Рабочая программа по ИЗО для 7 класса по программе Б.М.Неменского.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Козырь Юрий Дмитриевич

Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства. который обучает детей в 7 классе. Желаю успехов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Рассмотрено                                                                    Согласовано: ________.                                            Утверждаю: ________.

на заседании                                                                Зам. директора по УВР                                                             Директор Ю.Д.Козырь.

                        педагогического совета                                                         Н.М. Грачева.  

                    (протокол № 1 от 30.08.2013г.).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «изобразительному искусству»

 7 класс

(образовательная область «Искусство»)

педагога

высшей квалификационной категории

Козыря Юрия Дмитриевича.

пос. Механизаторов - 2013

7 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

        Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

        Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

        В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Для реализации программного содержания используются:

Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация культуры Тульской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 7 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Учебно-тематический план

по

«изобразительному искусству».

Класс – 7.

Учитель – Козырь Юрий Дмитриевич.

Количество часов в год – 34, из них в неделю – 1.

Количество часов по четвертям зависит от календарного графика на учебный год.

Планирование составлено на основе программы народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год.

Литература.  

- а) дополнительные пособия для учителя:

. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.

. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт. – сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 223 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт./сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков авт./сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З.А.Степанчук (и др.). – Волгоград: Учитель, 2009. – 271 с.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт./сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132 с.: ил.

. Урок-презентация / авт.-сост. В.Н.Пунчик, Е.П.Семенова, Н.Н.Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2009.

. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.

-б) дополнительные пособия для учащихся:

. Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д.Кора. – М.: Росмэн, 2010.

. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983.

 Содержание тем учебного курса:

- изображение фигуры человека и образ человека (изображение фигуры человека в истории искусства; пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве);

- поэзия повседневности (поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов; тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре));

- великие темы жизни (исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве 19 века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве 20 века);

- реальность жизни и художественный образ (искусство иллюстрации, слово и изображение; конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве; Зрительские умения и их значение для современного человека; история искусства и история человечества, стиль и направления в изобразительном искусстве; личность художника и мир его времени в произведениях искусства; крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре).

        Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- роли художественных образов изобразительного искусства  в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- роли художественной иллюстрации;

- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

   

Обучающиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в ХХ веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость  и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.

Учебно-тематический план:


п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

1

2

3

4

1

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека тульскими художниками.

1

Пропорции и строение фигуры человека.

2

Лепка фигуры человека.

2

Набросок фигуры человека с натуры.

2

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

2

Поэзия повседневности.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой  и исторический жанры в картинах художников Тульской области.

1

Сюжет и содержание в картине.

1

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

2

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

2

3

Великие темы жизни.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тульских художников 19 века.

1

Процесс работы над тематической картиной.

3

Библейские темы в изобразительном искусстве.

3

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

4

Реальность жизни и художественный образ.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Тульской губернии.

2

 Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Тульский музей изобразительных искусств.

1

Тематическое планирование. 

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

1

Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека тульскими художниками. 

1

Урок изучения новых знаний.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

Знать:

- виды изобразительного искусства.

Уметь:

-соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении.

Устный опрос. Практическая работа.

Изображение человека в древних культурах Индии.

Подобрать зрительный материал по видам искусств.

Мультимедийная презентация «Человек в  искусстве».

2-3

Пропорции и строение фигуры человека.

2

Урок формирования новых умений.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека.

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.

Знать

пропорции фигуры человека.

Уметь рисовать схемы движений человека.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Академический рисунок.

Зарисовки с натуры членов своей семьи.

Мультимедийная презентация «Академический рисунок».

4-5

Лепка фигуры человека.

2

Урок формирования новых умений.

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Знать имена великих скульпторов и их произведения.

Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

_

Подобрать зрительный материал с изображением человека.

Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

6-7

Набросок фигуры человека с натуры.

2

Комбинированный.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении.

Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.

Знать понятие силуэт.

Уметь: пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер движения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

-

Наброски с натуры друзей и знакомых.

Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска».

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тульских художников 19-21 веков.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».

Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.

Уметь воспринимать произведения искусства.

Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

-

Поэзия повседневности (8 часов).

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Комбинированный.

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве.

Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства.

Уметь владеть материалами для графического рисунка.

Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

-

Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах.

Мультимедийная презентация «Искусство разных народов».

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой  и исторический жанры в картинах художников Тульской области.

1

Урок формирования новых знаний.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре.

Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.

Знать:

 - виды жанров и тематическое богатство внутри них;

- подвижность границ между жанрами.

Уметь анализировать произведения искусства.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.

Подобрать иллюстрации с картин разных жанров.

Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве».

11

Сюжет и содержание в картине.

1

Комбинированный.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).

Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п..

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь строить тематическую композицию.

Владеть навыками использования материалов графики.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка.

Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике».

12

Жизнь каждого дня  - большая тема в искусстве.

1

Комбинированный.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору).

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь

- строить тематическую композицию;

- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома.

Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи».

13-14

Жизнь в Тульском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

2

Урок формирования новых умений.

Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

Создание композиции на темы жизни людей Тульской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории туляков и собранного зрительного материала.

Знать:

- изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов;

- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Наиболее важные исторические события Тульского региона.

Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника.

Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве».

15-16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2

Урок изучения новых знаний.

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь

- передавать цветом настроение, национальный характер;

- воспринимать произведения искусства.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски.

Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику.

Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи».

Великие темы жизни (11 часов).

17

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Урок изучения новых знаний.

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

Выступления с анализом произведений известных художников.

Исторические произведения Ф.Гойи.

Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев.

Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве».

18

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тульских художников 19 века.

1

Урок изучения новых знаний.

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности.

Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь

воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

Выступления с анализом  тематических произведений известных художников.

Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Тульской области.

Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова».

19-21

Процесс работы над тематической картиной.

3

Комбинированный.

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.

Знать этапы создания картины.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Принести репродукции с картин на библейские темы.

Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине».

22-24

Библейские темы в изобразительном искусстве.

3

Комбинированный.

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.

Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Уметь строить тематическую композицию.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры.

Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве».

25-26

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2

Комбинированный.

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою.

Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной).

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Мемориалы, установленные на Тульской земле.

Подготовить свои работы к творческому отчёту.

Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура».

27

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.

Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. 

Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение.

Аргументировано анализировать картины художников.

Монументальная живопись Мексики.

Монументальная живопись Тульского региона.

Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала».

Реальность жизни и художественный образ (7 часов).

28-29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Тульской губернии.

2

Урок изучения новых знаний.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В.Фаворского.

Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.

Знать 

- имена известных художников-иллюстраторов книг;

- роль художественной иллюстрации.

Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.

Творческое обсуждение работ.

Творчество Г.Доре, О.Домье и художников Тульской области.

Сбор материала, эскизы для проекта.

Мультимедийная презентация «В.Фаворский».

30

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Урок формирования новых умений.

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.

Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.

Уметь создавать творческую композицию по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века».

31

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.

Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.

Уметь аргументировано анализировать произведения искусства.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Творческий характер зрительского восприятия.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин».

32

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

Урок изучения новых знаний.

Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени.

Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства».

Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.

Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины.

-

Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве.

Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве».

33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.

Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальностьхудожника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

Знать 

- имена великих художников в истории искусства и их произведения;

- особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Тульской области или России.

Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения».

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Тульский музей изобразительных искусств.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года.

Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке.

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию).

Мультимедийная презентация «Музеи мира».

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

Знания и умения учащихся.

(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

- роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

- влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- роли художественной иллюстрации;

- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;

- разности сюжета и содержания в картине;

- роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

- понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе;

- содержательных изменениях картины мира и способах её выражения;

- о существовании стилей и направлений в искусстве;

- о роли творческой индивидуальности художника;

- сложном, противоречивом и насыщенном событии пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.

В процессе практической работы учающиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

(УМК – учебно-методический комплект).

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

7

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Список литературы.

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Приложение № 1.

Материально-техническая база предмета

(средства обучения).

        Печатные пособия:

- Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2006.

- Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. – М: Спектр, 2007.

- Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

- Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

        Информационно-коммуникационные средства:

- Познавательная коллекция. Сокровища морового искусства (CD).

- Познавательная коллекция (CD).

- Что такое искусство (CD).

- Великий Эрмитаж (CD).

- Древнерусская икона (CD).

- Искусство русского авангарда (CD).

        Технические средства обучения:

компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран проекционный.

        Учебно-практическое оборудование:

в 2012 году согласно плану развития кабинета получено 5 мольбертов с аудиторной доской и магнитной поверхностью, а так же набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 Наличие кабинета ИЗО в школе - большое благо. В 2009/10 учебном году класс был оборудован новыми столами и стульями, а также классной доской.  В январе 2010 года приобретён компьютер. Использование компьютера кардинально расширяло  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает  уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Материальная база кабинета не пополнялась и не обновлялась много лет, дидактический материал пополняется самодельным материалом.

 В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) в школу поступили компакт-диски: Шедевры русской живописи (жизнь и творчество великих русских живописцев в увлекательных интерактивных рассказах); Мировая художественная культура (учебно-методическое пособие); «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»; комплект мультимедийных компакт-дисков CD-ROM.

1.Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. Виртуальный музей. 72 музыкально-литературных интерактивных рассказа.

2.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.  С ресурсом легко работать, т.е. он имеет функцию автозапуска. Представлены материалы по зарубежной  культуре (история музеев, мультимедийные экскурсии, коллекции полотен, отсортированные по жанрам, стилям, музеям).  Музеи: Эрмитаж, Метрополитен музей, Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Лондонская национальная галерея, Британский музей, ГМИИ им. Пушкина. Ресурс возможно использовать на уроках МХК, литературы, ИЗО.

3.Шедевры русской живописи. С ресурсом удобно и легко работать. Он включает 33 интерактивных урока, которые можно использовать на уроках литературы, русского языка, МХК, ИЗО. Последовательность картин отражает историю развития русской культуры, помогает школьникам увидеть тематическую и идейную близость произведений живописи и литературы. При работе с диском можно одновременно решать несколько задач: расширение эстетического кругозора учащихся, развитие их устной и письменной речи. Очень удачный выбор произведений и музыкального сопровождения. Мультимедийные экскурсии дают возможность услышать искусствоведческий анализ выбранного шедевра.                                                                                    

4.Россия на рубеже третьего тысячелетия: Россия 2000, История России, наука, культура, искусство. Диск  может быть использован фрагментарно (видеоматериалы, иллюстрации) на уроках истории и обществознания, при изучении современной России, а на уроках географии, биологии, МХК, музыки, ИЗО в проектной деятельности.

На диске кратко отражена история России от начала правления Рюрика до 2000 года, есть разделы "Россия 2000" (территория, население, экономика, религиозный состав, флора и фауна), "наука", "культура",  "Искусство". 

Показ материалов идёт на фоне музыки русских композиторов, имеются гимны дореволюционной России, СССР, современный гимн России. Материалы расположены в хронологической таблице по определенным периодам, на картах. Интерес представляют изображения родовых печатей, гербов, флагов, денежных знаков, видеофрагменты, демонстрации достижений науки и техники, памятников культуры.

5.Мировая художественная культура. Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами-приложениями пакета Microsoft Office – Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft PowerPoint 2000. Можно самостоятельно создавать новые мультимедийные (т.е. включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты) лекции, составлять новые тесты.

           Компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.

            Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядное пособие, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В данном компакт-диске имеются презентации:

  • Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)
  • Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается
  • Лики женской красоты в русской живописи
  • Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»
  • Рафаэль (1483 – 1520) , (слайды с картинами и фресками)

6. История искусств.

                 Предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд».

  1. Набор муляжей «Фрукты».
  2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И. Дембинский.

                    Слайды (диапозитивы):

  • И.Я. Билибин - художник русской сказки
  • А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан
  • Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина
  • А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.
  • Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский
  • Зарубежное изобразительное искусство эпохи просвещения
  • Русское искусство 18 века. Архитектура.
  1. Модели для рисования гипсовые.
  2. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые, 2 мольберта.
  3. Репродукции художников:
  • Айвазовский (набор репродукций)
  • В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»
  • И Грабарь «Февральская лазурь»
  • И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»
  • А. Куинджи «Берёзовая роща»
  • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»
  • Импрессионисты (Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)
  • Гравюры В. Фаворского
  • В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»
  • В.Перов «Проводы покойника»
  • И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»
  • М. Врубель «Царевна-Лебедь»
  • В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»
  • Н. Рерих «Заморские гости»
  • З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет»
  • Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»
  • Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»
  • В. Серов «Девочка с персиками»
  • А. Саврасов «Грачи прилетели»
  • А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег»,»Сенокос»
  • К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
  • А. Иванов «Явление Христа народу»
  • И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»
  • «Владимирская Богоматерь»
  • А. Венецианов «На пашне. Весна.»
  • Б. Кустодиев «Масленица»
  • О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
  • И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»
  • П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»
  • В. Тропинин «Кружевница»
  • К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
  • И. Шевандронова «В сельской библиотеке»
  • П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
  • Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити
  • Фаюмский портрет
  • Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы
  • И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
  • В. Мухина «Рабочий и колхозница»
  • Д. Моор «Помоги», 2Ты записался добровольцем?» и мн. др.
  1. Портреты художников.
  2. ТСО: диапроектор, демонстрационный экран, магнитофон.
  3. Методические рисунки и пособия (выполненные учителем):
  • пособие по цветоведению
  • цветовая символика рыцарских гербов
  • солярные знаки
  • течения в искусстве
  • изображение фигуры человека (пропорции)
  • изображение костюмов разных стилей
  • изображение фасадов зданий разных стилей
  • изображение порталов и оконных проёмов
  • схемы основных элементов ордеров, изображение храмов
  • основы композиции
  • поэтапное рисование животных
  • перспектива комнаты
  • перспектива улицы
  • демонстрация элементов отдельных построек древнерусских городов (из бумаги)
  • образцы архитектурных макетов
  • макеты мемориальных комплексов
  • аппликативная фигурка для объяснения движений человека, его формы, пропорций
  • образцы фабричных обоев
  • импровизированная витрина с коллекцией изделий народного декоративного искусства «Ярмарка»
  • примеры персонаже кукольного театра
  • примеры разных щрифтов и др.
  1. Раздаточные пособия, выполненные учителем:
  • Московский кремль
  • Архитектура Санкт-Петербурга
  • Музеи мира
  • Архитектура России
  • Произведения искусства (живопись, скульптура)
  • Фигура человека
  • Филворд «Виды искусства»
  • Филворд «Жанры искусства»
  • Архитектура пространственной среды исторических городов (планы городов) и др.
  • Ребусы

10.   Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:

  • Афинский Акрополь
  • Казанский собор
  • Зимний дворец
  • Собор св. Петра в Риме
  • Кремль
  • Кижи
  • Пирамиды в Гизе
  • Собор Парижской Богоматери
  • Ландшафтная архитектура
  • Памятники мегалитической архитектуры
  • Древнегреческие храмы
  • Царскосельский дворец
  • Фрагменты природы и др.

11.  Проспекты и рекламные буклеты.

12. Произведения художников русской лаковой миниатюры, разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др..

13. Образцы детских работ в разных техниках.

                                                                                                                                Приложение № 2.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

Рабочая программа по ИЗО 5 класс, по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, программа Б.М. Неменский...

Рабочая программа по ИЗО 5 классы по программе Б.М.Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования и требованиями Примерной програ...

Рабочая программа по ИЗО 5 класс по УМК Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....