Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Вейцлер Елена Валерьевна

Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная  на 3 урока. В  мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_mini.docx723.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  мини-  проекта

по  изобразительному  искусству   для  учащихся  7  класса

по  теме: «Образ древней  славянской  мифологии  в  мотивах

русской  народной  вышивки».

      Задачи  проекта:

  1. Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  2.  Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой – хранительницей древнейших образов и мотивов.
  3. Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
  4. Развитие познавательного интереса, творческих способностей  в процессе изучения и создания   эскизов  изделий с использованием элементов русской народной вышивки.

Актуальность  темы:

В последние десятилетия сформировано отношение к традиционному прикладному искусству как к архаике, что совершенно неправильно. Оно веками создавалось для России, ее прославления и необходимо сегодня для возрождения памяти народа о всех наших предыдущих поколениях.

Русское прикладное искусство — от расписной ложки до паутинного кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся исторической художественной традиции, основанной на преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как результате уникального духовного и ручного труда. Среди множества форм художественных народных промыслов- вышивка является самым доступным и любимым. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.

                               

  1. Урок

   1.Информационный  этап.

Просмотр  слайд- шоу  на  тему «Русская  народная  вышивка». Коллективная               выработка  гипотезы:  каждый  из  элементов  вышивки  имеет  своё  значение, а  вышивка  целиком  несёт  в  себе  зашифрованный  смысл.

  2.Плановый  этап

 Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеям. Определяются цели, задачи, структура и форма  групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется  план  работы. Класс  разбивается  на  несколько  поисковых  групп. Каждая  из  групп  выбирает  себе  символы  вышивки, связанные  с  одной  из  стихий: солнце (огонь), вода, воздух, земля, а  также  символы, связанные  с  изображением  растений,  птиц  и  животных, людей. Одна  из  групп  будет  исследовать  значение  цвета  в  вышивке.

К  следующему  уроку  каждая  из  групп  должна  представить  доклад  или  презентацию  по  выбранной  теме. Обсуждается, где  можно  найти  интересующую  информацию ( в Интернете, в  библиотеке, в  музее).

Итогом  проекта  будет  эскиз  рубахи  или  сарафана  с  русским  народным  узором, значение  которого  нужно  уметь  расшифровать. В  заключение  1 – го  урока  ребята  по  группам  изображают  на  листе  формата А2  контур  будущей  рубахи  или  сарафана.  Для  справочного  материала  используются  таблицы  на  доске.

  1. урок.

    3.Поисковый  этап.

 За  неделю  каждая  из  групп  нашла   и  оформила  материал  по  заданной  теме. Урок             начинается  с  отчётов  групп. В  ходе  отчётов  выясняется, что  символы  в  вышивке  делятся  на  геометрические, растительные, орнитоморфные, зооморфные  и  антропоморфные.

Геометрический  орнамент – это  солярные  знаки (знаки  Солнца), ромбы, квадраты, кресты, розетки, спирали.    

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Растительный  мотив -  различные  изображения  древа  жизни, а  также  других  растений.

Первый сюжет русской народной вышивки– дерево, оно– и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим –корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – это образ мира и образ мышления. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо

Орнитоморфный  мотив -  изображение  петухов, павлинов, уток  и  др. Птица– один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета– петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде .Птицы на полотенце– знак памяти об усопших, символ души, вестницы иного мира. Они же знак хорошего урожая.

       

Зооморфный  мотив – частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо– равнозначные знаки солнца и тепла. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. Также  встречались  изображения  животных : олень, лось, лев, барс и т. д.

                       

Антропоморфный   - самым распространённым мотивом являются женские фигуры или полуфигуры. Они очень схематичны. Голова даётся в виде ромба, треугольника, многогранника, розетки или звезды. Иногда подчёркивается головной убор рогатый, конический или треугольный. Нижняя часть фигуры - неизменной расширяющейся книзу клиновидной формы, более или менее приближающейся к треугольнику. Внутри форма часто бывает заполнена изображениями солнечных знаков. Путём сличения народной вышивки с подобными же древними изображениями на керамических и металлических изделиях, добытых при раскопках, установлено, что эти женские фигуры являются олицетворением одного из женских божеств древнего славянского культа, чаще всего Земли- Матери. Один из  распространённых  сюжетов – трёхчастная  композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта .На одних вышивках персонажи поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократную молитву на урожай.

        

4. Обобщающий этап

Производится обработка полученной информации .Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение  в  группах.  На  основе  самостоятельно  собранной  и  услышанной  информации,  учащиеся  приступают  к  созданию  эскиза  вышивки  для  рубахи  или  сарафана.

На  этом  уроке  необходимо  определить  места  расположения  вышивки, сделать  разметку  карандашом, а  затем  максимально  точно и постараться  построить  свой  вариант  орнамента. Задание  на  дом: обосновать  места  для  расположения  орнамента  и  сам  орнамент,  достроить  орнамент  в  карандаше.

  1. урок.

5.Работа  над  проектом.

К  началу  урока  орнамент  в  карандаше  у  всех  групп  достроен. Работа  выполняется  фломастерами  в  цвете. На  работу  отводится  15 – 20  минут  урока. После  этого  начинается  защита  проектов.

6.Представление  и  защита  проектов.

Каждая  группа  представляет  свой  вариант  орнамента  для  рубахи  или  сарафана, обосновывает  значение  созданного  орнамента, выбор  места  его  расположения.  Вывод: гипотеза  верна. Орнамент  имеет  символическое  значение.

7.Подведение  итогов.

  Анализ  и  самоанализ  работы  над  проектами. Выставление  оценок.

                                                                  Литература:

1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972. – 160 с.
2. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. – 1978. – № 3. – 140 с.
3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: Труды Института этнографии. 1992. Т. 81. (Новая серия). – 200 с                                                                                            4. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990. – 316 с.
5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М. : Наука, 1978. – 207 с.

6. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008

7. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi.- 2007

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ:

                                                     ЗНАКИ

1)Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения
.

                                                                   

                                                                     ЦВЕТА

1)Белый. Связан  с идеей  Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зеленый – Растительность, Жизнь.
4) Черный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

                                                       БОГИ

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными : Лада.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

                                             ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
8) Медведь – знак Велеса.
9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
10) Орел – знак Грома, Перуна.
11) Петух – знак Огня, Агуни.
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козел – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Молодёжь за здоровый образ жизни»

Создание доступной психолого-педагогической помощи школьникам, направленной на профилактику злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде....

Проект "Сегодня модно здоровый образ жизни"

Данный проект помогает актулизировать тему здорового образа жизни, спорта....

Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Миссия  проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорово...

Социальный проект"Мы-за здоровый образ жизни"

Цель проекта:формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья ...

Исследовательский проект "Спорт - основа здорового образа жизни"

Предмет "Физическая культура" предусматривает не только активные занятия спортом, но и  интеллектуальную деятельность....

ПРОЕКТ "МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!" РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПЫЛИ В ВОЗДУХЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ.

Цель работы:  определение фактической концентрации пыли в воздухе классной комнаты и оценка вредности запыленности....

Социальный проект "Мы за здоровый образ жизни"

Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников....