План-конспект урока изобразительного искусства в третьем классе.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Татьяна Стефейкина

 

Тема: Роспись дымковской игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_risovaniya_3_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

План-конспект урока

изобразительного искусства

в третьем классе

Стефейкиной Татьяны Евгеньевны,

учителя изобразительной деятельности

Санкт-Петербург

2013

                                 Тема: Роспись дымковской игрушки

 

Цель: - знакомство с древнерусскими  игрушками;

        - роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.

Задачи:

        - воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на                 произведения мастеров  дымковской игрушки;

        - углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного         искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т.д.);

        - развивать творческое воображение детей на основе решения художественных         задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи.

Оборудование:

        - картины декоративно – прикладного искусства;

        - таблицы – орнаменты;

        - образцы росписи фигурок животных, шаблоны;

        - выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и         т.д.

Для учащихся:

        - баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок  

Ход урока

I.   Вводная часть

         1) Организационный момент.

         2) Проверка рабочего места.

II.  Беседа о декоративно прикладном искусстве

        Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но         сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.

Работа по таблицам-орнаментам.

        - Дети, большинство  предметов, окружающих человека, украшены различными         узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.

        - Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах?         (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д.)

        - Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами?   (одежду, мебель, посуду,         дома, скверы, парки)

        - А зачем украшают узорами и орнаментами? (что бы было приятно смотреть,         пользоваться красивыми вещами, посудой) 

 Работа  по картинкам.

        - Виды народных промыслов различны:

                а) Кружева вышивка крестиком, платки.

        - Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева)

        - Кто их плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)

        Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы         (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область         знаменита пуховыми платками, которые вяжутся  в городе Урюпин (показать         образцы)

                б) Хохломская роспись.

        - Это роспись по дереву который только сочетает три цвета:

                                         красный

                                         черный

                                         желтый

        - Чья это роспись?

        - Да, это роспись хохломы.  Не отразимым  сочетанием красок завоевали         известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.

        - Их роспись отличается тем, что они  используют в росписи  3 цвета.

        - Еще  хохломскую роспись называют золотой.

                в) Городецкая роспись.

        - Народные умельцы г. Городца прославились  своей  красивой  резьбой по дереву          и раскрашиванием  яркими сочными красками.

                  1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы

                   2) показ книжки «Городецкие узоры»

                г) Жостовская роспись

        - Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды         народные умельцы села Жостова

                1) показ подносов

                д) Гжельская роспись.

        - Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению         красивой посуды из глины (показ изделий, книги Гжель)

                е) Семеновская матрешка, шкатулочка-палех.

                (показать изделия)

III.  Основная часть

         - Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого         населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне         скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение          ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)

                                        Чем знаменито Дымково?

                                         Игрушкою своей!

                                         В ней нету цвету дымного,        

                                         Что серости серее

                     В ней что – то есть от радуги,

                     От капелек росы

                     В ней что-то есть от радости

                     Гремящей, как басы.

                                          И злость, и хмурость

                                          Без всякого следа

                                           Пусть под улыбкой Дымкова

                                          Растают  навсегда!

 Игра «Данетка»

         - Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

        - O Дымкове? (да)

        - Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)

        - Может игрушки? (да)

        - Игрушка серая, темная? (нет)

        - В ней есть все цвета радуги? (да)

        - Она вызывает грусть? (нет)

        - Улыбку, радость? (да)

        -А теперь ответьте на вопрос:

        -Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)

                 С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) ,                 видна         заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда         туман, вся         слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась         дымковская игрушка         на рубеже XV-XVI веков.

                С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

                Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и …

        свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть  на них приезжали из других         городов и сёл.  И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую         игрушку  для свиста себе на потеху да детям на забаву.

                          Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у         себя дома.

                          А в 1933 году советское правительство   построило дом, который стали         называть «Дом  художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская         игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых   и все         вместе  по-старинке,  вручную делают эти замечательные игрушки.

        - А как изготавливают игрушки?

                Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным                 песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке,         сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.

                Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на         яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и  перья.

                Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый,         малиновый. Их может быть до 10.

                Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в         разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию,         напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая         полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -        звездочкой - солнце и другие небесные светила.

        - А вот и дымковский хоровод.

                Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.

Роспись дымковских игрушек ( 20 минут )

        а) А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы         изобразите на бумаге.

        На столах у вас лежат трафареты животных.

        Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги.

        Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом         наоборот. И особенно прошу помочь леворуким ребятам.

        б) Беседа по составлению узора

                - Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.

                - Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? Ватные         палочки, салфетки, акварель, кисточки.

                Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур         игрушки тоненькой линией. Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.

IV. Практическая часть. Роспись изделия.

        - вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой.         Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.

        Показ лучших работ (оценки)

        Вывод: 1) Учились расписывать дымковские игрушки акварелью

        Познакомились с другими видами народно-прикладного искусства.

V. Заключение.

        - Дети,  мы ведь  забыли упомянуть о тульских народных мастерах. Чем они         прославились? (тульскими самоварами)

        - А еще чем? (тульскими пряниками)

        - Кто кушал тульский пряник? ( поднимите руку)

        Но не только тульские пекари прославили кондитерскими изделиями.

        - Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы.

        Вот бабушка – умеет печь не только вкусные, но и красивые хлебные изделия

         ( посмотрите)

        - А у русского народа  существует такой обычай: уважаемым гостям преподносят         хлеб с солью. (Вручить каравай на расписных подносах и вышитых рушниках).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"

Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через  основные виды, формы и декор  древнегреческой керамики.         ...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование  снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает  план-к...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...