Программа по ИЗО 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Буренко Наталья Александровна

«Изобразительное искусство и художественный труд» Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2009.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по рисованию 5 класс126 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
 Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2009.

№ п/п

пСистема

уроков

Дидакти-

ческая

модель

обучения

Педагоги-

ческие

средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

1

2

3

4

5

6

8

9

Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

1

Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Лекция, вхождение в контекст проблем

ученика,

диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь различать виды изобразительного искусства

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник

(1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК

2

Отношение человека к природе

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать возможности человека и природы.

Уметь: 

– понимать назначение труда человека;

– создавать продукт творчества своими руками

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник.

Репродукции картин

И. Шишкина,

В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия.

 

3

Отношение человека к природе

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог,

поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.

Уметь отличать виды искусства

Уметь находить и пользоваться информацией

СД «История искусства», 2004

4

Разные люди – разные культуры. Великороссы


Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции картин

И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова,

А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи

С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого

5

Разные люди – разные культуры

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать традиции своих предков – славян.

Уметь характеризовать быт славян, различать

музыкальные инструменты, виды одежды

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

6

Мудрость народа

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение пословиц, загадок.

Уметь объяснить их смысл

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции картин

М. Врубеля,

В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы.

СД «Истоки Древней Руси»

7

Идеал в жизни и в искусстве. Человек

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое идеал, его понятие в жизни

и в искусстве.

Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж)

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Аленов М.

М. Врубель. – М.: Слово, 1996.

Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994

8

Идеал в жизни

и в искусстве.

Жилище человека

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве.

Уметь по элементам декора определить национальность

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь,

иллюстративный ряд, фотографии.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003)

9

Мой идеал

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение идеала.

Уметь составить свое представление об идеале

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

10

Художественная мастерская

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать особенности материалов.

Уметь отличать художественные и природные материалы

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

11

Человек – художник

ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем

ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

12

Природа и изделие

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха.

Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

13

Художественное изделие

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать назначение посуды.

Уметь: 

– видеть различие между обыденной посудой

и праздничной;

– создавать разные виды посуды

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды

14

Гармония

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях.

Уметь видеть прекрасное в природе

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Природные

и художественные материалы.

Репродукции картин

И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева.

СД «История искусств», 2003

15

Симметрия

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое симметрия.

Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея).

Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира»

16

Орнамент

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика,

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды.

17

Орнамент. Природные мотивы

ориентированная педагогическая ситуация

диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать природные мотивы орнаментов.

Уметь отличать виды орнаментов друг от друга

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Литература: Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм.

– М.: Мозаика-Синтез, с. 17.

Учебник «Прекрасное рядом с тобой», СД «Мировая художественная культура», 2005.

Репродукции картин

А. Венециано-ва, И. Шишкина, Б. Кустодиева.

СД «Орнамент», 2005

18

Плоскость

и объем

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением.

Уметь выполнять объемные детали

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

19

Художественная мастерская

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, чем отличается скульптура, рельеф,

аппликация.

Уметь пользоваться

полученными навыками на практике

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

20

Часть и целое

Индивидуальная

Знать, что такое часть

и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке.

Уметь отличать часть

и целое в картинах, скульптуре, архитектуре

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

21

Мозаика

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная

Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.

Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Иллюстрации византийских фресок, мозаик. СД «Мировая художественная культура»

22

Сюжет 

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная

Знать назначение сюжета в искусстве.

Уметь определять сюжет, создавать новый

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура»

23

Разыгрываем

сказку

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Парная, групповая

Знать особенности

декора.

Уметь соотносить время и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

24–

25

Человек изобразил мир

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика,

Парная, групповая

Знать особенности быта людей прошлого.

Уметь различать нравы

и обычаи предков

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой»;

репродукции картин

26

Родилась живопись

диалог, поступок

Индивидуальная

Знать, каким был древний художник, что он создавал.

Уметь пользоваться

новыми умениями

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

В. Васнецова, К. Брюллова; отрывки из художественного фильма «Русь былинная»

27

Родилась скульптура

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная

Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы.

Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой», иллюстрации скуль-птур О. Ренуара, Л. По, О. Комова, В. Цигаля. СД «Мировая художественная культура»

28

Родилась музыка

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог,

поступок

Групповая, индивидуальная

Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты.

Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре

сезона»

29

Родился театр

Групповая, индивидуальная

Знать, как выглядел древний театр.

Уметь соединить современный театр и древний

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции картин

Б. Кустодиева, В. Бакста,

И. Билибина

30

Наш театр

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Групповая, индивидуальная

Знать историю зарождения театра во всем мире.

Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции картин

В. Бакста,

В. Васнецова, А. Куинджи.

СД «Мировая художественная культура»

31

Твоя маска

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Групповая, индивидуальная

Знать историю зарождения маски.

Уметь создавать из любого материала маску

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой». Репродукции произведений

П. Сомова,

А. Серова,

В. Врубеля, СД «Мировая художествен-ная культура»

        32–

33

Времена года

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Групповая, индивидуальная

Знать смену времен года.

Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой».

СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона»

34

Здравствуй, лето!

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Групповая, индивидуальная

Знать: 

– чем отличается лето от других времен года;

– русских художников-пейзажистов.

Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона»

Тематический план ориентирован на использование:

учебника: 

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство : Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учебник для 5 кл. / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;

Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;

Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;

Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы. / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;

Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;

Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания | А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;

Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

В  тематическом  плане  реализуется  модифицированная  программа «Декоративно-прикладное  искусство  и  жизнь  человека»,  автор  Горяева Н. А.,  под ред. Б. М. Неменского, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Список методической литературы для  5 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. – М : Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб. : Каро, 2004.

4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.

11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О.  Половников. – М. : Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах  / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5–8 кл. : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.

       Ч. 1. : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.

       Ч. 2. : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.

       Ч. 3. : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.

       Ч. 4. : Краткий словарь художественных терминов. – ISBN 5-86866-070-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...