романская архитектура
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Беляева Жанна Валерьевна

методическая разработка для ИЗО и МХК. конспект урока с призентацией для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanskiy_stil.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 9

Тема урока: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ. «ТЯЖЕЛОЕ МОЛЧАНИЕ».

Цели:  познакомить с особенностями романского стиля в архитектуре западной Европы; сформировать представление о романских храмах и замках; научить определять романские памятники архитектуры, анализируя зрительный ряд изображений.

Тип урока: урок -лекция.

Оформление: презентация.

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.     Введение темы урока.

География памятников романской архитектуры довольно обширна, это территория всей западной Европы.

О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.

Обращение к античным архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X—XII вв.) и готический (XIII— XV вв.).

III. Изучение нового материала.

Романский стиль архитектуры

В Средние века одним из самых распространенных общественных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Термин романский стиль возник по причине того что, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи. Значительным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания.

Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.

Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира.

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические и крестовые  своды перекрытий. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная и боковые — квадратные и восьмигранные.

Характерный элемент романской архитектуры — арочная форма дверных и оконных проемов.

В период ее расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.

В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих... В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьез боялся конца света и больше думал о спасении собственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.

Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).

IV. Итог урока.

Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером — имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородиться от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью и отсутствием украшений.

   Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость.

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Романский и Готический стили в архитектуре Средневековья», 6 класс

Презенация предназначена для наглядного изучения материала по теме "Средневековая литература и искусство",по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,"Просвещение". 70505056_1.j...

Романский и готический стиль в архитектуре.

Краткий обзор романского и готических стилей в архитектуре...

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

    Предмет:  Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....

Презентация по МХК "Средневековая архитектура. Романский период"

Презентация по МХК  "Средневековая  архитектура. Романский период" представляет развернутый  материал о Романской архитектуре. Содержит большое количество иллюстративного мате...

Шедевры романской архитектуры

Презентация предназначена для мультимедийного сопровождения уроков истории в 6 классе...