Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации», раздел программы Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»,тема по программе Б. М. Неменского: «Пятно как средство выр
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Столяренко Юлиана Федоровна

Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает  условия  для реализации полноценных индивидуальных проектов.

При этом полностью соблюдается логика взятой за основу разработанной по ФГОС рабочей программы. В процессе изучения цикла уроков учащиеся получают полную картину развития витража согласно исторической логике следования стилей в искусстве. Особенно ценно изучение истории витражей на доступном примере родного города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6kl.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл уроков на тему «Витраж».

КОНСПЕКТ УРОКА  6 класс.

Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации».

Раздел  программы  Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

Тема  по программе  Б. М. Неменского: «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен». (Урок повторение, два часа по программе).

Цели: 

  • Повторить понятия архитектурный стиль, готический стиль.

Познакомить учащихся:

  • С искусством эпохи модерн.
  • С искусством витража эпохи модерн в Санкт-Петербурге.
  • Создать презентацию согласно составленному плану.
  • Научиться самостоятельно подбирать иллюстрацию к тексту.

Задачи:

Образовательные:

  •  Повторить понятия.
  • Знакомство с искусством эпохи модерн.
  • Знакомство с искусством витража эпохи модерн в Санкт-Петербурге.
  • Создание плана презентации (основные тезисы).
  • Подборка видео-ряда согласно написанному плану.
  • Составление единого продукта – презентации.

Развивающие:

  • Развитие навыков продуктивного общения и взаимопомощи.
  • Приобретение навыков работы с текстом (выделение главной мысли).
  • Умение проиллюстрировать свои мысли.
  • Закрепление практических навыков  работы с изобразительным рядом в программе Power Point.

Воспитательные:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
  • Пробудить интерес к культурно историческому наследию нашего города (в частности к витражному искусству).
  • Формирование навыков правильной организации процесса работы с ИКТ.

Форма работы: групповая.

Оборудование для учителя:

  • Презентация «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн»
  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  • Иллюстративные примеры витражей в стиле модерн.

Оборудование для учащихся:

  • Компьютерный зал, доступ к сети интернет, карандаш тетрадный лист,

домашние заготовки (картинки Петербургских витражей) на электроном носителе.

 Ход урока.

 1. Организационный момент (разбивка на группы по три человека).

Добрый день друзья, я рада вас видеть!

2. Тема нашего урока «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации».

Давайте, вспомним, что такое стиль.

Архитектурный стиль – сходство в приемах строительства и декорирования сооружений  (используемые строительные материалы, конструкции, формы здания, его пропорции, декоративные украшения). Архитектурный стиль соответствует культуре того или иного исторического периода. Периоду конца 19 начала 20 века  в России соответствует стиль модерн, в разных странах он имел свое название в Америке Ар Нуво, в Германии Югенштиль, во Франции Сецессион.

Мы помним, что особое распространение витраж получил в эпоху готики. Готикой, или готическим стилем, называется направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV-XV вв.) Основным видом искусства этой эпохи являлась архитектура. В это время строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей.

Сегодня нас будут интересовать витражи эпохи Модерна. Эта эпоха начала прошлого века вобрала в себя все предыдущие изобретения и стилистические находки человечества. Декоративный витраж с растительными и геометрическими композициями был неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна, в том числе и в России, не отстававшей на рубеже ХIХ-ХХ веков от других стран. Основные художественные принципы стиля модерн - графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора. В конце XIX - начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города. Потому в русской лексике появились термины, в которых сначала подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-тых годах  в русском языке появилось слово «витраж».

Петербургские витражи конца XIX - начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» - основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие - геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигурные композиции сохранились в нашем городе в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

«Программным» произведением Петербургского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны,  национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В этой технике работали такие  петербургские архитекторы, как Федор Шехтель, Федор Лидваль и  удивительный и непонятный Марк Шагал. Особняки и большие доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы и другие общественные сооружения стали  немыслимы без витражей. Витражи обязательно и ненавязчиво, но так, что их невозможно было не заметить, располагались в ключевых точках любого помещения, где были застекленные поверхности: над парадным входом в здание, на лестничных площадках, на световых фонарях над лестничной клеткой, в эркерах, в окнах гостиных, кабинетов и т.д. и т.п.

В конце девятнадцатого века американцы Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Тогда витражное стекло получали в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло могло быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Практические соображения заставили Тиффани упростить технологию изготовления своих витражей, которая вошла в историю стеклоделия как "техника Тиффани". Эта  технология, рожденная в эпоху Ар Нуво - появилась около 1899 года. Ее суть усовершенствование старой технологии паяного витража - использование в качестве соединительного элемента тонкой медной ленты. Главными достоинствами новой технологии можно было признать малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия. Новый способ позволял собирать витражи из мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Едва ли не самыми ходовыми изделиями фирмы Тиффани были абажуры для электрических ламп.

В советскую эпоху витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху - советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

Старинные Петербургские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются: они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют и демонстрируют на выставках.

  • Просмотр презентации «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн».

3. Самостоятельная практическая работа учащихся на компьютерах.

Задачи:

  • Создание плана презентации (основные тезисы) 
  • Распределение задач внутри группы.
  • Отбор материала по теме  из домашних заготовок согласно плану.
  • Подбор материала по теме в сети интернет согласно плану.
  • Подборка видеоряда согласно плану.
  • Составление единого продукта – презентации по теме урока в программе Power Point.

4.  Анализ работ.

5.  Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Виды изобразительного искусства" (6 класс) на основе презентации powerPoint

Данный тест можно проводить во время обобщающего урока 1 четверти. Тест содержит вопросы и варианты ответов по теме "Виды искусства". Учащийся самостоятельно выбирает правильный ответ и  в итоге ...

Интерактивная игра «Автобусная остановка». Контрольная работа по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6 класс.

Данный учебный материал является конспектом занятия по изобразительному искусству для учащихся 6-го класса по теме "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" по программе Б.М. Неменско...

Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".

Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Тест "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" по программе Б.М.Неменского

Тест "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" по программе Б.М.Неменского...

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству 5 класс "Филимоновская игрушка", по программе Б.М.Неменского

Конспект может быть использован, как разработка урока, так и как мероприятие. Урок разработан в соответствии стандартам второго покаления....