Художественное оформление одежды.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

 

Во всех странах света и во все эпохи мода и ее бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику.

Мода является точным указателем господствующих идей данных эпох. Частые изменения моды – это не что иное, как «естественный диалог, налагаемый промышленностью бедняков на тщеславие богачей».

Франция с незапамятных времен была законодательницей моды. Она сумела заставить и другие страны подчиниться изменчивости моды. Поэтому, знакомясь с историей французской моды, мы знакомимся с историей мод всей Европы.

Одежда – это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от стрел и ударов мечом; от пули и отравляющих веществ; а также от влияния злых духов (особенно это относится к древнему костюму).

Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современный бронежилет и противогаз, и модное платье.

Основные функции одежды:

- защитная (физическая и моральная защита);

- утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека;

- эстетическая, одежда украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы;

Одежда, в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя, делится на следующие виды:

- драпированная (некроеная, не сшитая) – одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

- накладная – одежда, которую надевают через голову. Она может быть не сшитой -  в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи), может быть кроеной и сшитой (тип туники или рубашки);

- распашная – кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху до низу (тип золота или кафтана);

- кроеная и сшитая европейского типа – одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).

С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм».

Костюм (от итал. Costume – обычай, нравы) – определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, религиозную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию.

Существуют и другие определения костюма. Образно - решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек, ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию.

Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычая и нравы определенного региона, исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность.

Костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую. Важнейшая функция костюма – знаковая, так как он сообщает окружающим информацию о человеке: о его социальном статуе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции:

  1. Магическую;
  2. Возрастную – обозначает или маскирует возраст человека;
  3. Социально-половую – практически в любом традиционном костюме четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму;
  4. Сословную (групповую) – костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию, социальному классу или группе, выявляет или маскирует социальный статус человека;
  5. Профессиональную – костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в середине века, когда представители определенных профессий или члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде;
  6. Региональную – костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, так и с национальными традициями живущих в нем народов;
  7. Религиозную – костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека. Например, в XVI в. во Франции можно было по костюму определить католика от гугенота (протестанта). В современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше.

        В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, хотя он сохраняет следующие функции:

  1. Эротическую;
  2. Эстетическую;

Костюм занимает особое положение по сравнению с другими формами и видами искусства, поскольку является реальной жизненной средой человека, доступной и универсальной.

Выразительный образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств. Он отражает не только духовный мир человека, его социальное положение и  мировоззрение, но и особенности эпохи, полностью соответствуя художественному стилю.

Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного типа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни.

В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи». Традиционно историю рассматривают как последовательную смену больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм». Общие принципы формирования, характерные для каждого «большого стиля» эпохи, определяют и особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает возможность сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени (так историки костюма сравнивают вытянутые формы головных уборов и обуви готики с устремленными ввысь шпилями готических соборов).

Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. В каждую эпоху одновременно существовало несколько стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля. В каждой стране существовала своя динамика эволюции художественных стилей, связанная с уровнем развития культуры, политическим и социально-экономическим развитием, степенью взаимодействия с культурой других стран. Так в XV в. в Италии – расцвет Ренессанса, во Франции – «поздняя готика», а в Германии, особенно в архитектуре, «готика» преобладала вплоть до второй половины XVI вв.

Последним «большим художественным стилем» можно считать стиль «модерн». Сегодня актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности.

В модных стилях отражаются изменения образа жизни, и образа человека каждого времени, представление о его месте и роли в современном мире.

Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими» - это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных модных стилей: универсальность, многофункциональность, целостность и красота форм, соответствие потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. Классическими можно считать такие стили как «английский», стиль «Шанель», джинсовый, «кантри», «морской».

С понятием «стиль» связано понятие «стилизация» - художественный прием о создании новых произведений искусства. Стилизация – намеренное использование формальных признаков и образной системы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. В отдельные эпохи подражание стилями классического искусства (искусства античности) было господствующим принципом, приемом стилизации пользовались в эпохи классицизма, неоклассицизма, ампира.

Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода. Можно в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель, повторившей слова поэта Пьера Реверди: «Мода меняется, а настоящий стиль - никогда». Однако мода для современного общества имеет огромное значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Художественное конструирование и оформление одежды"

Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способн...

"Художественное оформление одежды"

План урока "Художественное оформление одежды"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"

АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представ...

Брошюра "Художественное оформление одежды"

Брошюра "Художественное оформление одежды"...

Разработка урока на тему: «Художественное оформление одежды»

По теме: «Художественное оформление одежды»...

Конспект урока технологии по теме: «Художественное оформление одежды», 8 класс

Эта тема имеет важное обобщающее значение в изучении технологии. Развивает творческие способности у учащихся. Через изучение национальных костюмов девочки узнают историю развития многих народов, расши...