конспект "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сухина Александра Николаевна

Кисть хохломсая , большое спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/khokhloma.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство Хохломы»

Урок 1.

1. Класс - 5.

2. Автор и название учебной программы –Б.М.Неменский., Изобразительное искусство.

3. Тема учебной четверти - "Связь времен в народном искусстве"

4. Тема учебного занятия - "Искусство Хохломы".

5. Художественно-педагогическая идея урока - У красы-Хохломы - сарафан парчовый, и горда Россия ремеслом точеным.

6. Цель учебного занятия - Создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного народного творчества через ознакомление с искусством хохломской росписи.

7. Задачи:

1. Знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла.

2. Овладение приемами хохломской росписи при выполнении практических  заданий, выстраивание орнаментальной композиции.

З. Совместный художественный анализ изделий хохломского промысла.

8. Тип учебного занятия - занятие по сообщению нового учебного материала.

9. Вид учебного занятия - урок изобразительного искусства с мультимедийной поддержкой.

Описание методической разработки

Урок изобразительного искусства с мультимедийной поддержкой.

Урок является первым в серии уроков по изучению Хохломской росписи.

4 класс общеобразовательной школы

Форма учебной работы – классно-урочная

Оборудование: изделия с хохломской росписью, учебные пособия, альбомы, кисти, краски, мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Приобретаемые навыки детей: овладение приемами выполнения хохломской росписи, художественный анализ изделий с хохломской росписью.

Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей.

Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедиапрезентации.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  1. возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  1. обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  1. иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  1. применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя                                                          Деятельность детей

1.ОРГМОМЕНТ (организационный этап).

Проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой учащихся к уроку посредством включения музыкального фона (русские народные песни, частушки). Объявление темы урока, цели и задач.

2. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель читает эпиграф к уроку, затем предлагает прослушать стихотворение.

1 .Учитель читает стихотворение П.Синявского «Хохлома».

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной –

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

Дети прослушивают стихотворение.

2. Анализ восприятия литературного произведения

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
  • Какие картины вы себе представили?
  • Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?
  •  О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П.Синявский? (текст стихотворения см. выше)

Отвечают на вопросы.

З. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА.

- Ребята, давайте представим себе, что мы на несколько минут перенеслись в русскую избу. Что мы там можем увидеть? Какую мебель и убранство, посуду, предметы домашнего обихода? Можете на минутку закрыть глаза и представить себе все это.

Дети представляют себе внутреннее убранство русской избы.

Учитель  просит описать посуду, которой пользовались крестьяне, предметы домашнего обихода.

Дети словесно описывают посуду.

Учитель показывает один из образцов посуды (с Хохломской росписью).

-Во все времена люди старались украсить свой быт, и одним из средств этого была художественная роспись посуды, в частности Хохломская роспись.

Дети рассматривают.

4. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Работа над новой темой.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Искусство Хохломы»)

1. История возникновения хохломской росписи.

-Сегодня первый урок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения этого промысла, и вы научитесь рисовать несколько основных элементов росписи.

-Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

-Какие чувства вызывают эти предметы?

-Вслушайтесь в само слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох».

-Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - «Хохломская роспись».

     

-Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

      Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронуться к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Вот видите, какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.

2.Анализ художественного материала.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?

- Какие основные цвета в росписи?

 

- Почему именно эти цвета?

- Какие чувства символизируют эти цвета?

 

ФИЗМИНУТКА. Учитель предлагает детям передохнуть и проделать

подражательные движения по тексту)

Раз-цветок, два - цветок.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетем венок

(наклоны вперед, к левой, правой ноге)

        -Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье  

Показ учителя.

-Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики». Продолжая, таким образом, создается орнамент.

Дети просматривают презентацию.

Дети описывают свои чувства.

Дети прослушивают объяснение учителя, одновременно просматривая слайды.

Дети отвечают. (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый.

Цвета природы.

Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность.

Дети выполняют упражнения.

Просмотр слайда.

Дети смотрят, запоминают.

Просмотр слайда.

5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ.

Учитель предлагает поупражняться в рисовании основных элементов.

После упражнений учитель предлагает "расписать" посуду "под Хохлому" (заранее подготовленные различной формы шаблоны посуды; раздает детям шаблоны)

Самостоятельная работа учащихся.

Упражнения на листочках бумаги в рисовании криуля, капелек, травинок. кустиков и т.д. 

Творческая работа учащихся.

Дети расписывают шаблоны с помощью простейших приемов Хохломской росписи.

6. АНАЛИЗ РАБОТ.

Учитель предлагает детям организовать выставку на тему "В посудной лавке на крестьянской ярмарке" (заранее на экране с помощью проектора показывается слайд с картинами людного крестьянского рынка, базара, ярмарки, вывешивается  вывеска «Ярмарка»; музыкальный фон - веселые русские народные песни).

Дети выставляют на заранее подготовленные столы или стенды раскрашенные шаблоны («посуду»), совершают "прогулку" по ярмарке, обсуждают представленную на ярмарке посуду (вырезанные готовые и расписанные шаблоны).

7. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Какие основные элементы хохломской росписи вы сегодня учились рисовать?

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на следующих уроках?

Дети отвечают.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель помогает детям провести самоанализ выполненных работ.

Внимание детей обращается на самые удачные, правильно выполненные работы.

-У вас есть

какие-нибудь вопросы                              

по новой теме? (отвечает)

-Спасибо за урок!

Дети при помощи учителя анализируют собственные работы и работы товарищей, обсуждается, что лучше всего получилось, какие были наиболее распространенные ошибки, что было  сложного в работе, а что получалось легко, что было интересно, что понравилось, запомнилось.

Дети задают вопросы.