РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Мицейкене Наталья Алексеевна

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_7_kl.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

7 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

        Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.

Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.

        В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Тульской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Учебно-тематический план

по

«изобразительному искусству».

Класс –7.

Учитель – Мицейкене Наталья Алексеевна.

Количество часов в год – 34, из них в неделю – 1.

Количество часов по четвертям зависит от календарного графика на учебный год.

Планирование составлено на основе программы народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год.

Литература.  

- а) дополнительные пособия для учителя:

. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.

. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт. – сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 223 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт./сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков авт./сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З.А.Степанчук (и др.). – Волгоград: Учитель, 2009. – 271 с.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт./сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132 с.: ил.

. Урок-презентация / авт.-сост. В.Н.Пунчик, Е.П.Семенова, Н.Н.Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2009.

. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.

-б) дополнительные пособия для учащихся:

. Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д.Кора. – М.: Росмэн, 2010.

. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983.

        

Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся к концу 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства;

-  единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; 

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции;

- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Содержание тем учебного курса

отражено

в учебно-тематическом плане:

п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

1

2

3

4

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Прямые линии и организация пространства.

1

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Полиграфический дизайн на тульских полиграфических предприятиях.

2

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Роль и значение материала в конструкции.

1

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица.

2

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Тематическое планирование. 

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Урок изучения новых знаний.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

Задания:

1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать:

- определение композиции и её закономерности;

- типы композиций;

- центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию.

Устный опрос. Практическая работа.

Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».

Учебник, с. 7-20.

Задание № 4 на с. 20.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

2

Прямые линии и организация пространства.

1

Комбинированный.

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.

Задания:

1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями.

Знать

образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь 

выполнять  коллаж на заданную тему.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 21-22.

Задание № 1-3 на с. 22.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Комбинированный.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь 

– применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 23-27.

Задание № 1 на с. 27.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Комбинированный.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

-

Учебник, с. 29-31.

Задание № 1, 3 (а) на с. 31.

Мультимедийная презентация «История шрифта».

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Комбинированный.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Задания:

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать:

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.

-

Учебник, с. 33-39.

Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).

Мультимедийная презентация «Язык плаката».

7-8

Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на тульских полиграфических предприятиях.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать:

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Анализ творческих работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 41-45.

Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий  (8 часов).

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.

Задания:

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;

2) баланс объёма и поля на макете;

3) баланс объёмов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

Анализ творческих работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 49-53.

Задание № 2 или 3 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Комбинированный.

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания:

1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трёх уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 54-57.

Задание на с. 57.

Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Комбинированный.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 59-64.

Задание № 3 на с. 64.

-

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Комбинированный.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь

использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник, с. 65-69.

Задание № 2 на с. 69.

Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Задания:

1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;

2) проектное упражнение на функциональное использование форм;

 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать:

- определение  красоты  как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.

Учебник, с. 71-75.

Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

15

Роль и значение материала в конструкции.

1

Комбинированный.

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать 

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь

использовать разнообразные материалы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник,

 с. 76-81.

Задание № 2 на с. 81.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

.

1

Комбинированный.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на состояние человека.

Учебник,

с. 82-87.

Задание № 2 на с. 87.

Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).

17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.

Знать 

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

-

Учебник,

с. 89-101.

Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Урок изучения новых знаний.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать 

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;

- имена архитекторов 20 века.

Уметь

Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.

Учебник,

с. 103-109.

Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору).

Мультимедийная презентация «О. Нимейер».

19-20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица..

2

Комбинированный.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Задания:

1) аналитическое прочтение схем городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать 

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 111-115.

Задания № 1-3 (по выбору).

-

21-22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Комбинированный.

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализациигородской среды. Связь между архитектурой и человеком.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д..

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Реклама в нашем городе.

Учебник,

с. 117-119.

Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Комбинированный.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Учебник,

с. 121-125.

Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию).

Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».

24-25

Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Урок изучения новых знаний.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 126-131.

Задания № 1 и 2 на с. 131.

Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».

26-27

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

2

Урок обобщения и систематизации изученного.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 132-135.

Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни».

-

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов).

28

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

Урок изучения новых знаний.

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне.

Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.

Знать 

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

Творческое обсуждение работ.

Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др..

Учебник,

с. 139-142.

Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер».

Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».

29

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Комбинированный.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Задание:

1) создание плана земельного участка;

2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).

Знать

- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 147-153.

Подобрать материал.

Мультимедийная презентация «Виды организации садов».

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.

Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал.

Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».

32

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Комбинированный.

О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Знать: - демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 162-168.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.

  1. Рисование причёски и макияжа на фотографии.

2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно).

Знать:

 - каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и причёска являются продолжением костюма;

- профессии стилиста и визажиста.

Творческое обсуждение работ.

Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/

Учебник,

с. 169-173.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Эстетическая оценка результата работы.

-

-

Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

(УМК – учебно-методический комплект).

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

7

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Список литературы.

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Приложение № 1.

Материально-техническая база предмета

(средства обучения).

        Печатные пособия:

- Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2006.

- Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. – М: Спектр, 2007.

- Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

- Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

        Информационно-коммуникационные средства:

- Познавательная коллекция. Сокровища морового искусства (CD).

- Познавательная коллекция (CD).

- Что такое искусство (CD).

- Великий Эрмитаж (CD).

- Древнерусская икона (CD).

- Искусство русского авангарда (CD).

        Технические средства обучения:

компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран проекционный.

        Учебно-практическое оборудование:

в 2012 году согласно плану развития кабинета получено 5 мольбертов с аудиторной доской и магнитной поверхностью, а так же набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 Наличие кабинета ИЗО в школе - большое благо. В 2009/10 учебном году класс был оборудован новыми столами и стульями, а также классной доской.  В январе 2010 года приобретён компьютер. Использование компьютера кардинально расширяло  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает  уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Материальная база кабинета не пополнялась и не обновлялась много лет, дидактический материал пополняется самодельным материалом.

 В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) в школу поступили компакт-диски: Шедевры русской живописи (жизнь и творчество великих русских живописцев в увлекательных интерактивных рассказах); Мировая художественная культура (учебно-методическое пособие); «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»; комплект мультимедийных компакт-дисков CD-ROM.

1.Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. Виртуальный музей. 72 музыкально-литературных интерактивных рассказа.

2.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.  С ресурсом легко работать, т.е. он имеет функцию автозапуска. Представлены материалы по зарубежной  культуре (история музеев, мультимедийные экскурсии, коллекции полотен, отсортированные по жанрам, стилям, музеям).  Музеи: Эрмитаж, Метрополитен музей, Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Лондонская национальная галерея, Британский музей, ГМИИ им. Пушкина. Ресурс возможно использовать на уроках МХК, литературы, ИЗО.

3.Шедевры русской живописи. С ресурсом удобно и легко работать. Он включает 33 интерактивных урока, которые можно использовать на уроках литературы, русского языка, МХК, ИЗО. Последовательность картин отражает историю развития русской культуры, помогает школьникам увидеть тематическую и идейную близость произведений живописи и литературы. При работе с диском можно одновременно решать несколько задач: расширение эстетического кругозора учащихся, развитие их устной и письменной речи. Очень удачный выбор произведений и музыкального сопровождения. Мультимедийные экскурсии дают возможность услышать искусствоведческий анализ выбранного шедевра.                                                                                    

4.Россия на рубеже третьего тысячелетия: Россия 2000, История России, наука, культура, искусство. Диск  может быть использован фрагментарно (видеоматериалы, иллюстрации) на уроках истории и обществознания, при изучении современной России, а на уроках географии, биологии, МХК, музыки, ИЗО в проектной деятельности.

На диске кратко отражена история России от начала правления Рюрика до 2000 года, есть разделы "Россия 2000" (территория, население, экономика, религиозный состав, флора и фауна), "наука", "культура",  "Искусство". 

Показ материалов идёт на фоне музыки русских композиторов, имеются гимны дореволюционной России, СССР, современный гимн России. Материалы расположены в хронологической таблице по определенным периодам, на картах. Интерес представляют изображения родовых печатей, гербов, флагов, денежных знаков, видеофрагменты, демонстрации достижений науки и техники, памятников культуры.

5.Мировая художественная культура. Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами-приложениями пакета Microsoft Office – Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft PowerPoint 2000. Можно самостоятельно создавать новые мультимедийные (т.е. включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты) лекции, составлять новые тесты.

           Компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.

            Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядное пособие, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В данном компакт-диске имеются презентации:

  • Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)
  • Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается
  • Лики женской красоты в русской живописи
  • Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»
  • Рафаэль (1483 – 1520) , (слайды с картинами и фресками)

6. История искусств.

                 Предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд».

  1. Набор муляжей «Фрукты».
  2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И. Дембинский.

                    Слайды (диапозитивы):

  • И.Я. Билибин - художник русской сказки
  • А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан
  • Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина
  • А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.
  • Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский
  • Зарубежное изобразительное искусство эпохи просвещения
  • Русское искусство 18 века. Архитектура.
  1. Модели для рисования гипсовые.
  2. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые, 2 мольберта.
  3. Репродукции художников:
  • Айвазовский (набор репродукций)
  • В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»
  • И Грабарь «Февральская лазурь»
  • И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»
  • А. Куинджи «Берёзовая роща»
  • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»
  • Импрессионисты (Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)
  • Гравюры В. Фаворского
  • В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»
  • В.Перов «Проводы покойника»
  • И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»
  • М. Врубель «Царевна-Лебедь»
  • В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»
  • Н. Рерих «Заморские гости»
  • З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет»
  • Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»
  • Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»
  • В. Серов «Девочка с персиками»
  • А. Саврасов «Грачи прилетели»
  • А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег»,»Сенокос»
  • К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
  • А. Иванов «Явление Христа народу»
  • И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»
  • «Владимирская Богоматерь»
  • А. Венецианов «На пашне. Весна»
  • Б. Кустодиев «Масленица»
  • О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
  • И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»
  • П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»
  • В. Тропинин «Кружевница»
  • К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
  • И. Шевандронова «В сельской библиотеке»
  • П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
  • Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити
  • Фаюмский портрет
  • Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы
  • И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
  • В. Мухина «Рабочий и колхозница»
  • Д. Моор «Помоги», 2Ты записался добровольцем?» и мн. др.
  1. Портреты художников.
  2. ТСО: диапроектор, демонстрационный экран, магнитофон.
  3. Методические рисунки и пособия (выполненные учителем):
  • пособие по цветоведению
  • цветовая символика рыцарских гербов
  • солярные знаки
  • течения в искусстве
  • изображение фигуры человека (пропорции)
  • изображение костюмов разных стилей
  • изображение фасадов зданий разных стилей
  • изображение порталов и оконных проёмов
  • схемы основных элементов ордеров, изображение храмов
  • основы композиции
  • поэтапное рисование животных
  • перспектива комнаты
  • перспектива улицы
  • демонстрация элементов отдельных построек древнерусских городов (из бумаги)
  • образцы архитектурных макетов
  • макеты мемориальных комплексов
  • аппликативная фигурка для объяснения движений человека, его формы, пропорций
  • образцы фабричных обоев
  • импровизированная витрина с коллекцией изделий народного декоративного искусства «Ярмарка»
  • примеры персонаже кукольного театра
  • примеры разных щрифтов и др.
  1. Раздаточные пособия, выполненные учителем:
  • Московский кремль
  • Архитектура Санкт-Петербурга
  • Музеи мира
  • Архитектура России
  • Произведения искусства (живопись, скульптура)
  • Фигура человека
  • Филворд «Виды искусства»
  • Филворд «Жанры искусства»
  • Архитектура пространственной среды исторических городов (планы городов) и др.
  • Ребусы

10.   Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:

  • Афинский Акрополь
  • Казанский собор
  • Зимний дворец
  • Собор св. Петра в Риме
  • Кремль
  • Кижи
  • Пирамиды в Гизе
  • Собор Парижской Богоматери
  • Ландшафтная архитектура
  • Памятники мегалитической архитектуры
  • Древнегреческие храмы
  • Царскосельский дворец
  • Фрагменты природы и др.

11.  Проспекты и рекламные буклеты.

12. Произведения художников русской лаковой миниатюры, разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др..

13. Образцы детских работ в разных техниках.

                                                                                                                                        Приложение № 2.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru

- www.eremont.ru/design/art

- http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...