календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Морозова Виктория Александровна

календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_izo_1_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

НАЗВАНИЕ КУРСА, ДЛЯ КОТОРОГО НАПИСАНА ПРОГРАММА   

базовый

УРОВЕНЬ   ПРОГРАММЫ - БАЗОВЫЙ, ПРОФИЛЬНЫЙ,

РАСШИРЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС, ПАРАЛЛЕЛИ

Учитель:

Морозова Виктория Александровна

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО  УЧИТЕЛЯ

Учитель изобразительного искусства

                                                                                                                                                           квалификация

       

2012 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

     Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2007 год). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно – прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

 Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  1. изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  2. декоративная и конструктивная работа;
  3. восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  4. обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  5. изучение художественного наследия;
  6. подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  7. прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

  1. развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
  2. воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
  3. создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Количество часов:

  1. в год – 34;

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень) Учащиеся  должны знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
  2. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  1. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
  2. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  3. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:

  1. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
  2. использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  3. решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  4. создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  5. выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
  6. моделировать предметы бытового окружения человека;
  7. применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  8. создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
  9. сформулировать замысел;
  10. построить несложную композицию;
  11. воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  12. анализировать результаты сравнения;
  13. использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
  14. передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
  15. (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№ п\п

Кол-во час.

Название темы

Дата

1

1

I ЧЕТВЕРТЬ

Изображения всюду вокруг нас. Изображение радостного солнца.

2-3

2

Мастер изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, разные по форме листья (1 ч); изображение животных (1 ч).

4

1

Изображать можно пятном. Изображение зверушки из произвольно сделанного пятна.

5

1

Изображать можно в объеме. Лепка животного и птицы.

6

1

Изображать можно линией. Изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе».

7

1

Разноцветные краски. Изображение осеннего клена.

8

1

Изображать можно и то, что не видимо. Изображение музыки – создание образов, контрастных по настроению музыкальных пьес.

9

1

Художники и зрители (обобщение темы). Фронтальная выставка.

10

1

II ЧЕТВЕРТЬ

Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка (по представлению).

11

1

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях бабочки.

12

1

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Украшение рыбки узорами чешуи.

13

1

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации.

14

1

Узоры которые создали люди. Изображение орнамента по воображению.

15

1

Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

16-17

2

Мастер украшения помогает сделать праздник. Конструирование праздничного украшения для новогодней елки, карнавальных масок.

18

1

III ЧЕТВЕРТЬ

Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению.

19

1

Домики, которые построила природа. Лепка сказочного домика в форме овощей и фруктов, грибов.

20

1

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы.

21

1

Строим город. Постройка городка из бумажных домиков.

22-23

2

Все имеет свое строение. Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей (аппликация).

24

1

Постройка предметов (упаковка). Конструирование из бумаги и украшение упаковок, сумок.

25-26

2

Город в котором мы живем. Создание панно.

27

1

Совместная работа трех Братьев – Мастеров. Выставка работ.

28-29

2

           IV ЧЕТВЕРТЬ                                                                                                        «Сказочная страна». Создание панно. Коллективная работа.

30-31

2

«Праздник весны». Конструирование из бумаги птиц, божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

32

1

Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в природу. Зарисовки.

33-34

2

«Здравствуй, лето!» Создание композиции по впечатлениям от природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс

Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС), на о...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 2 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 5 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения (ФГОС),...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 6 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения (ФГОС),...