Урок изобразительного искусства «Пейзаж настроение на мотив моря» 6 класс, по программе Б.М. Неменского.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Жидова Марина Владимировна

 

 

     Целью урока является приобщение детей к миру искусств через их собственное творчество. Даётся представление о взаимодействии различных видов искусств. Формируются навыки работы кистью, гуашевыми красками.

    На уроке закрепляется представление детей о живописи, как виде изобразительного искусства, развивается эстетическая оценка, умение видеть, с помощью каких средств выразительности изображена картина художником. Так как в восприятии образа природы в произведениях художников участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, эмоции, всё это способствует развитию эмоциональной сферы, умению чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним, развивается ассоциативное и образное мышление, творческое воображение. Считаю, что урок изобразительного искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Она достигается с помощью живого слова, живых диалогов с учениками, зрительных образов, музыки, поэтического текста, художественного движения. Данный урок знакомит учеников с идеями импрессионистов, передачей непосредственного впечатления, стремления писать чистыми красками, с поиском новых выразительных средств. На уроке создана определенная атмосфера творчества и сопричастности. При помощи музыки, пластических движение рук, актуализировано стремление учеников к самовыражению. Используются интересные для учащихся задания, возможность выбора и установление связи между миром цвета и  музыки, миром чувств и эмоций. Цвет, как основное средство выражения, позволяет раскрывать особенности восприятия, улавливать нюансы чувств. Характер мазка позволит передавать свое настроение и отношение к изображению моря. Основная задача урока заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир и научить детей смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами. Весь урок идёт активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Всё это способствует достижению высоких творческих результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

«Пейзаж настроение на мотив моря»

6 класс, по программе Б.М. Неменского.

  Цель урока: приобщить детей к миру искусств через их собственное творчество; дать представление о взаимодействии различных видов искусств; формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками.

           Задачи:

  1. Воспитательные:

          - воспитание интереса и любви к природе;

          - воспитание эстетического вкуса;

          - формирование умения выражать свою эстетическую позицию.

2.      Развивающие:

                - развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать  

                  своё отношение к ним;

                - развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения;

                - активизировать стремление учащихся к самовыражению;

       3.    Образовательные:

        - обучение элементам анализа художественного произведения;

        - обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы  

          цветом и различной технике мазка, для передачи настроения моря;

        - научить объединять различные виды художественной деятельности - изобразительное

          искусство, музыку, движение. 

        - научить детей смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами.

            Задание: Написать пейзаж настроение на мотив моря.

           Оборудование и материалы:

1.     Наглядные пособия (мультимедийная презентация)

  1. Образцы различной техники мазка.
  2. Таблицы по цветоведению.
  3. Художественные материалы (гуашь, кисти, альбом).
  4. Музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов», марш «Щелкунчик», фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси «Игра волн»,  Морис Равель  «Игра воды», звуки моря.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  - объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

  - практический (отработка навыков);

  - исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Межпредметные связи: музыка, МХК.

Ожидаемый результат:

   Учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира; смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, движение; смогут передавать свое настроение с помощью цвета; совершенствуется техника работы гуашью; разовьётся творческое воображение.

                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.

     2. Повторение.

     (Слайд № 2)

 Каждый художник видит мир по-своему.  И  выбирает ту тему или тот мотив, что ему ближе всего. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны. Мотивом пейзажа может быть город, село, море, горы, стройки и заводы, архитектура и многое другое. 

   Городской пейзаж  отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Марина – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Горный пейзаж - это горы, горные реки, предгорья. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. В архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

    3. Введение.

   (Слайд № 3)

С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым, 
С мелкой рябью волны гусиной, 
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.

  У:  О чём пойдёт разговор на нашем уроке?

Марина – изображение морской стихии.

  1. Ознакомление с новым материалом.

       (Слайд № 4)

 У: Тема урока: «Маринистический жанр изобразительного искусства».

Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей. Художника, который пишет море, называют маринистом, например И.К.Айвазовского.

      (Слайд № 5, 6, 7, 8)

 У: Иван Айвазовский целиком отдал свой большой талант изображению морских пейзажей. Он жил в южном городе Феодосии. Построил свой дом на берегу так, чтобы из окон всегда было видно Чёрное море. За свою долгую жизнь живописец написал более шести тысяч морских пейзажей. В изображение морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера. Он является автором грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии. Также посвящал свои полотна героическим делам русского флота.

      (Слайд № 9, 10, 11)

 У:  Иван Айвазовский писал море  в бурю. Писал море и в штиль. То пронизанное солнцем, то хмурое в пасмурный день, то ревущее в шторм – всегда в движении. Изображая природу, художник всегда выражает своё настроение и отношение к жизни.

        - Что происходит с человеком, когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер, дождь, попадает в грозу, ночной снегопад?

  Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным.  Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.

       (Слайд № 12)

  У:   - Что помогает художнику передать настроение моря? (цвет)

       (Слайд № 13)

  У:   - На каком из этих пейзажей Ивана Айвазовского море весёлое, игривое?

         - На каком оно тихое, ласковое?

         - А на каком тревожное, грозное?

    На картине «Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом» - море изображено грозным, таинственным. На картине цвета смешаны с чёрной краской. На картине «Залив» - жёлтые мазки придают морю весёлое, игривое настроение. На картине «Море ранним вечером» - настроение получилось нежное, лёгкое, спокойное. Здесь краски смешаны с белым цветом.

    Настроение природы в картине и своё настроение можно передать с помощью цвета.

       (Слайд № 14)

  У:  - Как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? (смешивая с белой, чёрной и серой красками)

       (Слайд № 15, 16, 17)

  У:  - Каким мы видим море на этих картинах?

       - Как художник передаёт настроение моря?

  Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые.

      (Слайд № 18)

  Поль Синьяк написал картину «Марсельский порт» мазками, которые похожи на кирпичики - полоски. Клод Моне написал картину «Скалы в Бель - Иль» мазками похожими на волны и запятые.

       (Слайд № 19, 20, 21)

 У: Разнообразные мазки характерны для художественных стилей живописи второй половины ХIХ – начала ХХ в.в.  

      Так писал Клод Оскар Моне. Он сосредоточил всё своё внимание на передаче света и оттенков цвета. Изображал гармонию красок при разном освещении. Это характерно для художников импрессионистов.

   Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 20 века. Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце"

    Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками. Всё это создавало светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков придавала картине трепетность и реальность. Импрессионисты пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент, стремились уловить изменчивые состояния в природе. Не смешивали краски на палитре, а наносили их прямо на холст, быстрыми мазками чистых цветов, заботясь об общем впечатление. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроение».

           (Слайд № 22, 23)

 У: Стремление передать в картине личностное восприятие жизни воплотилось в творчестве постимпрессионистов. Постимпрессионизм -  направление в изобразительном искусстве, возникшее в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. Необычное эмоциональное видение мира принёс в живопись Винсент Ван Гог. Динамичность мазка и линий, выразительность форм отличают его полотна. С помощью ритмических цветовых мазков он выражал напряжение собственных чувств.

   Рассмотрим одну из его работ. Сильная, энергичная кисть художника уверенно и свободно кладёт на поверхность холста широкие, полные динамики мазки. Синие, светло зелёные и почти белые – они как бы передают мерный плеск волн, уходящих к самому горизонту. Основу колорита составляют яркие, интенсивные, чистые краски. Цвет и радостный, мажорный ритм мазков создают приподнятое, светлое настроение.

     

          (Слайд № 24, 25)

   У: Морис де Вламинк, французский живописец - постимпрессионист, родоначальник экспрессионизма в среде фовистов. Вознёс цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства. В своих произведениях художник часто сочетает раздельные мазки, равномерные геометрические и вангоговские мазки в виде запятых. 

    Цвета пейзажа яркие и насыщенные. Сочетание белых и синих тонов в изображение воды вызывает ощущение игры отражённого света, а клубящиеся мазки на небе как будто обещают приближение грозы.

          (Слайд № 26, 27, 28)

   У: Поль Синьяк – французский художник, представитель направления пуантилизм.

Пуантилизм - направление живописи,  возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок, ради оптического эффекта.

    Поль Синьяк мимолётным впечатлениям импрессионистов противопоставлял напряжённую работу мысли и чувства, приводящую впечатления от натуры в систему – организованную цветом композицию пространства.

   Поль Синьяк применял технику раздельного мазка, создавая насыщенные светом и воздухом пейзажи. Использовал чёткие мазки в виде точек или мелких прямоугольников.

       

          (Слайд № 29)

   У: Ритмический повтор мазков разной формы образует живописную фактуру, создающую тот или иной образ моря.

          (Слайд № 30, 31)

Звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси «Игра волн».

  У: - Какая из картин Клода Моне по эмоциональному настроению соответствует  

        услышанному   музыкальному произведению?  

       -  Какие чувства выражает музыка? (тревога, смятение, натиск, беспокойство)

 -  Какие образы рождает музыка?  (похоже на плеск волн)

Обратите внимание на колорит.  Белые мерцающие искорки на тёмном, синем фоне…

Так же мерцает и переливается мелодия Клода Дебюсси «Игра волн».

       - Помогает ли музыка восприятию живописного произведения?

  1. Практическая работа.

         (Слайд № 32, 33)

 Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского « Вальс цветов».

   У:  Выразите свою реакцию на музыку через движение рук.

Попробуйте этим движением руки выполнить мазки на палитре.

(демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).

  У: - Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают игривый характер моря).

        (Слайд № 34, 35)

Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Марш».

  У:  Попробуйте прохлопать ритм услышанной музыки.

      - На что похожи хлопки? (на мазки, которые по своему очертанию похожи на кирпичик).

       Изобразите их на палитре.

    (демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).

  У: - Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают торжественный характер моря).

         (Слайд № 36, 37)

  У:  Вспомните, было ли когда-нибудь такое, чтобы настроение в природе совпало с твоим настроением.

    - Какая из палитр соответствует вашему настроению? 

(дети поднятием карточки 1, 2, 3, 4 показывают своё настроение)

  Изображать пейзаж лучше в том настроении, которое соответствует вашему душевному состоянию сейчас.

          (Слайд № 38)

 У: - Что изобразил Клод Моне на этих картинах?

   Мы видим один и то же мотив, но настроение в  картинах совершенно разное. Клод Моне запечатлел на полотне мгновения изменчивого освещения в одном и том же месте. Здание парламента в Лондоне Клод Моне писал в 1902—1904 годах, создав целую серию полотен на эту тему, состоящую из тридцати семи холстов. Его интересовали эффекты освещения различного времени суток или разных времён года.

 

  1. Самостоятельная работа.

   Сегодня вам предстоит написать пейзаж на мотив моря. Но главное, необходимо передать настроение природы.

  - Как будет звучать тема нашего урока?  (пейзаж настроение на мотив моря)

         (Слайд № 39)

Тема: «Пейзаж настроение на мотив моря»

    Для создания моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зелёный, жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую краску. Чтобы изобразить шторм, добавьте в краски чёрный цвет.

    Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладёте краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение.

     Работу не надо рисовать карандашом, пиши сразу красками, соблюдая тональные соотношения пространственных планов.

      (Слайд № 40, 41)

     Во время практической работы звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси «Игра волн» и произведение для фортепиано Мориса Равеля  «Игра воды».

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

У: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочих

     местах.

  1. Подведение итогов.

Учащиеся группами выходят к доске, демонстрируют свои пейзажи, говорят о настроение, которое они передали в своих работах, выбирают наиболее удачные варианты.

У: - Кому на уроке было интересно и легко?

     - Кому было интересно, но трудно?

     - Кому скучно и неинтересно?

(Ученики поднятием руки показывают своё отношение к уроку)

                                                                                                                                                                       

Resource id #1876

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Царская одежда" (4 класс) по программе Б.М.Неменского

Царское облачение на Руси; одежда царя и царицы, детали костюма , атрибуты и их значение....

Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации», раздел программы Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»,тема по программе Б. М. Неменского: «Пятно как средство выр

Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает  условия  для реализации полноцен...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

урок изобразительного искусства "Пейзаж родной земли", 6 класс

Урок-знакомство  с творчеством северного художника Тыко Вылко, а также закрепление знаний, умений, навыков в работе над пейзажем...

Урок изобразительного искусства по теме "Древние соборы" , 4 класс, по программе Б. Неменского

Урок ИЗО для 4 класса по теме "Древние соборы" по программе Б. Неменского. План конспект и презентация....

Урок ИЗО 6 класс "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж"

Данная презентация для дистанционного обучения учащихся 6 класса по программе Б. М. Неменского....