"Художественное оформление одежды"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

  План урока "Художественное оформление одежды". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: « Художественное оформление одежды ».

Цель: Изучить принципы художественного  оформления одежды для приобретения практических навыков, развития образного мышления и воспитания эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: альбомы, образцы,  дополнения (бижутерия), плакаты, манекены, булавки, скотч, справочная литература, ножницы, ткань, образцы изделий.

        Ход урока:

1.Ввод в урок. Дежурные.

2.Новый материал.

            На уроках технологии вы учитесь изготавливать не только изделия прикладного характера, но и поясную и плечевую одежду. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей- шкур животных. Через тысячелетия, в результате развития  культуры и техники одежда из простого средства  защиты тела человека от воздействий окружающей среды стала объектом прикладного искусства- науки моделирования. С одной стороны «Моделирование» служит средством удовлетворения потребностей народа в одежде, с другой -  воспитывает вкусы людей.

                   Какую известную поговорку об одежде вы знаете?

(По одежке встречают,  по уму провожают)

                   С помощью костюма (одежды) можно выявить, подчеркнуть внешние данные человека. Увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недо

статки. А также цветом костюма подчеркнуть цвет глаз и волос.

                    Костюм является средством  внешнего выражения  духовных и моральных качеств человека определенного времени. А для того, чтобы наш костюм, который мы будем создавать, был красивым и выразительным мы должны изучить ПРИНЦИПЫ художественного оформления одежды и приобрести практические  навыки его оформления.

                    Все это мы будем узнавать, и обобщать на сегодняшнем уроке, тема которого – «Художественное оформление одежды».

           

                    «Х.О.О.»- это создание по определенным законам красоты определенных предметов или сочетание различных предметов, составляющих «костюм».

             «Костюм»- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д., где ведущая роль принадлежит одежде.

                           На доске-

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ:

                  1      2       3      4       5        6        7

        Вывод: «КОМПОЗИЦИЯ» - от лат. «композите» - составление, соединение, сочленение. Красота и выразительность «костюма», достигнутая посредством соединения  образующих одежду составных частей – называется искусством композиции.

Выступает один из членов  группы.

 Ответы и дополнения вносятся в оценочную карточку.

               АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ

Модель,форма,

силуэт

Материал,

фактура

Пропорцио-

нальность

Цветовое сочетание

линии

Симмет-рич - ность, ас-

симмет-ричность

отделка

-прямой

-прилегающий

-полу –

прилегающий

-трапецие-

видный

-мягкая

-жесткая

-скользкая

-верх и низ

-1/1

-1/2

-1/3

-2/3

-есть

-нет

Конструктивные:

-линия плеча

-бока

-вытачки и т.д.

Декоративные.

За счет новой линии в костюме

 

                      История развития костюма.

                      Экскурс в историю костюма.

          Каждая историческая эпоха характеризуется определенным художественным стилем, основные черты которого отражаются в архитектуре, предметах быта и, конечно в одежде.

СТИЛИ:                                                                        

-древнегреческий

-готический 12-13 вв.

-ренессанс 16 в.

-барокко 16-17 вв.

-классицизм, конец 18 в.

-ампир 19 в.

-романтизм 19 в.

-модерн, конец 19 – начало 20 в.

-современный 20 в.: классический, спортивный, романтический (фантазийный).

        Стиль от греческого «стилю-с»- заостренная палочка для письма по воску.

Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

В пределах стиля, всегда возникают какие- то изменения. Эти изменения существуют непродолжительное время и называются МОДОЙ, благодаря которой одежда постоянно обновляется и совершенствуется.

                        Направления моды в одежде показывают ЛИНИИ одежды:

-силуэтные: линии плеча, талии и низа изделия (они определяют пропорции);

-конструктивные: линии швов (плечевой, боковые, по линии талии, швы втачивания рукавов, линии вытачек, складок);

-декоративные ( образуются различными отделками: мережкой, вышивкой, защипами, сборками) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами).

                Линии в одежде - обладают важной особенности особенностью: они ведут наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная – переменного движения, наклонная – неустойчивости или падения.

        Формы силуэтов:

-прямой

-прилегающий

-полуприлегающий

-свободный (трапециевидный)

                                                                                                        Важным элементом в одежде являются пропорции ее составных частей относительно друг друга и по отношению к фигуре человека.

Пропорции выявляются в линейных измерениях одного свойства.

Например:   Длина изделия до талии с длиной рукава.

          Или:   Ширины изделия в груди с шириной в бедрах.

     

                                     Ткани. Фактура.

                          Мягкая, ворсистая, в рубчик, шероховатая, блестящая. Фактурные поверхности увеличивают объем.

                          Прозрачная, блестящая, гладкая – придают легкость, зрительно уменьшают объем.

                           Необходимо учитывать и рисунок. Его размер.

 Крупный – зрительно увеличивает, мелкий – скрывает объем.

                                        Цвет.

Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани.

Ведь определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.

                                    Цветовые ряды:

- Хроматические:  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Ахроматические: то есть бесцветные – от белого до черного.

- От хроматического до ахроматического: например – от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.

                                      Основные цвета:

- красный

-  желтый

-синий

Родственные цвета – ближние

Контрастные – противоположные

Холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый – отдаляют предмет.

 Теплые – красный, желтый, оранжевый – приближают.

Эти примеры подтверждают значение цвета при создании одежды.

        И еще одной составляющей частью одежды являются ОТДЕЛКИ , где используют: трикотаж, мех, фурнитуру, сутаж, тесьму, шнур, вьюнок, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку, бисер, цветы, украшения, буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.

 

Вводный инструктаж.

              1).Разбиться на 3 группы. Фамилии внести в табличку для оценивания.

              2).Вытянуть по 2 задания на группу.

              3).Выполнение задания. Цель:  Найти необходимые сведения в дополнительной литературе. Сделать сообщение, дать ответ, используя таблицы.

                      Оценивание по ходу ответов.

 

Зад.1.1. Определение «силуэта». Их виды.

Зад.1.2. Линии в одежде.

Зад.1.3.Цвет в одежде.

Зад.1.4. Ткани. Их виды.

Зад.1.5. Пропорции в одежде.

Зад.1.6. Отделка в одежде.

Зад.1.7. Стиль в одежде.

         

  Зад.2.По таблице( на доске )проанализировать элементы композиции костюма.

          Делается вывод:

 «И так, подведем итог.  Главные выразительные средства это -

СИЛУЭТ, ЛИНИИ, ЦВЕТ , ПРОПОРЦИИ, ТКАНИ, ОТДЕЛКА, СТИЛЬ.

        Пользуясь ими, художник «строит», организует костюм. НО главное, чем он руководствуется – это ЦЕНТР КОМОЗИЦИИ.

      Центр композиции (центр внимания) – это элемент костюма, который первым  

«бросается в глаза». Это может быть что угодно:  форма костюма; цветовое решение; фактура и пластика материала – текучесть, обтянутость, мягкость; это могут быть детали – шарф, бант, ремень, пояс, кружевной воротник, украшения и даже пуговицы; орнамент  на свитере и так далее -  т.е. то ради чего вы создаете этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного.  При этом все части костюма по величине,  форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, гармонировать, «не спорить» между собой и, конечно, с человеком.»

         

Зад.3.Ателье  для модниц «Мой стиль».

          Каждая группа, зная основные составляющие костюма:

а).  создает свою «модель» на манекене, используя ткани (набор), булавки, ножницы, скотч, дополнения, журналы;

б). дает анализ своей модели по таблице;

в). Выявляет  центр композиции;

г). Оценивает свою работу.

 

             Не забывайте о том,  что стиль находится в тесной взаимосвязи модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он, стиль, регулирует и направляет моду. Пожалуйста, используйте в качестве  ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА – силуэты и стили.

               Не забывайте о безопасных приемах труда !

               УДАЧИ  ВАМ  В СОЗДАНИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ !

               Разрешается моя консультация.

            Оценка за задание вносится в карточку.

4.Закрепление материала:

     

           1). Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке?

           2). Понравилось ли вам создавать и оформлять костюм?

           3). Пригодятся  ли вам в жизни знания, полученные  сегодня?

           4). Какое новое понятие вы узнали? (композиция).

           

Подведение итогов урока. Оценки по карточкам.

Мой мастер – класс.

                                               Приложение.

                                     Карточка  оценки.

Ф. И. учащейся

Выдвижение идеи

Дополнения

Коррекция

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Художественное конструирование и оформление одежды"

Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способн...

Художественное оформление одежды.

Во всех странах света и во все эпохи мода и ее бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику.Мода является то...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"

АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представ...

Брошюра "Художественное оформление одежды"

Брошюра "Художественное оформление одежды"...

Разработка урока на тему: «Художественное оформление одежды»

По теме: «Художественное оформление одежды»...

Конспект урока технологии по теме: «Художественное оформление одежды», 8 класс

Эта тема имеет важное обобщающее значение в изучении технологии. Развивает творческие способности у учащихся. Через изучение национальных костюмов девочки узнают историю развития многих народов, расши...