Программ по предмету "Живопись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа по предмету «Живопись» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
село Кочубеевское Ставропольский край
Программа по предмету
«Живопись»
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
1-5 класс
2013г.
«Одобрено» Методическим советом МБОУ ДОД ДХШ протокол № 2 от «28» декабря 2012 года |
«Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДХШ
_____________ И. Н. Земляченко (подпись) Приказ № 1 от «09» января 2013 года
|
Разработчик - Земляченко И. Н. преподаватель
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
Рецензент - преподаватель СХУ Менякин Н. А.
Рецензент – преподаватель СХУ Андросов В. Д.
Рецензия на программу
по предмету «Живопись»
Программа по предмету «Живопись» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.
В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.
В программе дано содержание предмета, предметный учебно-тематический план.
Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.
Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям.
Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения живописи, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.
Рецензент(ы):___________________
Пояснительная записка
Основная цель программы по предмету «Живопись» - формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Весь курс живописи в ДХШ включает в себя задания с постепенным усложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.
Задания первого класса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. В первом классе учащиеся постигают способы передачи пространства и объема с помощью цвета.
Во втором классе программа по живописи предполагает закрепление умений и навыков. Учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета.
В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомство с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.
В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работы четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы и объема предметов, их фактуры; решения пространства, глубины в натюрморте.
В пятом классе учащиеся закрепляют умения и навыки полученные за четыре предыдущих года обучения. Задания по живописи направлены на дальнейшее совершенствование технического мастерства учащихся и создание итоговой живописной работы, а именно тематической многофигурной станковой композиции.
На протяжении всего курса ДХШ учащиеся получают домашние задания, аналогичные классным постановкам.
Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.
Учебно-тематический план по предмету «Живопись»
Тема занятия | Лекции | Практич. занятия | Общее кол-во часов | Самостоят. работа | |
1 класс | |||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с материалами. Краски акварельные, гуашь их свойства. Оборудование живописца. Упражнение. | 1 | 2 | 3 | |
2 | Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешивания. Упражнение. | 3 | 3 | ||
3 | Знакомство с приемами работы акварелью (гуашью). Тонально-цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного). Гуашь - способом добавления белила. Упражнение. | 1 | 2 | 3 | |
4 | Закрепление приемов работы акварелью (гуашью). Лессировки. Оптическое и механическое смешивание цвета. Получение из основных цветов составного цвета | 3 | 3 | ||
5 | Этюд с осенних листьев. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета. | 6 | 6 | ||
6 | Копирование с методического пособия стилизованных животных, птиц, рыб. Закрепление основных приемов работы акварелью (гуашью). Развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность светлого цвета». | 6 | 6 | ||
7 | Изображение драпировки без складок в трех плоскостях. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Понятия локального цвета, оттенков цвета в зависимости от пространства и характера освещения. | 1 | 5 | 6 | |
8 | Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде. Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. | 9 | 9 | ||
9 | Этюд овощей и фруктов (яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном фоне. Закрепление навыков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в живописи. | 3 | 3 | ||
10 | Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы (бидон) на светлой цветной драпировке. Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью). | 9 | 9 | ||
11 | Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов (банан, груша и т. д.); драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, понятие пространства. Лепка формы. Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу | 1 | 11 | 12 | |
12 | Натюрморт с белым бидоном на нейтральном фоне и тёмной цветной драпировкой (бордовой, темно-зеленой или синей). Изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения | 9 | 9 | ||
13 | Натюрморт из 2х предметов (призматической и цилиндрической формы) на контрастном фоне. Четкие тональные отношения. Влияние среды на предмет. Цветовая гармония. | 9 | 9 | ||
14 | Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой цветовой среде. ¼ листа | 9 | 9 | ||
15 | Натюрморт с этими же предметами в холодной цветовой среде (1/4 листа). Понятие колорита, цветового строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом. | 9 | 9 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 4 | 95 | 99 | 12 | |
2 класс | |||||
16 | Этюд овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, дыня, тыква и т.д.) на светлой драпировке. Тональные и цветовые отношения. ¼ листа (акварель, гуашь) | 6 | 6 | ||
17 | Этюд с драпировкой, лежащей в трех плоскостях, и предметом конической формы (кофейник, чайник). Предмет и драпировка - разной тональности, контрастные по цвету. Понятие «цветовая среда». Влияние рефлекса. ¼ листа (акварель, гуашь). | 6 | 6 | ||
18 | Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (гризайль). Передача объема и пространства тональными средствами. ¼ листа (акварель, гуашь) | 12 | 12 | ||
19 | Натюрморт из 3х предметов (крынка, большое блюдо, овощи или фрукты). Предметы различные по тону, но сближенные по цвету, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон светлый и холодный. Организованный контраст переднего плана. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения работы лессировкой. ¼ листа. | 1 | 8 | 9 | |
20 | Натюрморт из 3х светлых предметов на темном фоне. Влияние окружения на предметы, тональная гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность. ¼ листа. | 9 | 9 | ||
21 | Кратковременный этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стекла (лимон – стакан). Умение использовать технические приемы акварели (гуаши). | 6 | 6 | ||
22 | Натюрморт из 2х предметов и предметом из стекла (темный предмет на светлом фоне). Восприятие рефлексов, передача фактуры. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью). ¼ листа. | 12 | 12 | ||
23 | Натюрморт в теплой цветовой гамме, при холодном свете. Определение различных тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте. Предметы простые по форме и четкие различия фона. Фон нейтральный, светлый. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
24 | Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Влияние теплого света на цветовые отношения в натюрморте. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
25 | Контрольный натюрморт из двух предметов. Ведется с предварительным этюдом. Передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений. Обобщение умений и знаний, навыков работы акварелью (гуашью). ¼ листа. | 15 | 15 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
3 класс | |||||
26 | Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд (акварель, гуашь). Контрастные цветовые отличия. Сочетания цветовые и тональные. Восстановление навыков работы акварелью, гуашью. ¼ листа | 9 | 9 | ||
27 | Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпировка со складками. Рельефные складки на переднем плане. Решение пространства, влияние среды на цветовое пространство. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
28 | Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки с орнаментом или полосками. Умение подчинять детали большой форме. Решение больших цветотональных отношений. ½ листа. (акварель, гуашь) | 9 | 9 | ||
29 | Натюрморт из 3х предметов различной фактуры (дерево, металл, стекло и т.д.) Передать материальность, пространство. ½ листа. | 12 | 12 | ||
30 | Натюрморт из 3х крупных предметов в пространственной среде (тематическая постановка). Строительная тематика, оборудование мастерской и т. д. Освещение как средство выразительности, решение состояния в натюрморте. Пространство и форма. Освещение софитом. ½ листа. | 1 | 14 | 15 | |
31 | Этюд фигуры сидящего человека. Изучение пропорций человека. Решение фигуры силуэтом. Два этюда в разных поворотах – профиль и боковые положения. 1/8 листа, 1/8 листа. | 6 | 6 | ||
32 | Натюрморт в теплой цветовой гамме с предметом искусства. Разнофактурные предметы. Разбор цветовых и тональных отношений, материальность и пространство. ½ листа. | 12 | 12 | ||
33 | Натюрморт из 3х предметов простых по форме и ясных по тону (гризайль). Отработка технических приемов работы гуашью. Лепка формы, светотональный разбор. Решение пространства. ½ листа. | 12 | 12 | ||
34 | Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Освещение теплое (софит). Разобраться в цветовых отношениях. Цветовая насыщенность и пространство. ½ листа (акварель, гуашь). | 12 | 12 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течение четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
4 класс | |||||
35 | Этюд овощей, фруктов и предметов быта. Передача цветовой гаммы, тональных отношений. ¼ листа. | 6 | 6 | ||
36 | Натюрморт «Дары леса». Контрастные цветовые отношения. Разнообразные фактуры предметов, разнообразные технические приемы. ½ листа. | 12 | 12 | ||
37 | Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в движении (летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Композиционное решение силуэта и среды. ½ листа. (Гуашь, акварель). | 12 | 12 | ||
38 | Натюрморт на сближенные цветовые отношения и тональные отношения. Этюд 1-2 часа. Светлые предметы на нейтральном фоне. Поиск тонких отношений. Работа с формой. ½ листа (гуашь). | 1 | 11 | 12 | |
39 | Натюрморт из темных предметов в среде темных драпировок (с предварительным этюдом. Разобраться в цветовых и тональных отношениях. Передать глубину, форму и освещенность предметов. ½ листа (гуашь). | 12 | 12 | ||
40 | Натюрморт против света из предметов, различных по форме и размеру, в конкретной цветовой гамме, в характерном холодном освещении. Состояние контраста, решение силуэтов в пространственной среде. Решение формы пространства, складок драпировки. ½ листа. | 15 | 15 | ||
41 | Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Связь со станковой композицией. Форма в большом пространстве, решение состояния в натюрморте (освещение, свет как средство выразительности). ½ листа. Гуашь. | 15 | 15 | ||
42 | Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Решение сложной формы при помощи силуэта а пространстве. Четкие тональные отношения. ½ листа. (Акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
5 класс | |||||
43 | Этюд фигуры человека. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь. | 6 | 6 | ||
44 | Контрастный натюрморт. Контрастные цветовые отношения. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, драпировка со складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
45 | Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в спокойной позе (летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 1 | 17 | 18 | |
46 | Тематический натюрморт в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
47 | Этюд живой головы модели. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь. | 6 | 6 | ||
48 | Этюд живой головы модели. Передача цветовых и тональных отношений, лепка формы цветом. ¼ листа. Гуашь. | 6 | 6 | ||
49 | Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, цветные драпировка с орнаментом и складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовы, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
50 | Фигура в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 1 | 18 | 18 | |
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течение четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 2 | 97 | 99 | 12 | |
Общее кол-во часов полного курса обучения: | 9 | 486 | 495 | 60 |
Содержание предмета.
1 класс (99 часов)
- Вводная беседа. Знакомство с материалами. Краски акварельные, гуашь их свойства. Оборудование живописца. Упражнение: выполнение заливки или равномерного покрытия поверхности изображения краской по разработанной методической таблице. Силуэтное (или стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы:3
Цель: изучение возможностей техники акварели или гуаши.
Задачи: выполнение упражнения на отработку приемов работы акварелью или гуашью (заливка, мазок,
лессировка).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
2. Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе
сложных цветов путем смешивания. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».
Ахроматические и хроматические цвета. Упражнение: выполнение сложения сложного цвета путем
смешивания, цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных цветов по разработанной
методической таблице. Силуэтное (или стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы:3
Цель: изучение возможностей цвета, его преобразование.
Задача: умение составлять сложные цвета путем смешивания; выполнение упражнений, цветовые
растяжки с переходом от теплых до холодных цветов.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
3. Знакомство с приемами работы акварелью (гуашью). Тонально-цветовые заливки плоскостей. Растяжки
одной краски (от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного). Гуашь - способом
добавления белила. Упражнение по разработанной методической таблице. Силуэтное (или
стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы: 3
Цель: изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знания возможностей и характеристик
цвета.
Задача: растяжка одной краски – от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
4. Закрепление приемов работы акварелью (гуашью). Лессировки. Оптическое и механическое смешивание
цвета. Получение из основных цветов составного цвета.
Часы: 3
Цель: использовать возможности акварели (гуаши).
Задача: освоить методы смешивания красок; получить из основных цветов составные.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
5. Этюд с осенних листьев. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Заливка, лессировка, мазок.
Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета.
Часы: 6
Цель: использование приемов работы акварелью (гуашью); умение последовательно вести работу.
Задача: основных приемов – заливка, лессировка, мазок; закрепление понятий «основные цвета»,
«составные цвета»; оттенки единого цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
6. Копирование с методического пособия стилизованных животных, птиц, рыб. Закрепление основных
приемов работы акварелью (гуашью).
Часы: 6
Цель: Развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность», «светлота».
Задача: последовательное ведение работы; использование палитры, точное решение и нахождение нужного
цвета; закрепление навыков и умений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
7. Изображение драпировки без складок в трех плоскостях. Отработка приемов работы акварелью (гуашью).
Понятия локального цвета, оттенков цвета в зависимости от пространства и характера освещения.
Часы: 6
Цель: развить представления о локальном цвете, его оттенках; понятия «среда», «пространство».
Задачи: разобраться в явлении взаимодействия видов освещения; влияние освещения на цвет, отработка
приемов акварели, гуаши.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
8. Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде. Цветотональное решение в теплой и
холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Изменение цвета в
зависимости от фона и освещения.
Часы: 9
Цель: изучить влияние цветовой среды на предмет; понятие рефлекса; понятие цветовой среды; понятия
«свет», «тень на предмете», «падающая тень».
Задачи: выполнить два этюда – один в холодной, другой в теплой среде; изменение цвета в зависимости от
фона и освещения: «холодный натюрморт» - освещение теплое, «теплый натюрморт» - освещение
холодное; закрепление навыков работы акварелью или гуашью; методичное, грамотное ведение задания.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
9. Этюд овощей и фруктов (яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном фоне. Закрепление навыков
практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в
живописи.
Часы: 3
Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений.
Задачи: передать характер цветового тона, локального цвета овощей или решение собственной и падающей
тени, рефлекса; закрепление навыков работы акварелью, гуашью.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
10. Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы (бидон) на светлой цветной драпировке.
Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью).
Часы: 9
Цель: лепка формы цветом с учетом светотени; передача объема предмета.
Задачи: выявить четкие тональные и цветовые отношения предметов и фона; формы цветом, решение
силуэта предмета и цветовые полутона; передача пространства контрастами переднего плана.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
11. Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов (банан, груша и
т. д.); драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, понятие пространства. Лепка формы.
Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу.
Часы: 12
Цель: изучить явление светового контраста; решение его с учетом пространственной среды.
Задачи: выявить в процессе работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных
отношений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
12. Натюрморт с белым бидоном на нейтральном фоне и тёмной цветной драпировкой (бордовой, темно-
зеленой или синей). Изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения.
Часы: 9
Цель: понятие контраста; изучение изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения.
Задачи: найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона цвета; закрепление навыков
работы акварелью, гуашью.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
13. Натюрморт из 2х предметов (призматической и цилиндрической формы) на контрастном фоне. Четкие
тональные отношения. Влияние среды на предмет. Цветовая гармония.
Часы: 9
Цель: использование в практике теоретических знаний.
Задачи: написать натюрморт с учетом цветовых и тоновых отношений, влияния цветовой среды; выявить
пространство и объем предмета; методически верно вести работу.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
14. Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой цветовой среде.
Часы: 9
Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма»; использование понятия «дополнительные цвета».
Задачи: добиться в натюрморте решения цельности пространства среды и предмета, лепка формы
предмета, решение пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
15. Натюрморт с этими же предметами в холодной цветовой среде (1/4 листа). Понятие колорита, цветового
строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом.
Часы: 9
Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма; использование дополнительных цветов; понятие колорита.
Задачи: правильное методическое ведение; добиться завершенности, работать над формой и объемом
предметов, решить пространство.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
- класс (99 часов)
16. Этюд овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, дыня, тыква и т.д.) на светлой драпировке.
Тональные и цветовые отношения.
Часы: 6
Цель: восстановить навыки и умения работы акварелью, гуашью; вспомнить основные задачи живописи и
основные понятия.
Задачи: обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых отношений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
17. Этюд с драпировкой, лежащей в трех плоскостях, и предметом конической формы (кофейник, чайник).
Предмет и драпировка - разной тональности, контрастные по цвету.
Часы: 6
Цель: закрепление основных понятий в живописи; наработка более совершенных приемов техники письма
акварелью или гуашью.
Задачи: выполнить задание с учетом передачи объема предметов; выявление пространства и цветовой
гармонии; взаимовлияние цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
18. Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (гризайль).
Передача объема и пространства тональными средствами.
Часы: 12
Цель: передача тональных отношений.
Задачи: найти конкретные различия тона предметов и драпировки; решение предметов тональными
средствами; передача пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
19. Натюрморт из 3х предметов (крынка, большое блюдо, овощи или фрукты). Предметы различные по тону,
но сближенные по цвету, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон светлый и холодный.
Организованный контраст переднего плана. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения работы
лессировкой.
Часы: 9
Цель: изучить различные тонкие цветовые отношения; правильно методически выполнить учебное
задание; выполнение подготовительного этюда.
Задачи: в процессе введения работы использовать метод последовательных этапов, организовывать
контраст переднего плана.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
20. Натюрморт из 3х светлых предметов на темном фоне. Влияние окружения на предметы, тональная
гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность.
Часы: 9
Цель: добиться в задании колористической цельности; передать глубину пространства.
Задачи: через рефлексы и полутона выразить влияние окружения цветовой среды на предметы натюрморта;
использовать метод лессировки; передать глубину пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
21. Кратковременный этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стекла (лимон – стакан). Умение
использовать технические приемы акварели (гуаши).
Часы: 6
Цель: передача материальности предметов.
Задачи: использование технических приемов работы акварелью, гуашью (акварель по сырому и т.д.).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
22. Натюрморт из 2х предметов и предметом из стекла (темный предмет на светлом фоне). Восприятие
рефлексов, передача фактуры.
Часы: 12
Цель: передача материальности двух предметов.
Задачи: решить возможностями акварели, гуаши различия фактур предметов с учетом влияния среды на
поверхности предметов.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
23. Натюрморт в теплой цветовой гамме, при холодном свете. Определение различных тональных и цветовых
родственных цветов в натюрморте. Предметы простые по форме и четкие различия фона. Фон
нейтральный, светлый.
Часы: 12
Цель: изучить влияние характера освещения в натюрморте; понятие «состояния» в натюрморте.
Задачи: определение различных тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
24. Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Влияние теплого света на цветовые
отношения в натюрморте.
Часы: 12
Цель: уяснить влияние теплого цвета на цветовые отношения в натюрморте; закрепить в натюрморте
понятие «состояние».
Задачи: решить форму, объем предметов и пространство; определить наличия тональных и цветовых
отношений в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
25. Контрольный натюрморт из двух предметов. Ведется с предварительным этюдом. Передать гармонию
насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений. Обобщение
умений и знаний, навыков работы акварелью (гуашью).
Часы: 15
Цель: применять знания и умения.
Задачи: выполнить этюд; правильно методически вести работу; разобраться в цветовых и тональных
отношениях; передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей; найти верные
тональные и цветовые отношения.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
3 класс (99 часов)
26. Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд (акварель, гуашь). Контрастные цветовые отличия. Сочетания
цветовые и тональные. Восстановление навыков работы акварелью, гуашью.
Часы: 9
Цель: восстановить навыки и умения работы акварелью, гуашью; выполнить основные задачи учебной
работы по живописи.
Задачи: добиться сочетания цветовых отношений; введение работы заливкой формы и мазком, уточнение
формы.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
27. Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпировка со складками. Рельефные складки на переднем
плане. Решение пространства, влияние среды на цветовое пространство.
Часы: 12
Цель: развитие представлений о контрасте, пространственной среде, сочетание цвета.
Задачи: решение пространства, влияние среды (окружающего цвета), освоение лепки формы цветом,
светотеневые отношения; проработка складок переднего плана; методика ведения учебной работы.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
28. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки с орнаментом или полосками. Умение подчинять
детали большой форме. Решение больших цветотональных отношений.
Часы: 9
Цель: подчинение деталей предмета и рисунка ткани большой форме.
Задачи: решение цветотональных отношений; лепка формы предмета и складок драпировки; решение
орнамента на драпировке по форме складок, с учетом цветотональных отношений.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
29. Натюрморт из 3х предметов различной фактуры (дерево, металл, стекло и т.д.) Передать материальность,
пространство.
Часы: 12
Цель: передать материальность предметов, пространство, разнообразить технические приемы работы
акварелью, гуашью.
Задачи: передать материальность предметов; связь их с цветовой средой, выделить форму предметов;
решить пространство.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
30. Натюрморт из 3х крупных предметов в пространственной среде (тематическая постановка). Строительная
тематика, оборудование мастерской и т. д. Освещение как средство выразительности, решение состояния в
натюрморте. Пространство и форма. Освещение софитом.
Часы: 15
Цель: выразить «состояние» в натюрморте; пространство и форма; цельность решения.
Задачи: определить четкие светотеневые отношения; живописная задача – решение цветовой гаммы с
учетом цвета освещения; обобщение деталей дальних планов, выявление пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
31. Этюд фигуры сидящего человека. Изучение пропорций человека. Решение фигуры силуэтом. Два этюда в
разных поворотах – профиль и боковые положения. 1/8 листа, 1/8 листа.
Часы: 6
Цель: изучение пропорций человека; знакомство с пластической формой; решение силуэта.
Задачи: изобразить сложную форму цветом обобщенно, без детального раскрашивания одежды, деталей
прически и т. д.
Акварель, гуашь, бумага 1/8, 1/8 листа.
32. Натюрморт в теплой цветовой гамме с предметом искусства. Разнофактурные предметы. Разбор цветовых
и тональных отношений, материальность и пространство.
Часы: 12
Цель: научиться выделять композиционный центр; единство цветового строя.
Задачи: средствами контраста и проработки выявить композиционный центр натюрморта; подчинение всех
деталей главному в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
33. Натюрморт из 3х предметов простых по форме и ясных по тону (гризайль). Отработка технических
приемов работы гуашью. Лепка формы, светотональный разбор. Решение пространства.
Часы: 12
Цель: наработка навыков работы гуашью.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема предметов; выявление пространства (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
34. Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Освещение теплое (софит). Разобраться в цветовых
отношениях. Цветовая насыщенность и пространство.
Часы: 12
Цель: выявление влияния характера освещения на цветовой строй натюрморта, закрепление понятий
«цветовой тон», «дополнительные цвета», «рефлекс».
Задачи: точный цветовой разбор предметов в натюрморте; правильно держать тональные отношения;
выявление объема и характера формы предметов, влияния среды, освещения на гипсовый орнамент;
передача пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
- класс (99 часов)
35. Этюд овощей, фруктов и предметов быта. Передача цветовой гаммы, тональных отношений.
Часы: 6
Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью, гуашью, передать основные цветовые
отношения.
Задачи: решать форму, объем предметов, пространственную среду; технические приемы и уточнение
формы мазком.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
36. Натюрморт «Дары леса». Контрастные цветовые отношения. Разнообразные фактуры предметов,
разнообразные технические приемы.
Часы: 12
Цель: использовать разнообразные технические приемы; добиться гармоничных цветовых отношений.
Задачи: композиционное решение, выделение центра композиции натюрморта, лепка формы цветом;
влияние пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
37. Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в движении
(летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Композиционное решение
силуэта и среды.
Часы: 12
Цель: пластическое решение сложной формы в постановке; решение силуэта; связь формы и пространства.
Задачи: изучить основные пропорции фигуры, грамотно её закомпоновать, передать характер её движения;
гармонично решить цветовой контраст, лепка цветом формы.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
38. Натюрморт на сближенные цветовые отношения и тональные отношения. Этюд 1-2 часа. Светлые предметы
на нейтральном фоне. Поиск тонких отношений.
Часы: 12
Цель: научиться разбирать сближенные отношения; нахождение контраста.
Задачи: решение цветового и тонального отношения; лепка формы цветом.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
39. Натюрморт из темных предметов в среде темных драпировок (с предварительным этюдом. Разобраться в
цветовых и тональных отношениях. Передать глубину, форму и освещенность предметов.
Часы: 12
Цель: разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать состояние предметов в среде.
Задачи: решение формы, объема предметов в пространственной среде.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
40. Натюрморт против света из предметов, различных по форме и размеру, в конкретной цветовой гамме, в
характерном холодном освещении. Состояние контраста, решение силуэтов в пространственной среде.
Решение формы пространства, складок драпировки.
Часы: 15
Цель: выразить состояние противодействующего света.
Задачи: решить состояние контраста, силуэтов предметов в характерном холодном освещении; контражур;
решение формы, пространства, складок на драпировке.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
41. Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Связь со станковой композицией. Форма в
большом пространстве, решение состояния в натюрморте (освещение, свет как средство выразительности).
Часы: 15
Цель: связь со станковой композицией; выявление центра композиции натюрморта; выразительность
светотональных и цветовых отношений.
Задачи: решение формы, объема предметов, проработка деталей фона, решение пространства;
материальность фактуры предметов.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
42. Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Решение сложной формы при помощи силуэта а
пространстве. Четкие тональные отношения.
Часы: 15
Цель: решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэт, четкие тональные отношения; связь
со станковой композицией.
Задачи: передать состояние в постановке; передать характер движения, пропорции фигуры; цветом решить
пространственную среду и силуэт фигуры.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
- класс (99 часов)
43. Этюд фигуры человека. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь.
Часы: 6
Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью, гуашью, передать основные цветовые
отношения.
Задачи: решать форму, объем предметов, пространственную среду; технические приемы и уточнение
формы мазком.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
44. Контрастный натюрморт. Контрастные цветовые отношения. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по
цвету и форме, драпировка со складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной
работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
45. Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в спокойной позе
(летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Решение всех задач учебной
работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 18
Цель: решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
46. Тематический натюрморт в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией.
Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы
предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: связь со станковой композицией, решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
47. Этюд живой головы модели. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль.
Часы: 6
Цель: совершенствование технических навыков работы гуашью, передача тональных отношений.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема головы (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
48. Этюд живой головы модели. Передача цветовых и тональных отношений, лепка формы цветом.
Часы: 6
Цель: совершенствование технических навыков работы гуашью, передача цветовых и тональных
отношений.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема головы, лепка формы цветом (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
49. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, цветные драпировка с орнаментом и складками.
Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые, тональные
отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: выявление уровня подготовки учащегося.
Задачи: применение в учебной работе основных теоретических знаний и практических навыков; цветовые и
тональные отношения – лепка формы цветом, решение фактуры предметов, проработка деталей предметов и
складок на драпировке; пространственное решение; цельность, обобщение цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
50. Фигура в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех
задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом,
решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 18
Цель: выявление уровня подготовки учащегося.
Задачи: применение в учебной работе основных теоретических знаний и практических навыков; цветовые и
тональные отношения – лепка формы цветом, решение фактуры, цельность, обобщение цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускники ДХШ должны иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, которая соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам средних специальных художественных заведений. Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописно-композиционные задачи. Они обязаны показать в работе основные ремесленные стороны искусства – умение смешивать краски (добиваться сложных цветотональных отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Должны освоить сложности техники живописи акварелью, гуашью, их разнообразными приемами и возможностями. Грамотно пользоваться художественными материалами. Учащиеся должны уметь решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияния добиваться цельности и единства цветового строя в работе, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать форму и освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущения от натуры.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В завершении учебного процесса по данной программе учащиеся должны:
- знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знать разнообразных техник;
- знать художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- приобрести навыки в использовании основных техник и материалов;
- приобрести навыки последовательного ведения живописной работы;
Оборудование:
- Мольберты
- Табуреты
- Подиумы
- Компьютер
- Столы
- Натюрмортные столики
- Софиты
- Планшеты
Материалы:
- Бумага разных сортов
- Бумага цветная
- Гуашь, акварель
- Кисти
- Кнопки, скотч
- Карандаши
- Ластик
- Фонд работ учащихся
- Фонд методических пособий, разработок педагогов
- Наглядные пособия
- Альбомы по искусству
- Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Список литературы:
- Алексеев С. Элементарный курс цветоведения. М. – Л., 1939.
- Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967.
- Беда Г. Живопись. М., 1977.
- Белютин Э. Начальные сведения о живописи. М., 1955.
- Иогансон Б. О живописи. М., 1960.
- Кальнинг А. Акварельная живопись. М., 1960.
- Лепикаш В. Живопись акварелью. М., 1961.
- Живопись. М., 1933.
- Никифоров Б. Живопись. М.-Л., 1948.
- Порсин Ю. Руководство по работе акварельными красками. Л., 1960.
- Пучков А., Триселев А. Методика работы над натюрмортом. М., 1982.
- Редберг Ф. Как научиться писать акварелью. М., 1936.
- Смирнов Г. Живопись. М., 1975.
- Сокольникоа Н. Основы живописи. Обнинск, 1996.
- Шегаль Г. Колорит в живописи. М., 1957.
- Шаронов В. Свет и цвет. М., 1961.
- О живописи. М., 1959.
- Живопись. М., 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...