига их белили меловым грунтом (мел на снятом молоке) и расписывали яркими открытыми цветами. Растертые на яичном желтке пигменты звучали несколько приглушенно на белом фоне, не блестели, а на сбитом белке краска становилась прозрачной. Роспись очень простая, представляет из себя сочетание тонких, толстых, волнистых линий, точек, штрихов, овалов, ромбов, кружков.

.

На ярмарке и в игры весёлые играли! Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится игра «Горшки».

Учащиеся одни садятся в круг –это «горшки», а другие встают за кругом – это « продавцы». Водящий – «покупатель». «Водящий» и «покупатель» торгуются. Далее они  на счет раз, два, три бегут в разные стороны. Кто добежит первым, касается горшка, который покупали. Он становится «продавцом». Другой – «покупателем».

Чинары, чинары

Выходите, гончары!

Собирается, народ,

Здесь торговля идет!

-Почем горшок?

-По денежке.

-По какой денежке?

- За рубль.

- А он у тебя не с трещинкой?

- Сам попробуй.

-По рукам.

Звучит музыка.

А ещё на ярмарке устраивали состязания. Кто быстрее проговорит скороговорку.

Быстро проговори скороговорку:

а)        Мамаша - Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

б)        Осип осип, Архип охрип.

в)        Шли сорок мышей несли сорок грошей.

 Две мышки поплоше несли по два гроша.

Практическая часть. Групповая форма обучения. Организация групповой работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Задание:  слепить и декоративно оформить выполненную фигуру, сохраняя традиции промысла.

Приложение 1.

ИТОГ УРОКА:

Да, хороши у нас игрушки!  

- А знаете, из чего они сделаны?

Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали.
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные,
Игрушкам очень рады мы.

Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи. А небольшие сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны.

    Урок закончился, а мы с вами остаёмся в нашей любимой школе. Именно школа объединяет людей разных национальностей; и детей, и взрослых; учит заботиться о ближнем; любить свою страну, в которой мы живём. Давайте посмотрим наш многонациональный состав.

Домашнее задание

     Подготовить сообщения о народном промысле, распространенном в своей республике.


Приложение1

Раздаточный материал к учебному занятию:

Игрушки-свистульки

Как лепить глиняную свистульку

Филимоновская птичка-свистулька — это всего лишь деталь игрушки, поэтому форма ее предельно проста и обобщена.

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.

Последовательность лепки свистка-«оленя». Указательный палец обкладывают глиной и формуют кувшинчик с толстым дном . Затем протыкают отверстие в донышке, сверху выполняют клиновидный вырез. Из запаса глины, который предусматривается заранее, лепят задние ноги. Отдельно лепят туловище, передние ноги, голову и рога. Готовые части соединяют друг с другом, смочив места соединения водой или жидкой глиной.


Лепят игрушки-свистульки и по-иному. Из глины скатывают шарик, который расплющивают до тех пор, пока не получится круглая пластинка толщиной около 3—4 .Следующий этап лепки напоминает приготовление пельменей.

Пластинку сгибают пополам и соединяют края крестиком . В результате получается вытянутая пустотелая форма с двумя выступами .Из одной ее части лепят мундштук, а из другой, более вытянутой, — шею и голову коня.

Затем приступают к озвучиванию свистульки. Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкают отверстие и делают внизу клиновидный вырез. Настраивают свистульку так же, как и филимоновский свисток. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.


Для росписи свистулек можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так и после нее. Художник сразу же видит окончательный результат, в то время как с керамическими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь.

Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть

Лепим глиняную жар-птицу

Лепка «жар-птицы». В отличие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из целого куска глины.

Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму. Затем, укрепив на дощечке, разделите сверху глиняный ком на две части. Из одной части вылепите голову, туловище и ноги, а из другой — хвост и крылья. Заканчивают лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают волнообразно пальцами. Готовую игрушку, как и предыдущие, грунтуют мелом, разведенным на молоке.


Оценочный лист для работы группы

Оцените работу своей  группы по критериям

и напишите свой комментарий.

  1. В процессе работы над проектом группа работала как единая команда, в которой все участники сотрудничали и принимали участие в решении проблем
  2. В группе присутствовала поддержка, помощь и уважение мнения каждого участника
  3. В группе все участники принимали активное участие, ценились способности каждого

Критерии самооценки работы учащихся в группе

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Оценка ученика

Оценка группы

Комментарий учителя

Я принимал(а) активное участие в работе группы

Я принимал(а) активное участие в поиске материала, его структурировании, в  обсуждении и решении проблем, высказывал(а) и аргументировал(а) свою точку зрения

Я старался(лась) активно работать в команде, уважал(а) мнения других и помогал(а) другим в случае затруднений

Я принимал(а) активное участие в создании презентации

Я принимал(а) активное участие в создании буклета

В процессе работы над проектом я научился (лась) формулировать проблему, разбивать ее на отдельные задачи и решать

В процессе работы над проектом я научился (лась)…

Напишите свой комментарий

Структура занятия

ЭТАП УРОКА

ЗАДАЧИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Организационный этап

Настрой на процесс сотворчества

Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс

Выработка внимания, самоорганизации, дисциплинированности

Создание и погружение обучающихся в психологически
комфортную атмосферу

Целеполагание

Определить цель и задачи урока

Определена цель и поставлены задачи.

Фронтальная беседа.

Психологический настрой на учёбу .



Актуализация знаний

Обеспечить эмоционально-оценочное отношение к содержанию, вспомнить тему « Древние корни народного искусства», привести примеры ДПИ,вспомнить их назначение.


Сформулировать определение « Декоративно- прикладное искусство», привести примеры ,назвать особенности древнего народного искусства.


Организует, направляет, контролирует правильность ответов, следит за работой детей.


Индивидуально отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.


Книжный фонд, дидактические таблицы.


Получение новых знаний

Сравнить, проанализировать предметы,принадлежащие разным художественным промыслам,выявить черты пластического своеобразия росписи, особенность цветовой гаммы.


Умение определить принадлежность предметов к тому или иному художественному промыслу, отдельных фрагментов росписи с образцами природы.

Умение обобщить представления о своеобразии промысла, о богатстве красок.

Определить особенности графически-живописных приёмов.

Умение определить взаимосвязь росписи с традициями прошлого и с современной жизнью народа.

Эмоциональный отклик в душе ученика.


Учитель показывает художественно-познавательный материал, подлинные изделия народных промыслов.

Создаёт атмосферу праздника, мажорного эмоционального фона.

Сопровождает свой рассказ показом слайдов, сочетая изображения произведений народных мастеров с отдельными фрагментами росписи образцов природы, с пейзажами русских художников.

Организует, контролирует работу учеников.


Ученики работают индивидуально и в группах.

Анализируют работы.




Дидактические таблицы: «Графически-живописные приёмы письма», «Элементы Городецкой росписи», «Разнообразие растительных мотивов», «Элементы Хохломского травного орнамента. Последовательность выполнения».


Применение полученных знаний.


Применять информацию, полученную на уроке в жизни, уметь воспользоваться полученными знаниями в самостоятельной художественно-творческой деятельности.


Умение создать образец, предмет одного из художественных промыслов.


Организует работу учащихся. направляя и контролируя их творчество.


Работает над творческим заданием, самостоятельно расписывает глиняные образцы.


Художественные материалы(краски, палитры и др.).

Дидактические таблицы.


Закрепление.


Применять полученные знания.


Умение определить разные виды народных художественных промыслов, их особенности.


Выдаёт задание.


Выполняет задание.


Итог урока, рефлексия.

.




Осуществляет рефлексию, выдаёт домашнее задание.


Записывает домашнее задание.




Обобщение, подведение итогов

Записывает домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в контексте введения стандартов второго поколения.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Проектирование урока в условиях перехода на стандарты второго поколения

Чем отличается современный урок от традиционного, как его правильно спроектировать и оценить? На эти и другие вопросы отвечает автор данной статьи. Материал будет полезен педагогам, завучам, методиста...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на этапе освоения стандартов второго поколения».

Доклад о здоровье сберегающих технологиях на уроках биологии и их применении....