Подготовительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)
статья (изобразительное искусство, 5 класс) на тему

Программа "Искусство" разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной. В данном документе представлены некоторые теоретические данные и ссылки на сайты, которые помогут при подготовке к урокам иззобразительного искусства в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_pod_red.gudilinoy_s.i.docx877.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСКУССТВУ

5 класс

(промежуточная аттестация)

Культура Древнего мира

  1. Памятники культуры прошлого. Роль искусства в обществе. Значение художественного наследия (художественная культура). Религиозные верования древних людей. Язычество. Магическое и символическое значение искусства. Письменность.
  2. Древний Египет. Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством.  Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования.
  3. Древний Египет. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический.
  4. Христианство и библейские сказания в изобразительном искусстве.
  5. Художественные памятники, эпосы и мифы Двуречья, Ассирийской и Персидской держав.
  6. Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.
  7. Древний Рим. Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов.
  8. Древний Рим. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета.  
  9. Древняя Греция. Древнегреческая мифология, сюжеты в художественных произведениях. Боги Олимпа. Олимпийские игры. Взглыды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника).
  10. Древняя Греция. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера.  Декоративно-прикладное искусство и одежда.
  11. Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства.
  12. Древняя Индия. Сложение индийской мифологии и связь её с архитектурным и изобразительным искусством. Скульптура. Декоративное искусство (ткачество, ювелирное дело).
  13. Искусство Китая и Японии. Народные праздники. Быт и обычаи.
  14. Искусство Китая. Архитектура и парки. Живопись. Перспектива. Театр. Декоративное искусство и костюмы. Расписная керамика. Геометрические узоры на гончарных изделиях.
  15. Японская поэзия. Декоративно-прикладное искусство.

http://art.ioso.ru/bank_metod.htm

http://www.artprojekt.ru/Civilization/010.html

http://art.1september.ru/article.php?ID=200602302

http://ru.wikipedia.org

http://ogurcova-online.com

 Древний Египет.

Мир Древнего Египта предстает перед нами со страниц каменных книг и свитков папирусов. Это мир, в котором небо представлялось то огромной звездной коровой, то бесконечной рекой, в струящихся водах которой из великолепного лотоса рождается солнце. Мир, в котором срок человеческой жизни не имел значения и измерялся тысячелетиями. В этом мире правили боги, которые определяли весь строй жизни природы и человека. Самым могущественным богом считался бог Ра. Множество других богов отличались друг от друга по своему значению и обязанностям.

Древнем Египте существовали определенные правила. Эти правила называются каноном.

        Канон в переводе с греческого языка означает закон, или правило. Канону подчинялись древнеегипетские мастера, разрабатывая план храма или гробницы, форму написания стиха.

Канон – это художественные правила, которые показывали художнику – способ изображения, зодчему - композицию памятников, писателю – набор слов и построение предложений.

Еще в древности начали формироваться характерные египетские черты в искусстве, которые впоследствии закреплялись традицией. Затем из традиций и отдельных приемов складывалась строгая система. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы изображения – канон же оставался неизменным и вселял уверенность в вечном существовании жизни.

Самым ярким проявлением канона в искусстве Древнего Египта можно назвать «Книгу мертвых». Она объединила огромное количество папирусных текстов, содержащих описание Вечного Царства. Текст этой книги стал каноническим. Она включала в себя четыре раздела, каждый из которых состоял из множества глав. На сайте даны некоторые иллюстрации из этой древней книги.

Содержание этой книги должен был знать каждый египтянин. Отдельные главы «Книги мертвых» предназначались для чтения вслух и песнопения. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на его пути в царство Осириса и к райским полям вечного блаженства Иару. Вместе с мумией «Книгу мертвых» клали в саркофаг.

Комментарий к фрагменту изображения из книги: Осирис вершит суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего сопровождает Анубис, бог бальзамирования (он изображен в виде черного шакала, с человеческим телом и головой собаки), боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит «исповедь отрицания» («не убивал», «не чинил людям зла», «не воровал» …). Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал: сердце умершего взвешивают. По представлениям египтян – сердце – вместилище разума. На одной чаше весов – сердце – на другой – страусовое перо богини Маат. Если равновесие весов нарушится, значит, сердце покойного отягощено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Непременный участник взвешивания – бог мудрости Тот. Во время суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания.

Согласно мифам, душа умершего может вселиться обратно в тело в том случае, если оно будет воспроизведено полностью. Круглая скульптура (скульптура, которую можно обойти со всех сторон) предполагает исполнение фигуры целиком. Но на плоскости, в росписи, добиться этого гораздо сложнее. (Видеоряд) Поэтому древнеегипетские мастера находят такой изобразительный прием, при котором все элементы человеческой фигуры зримо присутствуют в созданном образе: лицо и ноги с выставленной левой ногой показаны в профиль, а верхняя часть туловища развернута в фас с выявлением обоих плеч и рук, глаз также имеет фасное изображение. Этот изобразительный прием прочно вошел в древнеегипетское искусство, прошел испытание временем и закрепился системой канона. Более выразительным и долговечным, чем роспись, видом искусства был рельеф. Рельеф – скульптурное изображение на плоскости. Существуют различные виды рельефа в зависимости от того, насколько фигуры возвышаются над фоном: низкий рельеф (барельеф) и высокий (горельеф).

Техника рельефа была известна еще первобытным людям и в Древнем Египте широко использовалась. Иногда рельефы покрывались красками, поэтому часто их было трудно отличить от росписи.

В древнеегипетской мифологии небо, земля и подземное царство представляли собой замкнутый круг. И боги, проходя через любую фазу бытия, меняли свой облик. Для того чтобы изобразить такое перевоплощение, необходимо было найти художественный прием, канон изображения при котором был бы сохранен. Таким приемом явилось символическое изображение.

Прием замены голов или изображения символов на их месте выражал различные формы облика одного и того же бога в едином рисунке. Эта замена происходила не механически, а с учетом гармонических соотношений и норм. В конечном итоге получалось изображение, совмещающее разнородные предметы – человеческую фигуру с головой животного и наоборот. Например, (иллюстрация) богиня войны Сохмет изображалась в виде женской фигуры с головой львицы, Бастет – с головой кошки и телом женщины, бог Хнум с головой барана и мужской фигурой. Но сами эти животные никогда с богами не отождествлялись. Символы-животные помогали художникам дать представления о характерах богов.

В росписях царских гробниц часто встречается изображение лотоса – еще одного общепонятного египетского символа, распространившегося в иных культурах. Этот цветок в Древнем Египте был самым почитаемым. Он дал жизнь богу Солнца. Согласно мифу, цветок лотоса поднялся из первозданного хаоса – Нуна. В раскрывшихся лепестках его сидел младенец, символизировавший солнце. Появившись, солнечный младенец осветил землю.

В изображениях встречаются три разновидности лотоса – розовый, белый и голубой. Самым священным считался розовый, поэтому он был менее распространен в жизни в силу своей таинственности. Цветы голубого и белого лотоса часто встречаются в изображениях ритуальных сцен на стенах храмов и гробниц. Лотос был символом природы, жизни, воскресения. Любой человек после смерти благодаря магическим заклинаниям мог «возродиться» из лотоса, подобно богу.

Символы иногда имеют очень долгую жизнь. Некоторые из древнеегипетских символов живут более пяти тысяч лет, они живы и в наше время. Один из них – символ «око».

В скульптурных портретах египетские мастера особое внимание уделяли глазам. Символ «ока» был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно представлениям древних египтян, были символом вечной жизни. Встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.

Древнеегипетские художники старались ярко выделить глаза на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а потом начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взгляду. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным полудрагоценным камнем – кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.

Не случайно древнеегипетские образы приковывают к себе внимание и в то же время не допускают в свой замкнутый внутренний мир.

Во все последующие времена художники старались выделить особым образом глаза человека, все росписи – от икон до обычной косметики – уделяли изображению глаз особенное внимание.

Миф об Осирисе и Изиде получил широкое распространение, о богине писали многие античные авторы. Изида стала в эпоху поздней античности олицетворением Великой Матери во всем Средиземноморье и примыкающих к нему регионах. Изображение Исиды, которая кормит грудью лежащего на ее руках маленького Гора, стало универсальным символом христианства, к нему восходят иконы Богоматери с младенцем. Все боги держат в руках одинаковые предметы. Это тоже важный символ – анх. Этот знак состоит из двух частей – креста, обозначающего четыре стихии: солнце, огонь, ветер и воду и круга, символа вечности. Позднее крест стал самым главным символом христианства.

Древние египтяне почитали солнце. Солнечных богов в Египте множество – это Ра, Атум, Атон, птица Феникс, Гор, Хепри. Часто на изображениях этих и других богов над головой бога помещался солнечный диск – позднее он трансформировался и превратился в нимб, который мы тоже можем увидеть на иконах. Он символизирует все тот же свет, исходящий от святого. И еще об иконах. Многие из них имеют золотой фон, который во все времена иконописцы называют «светом». Этот символический свет отражали пять тысяч лет назад и древние художники Египта, нанося изображения богов на позолоченный фон. В Египте очень почитали цвет золота – он символизировал солнце, а вместе с ним и саму жизнь.

 

Христианство и библейские сказания в изобразительном искусстве

Библия – это единственная книга, которая называется просто "книга" - так переводится слово "Библия". Тайны ее можно постичь, только уверовав. Апостол Павел говорил, что "вера — уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого". Мы постараемся поверить библейским сказаниям и не будем подвергать сомнению все эти порой сказочные и неправдоподобные для современного человека истории. Постараемся понять, почему они на протяжении тысячелетий волнуют мир. Чтобы донести Библию до новых народов, специально были созданы германская и славянская письменность, изобретено книгопечатание.

Библия — это не изложение вероучения, и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека. Бог — единственный, один, в отличие от множества богов Египта, Греции, Междуречья. У него много имен, произнесение некоторых из них читалось преступлением. Бог Ветхого завета называется Саваоф, Элохим, Адонаи, и самое священное его имя — Яхве.

Священная история говорит нам о создании мира и жизни в нем. "И сказал Бог: да будет свет-"(Быт.1.3. и др.). И сотворил бог мир за семь дней.

Современные ученые определили приблизительное географическое положение рая, анализируя древние сказания Междуречья. Из страны Тигра и Ефрата появляется и змей-искуситель.

Вот эпизод из самого начала Библии: после того, как люди совершили первый грех, они "услышали голос Господа Бога — и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?".

Итак, Библия — это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет.

Древние иудеи создали первую часть Библии, она называется "Ветхий завет". Вторая часть — "Новый завет" была создана значительно позднее.

Слово "завет" обозначает "договор". Значит, были Ветхий и Новый "договоры". Кто же и о чем договаривались? Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах

Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.

Первый завет был нарушен Адамом — и он был изгнан из рая. Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа. Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев). Завет с Моисеем вернул еврейский народ на путь истинный и дал ему законы праведной жизни — Десять Заповедей. На пятом Завете, заключенном Христом, основано христианство. Это уже другая религия.

Люди нарушили первый завет с Богом и со временем становились все безнравственнее и лживее.

Подлинные исторические события тесно переплелись в тексте Библии с древнейшими преданиями и легендами.

Место, на котором должно было совершиться жертвоприношение, почитается и доныне. На этом месте, по преданию, находится "краеугольный камень земли", который со дня сотворения мира поднялся со дна мирового океана и положил начало суше.

Потомков Авраама Создатель избрал, чтобы они сохранили и передали дальше веру в истинного Бога. Их стали называть евреями по прозвищу Авраама (Авраама га-Иври), которое обозначает — "прибывший с той стороны реки Ефрат". У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. После таинственного ночного единоборства Бог дал ему второе имя — Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство.

Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов.. Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея. Что же такое скрижали? Это каменные плиты, на которых сделаны надписи. Почему именно так Моисею были вручены заповеди? Наверное, для того, чтобы они хранились вечно.

Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.

В Библии сосредоточены религиозные законы, правила поведения и знания, накопленные людьми. Ранее от человека требовалось только соблюдение обряда, а по десяти заповедям, полученным на горе Синай, самое главное — верность своему идеалу и нравственной правде. Именно это помогло еврейскому народу пережить все невзгоды и создать свое государство в Земле Обетованной. Золотой век этой страны при царях Давиде и Соломоне позволил создать великолепную столицу — Иерусалим. Давид, будущего царя (Вифлеем), был восьмым сыном, пастухом,  при этом обладал музыкальной и поэтической одаренностью, сочинял псалмы. Сразился в поединке с великаном Голиафом, взятл Иерусалима.

Продолжил дело Давида его сын Соломон. Мудрость этого царя не имела границ. В Древней Иудее были запрещены изображения Бога. Сохранился этот запрет и в современных иудаизме и мусульманстве.

Символы Ветхого завета:

Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.

Радуга — символ связи с высшим, знак единства с Богом.

.

Художественные памятники, эпосы и мифы Двуречья, Ассирийской и Персидской держав.

Двуречье (иначе Междуречье или Месопотамия) - древнейший центр неолитических культур, а затем первый очаг цивилизации. На этой территории, начиная с IV тысячелетия до н.э. последовательно сменяли друг друга города-государства (Шумер, Урук, Аккад), централизованные государства (Шумеро-Аккадские, Вавилония, Ассирия, персидская держава Ахеменидов), но на этой территории сохранялась преемственность культуры. Создателями этого важнейшего центра цивилизации и древней городской культуры были шумеры, их достижения были усвоены и развиты дальше вавилонянами, ассирийцами и персами. На протяжении всего периода культуре были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

  Важнейшими достижениями жителей Двуречья, обогатившими мировую культуру, были: развитое земледелие и ремесло; шумерское иероглифическое письмо, быстро трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что впоследствии привело к возникновению алфавита; система календарного счисления, тесно связанная с астрономическими наблюдениями; элементарная математика, в частности, десятичная и шестидесятеричная система счета (математика и астрономия находились на уровне раннего европейского Возрождения); религиозная система с множеством богов и храмов в их честь; высокоразвитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, а также декоративно-прикладное искусство; культура архивного дела; впервые в истории появились географические карты и путеводители; на высочайшем уровне находилась астрология; архитектура дала арки, купола, ступенчатые пирамиды.

  Стержнем культуры была письменность. От Двуречья сохранились десятки тысяч глиняных табличек с записями. Среди них особый интерес представляют «Законы царя Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.), включавшие 282 статьи, регулировавшие различные стороны жизни Вавилона: первый в истории кодекс законов, а также произведения литературы. Наиболее заметным памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о Гильгамеше или «Обо все видавшем», древнейшие тексты, которого насчитывают 3,5 тыс. лет. Большой интерес представляет «Беседа господина и раба», в которой прослеживается кризис религиозно-мифологического авторитарного мышления, автор рассуждает о смысле жизни и приходит к идее бессмысленности существования (близко книге Екклесиаста из «Ветхого Завета»). О невинном страдальце, о претензиях к богам, их несправедливости говорится в «Вавилонской теодицее» (аналог книги Иова из «Ветхого Завета»).

  О Вавилонии и Ассирии сохранилось много преданий в христианской традиции, и хотя отношение к ним часто неприязненное, но в памяти Вавилон остался первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.

Дошедшие до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов Двуречья, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод «Плотиной небес», на которой покоится несколько твёрдых небосводов — небо Солнца, Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли — мрачный город мёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) мужским божеством (Энлиль, Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. до н. э.), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляет чудовище — богиня Тиа́мат («Море»), вторых — бог Мардук. Убив Тиа́мат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в подземные и небесные воды. Видное место занимает миф о потопе и спасшемся на корабле от потопа единственном человеке — мудром Зиусудре (шумерское; аккадское — Утнапишти). Конкретные черты этому мифу дали сравнительно частые в Двуречье разрушительные наводнения. По мифу о богине Иннин (шумерское; аккадское — Иштар), она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мёртвых, а затем вырвалась на землю, оставив богине мёртвых своего возлюбленного Думузи как выкуп за себя. Героические мифы группируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша. Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.

В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4—1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох.

 

Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства.

Индия - страна великого множества религий; индуизм, буддизм, кришнаизм и другие.

Это уникальный случай, когда на одной территории мирно уживаются многие религии. Мир богов многолик так же, как и разнообразна история разных народов, Какой бы странной и чужой вам не казалась та или иная религия, каждая достойна внимания и уважения.

Подобно остальным народам древности, индийцы обожествляли силы природы. Древние индийцы зависели от природы: боялись наводнений рек, ливневых дождей в долине р. Ганг, засухи в долине р. Инд. Им казалось, что природой управляют бог грома и дождя - Индра, бог солнца - Сурья, бог огня - Агни - живет в каждом доме, как бог домашнего очага.

 Долина р. Ганг покрыта густыми лесами - джунглями, где жили тигры, змеи, обезьяны. Жители Индии боялись змей и старались их задобрить: около дома раскладывали колючки вареного риса - угощение для змей. Индийцы поклонялись слону - мудрый Ганеша - бог торговцев, путешественников, ученых.

Отношение древних индийцев к животным. Индийцы считали поток жизни от рождения к перевоплощению, затем снова к возрождению. Поток жизни - это движение колеса - колеса жизни. Человек не исчезает навсегда. Он просто готовится к новой жизни, но как она сложится - зависит от кармы прошлых воплощений.

 Карма - память о делах и поступках человека в прошлой жизни - Дхармачакра изображена на государственном флаге Индии.

На юге Индостана выделяется великая троица богов - тримурти - Брахма, Вишну и Шива (стр. 18-19 "Религия" - "Очевидец" - изображение трех богов.

 Единственный гигант человека - Пуруша - бог Брахма. Другие боги тут же схватили его и потащили к алтарю, чтобы принести Пурушу в жертву. Но в песне "Гимн Пуруше" он не погибает под ударами топора. Его тело, разделенное на множество частей, дает начало бесчисленному количеству жизней. Европейцы назвали это разделение людей на касты. Каждая каста - часть тела бога Брахмы. Отрывок из "Гимна Пуруше".

Нарекли его рот брахманом, 

Его руки стали раджаные (воин)

Его бедра стали вайшья (земледелец)

Его ноги родили шудру (слуга).

Каста - группа людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Кастовая система буквально пронизывает общественную жизнь Индии и дели все население страны примерно на 3 тыс. обособленных групп высокого и низкого происхождения.

У людей разных каст все должно быть несходно - занятия, дом, еда, одежда.

Каста

Цвет одежды

Основные занятия

1.Брахманы

белый

молиться богу, быть учителями, быть наставниками.

2. Воин

красный

воевать, управлять страной.

3. Земледельцы

желтый

земледелие,скотоводство,торговля.

4. Слуги

черный

обслуживание касты

В настоящее время в Индии к низшим кастам относится 40% всего населения страны, к высшей касте - 8%. Даже сейчас в Южной Индии брахман не возьмет пищу, будет считать ее нечистой лишь потому, что на нее просто посмотрел представитель низшей касты.

Однако в современной Индии строгость соблюдения кастовых ограничений слабеет.

В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют собственные народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Так же могут различаться и танцы.

 Да, большинство индийцев умеют танцевать свои национальные танцы и с удовольствием делают это, но в Индии почти нет профессиональных коллективов, исполняющих фольклорные танцы на сцене, поэтому на праздниках в деревнях танцоры воспроизводят произвольный набор движений, а танцев с определенной хореографией фактически нет.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая — вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальном инструменте, а народные танцы исполняют практически все. Трудно представить себе, к примеру, женщину из штата Гуджарат, которая бы не умела танцевать национальный танец с палочками, а зажигательную бхангру танцуют не только пенджабцы, но и большинство жителей Северной Индии.

Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и традициями и не отличаются каким-то особенным изяществом и виртуозностью исполнения.

Искусство Китая и Японии. Народные праздники. Быт и обычаи.

Китай

Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность. Согласно этим воззрениям первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных, названных инь, — земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни вообще, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи. Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины — белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую ( 1 ) . Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.

Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий): земля, вода, огонь, дерево, металл, от которых и произошло всё во вселенной. Взаимодействие пяти первоэлементов породило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды — дождь, холод, жара, ветер, ясная погода; пять цветов: желтый, белый, красный, синий, черный. Желтый — цвет спелых плодов — символизирует землю, отдающую людям свои богатства. Красный — цвет огня, рожденного молнией, и символ союза неба и земли.

Полагали, что солнце и другие небесные светила обладают духом. Солнце-дух ежедневно совершает поездку по небесному своду с востока на запад на огненной колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи-лун. По мифологическим представлениям, есть четыре священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера.

Дракон считался повелителем водной стихии. Его существование было столь значимым, что на протяжении веков в разных провинциях Китая возникли свои варианты мифов, рассказывавшие о многих, если можно так сказать, разновидностях драконов. Изображения драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах.. В виде драконов изготовлялось множество поделок, например подставки для кисточек ). Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства.

С легендой об исцелении царя драконов и владыки вод — да вана — связан знаменитый танец дракона, исполняемый в Китае каждый год. Во время этого праздника люди, одетые в национальные костюмы, торжественно проносят по главным улицам города или деревни искусно сделанного дракона. Его длинный бамбуковый остов оклеен цветной бумагой и шелком. У дракона золотистые или синие глаза, серебряные рога, украшенные красными кисточками, длинная зеленая борода и открытая пасть со свисающим красным языком. Перед драконом несут ярко раскрашенный шар, символизирующий солнце. Шествие сопровождается барабанным боем и звуками гонга, напоминающими раскаты грома и шум ливня.

Земным воплощением дракона была змея, поэтому она считалась священной. Думали, что, прожив сотни лет, змея может превратиться в дракона, а сам владыка вод да ван когда-то произошел от огромной змеи, водившейся в водах реки Янцзы. Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали им высокие почести.

Но и это еще не все. Китайцы делили драконов на желтых, зеленых, красных, белых и черных, а также на чешуйчатых, рогатых и безрогих. Считалось, что драконов существует множество: например, юнь-чи был облачным безрогим драконом, а юнь-цю — облачным рогатым.

Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с кроличьими глазами, коровьими ушами, на морде у него длинные усы, туловище этого дракона походит на тело змеи, покрытое чешуей, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Другой вариант — дракон с верблюжьей мордой, заячьими усами, глазами как у быка, шея у него змеиная, брюхо ящерицы, чешуя карпа и лапы тигра с когтями орла. Иногда можно встретить изображение дракона в виде змеи или животного, одновременно напоминающего тигра и лошадь. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплевывающим жемчужину — символ его силы и могущества.

Еще одно из почитаемых животных — тигр, олицетворяющий силу, властолюбие, отвагу, свирепость и военную доблесть.

Происхождение птицы феникс связывали с солнцем и огнем. Она символизировала тепло, неотделимое от лета. Пять цветов перьев феникса: желтый, белый, красный, синий и черный — символизировали пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов и верность. Птица феникс долгое время была эмблемой императрицы.

Спину черепахи сравнивали с небесным сводом, а ее брюхо с землей. Китайцы в древности верили, что черепаха живет до трех тысяч лет, поэтому она символизировала вечность. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изображение украшало императорские дворцы.

Для защиты от сверхъестественных недобрых сил в каждом населенном пункте существовал какой-нибудь объект неживой природы: холм или скала (11), имевший сходство с животным. Позднее его функции стала выполнять пагода (12)— многоэтажное культовое сооружение в виде башни, украшенной небольшими выступами и карнизами с загнутыми кверху краями, украшенное колокольчиками для отпугивания злых духов. Ее изогнутая кровля также мешала им проникнуть внутрь. Китайцы верили, что злые духи предпочитают прямой путь, и любой поворот, извив, изгиб мешает им проникнуть в помещение. На карнизах пагоды помещали изображения зверей, отгоняющих злых духов, а на коньке крыши ставили глиняную собачку с открытой пастью, готовую их схватить.

Обычаи

Много традиционных представлений связано с праздником Нового года. В Китае отмечали и отмечают этот праздник в соответствии с лунным календарем — в феврале, когда начинается обновление природы. По поверьям, в Новый год всюду должен преобладать красный цвет — цвет солнца и радости. Существовало представление, что злые духи боятся красного цвета, поэтому перед праздником на предметы домашнего обихода наклеивали полоски красной бумаги, а на красных квадратных листках золотой тушью писали иероглифы с пожеланием счастья и богатства. В канун Нового года в каждом доме развешивали декоративные фонари,обтянутые цветной бумагой или материей и украшенные рисунками. Излюбленным изображением был рисунок дракона. К стенам и дверям домов крепили изображения двух рыб как пожелание материального благополучия и достатка, а на окна вывешивали изображения пяти летучих мышей, символизирующих пять видов счастья: удачу, почет, долголетие, богатство и радость.

Для изгнания злых духов всю ночь жгли фейерверки, взрывали хлопушки и били в гонги.

В Китае издавна любили цветы персикового дерева, которые олицетворяли весну и своей свежестью напоминали лицо красавицы. Тонкую талию женщины сравнивали с ивой. Красота и гибкость этого дерева воспеты китайскими поэтами и художниками. Пейзаж с деревьями и пагодами можно увидеть изображенными на свитках, веерах, чашках для зеленого чая

Япония

Культура Японии исторически тесно связана с культурой Китая, однако она несет печать яркой самобытности, трансформировав на протяжении веков многие заимствования, в частности религиозные воззрения — буддизм, синтоизм, даосизм. Именно эти воззрения служили и сейчас служат основой жизни и искусства Японии. Синтоизм, в частности, включает в себя верования, в соответствии с которыми живая и неживая природа наделяются собственным духом (ками), поэтому широко распространено поклонение деревьям, скалам, горам, а иногда островам.

Вода и камни играют колоссальную роль в культуре. Их расположение, форма, цвет имеют свое символическое значение. Пруд или озеро часто символизируют океан, камень — гору, нагромождение камней может подразумевать водопад, а сама вода часто не присутствует реально, а замещается песком.

С изобразительным искусством и каллиграфией связана и японская поэзия. Художники часто были одновременно и поэтами или почитателями поэзии, они вписывали стихотворения прямо в картину.

Поэзия Японии так же своеобразна, как и изобразительное искусство. С середины XVI в. широкое распространение получает стихотворный жанр хокку (или хайку). В японском стихосложении рифмы не играют такой роли, как в русском, важнее количество слогов. Хокку — это стихотворение, состоящее из трех строк: первая и третья — из пяти слогов, а вторая — из семи. Содержание хокку, несмотря на его краткость и сюжетную простоту, очень глубоко. На первый взгляд кажется, что автор описал пейзаж в эскизной манере, однако японец (в отличие от европейца) совсем иначе воспринимает это маленькое произведение и находит в нем глубокий философский смысл, а за картиной природы — аналогию человеческой жизни. Японцы считают, что одно и то же хокку может быть простым и сложным, примитивным и утонченным. Это зависит от глубины восприятия его читателем.

Фудзи скрыта дождем.

Вижу кроны деревьев цветущих –

Персики в долине…

Летний дождь моросит.

Сквозь бамбук вдали различаю

Крыши селенья…

Прохладная ночь.

Луна как будто бы дремлет

В пруду прозрачном…

Месяц на небесах

Будто скорчился весь от мороза.

Похолодало.

Даже зонтика нет,

а ливень холодный все хлещет.

Эх, вот незадача!

Обычаи

Стремление к гармонии — главная черта японского искусства. Чувствовать прекрасное — для японцев означает следовать природе. Обычай любоваться наиболее поэтическими явлениями природы издревле органично вошел в жизнь каждого человека. Зимой принято любоваться первым снегом, снежными горными вершинами. Осенью — яркой листвой горных кленов и луной. Весной — цветением сливы и вишни.

Пора пробуждения природы начинается в Японии цветением сливы, но самым прекрасным зрелищем является цветение дикой японской вишни (сакуры). Ее бело-розовые цветки восхищают японцев не только красотой, но и недолговечностью.

Древняя Греция.

Характер и пути развития греческой культуры были сформированы сложившимися понятиями о свободной и гармонически развитой личности. Представления о красоте были нерасторжимо связаны с нравственными категориями. Тело человека являлось отражением его духовного совершенства. Скульптура сохранила для нас внешний облик человека, в котором воплотились представления того времени о красоте. Дошедшие до нас скульптурные изображения представляют рослых людей, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. («Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета). Прекрасный человек должен был сочетать в себе силу и разум, храбрость и патриотизм, образованность и любовь к искусству. Он являлся олицетворением не только телесной красоты, но также мужества и доблести. Скульптурные изображения женщин также воплощают идеал античной красоты: пропорционально сложенные, грациозные, с одухотворенными лицами. Пропорции человеческого тела легли в основу древнегреческих архитектурных сооружений.

Римская культура, переняв основные ценности Древней Греции, донесла до нашего времени не только образцы своей цивилизации, но и теоретические работы, письменно зафиксировавшие представления об античной красоте. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион ( I в. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев циклопов в тартаре. Пока Уран спал, Кронос нанес ему тяжелый удар и стал царем всех богов. Дети Кроноса — боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Громовержец Зевс стал царем богов и людей, Посейдон — морей, источников и вод, Аид — мрачного подземного царства. Гера — жена Зевса — была покровительницей брака и семьи, сестра Зевса — Деметра — богиней плодородия, другая сестра — Гестия — покровительницей дома. Любимая дочь Зевса Афина почиталась как богиня военной мудрости и мудрости вообще, она покровительствовала знаниям и ремеслам.

Согласно мифу, Афина появилась из головы Зевса в полном боевом облачении — в шлеме и панцире. Богом войны был Арес. Гермес — сначала бог скотоводства и покровитель пастухов, позже почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путешественников, купцов, бог торговли, изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида сначала была богиней плодородия и покровительницей животных и охоты, богиней Луны, позже она стала покровительницей женского целомудрия и рожениц. Аполлон — брат Артемиды, божество солнечного света, образования, медицины, искусства, что воплощается его спутницами — девятью музами. Еще одна дочь Зевса — Афродита, что родилась из пены морской возле острова Кипр, богиня любви и красоты.

Из античных изображений Афродиты самые известные: Афродита Книдская работы Праксителя (IV век до н. э.) и Венера Милосская (II век до н. э.), которые находятся в парижском Лувре. Мужем Афродиты был бог-кузнец Гефест. Дионис — самый веселый среди богов, покровитель виноградарей и виноделов, ему посвящались особые празднества в конце сельскохозяйственного года — дионисии. Кроме олимпийских богов существовало множество других (преимущественно — местных, локальных) богов, которые имели свои функции.

Боги в представлении греков обладали человеческим обликом, человеческими желаниями, мыслями, чувствами, даже человеческими пороками и недостатками. Они строго наказывали тех, кто пытался приблизиться к ним по красоте, уму и могуществу. Особое место занимает миф о титане Прометее — защитнике людей от произвола богов. Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на вечные муки. Кроме мифов о богах существовали легенды о героях, самым любимым из которых был Геракл, который совершил двенадцать великих подвигов. Мифы и легенды о богах и героях складывались в целые циклы, ставшие в дальнейшем источником сюжетов для литературы, драматургии и скульптур.

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика — жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницею Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому посвящались здесь спортивные Олимпийские соревнования. Место главного святилища Аполлона — Дельфы, где находился известный дельфийский оракул (оракул — место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, или именно прорицания божества), как считали греки здесь находился отмеченный особым камнем центр Земли.

Человечные, проникнуты гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии. В эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес.

Олимпийские игры

В теоретическом трактате «Канон» (не сохранился) автором описаны идеальные, по его мнению, пропорции мужского тела, нашедшие воплощение в произведениях древнегреческого скульптора. Анализ пропорций «Дорифора» и других скульптур говорит о том, что Поликлет использовал пропорции золотого сечения. В камне увековечивалось физически развитое, сильное, соразмерное тело победителей Олимпийских игр, проводившихся каждые четыре года в Олимпии — главном месте поклонения Зевсу в Элиде. На размеченном поле в окружении зрителей шли кулачные бои в сочетании с борьбой, забеги, метание диска и копья. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах — ристания. Судьи награждали победителей венками из ветвей священной оливы.

Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки. Отличительной чертой философских произведений древнегреческого мира, является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам.

Древний Рим.

Из всех цивилизаций древнего мира римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Но, как это ни парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: «Что представляет собой искусство Древнего Рима?» Римский гений, столь явно распознаваемый в любой другой области человеческой деятельности, становится удивительно неуловимым, стоит нам задуматься над тем, существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий именно Древнему Риму. В чем тут причина? Наиболее очевидное объяснение кроется в том, что римляне преклонялись перед греческим искусством всех эпох и направлений. Они тысячами вывозили из Греции созданные там оригиналы и копировали их в еще большем количестве. Вдобавок то, что создавалось в самом Риме, было явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, начиная с времен республики и заканчивая эпохой крушения империи, были греческого происхождения. Однако если отвлечься от различий в тематике, то остается непреложным тот факт, что все произведения искусства, созданные в подражание греческим, ощутимо отличаются от последних, обладая явно выраженными «негреческими» чертами, предполагающими совершенно иные цели и задачи. Поэтому было бы правомерно оценивать искусство Древнего Рима в соответствии с критериями, применимыми для Древней Греции. Римская империя была в высшей степени сложным, неоднородным и открытым обществом, впитывавшим и переплавлявшим национальное и региональное в общеримское, являющееся одновременно и разнородным и единообразным. Черты римского искусства, свойственные именно Риму, скорее могут быть обнаружены в этом разностороннем его характере, нежели в единстве и последовательности художественной формы.

Древние римляне, как это свидетельствуют исторические источники, были людьми скорее практичными чем романтичными. Поэтому искусство как таковое у них было часто на втором плане, уже после решения вопросов реальной жизни. Древние римляне создали в начале в стране сильное и разумное построенное государство и его важнейший институт – весьма эффективную армию. После этого, утвердив с помощью своей военной силы покой в стране и на ее границах, широко распространив своё политическое влияние, создав серьезное материальное благополучие в государстве, вспомнили и об искусстве. Приложив огромные силы в военном и физическом совершенствовании, они ничего не оставили для художественного творчества и духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они в начале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь. И часто довольствовались заимствованиями.

Потом, когда завоевания новых народов и территорий дали римлянам богатство и дали им время заглянуть в себя, пришло и время для прекрасного. Особенно на пользу духовности послужило завоевание римлянами Греции. А это позволило уже приблизить римлян к развитой цивилизации этой страны. Завоевания и добыча в них принесли в Италию вывезенными из Греции художественные произведения. Искусство стало модным в начале у высших слоев, им подражали другие и постепенно оно стало пользоваться в почётом. Но все же так и не стало в Древнем Риме чем-то необходимым. Скорее оно стало способом придавать внешний лоск общественному и частному быту, или способом возвеличить героев, польстить народному самолюбию.

Постройки Древнего Рима украшались скульптурами, их размещали на площадях, в парках, скверах. Говорили, что Рим был заселен статуями. Так их много было в городе, что сенат неоднократно принимал постановление снять часть скульптур: они были лишними и не вписывались в пейзаж улицы, площади, парка и т. д.

Государственные мужи Италии и богатая верхушка стали покровительствовать искусству. И стало модным и престижным привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Греции. Приезжие мастера передавали свои навыки местным жителям и тяга к прекрасному повсеместно расширилась .

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

В первом веке нашей эры, Рим стал крупнейшим и самым передовым городом в мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения санитарии городских систем, строительства дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, которые снабжали пресной водой города. И они же построили канализацию, которая удаляла отходы из городов. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большинство населения, однако, жили во многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римлянами также были разработаны новые методы строительства и созданы новые строительные материалы. Лепнина украшала дома богатых людей. Картины часто показывали пейзажи, события из греческой или римской мифологии, исторические сцены, или сцены из повседневной жизни. Римляне украшены полы мозаикой - картинами или рисунками, созданными с помощью небольшой цветной плитки. Богатые цветные картины и мозаики помогли сделать помещения в римских домах визуально больше, интереснее и ярче, продемонстрировав еще и богатство владельца.

Древний Египет.

Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое воздействие на историческое развитие народов Передней Азии, античной Греции. Значительных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организованной общеегипетской оросительной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболоченных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сельское хозяйство страны набольшую высоту. Египетские ремесла — ткачество, кораблестроение, гончарное дело, металлообработка, стеклоделие, особенно монументальное строительство и обработка камня, означали дальнейшее развитие производительных сил Древнего Востока.

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна .

Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Основными цветами были красный, синий, черный, коричневый, жёлтый, белый и зеленый.

Древнеперсидская архитектура.

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Суровая закалка и неприхотливость хорошо организованных персидских отрядов обеспечили им военный успех в походах.

Захват областей с высоким уровнем цивилизации приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Заимствуются приемы горного крепостного строительства, тип царских скальных гробниц, монументальная образность дворцов на платформах. При этом не строили специальных оснований, а подбирали подходящие участки и обрабатывали их в виде террас. Дворцы не подавляли своей монументальностью и глухими стенами; они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри – на их архитектуру оказали влияние традиции возведения кочевых шатров.

В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.

Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки приглашались лучшие художники и скульпторы со всех концов империи.

В своих резиденциях персидские цари возводили постройки, которые должны были демонстрировать представителям покоренных народов могущество и величие владык мировой державы. Наиболее ранним памятником ахеменидской архитектуры является Дворец Кира в Пасаргадах. Этот дворец был целым комплексом сооружений, окруженных стеной.

Постройки дворцового типа в Персеполе, который стал царской резиденцией со времен Дария I, расположены на искусственно приподнятой платформе и представляют при всем разнообразии архитектурных форм единый ансамбль. Целью создания этого ансамбля было прославление могущества Персидского государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для промежуточной аттестации учащихся 5 классов по математике

Материалы содержат спецификацию, тексты работ, критерии оценивания и примерную форму анализа....

материалы для промежуточной аттестации в 8 классе

Экзаменационная работа по литературе в 8 классе....

материалы для промежуточной аттестации в 10 классе

Экзаменационная работа по литературе в 10 классе...

Материалы для промежуточной аттестации учащихся 7 классов по физике

СпецификацияЦель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям;- по уровням сложности;- по видам деятельн...

Материалы к промежуточной аттестации 5 класс

Назначение  промежуточной аттестации – определение степени освоения обучающимися 5 классов содержания учебной дисциплины «Биология» за 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГО...

Подготовительная работа к промежуточной аттестации по математике в 5 классе

Данная работа по подготовке к промежуточной аттестации в 5 классе по математике ориентирована на использование учителем учебника для общеобразовательных организаций С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н....