Главные вкладки

    Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по программе Б.М.Неменского.
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Козырь Юрий Дмитриевич

    Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства, обучающих детей в 5 классе. Составлена рабочая программа в соответствии со школьным Положением о рабочей программе, где учитель из 5 вариантов может сам выбрать один для него удобный. Один из вариантов предлагаю для общего обозрения. Красным шрифтом выделен материал регионального компонета. Желаю успехов!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                   Рассмотрено                                                                       Согласовано: ________.                                                    Утверждаю: ________.

    на заседании                                                                Зам. директора по УВР                                                             Директор Ю.Д.Козырь.

                            педагогического совета                                                         Н.М. Грачева.  

                        (протокол № 1 от 30.08.2013г.).

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    педагога

    Козыря Юрия Дмитриевича,

    высшей квалификационной категории

    по «изобразительному искусству», 5 класс.

    (образовательная область «Искусство»)

    пос. Механизаторов - 2013

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

    Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

    Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

    Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

    Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

    В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

    - изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

    - изучение художественного наследия;

    - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

    Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

    Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

    Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):

    - Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе и максимальная реализация культуры Тульской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

    Задачи программы:

    - дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 5 классе;

    - конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 5 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

    Функции рабочей программы:

    - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

    - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

    - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ФГОС), а также степень их трудности;

    - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

    Учебно-тематический план

    по

    «изобразительному искусству».

    Класс –5.

    Учитель – Козырь Юрий Дмитриевич.

    Количество часов в год– 34, из них в неделю – 1.

    Количество часов по четвертям зависит от календарного графика школы на учебный год.

    Планирование составлено на основе программы народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год.

    Учебник - «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010.

    Дополнительная литература.

    - а) дополнительная литература для учителя:

    Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

    Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

    Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

    Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

          Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

          Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

    Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

    Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

          Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

          Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

          Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

          Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

    - б) дополнительная литература для учащихся:

    Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

    Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

    Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

    Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

    Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

    Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

     Содержание тем учебного курса 

    определены

    учебно-тематическим планом:


    п/п

    Тема раздела

    Содержание

    Количество часов

    1

    2

    3

    4

    1

    Древние корни народного искусства.

    Древние образы в народном искусстве.

    1

    Декор русской избы.

    1

    Декор тульской избы.

    1

    Внутренний мир русской избы.

    1

    Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

    1

    Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

    1

    Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Тульской губернии.

    1

    Народные праздничные обряды.

    1

    Народные праздничные обряды на тульской земле.

    1

    2

    Связь времён в народном искусстве.

    Древние образы в современных народных игрушках.

    1

    Древние образы в современных народных игрушках Тульского региона.

    1

    Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Искусство Филимонова. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

    1

    3

    Декор – человек, общество, время.

    Зачем людям украшения.

    1

    Декор и положение человека в обществе.

    2

    Одежда говорит о человеке.

    3

    Истоки и современная школьная форма.

    1

    О чём рассказывают гербы и эмблемы.

    1

    Герб Тулы и гербы районов Тульской области.

    1

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

    1

    Особенности и роль декоративного искусства в жизни туляков.

    1

    4

    Декоративное искусство в современном мире.

    Современное выставочное искусство.

    1

    Тульский музей изобразительных искусств.

    1

    Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

    1

    Подготовка и изготовление тряпичной куклы.

    1

    Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста).

    1

    Подготовка и изготовление филимоновской игрушки из местной глины.

    1

    Истоки декоративного искусства села Нарышкино (экскурсия в школьный краеведческий музей).

    1

    Тематическое (поурочное) планирование. 

    Настоящее поурочное планирование представляет систему уроков по курсу «Изобразительное искусство» в 5 классе.

    № п/п

    Тема урока

    Ко-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Учебно-творческое задание

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

    Домашнее задание

    ИКТ (информационное обеспечение урока)

    Дата

    план

    факт

    Древние корни народного искусства (9 часов).

    1

    Древние образы в народном искусстве.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Традиционные образы народно-прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

    Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.

    Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент.

    Устный опрос. Практическая работа.

    Зооморфный орнамент.

    Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах.

    В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Солярные знаки».

    2

    Декор русской избы.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

    Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

    Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие).

    Уметь выстраивать орнаментальную композицию.

    Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ.

    Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная.

    Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы.

    В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Русская изба».

    3

    Декор тульской избы.

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

    Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

    Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие).

    Уметь выстраивать орнаментальную композицию.

    Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ.

    Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная.

    Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы Тульского региона.

    Мультимедийная презентация «Декор тульской избы».

    4

    Внутренний мир русской избы.

    1

    Урок формирования новых знаний.

    Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь.

    Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Вырезание из картона предметов быта.

    Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

    Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

    Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока.

    Хранители домашнего очага: домовой, банник.

    Составить кроссворд по пройденному материалу.

    Мультимедийная презентация «Интерьер русской избы».

    5

    Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

    1

    Комбинированный.

    Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля.

    Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

    Знать названия предметов народного быта и труда.

    Уметь

     – почувствовать особый склад мышления наших предков;

    - создавать объекты предметной среды.

    Творческое обсуждение выполненных работ.

    Процесс прядения нити в мирах разных народов. Прядение как творение мира.

    Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки.

    В\ф «Народные промыслы».

    6

    Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

    1

    Комбинированный.

    Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

    Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.

    Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

    Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).

    Просмотр и обсуждение работ.

    -

    Подобрать изображения людей в русских народных костюмах.

    Мультимедийная презентация «Русское вышитое полотенце».

    7

    Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Тульской губернии.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Народный праздничный костюм  - целостный художественный образ. Народные женский и мужской праздничные костюмы Тульской губернии.

    Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

    Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания.

    Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы.

    Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов.

    Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний.

    Подобрать материал к теме «Народные праздники».

    Мультимедийная презентация «Народный праздничный костюм».

    8

    Народные праздничные обряды.

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

    Изготовление куклы-Масленицы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка.

    Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

    Уметь работать с различными материалами.

    Творческое обсуждение работ.

    Обрядовые действия праздника, их символическое значение.

    Найти иллюстрации с русскими народными игрушками.

    Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья».

    9

    Народные праздничные обряды на тульской земле.

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

    Выполнение эскизов современного костюма с элементами тульского народного.

    Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни тульского народа.

    Уметь работать с различными материалами.

    Творческое обсуждение работ.

    Обрядовые действия праздника, их символическое значение.

    Найти иллюстрации с тульскими народными игрушками.

    Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья туляков».

    Связь времён в народном искусстве (7 часов).

    10

    Древние образы в современных народных игрушках.

    1

    Комбинированный.

    Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.

    Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

    Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

    Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

    Творческое обсуждение выполненных работ.

    Мастера русской деревянной игрушки.

    Подобрать иллюстрации с филимоновской игрушкой.

    В\ф «Народные промыслы. Игрушки».

    11

    Древние образы в современных народных игрушках Тульского региона.

    1

    Комбинированный.

    Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.

    Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

    Знать филимоновскую игрушку.

    Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Мастера филимоновской глиняной игрушки.

    Подобрать иллюстрации с гжельской посудой.

    Мультимедийная презентация «Филимоновская игрушка».

    12

    Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Комбинированный.

    История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

    Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели.

    Знать:

    Особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента.

    Уметь

    - передавать единство формы и декора;

    - выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели.

    Творческое обсуждение работ.

    Городецкая игрушка. История развития промысла.

    Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров.

    В/ф «Народные промыслы. Гжель». Мультимедийная презентация «Гжель. Посуда и игрушки».

    13

    Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Комбинированный.

    История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.

    Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

    Знать

    основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Полхов-Майдан. История развития промысла.

    Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами.

    В/ф «Народные промыслы. Городецкие мастера».

    14

    Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Комбинированный.

    История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветовых композиций. Основные приёмы жостовского письма.

    Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

    Знать основные приёмы жостовской росписи.

    Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подготовить свои работы к итоговой выставке. Разгадать кроссвордв рабочей тетради.

    В/ф «Народные промыслы. Жостовские букеты».

    15

    Искусство Филимонова. Истоки и современное развитие промысла.

    1

    Комбинированный.

    История развития промысла. Разнообразие форм игрушек и вариантов построения цветовых композиций. Основные приёмы филимоновского письма.

    Выполнение фрагмента филимоновской росписи.

    Знать основные приёмы филимоновской росписи.

    Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Традиционные художественные промыслы и ремёсла.

    Подготовить свои работы к итоговой выставке.

    В/ф «Народные промыслы. Филимоновские свистульки».

    16

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства Тульской области.

    Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.

    Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Филимоново).

    Уметь анализировать произведения народных мастеров.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

    Традиционные художественные промыслы и ремёсла. Отличие художественного промысла от ремесла.

    Подготовить фотогаллерею украшений, хранящихся дома (с разрешения родителей).

    Мультимедийная презентация «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

    Декор – человек, общество, время (11 часов).

    17

    Зачем людям украшения.

    1

    Урок формирования новых знаний.

    Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений.

    Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его людей».

    Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

    Фронтальный опрос (устно).

    -

    Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта.

    Мультимедийная презентация «Украшения в жизни человека».

    18-19

    Декор и положение человека в обществе.

    2

    Урок изучения новых знаний.

    Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.

    Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей.

    Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина.

    Уметь работать с выбранным материалом.

    Презентация своих работ учащимися и оценка результата.

    Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Древнего Египта.

    Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации.

    В\Ф Великие творения людей». Мультимедийная презентация «орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта».

    20-22

    Одежда говорит о человеке.

    3

    Комбинированный.

    Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.

    Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал по выбору учащихся.

    Уметь

    творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Эпоха и стиль.

    Подобрать материал о школьной форме.

    В\Ф «Великие творения людей».

    23

    Истоки и современная школьная форма.

    1

    Комбинированный.

    Одежда как знак положения человека в обществе.

    Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника в школьной форме.

    Уметь

    творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Школьная форма тульских учеников.

    Подобрать материал о гербе России.

    Мультимедийная презентация «Истоки и современная школьная форма».

    24

    О чём рассказывают гербы и эмблемы.

    1

    Комбинированный.

    История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном  обществе.

    Создание проекта собственного герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики.

    Знать сущность герба как отличительного знака человека.

    Уметь

    составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

    Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников.

    Эпоха рыцарства.

    Подобрать материал о гербе Тульской области.

    Мультимедийная презентация «История геральдики».

    25

    Герб Тулы и гербы районов Тульской области.

    1

    Комбинированный.

    История возникновения герба Тульской области. Символика цвета и изображения в гербе Тульской области.

    Создание проекта личного герба с использованием декоративно-символического языка геральдики.

    Знать сущность герба как отличительного знака человека.

    Уметь

    составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

    «Чтение» гербов одноклассников.

    Геральдика Тепло-огарёвского района Тульской области.

    Подобрать материал о роли декоративного искусства в жизни человека и общества.

    Мультимедийная презентация «герб Тулы».

    26

    Роль декоративного искусства  в жизни человека и общества (обобщение темы).

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время».

    Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор – человек, общество, время».

    Уметь

    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

    Подготовить сообщение о декоративном искусстве в жизни туляков.

    Мультимедийная презентация «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».

    27

    Особенности и роль декоративного искусства в жизни туляков.

    1

    Комбинированный.

    Закрепление тематического блока «Декор – человек, общество, время».

    Игра-викторина по изученной теме «Декор – человек, общество, время».

    Уметь

    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

    Презентации учащихся о декоративном искусстве в жизни туляков.

    Подобрать материал о современном выставочном искусстве.

    Мультимедийные презентации о роли декоративного искусства в жизни туляков.

    Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

    28

    Современное выставочное искусство.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло.

    Беседа на тему «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства».

    Знать 

    - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

    -  о специфике языка разных художественных материалов.

    Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства.

    Творчество художников Тульской области.

    Подготовить материал о Тульском музее изобразительных искусств.

    Мультимедийная презентация «Современное выставочное искусство».

    29

    Тульский музей изобразительных искусств.

    1

    Урок комбинированный.

    Залы Тульского музея изобразительных искусств.

    Беседа на тему «Современные художники декоративно-прикладного искусства».

    Знать 

    - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

    -  о специфике языка разных художественных материалов.

    Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства.

    Творчество великих художников земли Тульской.

    Принести работы, выполненные руками бабушек и дедушек.

    Мультимедийная презентация «Тульский музей изобразительных искусств».

    30

    Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла.

    Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы.

    Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы.

    Обмен мнениями в процессе знакомства с работой.

    Знакомство с творчеством художников Тульской области.

    Выполнить задание на с. 32-33 в рабочей тетради.

    Мультимедийная презентация «Изготовление русской куклы-закрутки».

    31

    Подготовка и изготовление тряпичной куклы.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла.

    Декоративная работа.

    Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Куклы-сувениры, куклы-обереги.

    Подобрать иллюстративный материал, изготовленный из солёного теста.

    Мультимедийная презентация «изготовление тряпичной куклы».

    32

    Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста).

    1

    Урок практического применения знаний.

    Виды декоративно-прикладного искусства.

    Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста).

    Знать технологию работы с солёным тестом.

    Уметь работать с солёным тестом.

    Эстетическая оценка результата работы.

    Мастера тульской керамики.

    Подобрать иллюстративный материал с изображением филимоновской игрушки.

    Мультимедийная презентация «Вазопись».

    33

    Подготовка и изготовление филимоновской игрушки из местной глины.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Виды декоративно-прикладного искусства.

    Изготовление дубликата филимоновской игрушки.

    Знать технологию изготовления филимоновской игрушки.

    Уметь работать с глиной.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Мастера филимоновской игрушки.

    Подобрать иллюстративный материал школьного музея.

    Мультимедийная презентация «Филимоновское чудо».

    34

    Истоки декоративного искусства села Нарышкино (экскурсия в школьный краеведческий музей).

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

    Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

    Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

    Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

    Мастера села Нарышкино (Ульяничевы, Кузнецовы).

    Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).

    Мультимедийная презентация «История и достопримечательности села Нарышкино».

    Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

    Знания и умения учащихся.

    (Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

    Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

    • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
    • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
    • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
    • несколько народных художественных промыслов России.

    Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
    • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
    • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
    • умело передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
    • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
    • владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

    1. Активность участия.
    2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    4. Самостоятельность.
    5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    Формы контроля уровня обученности.

    1. Викторины.
    2. Кроссворды.
    3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
    4. Тестирование.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    (УМК – учебно-методический комплект).

    Основная литература.

    Класс.

    Программа.

    Кол-во часов.

    Пособия для учащихся.

    Методические пособия для учителя.

    6

    Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

    М 2010 г.

    (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

    34

    «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/

    О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010.

    - Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева).

    - «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/

    О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010.

    - Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева).

    - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с..

    - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

    Список литературы.

    Основная литература:

    - Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

    - «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010;

    - Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

    - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

    Дополнительная литература.

    - а) дополнительная литература для учителя:

    Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

    Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

    Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

    Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

          Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

          Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

    Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

    Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

          Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

          Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

          Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

          Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

    - Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

    - Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

    -б) дополнительная литература для учащихся:

    Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

    Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

    Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

    Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

    Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

    Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

    Приложение № 1.

    Материально-техническая база предмета.

       Наличие кабинета ИЗО в школе - большое благо. В 2009/10 учебном году класс был оборудован новыми столами и стульями, а также классной доской.  В январе 2010 года приобретён компьютер. Использование компьютера кардинально расширяло  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает  уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

    Материальная база кабинета не пополнялась и не обновлялась много лет, дидактический материал пополняется самодельным материалом.

     В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) в школу поступили компакт-диски: Шедевры русской живописи (жизнь и творчество великих русских живописцев в увлекательных интерактивных рассказах); Мировая художественная культура (учебно-методическое пособие); «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»; комплект мультимедийных компакт-дисков CD-ROM.

    1. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. Виртуальный музей. 72 музыкально-литературных интерактивных рассказа.
    2. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.  С ресурсом легко работать, т.е. он имеет функцию автозапуска. Представлены материалы по зарубежной  культуре (история музеев, мультимедийные экскурсии, коллекции полотен, отсортированные по жанрам, стилям, музеям).  Музеи: Эрмитаж, Метрополитен музей, Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Лондонская национальная галерея, Британский музей, ГМИИ им. Пушкина. Ресурс возможно использовать на уроках МХК, литературы, ИЗО.

    3.   Шедевры русской живописи. С ресурсом удобно и легко работать. Он включает 33 интерактивных урока, которые можно использовать на уроках литературы, русского языка, МХК, ИЗО. Последовательность картин отражает историю развития русской культуры, помогает школьникам увидеть тематическую и идейную близость произведений живописи и литературы. При работе с диском можно одновременно решать несколько задач: расширение эстетического кругозора учащихся, развитие их устной и письменной речи. Очень удачный выбор произведений и музыкального сопровождения. Мультимедийные экскурсии дают возможность услышать искусствоведческий анализ выбранного шедевра.                                                                                    

    4.     Россия на рубеже третьего тысячелетия: Россия 2000, История России, наука, культура, искусство. Диск  может быть использован фрагментарно (видеоматериалы, иллюстрации) на уроках истории и обществознания, при изучении современной России, а на уроках географии, биологии, МХК, музыки, ИЗО в проектной деятельности.

    На диске кратко отражена история России от начала правления Рюрика до 2000 года, есть разделы "Россия 2000" (территория, население, экономика, религиозный состав, флора и фауна), "наука", "культура",  "Искусство". 

    Показ материалов идёт на фоне музыки русских композиторов, имеются гимны дореволюционной России, СССР, современный гимн России. Материалы расположены в хронологической таблице по определенным периодам, на картах. Интерес представляют изображения родовых печатей, гербов, флагов, денежных знаков, видеофрагменты, демонстрации достижений науки и техники, памятников культуры.

    1. Мировая художественная культура. Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами-приложениями пакета Microsoft Office – Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft PowerPoint 2000. Можно самостоятельно создавать новые мультимедийные (т.е. включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты) лекции, составлять новые тесты.

               Компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.

                Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядное пособие, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В данном компакт-диске имеются презентации:

    • Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)
    • Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается
    • Лики женской красоты в русской живописи
    • Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»
    • Рафаэль (1483 – 1520) , (слайды с картинами и фресками)

    6. История искусств.

                     Предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд».

    1. Набор муляжей «Фрукты».
    2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И. Дембинский.

                        Слайды (диапозитивы):

    • И.Я. Билибин - художник русской сказки
    • А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан
    • Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина
    • А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.
    • Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский
    • Зарубежное изобразительное искусство эпохи просвещения
    • Русское искусство 18 века. Архитектура.
    1. Модели для рисования гипсовые.
    2. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые, 2 мольберта.
    3. Репродукции художников:
    • Айвазовский (набор репродукций)
    • В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»
    • И Грабарь «Февральская лазурь»
    • И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»
    • А. Куинджи «Берёзовая роща»
    • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»
    • Импрессионисты (Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)
    • Гравюры В. Фаворского
    • В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»
    • В.Перов «Проводы покойника»
    • И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»
    • М. Врубель «Царевна-Лебедь»
    • В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»
    • В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»
    • Н. Рерих «Заморские гости»
    • З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет»
    • Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»
    • Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»
    • В. Серов «Девочка с персиками»
    • А. Саврасов «Грачи прилетели»
    • А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег»,»Сенокос»
    • К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
    • А. Иванов «Явление Христа народу»
    • И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»
    • «Владимирская Богоматерь»
    • А. Венецианов «На пашне. Весна.»
    • Б. Кустодиев «Масленица»
    • О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
    • И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»
    • П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»
    • В. Тропинин «Кружевница»
    • К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
    • И. Шевандронова «В сельской библиотеке»
    • П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
    • Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити
    • Фаюмский портрет
    • Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы
    • И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
    • В. Мухина «Рабочий и колхозница»
    • Д. Моор «Помоги», 2Ты записался добровольцем?» и мн. др.
    1. Портреты художников.
    2. ТСО: диапроектор, демонстрационный экран, магнитофон.
    3. Методические рисунки и пособия (выполненные учителем):
    • пособие по цветоведению
    • цветовая символика рыцарских гербов
    • солярные знаки
    • течения в искусстве
    • изображение фигуры человека (пропорции)
    • изображение костюмов разных стилей
    • изображение фасадов зданий разных стилей
    • изображение порталов и оконных проёмов
    • схемы основных элементов ордеров, изображение храмов
    • основы композиции
    • поэтапное рисование животных
    • перспектива комнаты
    • перспектива улицы
    • демонстрация элементов отдельных построек древнерусских городов (из бумаги)
    • образцы архитектурных макетов
    • макеты мемориальных комплексов
    • аппликативная фигурка для объяснения движений человека, его формы, пропорций
    • образцы фабричных обоев
    • импровизированная витрина с коллекцией изделий народного декоративного искусства «Ярмарка»
    • примеры персонаже кукольного театра
    • примеры разных щрифтов и др.
    1. Раздаточные пособия, выполненные учителем:
    • Московский кремль
    • Архитектура Санкт-Петербурга
    • Музеи мира
    • Архитектура России
    • Произведения искусства (живопись, скульптура)
    • Фигура человека
    • Филворд «Виды искусства»
    • Филворд «Жанры искусства»
    • Архитектура пространственной среды исторических городов (планы городов) и др.
    • Ребусы

    10.   Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:

    • Афинский Акрополь
    • Казанский собор
    • Зимний дворец
    • Собор св. Петра в Риме
    • Кремль
    • Кижи
    • Пирамиды в Гизе
    • Собор Парижской Богоматери
    • Ландшафтная архитектура
    • Памятники мегалитической архитектуры
    • Древнегреческие храмы
    • Царскосельский дворец
    • Фрагменты природы и др.

    11.  Проспекты и рекламные буклеты.

    12. Произведения художников русской лаковой миниатюры, разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др..

    13. Образцы детских работ в разных техниках.

                                                                                                                                    Приложение № 2.

    Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций:

    - http://ru.wikipedia.org/wiki

    - www.artvek.ru/dekor07.html

    - www.artprojekt.ru/libraru/rus18/st019. html

    - dic.academic.ru/dik.nsf/bse/83575/?

    - http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=690551

    - www.museum.ru/N31505

    - http://franky-bou2.livejournal.com/191069.html

    - http://www.ellada.spb.ru

    - www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

    Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

    Рабочая программа по ИЗО 5 класс. по программе Неменского Б.М.

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс по программе Неменского Б.М. составлены на основе новых (2012 г.) методических пособий и материалов в соответствии с требованиям...

    Рабочая программа по ИЗО 7 класс. По программе Неменского

    Программа по ИЗО составлена на основе последних методических изданий (2012 г.) и с учетом требований ФГОС....

    Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

    Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

    Рабочая программа по ИЗО 5 класс, по программе Б.М. Неменского

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, программа Б.М. Неменский...

    Рабочая программа по ИЗО 5 классы по программе Б.М.Неменского ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования и требованиями Примерной програ...

    Рабочая программа по ИЗО 5 класс по УМК Б.М. Неменского

    Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...