СТАТЬЯ:"РИСУЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Зозуля Юлия Андреевна

Развитие детей от 1года и старше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cvetnoy_mirnovaya_versiya.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цветной мир

 Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье

Рисуем сказку вместе

Игра  является основной деятельностью  детей дошкольного возраста. Но игра без воображения и творчества невозможна.  Существует множество педагогических разработок, предлагающих помощь педагогам и родителям в развитии творчества у малышей. Рассмотрим лишь несколько из них:

1. Методика Марии Монтессори.

Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к своей личности - на этом основывается методика Монтессори.. С самых первых дней жизни необходимо развивать в малыше его таланты, заложенные природой.

Основная цель данной методики заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В специально подготовленной для этого среде, ребенок учиться, играя. В помощь педагогу и родителям  существуют разнообразные дидактические материалы. Напомню, что методика Монтессори впервые была применена на практике в 1906году.
Я  столкнулась с этой разработкой, когда ожидала появления на свет своей малышки. Меня привлекли в методике некоторые пункты, которые я выделила лично для себя:

-Ребенку дается возможность быть самостоятельным.

-Дидактический материал малыш  выбирает опять-таки  сам, на свое усмотрение. Это положительный момент, так как в дальнейшем ребенок сможет отстаивать свою точку зрения. А это очень важно.

-Большой выбор и доступность дидактического материала: всевозможные крупы, камушки, бусины и прочее.  Возможность потрогать и пощупать все своими пальчиками, помогает, прежде всего, в развитии речи у ребенка.

2.Музыкальные разминки семьи Железновых и пальчиковая гимнастика.
Эту методику я тоже выделила  для себя  и считаю это  правильным выбором. К исполнению ребенком песенки добавляются  музыкальные  инструменты:  трещетки, бубны, погремушки, барабаны и дудочки. При пальчиковой гимнастике происходит  развитие координации, запоминание последовательности действий, и  побуждение к речевой активности. У ребенка развивается чувства такта и ритма.
3. Методические разработки И.Лыковой.
Разработанная методика обучения малышей рисованию, лепке и аппликации, создана с учетом всех возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Комплексные творческие занятия интересны и познавательны как для детей раннего, так и для детей подготовительного к школе возраста. С учетом возраста детей, задания усложняются, степень самостоятельности увеличивается. В ходе занятий звучат стихи, используются физ.минутки и пальчиковые разминки. Что для детей очень полезно и необходимо. В этой методике я снова отметила важные для себя пункты, которые использовала в занятиях со своей дочерью, обучая ее правильному пользованию кистью и карандашами.  Одно из самых удачных занятий «Приключение  Тяпы и Ляпы». Малыш тянется к самостоятельности, пробует без помощи взрослого лепить комочки, ставить отпечатки, катать шарики и «колбаски». Настоящий рай для фантазии и творчества! Если давать ребенку разумную долю самостоятельности и свободы действий, то польза в таких уроках очевидна. Развиваются оба полушария головного мозга, идет развитие мышления, воображения, речи.

 4.Е.А.Янушко. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Аппликация с детьми раннего возраста 1-3года.
Начинается методическое пособие с введения, которое необходимо внимательно изучить взрослому. А ребенку будет интересен тот факт, что книжка начинается с набора ярких наклеек. Что может быть интересней! В книге описаны занятия с разной степенью сложности. Работа с бумагой значительно влияет на общее развитие ребенка: укрепляет мелкую мускулатуру рук, обогащает сенсорные впечатления. Пробуя и ощущая, ребенок познает фактуру, плотность и цвет бумаги. А ход первого занятия с наклеек! Что может привлекать ребенка! Конечно  У малыша появляется интерес к аппликации. Любые творческие занятия проходят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы, подсказывает, объясняет.

5.Т.С.Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду" для занятий с детьми 2-7лет.
В этой методике я нашла интересным для себя возможность обучения ребенка образно мыслить, не обращая  внимание на клише и штампы. Детям предлагается нарисовать что-то на основе их впечатлений и изучений окружающего мира. «Вспомни и нарисуй, как наматывают нитки на клубок, как кружится юла, как идет дым из трубы». Конечно же, такому рисованию предшествует комплексная работа: наблюдения, беседы, рассматривание. Необходимо доверять ребенку и его фантазии.  Предоставление малышу самостоятельности в творческом процессе – залог успешного развития ребенка. Исключение излишней опеки дает положительный результат. А так же педагогу или родителям не следует пресекать детские разговоры во время творческой деятельности. Наоборот, надо стимулировать ребенка на разговор, обсуждать с ним, что он делает сейчас и что планирует сделать еще. Ребенок учится планировать и устанавливать последовательность своих действий.

Е.И. Игнатьев подчеркивает важность речевого сопровождения изобразительного процесса в  своей книге «Психология изобразительной деятельности».
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая за тем, как родители пользуются  ручкой и  карандашами, малыши сами берут в руки  карандаш и пытаются водить им по бумаге. Дети третьего года жизни стремятся выполнять действия без помощи взрослого. У ребенка проявляется  любознательность, интерес к деятельности и ее результату. Необходимо  учить малыша  замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Для этого следует вместе следить за процессом рисования, оговаривать действия, и обсудить то, что получилось в результате. Нужно подводить ребенка  к пониманию того, что карандаш, кисть оставляют яркий след на бумаге, то есть  рисуют. Следует учить детей находить сходство получившихся линий и штрихов, с окружающими предметами, отвечать на вопрос взрослого: «Что ты нарисовал?»
Одна из главных задач  взрослого - научить ребенка правильно держать карандаш или кисть: в пальцах, а не в кулачке.
Для того, чтобы научить ребенка правильно держать карандаш, необходимо провести ряд подготовительных действий. В методике Монтессори я  нашла массу полезных советов для выполнения этой задачи. Например: можно попросить ребенка тремя пальчиками сыпать сахар, песок в определенную емкость. Удержание сыпучих материалов «в щепотке» уже позволяет правильно готовить руку к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Срывание ягод с веточки тоже один из игровых методов. (рис.1)

6.Ю.Б.Гиппенрейтер.
Многие родители, которые беспокоятся  о развитии своего ребенка, которым важен тесный, дружеский контакт со своим малышом, изучили книгу этого автора.  Я не исключение.

Основной темой книг, написанных  Ю. Б. Гиппенрейтер, является отношение между взрослым и ребенком. Дети наблюдают за нами, учатся у нас всему. И мы, взрослые должны наблюдать за детьми, общаться с ними, не бояться доверять маленькой крохе.  Я,  после прочтения книг этого автора, говорила дочке о своих чувствах и переживаниях, сообщала ей, когда мне было весело или грустно. Ребенок  ведь чувствует все! Я расстроена, и не сдержавшись, заплакала. Ко мне бежит моя дочка и начинает гладить по голове, приговаривая: «Не  пачь (не плачь), мамушка!»  А ей-то всего 2 года 4 месяца.

Последняя книга Ю. Б. Гиппенрейтер  «Родителям: как быть детьми»  давалась мне в чтении трудно. Я постоянно отвлекалась от чтения материала,  погружалась в воспоминания своего детства, задавала знакомым  вопросы  «А как бы твои мама и папа отреагировали на то, или иное. Потом я  пришла к выводу,  что самое счастливое детство у тех детей,  которых  родители  поддерживали, давали детям свободу слова и действия, умели объяснить,  почему детям  следует поступить так, а не иначе.(рис.2)
Ведь ребенку важно, чтобы его уважали как личность, общались с ним,  как с равным, как со взрослым! У ребенка должно быть право на ошибку.  Если взрослый не может  выполнить обещание, не  следует обещать, иначе надо постараться  выполнить данное ребенку обещание! И больше времени проводить вместе! (рис.3)
Еще хочется сказать о принципе «Безусловное принятие». Я считаю, что многим родителям следует  сохранять этот  принцип. Потому что соблюдение этого принципа- необходимое условие для нормального развития ребенка. Говорите ребенку, что он  вам очень дорог и  нужен. Просто обнимите его и скажите, что он самый  хороший!
Принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, хорошо учится, помощник по дому, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Хочется обратить внимание  еще на одно правило. Оно опирается на психологический закон, открытый Л. С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».  Выготский показал, что по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе со взрослым.  Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. То, что делал ребенок вместе со взрослым - это золотой запас малыша, его потенциал на ближайшее будущее.(рис.4)

Постепенно, изучив педагогическую литературу, я выделила  для себя главные приоритетные аспекты для дальнейшего общения с дочерью. Чтобы мой ребенок рос окруженный  вниманием, заботой и счастливым, я стала двигаться в этом направлении. Я открываю мир детства, и узнаю  своего ребенка с каждой прочитанной страничкой книги. (рис.5)

Мне очень хочется рассказать о том, как я пришла в педагогику. Поделиться тем, как я осознала, что могу и хочу  учить детей, быть с ними ребенком, не возвышая себя над ними. А также я хочу поделиться рассказами  о моих занятиях с дочкой.

Я окончила  Международный Славянский институт в 2010 году. По специальности  я - дизайнер костюма. В настоящее время я прошла переподготовку в Современной Гуманитарной Академии на базе высшего образования по специальности «Педагогика. Воспитательная работа»

Начинала я свою деятельность в  детском саду, где работала  художником - оформителем.  В свободное от основной работы время, работала  младшим воспитателем. Я общалась с детьми, с которыми у меня были теплые, дружеские отношения.

В нашем детском саду при разработке занятий по изобразительной деятельности за основу берется  программа И.Лыковой.  Впервые я столкнулась с этими пособиями, когда работала младшим воспитателем. Ведь я была свидетелем занятий с детьми и сама с удовольствием изучала методы и приемы. С тех пор я  «приросла»  душой к тем детям, с которыми мне довелось работать. Постепенно я  перечитала весь учебный материал по программе И.Лыковой, который был в дошкольном учреждении. Потом я стала использовать эту методику во время индивидуальной работы с малышами. А со временем и стала проводить их на целых группах дошкольников. Результатом были замечательные детские работы.

Именно этот период  жизни оставил в моей  душе добрый след. Потом я сама стала мамочкой.  Простой интерес к педагогике плавно перерос в дело моей жизни. Я увлеклась педагогической деятельностью. И чувствую, что я смогу быть полезной на этом поприще.  Теперь у меня другая специальность. Я педагог.

 Мое увлечение педагогикой  началось именно с той моей группы. Не зная тогда столько, сколько знаю сейчас,  я давала каждому ребенку возможность выразиться, самим придумать тему для занятия. Я с удовольствием наблюдала за ними во время лепки, рисования, аппликации, конструировании. Наблюдала  за педагогами дополнительного образования в изобразительной студии, как они ведут занятия. Пока ждала рождения дочки, я  прочитала много  книг по педагогике и, наверно,  это и послужило поводом для возникновения у меня желания  переучиться.

В дипломе после пяти  лет художественной кафедры нет приписки о том, что я имею право преподавания в детских образовательных учреждениях. Я  узнала о  дистанционных  педагогических курсах  и пошла учиться.

Мне очень нравятся книги, в которых педагоги или психологи описывают свои наблюдения за детьми! Когда я  занималась с детьми в детском саду, всегда поражалась, как они могут так непосредственно и четко описывать то, что сделали.  Я  смотрела на каждого дошкольника и думала: « Что за мысли в голове у тебя? Что за воображение!»

В 2011году я стала самой счастливой!  Я стала Мамой!  Доченька предопределила мое педагогическое предназначение.  

Продолжая изучать  книги по педагогике, я избрала для себя свою систему занятий с дочкой! Зная то, что без развития мелкой моторики не обойтись, стала проводить по пять  минут в день такие разминки для пальчиков еще с тех пор, когда дочери было три месяца. В играх с малышкой использовала  макароны, крупы, фасоль, морские камни.  Разрабатывала ее руку, разжимала ей кулачок. Очень рано  я познакомила Катю с красками. Она еще плохо  ползала, но как возила ручками по листу! (рис.6)

Проводимые ею следы от ладошки, привлекали ее внимание.  Помню, я нанесла Кате красную краску. Дочка сначала подносила ладонь к глазам, рассматривала ее, а потом отводила ручку подальше. Так она «изучала» краску долгое время. Я не боялась, что она испачкается.  Для меня  было важно, чтобы ее  пальчики ощущали, а дочка получала бесценный опыт.  «Ум ребенка - на кончиках пальцев»- вычитала где-то я. И, конечно же,  полностью согласилась.(рис.7)
Примерно с 1года3месяцев я проводила с дочкой занятия,  как в детском саду. (рис.8)Использовала объяснение, показ. Если у меня в фильмотеке имелся  советский мультик на тему занятия, то я включала его. Короткий просмотр предшествовал занятию. Затем, управляя  рукой дочери, я делала  вместе с ней работу.(рис.9,9а,9б,9в)  Без моей помощи она стала пытаться работать с двух лет.(рис.10) Вскоре  я давала ей возможность все сделать самой.  Не мешала, а  ждала, когда дочь сначала «промамкает», а потом скажет: «помоги,  мамушка!»
Книги Елены Макаровой из серии: «Как вылепить отфыркивание»,  «Освободите слона», я прочитала на одном дыхании. И тут я понимаю,  что просто занимаюсь, а красоты не замечаю.

Я посмотрела на занятия по рисованию совершенно с другого ракурса.(рис.11)

Своей дочери я  предоставила больше свободы - как хочешь, так и лепи. Когда мы с дочкой выходили гулять,  она могла лечь в песочнице и разглядывать облака,  ветви деревьев на самой  их макушке. Наблюдения положительно сказывались  на дальнейшее детское творчество. Я покупала пластилин такой, какой  раньше был в моем детстве – без люминесцентных «ядовитых» красок. Он легко лепится, его можно согреть в ладошках, передавая ему все тепло детской души. Я  считала,  что он куда лучше разрабатывает ручки.  Ребенку сложно отделить небольшой кусочек  от большого куска пластилина. Затем надо раскатать этот кусочек, придать ему форму. Наш пластилин труднее раскатывать, чем импортный новомодный,  мягкий, поддающийся.

Как только мы рассмотрим что-то новое для Кати, я спрашиваю: «Катя, на что это похоже?». Дочь искренне интересуется, спрашивает: «А, на что?». В глазах загорается огонь любопытства. Катюша горит желанием ответить, ищет картинки, которые помогают ей в поисках ответа. Находит верное сравнение и показывает мне. Результат достигнут.

Совсем недавно дочка лепила черепаху.

-Что это?- спрашиваю я.

-Иепаха.- довольно отвечает ребенок.(рис.12)

Она отщипывает пластилин понемногу, и присоединяет маленькие части к основной  в определенной последовательности(рис.12а). Катю интересуют предметы, с помощью которых можно делить пластилин на части – стеки. Ей интересно играть с пуговицами, бусинками, крупой и даже с мелким зерном. Если ребенок затруднялся, я помогала ей, подсказывала. Катя то и дело восклицала «Иепаха!», «Ежик!»(рис.13) И на все фигурки у нее свое видение, особенное, творческое.

И так, каждый раз, когда мы начинаем творить, моя дочь старается изо всех сил. При этом у ребенка развивается воображение и фантазия. Максимум самостоятельности, возможность выбора и ответа на задаваемый вопрос, все это я предоставляю своей дочери. Я всегда жду ее ответа, не настаиваю, не отвечаю за нее(рис.14,14а).                 

Так же и с аппликацией. Я вырезала заготовки -  разные по цвету и диаметру круги  и  давала их Кате (рис.15). Показывала,  как правильно пользоваться клеем, наносить  его правильно на не цветную сторону бумаги. Опять же,  то что ребенок сам  придумывает в какой ему последовательности и какими цветами пользоваться, я  прочитала в книге. Эти знания я  взяла на заметку и подумала, что моя дочь  скажет про это? Кате понравилось.  Она научилась сама наносить клей на бумагу,  переворачивая деталь цветной стороной вверх,  приклеивала  кружок(рис.15а).
Такую же работу проделали и с квадратами. У дочери  получались очень  интересные работы.
А также я сделала удивительные выводы, сравнивая ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, и ребенка, не посещающего его. Сравнивая своего племянника и мою дочку, я поняла, что есть различие. У моего  племянника и моей дочери разница в возрасте 7 месяцев. Он уже посещает детский сад.  Если я только направляла Катину ручку, объясняла дочке, как пользоваться клеем и бумагой, то племяннику мои объяснения были не нужны. Он самостоятельно  выполнял все действия по аппликации.

Особенно хочется выделить занятия с дочерью по рисованию красками(рис.16).  Хочет вымазаться с ног до головы гуашью -  пожалуйста(рис.17,17а)!  Стелю на пол клеенку,  и дочь начинает творить: рисует, довольная собой и тем, что есть возможность самой выражать  и придумывать. Она рисует  с огромной радостью(рис.18). Или работаем с  фольгой(рис.19) -  мы сминаем ее в шарики или овалы и на густо положенную краску, приклеиваем.  А самое интересное для ребенка, когда она начинает разрисовывать себя красками(рис.20). Рисует и подпевает:  «А у зеблы есть полоски, есть полосочки везе». Начинает наносить краску на  ноготочки,  радостно восклицая «Смотли, Мамушка!». Потом красит саму ножку в полоски(рис.21).  Потом происходит то,  чего многие родители боятся.  Ребенок  рисует на  майке и трусиках(рис.20,20а,20б,20в).  Вот оно счастье!

Малыш изучает -  как от гуаши руки при хлопке сначала хорошо отходят друг от друга, а потом  начинают слипаться.  Он  снова начинает опускать  руки в краску, чтобы  проверить, будет ли в этот раз так или по -  другому?

Пока дочке не исполнилось 2 года и 3 месяца,  я управляла ее рукой.  Потом настал период, когда я перестала это делать, давая ей самой попробовать. И я дождалась «зоны ближайшего развития». Когда у нее что-то не получалось, она звала меня и  просила помочь,  показать.
Я поддерживала и продолжаю поддерживать ее во всех ее начинаниях. Особенно дороги ее слова: «Мамушка,  пошли пилог испечем!»(рис.22,22а). Она с таким вниманием замешивает  тесто, работает венчиком(рис.23).  Иногда просит помощи, потому что тесто было тяжело взбивать. Катенька любит  наблюдать  глазками за тем, как пирог поднимается.  Мы играем так: я советую -  глазки закрой и открой,  и увидишь, как пирог  немного вырос.
Занятия по методике Монтессори(рис.24,24а) и обязательный поход в развивающие кружки Монтессори(рис.25,25а-д), доставляли моей дочке большую радость. В играх с дочерью мне очень нравится использовать разработки двух  методичек  с рассказами и упражнениями, которые  мы выполняем с огромным удовольствием(рис.26,26а-д). Мне  очень помогли упражнения  «Собираем ягоды»( для отрабатывания «щепотки»),  игры с гирьками, которые я потом купила дочке, чтоб она ими играла.  Катеньке  нравилось сравнивать в какое отверстие и какую гирьку поставить.  Игры с крупами, макаронами до сих пор у нас на первом месте(рис.27,27а).
Занимаясь развитием мелкой моторики и рисунком, я   часто  использую  методические пособия и дидактический материал. Если раньше  Катя совершенно не умела играть с куклами, укладывала их просто спать и  не играла в дочки-матери. То теперь, когда я  стала периодически с ней садиться и играть в « телефонный разговор», потом «в доктора»(рис.28), дочь перенимает все и начинает использовать сюжетные линии в игре. Катя  очень любит играть с матрешками. Для занятий с дочерью  я сшила из фетра пазлы «Матрешек»(рис.29,29а-в), состоящих из двух  частей -головы и донышка. Упражнение с объемными матрешками «Поставь в ряд от самой большой к самой маленькой» детям  дается трудно. А вот с плоскостным изображением матрешек легче работать. Но, Катюша  умело подбирает, как к объемным, так и к плоскостным деталям голову к донышкам. Донышки слева ставятся,  головы справа в произвольном порядке.
Еще используем игры «Найди тень предмета», и «Волшебный мешочек»(рис.30), в котором живет восемь  пар овощей из неокрашенного дерева. Задача первой игры - не глядя, на ощупь достать одинаковые пары. При игре в мешочек  надо просто достать и назвать предмет, отвечая на вопрос «Что это?» А также  для развития воображения  я использую  игры с песком и рисование  по манке.  Здесь ребенку дается полная свобода.

В целом,  используя разные методики и разработки можно добиться успехов в общении с ребенком и его развития(рис.31,31а.б).  Главное,  учитывать его интересы(рис.32,32а), давать ему то,  что он хочет в данный момент(рис.33,33а-г). Необходимо услышать его желания(рис.34,34а).

Еще немного о  занятиях. Я  часто обращаю внимание на цвет предмета, его  фактуру и  структуру. У меня разработана целая система по ознакомлению ребенка с  буквами.  Я придумываю и делаю карточки с буквами алфавита(рис.35). Но самое важное,  буквы там не простые, а волшебные.  Они выложены то макаронами, то рисом, то фасолью(рис.35а). Бывает, что  сама буква имеет шероховатую поверхность. В моих педагогических планах играть «в слепую» вместе с дочкой. Завязывая  глаза, лепить сам символ буквы по пластилиновому алфавиту. Делается это  для развития памяти у ребенка,  восприятия, произношения и  последовательности действий. Это придумала я, прочитав о том, как слепым деткам в музеях разрешают трогать полотна великих художников. Сопровождающий их описывает слепым  краски.  Можно использовать такую методику и для здорового ребенка.  Ему будет интересно узнать,  правильно ли он угадал, какая  эта буква, и есть сопоставление с произношением.
В итоговой части моей статьи мне хотелось бы обратиться к родителям. Не стоит останавливаться на чем-то одном, а следует идти дальше! Родители обязательно должны быть внимательны к детям. К сожалению, так считают не все. Многие родители уверены в том, что воспитатели в  детских садах обязаны  заниматься с их детьми, и могут заменить ребенку общение с родителями.  Я немного не  соглашусь - воспитатели работают с детьми,  развивают его, но,  и родителям не стоит все перекладывать на плечи воспитателя.  Большую роль в жизни ребенка играет  его семья. Общение малыша с родными людьми не заменит никто.  Я считаю, что как бы родители не уставали, чтобы у них ни случилось на работе, всегда и при любом настроении надо находить время на общение с ребенком!

Можно просто играть в  одуванчики, то есть  дуть друг на друга, можно  играть в мячик, или вместе печь пирог, можно  валяться в песочнице(рис.37,37а) или в траве и вместе с малышом рассматривать облака(рис.36,36а-ж). Это так прекрасно!  Можно часто говорить  ребенку о том, что он самый лучший  и имеет очень большую ценность для вас. Верьте в своих детей и доверяйте им.  Помните, что каждый ребенок это индивид, к которому нужно подобрать свой ключик. Ключик этот есть и у вашего малыша,  которого вы знаете с рождения.

Дополнительные сведения об авторе:

-Зозуля Юлия Андреевна;
-Московская область, город Краснознаменск. ул.Победы,д.20,кв.112, 143090;
-дизайн - костюма;
-ООО «ЦЕНТРПОИНТ», продавец- консультант (до 11.01.14 отпуске по уходу за ребенком);
-в июне 2013года получила диплом о переподготовке по специальности «Педагогика. Воспитательная работа»

Список используемой литературы:
1. М. Монтессори, .(1-http://www.kraskizhizni.com.)
2. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»  «Родителям: как быть детьми»,
3.И. Лыкова «Занятия по изобразительной деятельности»,
4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,
5. «Музыкальные разминки семьи Железновых»,
6. Е. А. Янушко «Методическое пособие для воспитателей и родителей. Аппликация с детьми раннего возраста 1-3года».

Описание иллюстрированного материала
рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8
рис.9,рис.9а-в
рис.10
рис.11
рис.12,рис.12а
рис.13
рис.14,рис.14а
рис.15,рис.15а
рис.16
рис.17,рис.17а
рис.18
рис.19
рис.20,рис.20а-в
рис.21
рис.22,рис.22а
рис.23
рис.24, рис.24а
рис.25,рис.25а-д
рис.26,26а-д
рис.27,рис.27а
рис.28
рис.29,рис.29а-в
рис.30
рис.31
рис.31а
рис.31б
рис.32,рис.32а
рис.33,рис.33а-г
рис.34,рис.34а
рис.35,рис.35а
рис.36,рис.36а-ж
рис.37,рис.37а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в гезету "Новости ПРиобья" В сказку вместе с мамой

накануне Международного женского дня 8 Марта вчехломеевской ооШ прошли мероприятия, посвящённыеэтому празднику.  Для учащихся начальных классов и ихмам была подготовлена праздничная программа «В ...

Урок по информатике в 5 классе. «Рисуем сказки А.С. Пушкина»

·        Образовательные: Повторить и обобщить знания по темам «Графический редактор «Paint» и «Информация». Показать способы отображения информации с помощью текста...

Сочиняю и рисую сказку.

Программа по внеурочной деятельности....

Консультация для родителей "Рисуем музыку вместе"

Как нужно правильно слушать, а потом рисовать музыку....

Статья: "Сухое валяние вместе с ребенком"

Как проводить досуги с детьми...

Рисуем сказку колобок

Поэтапное рисование колобка на пеньке...

Программа дополнительного образования "Рисуем человека вместе"

Тематика Прогграммы направлена только на изучение и изображение фигуры человека в разных художественных техниках и материалаъх. На занятиях применяется системно-деятельностный подход, который позволяе...