Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".
план-конспект урока (6 класс) по теме
Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразительного искусства для учащихся, обучающихся по программе 8 вида и позволит использовать нетрадиционные методики (тест Люшера) для определения психологического сотояния учащихся (обучающихся не только по программе 8 вида)на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strelchenok_e.a._tezisy.doc | 33 КБ |
strelchenok_e.a._struktura_uroka.doc | 97.5 КБ |
strelchenok_e.a._stsenariy_uroka.doc | 81.5 КБ |
strelchenok_e.a._vitrazh.ppt | 2.24 МБ |
strelchenok_e.a._test.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы.
Использование нетрадиционных методик для определения психологического состояния учащихся на уроках изобразительного искусства.
Урок изобразительного искусства в 7 классе по программе YIII вида.
Тема: «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство. Витраж».
Время проведения : 2 учебных часа по 40 минут.
Тип урока :
Урок изучения нового материала.
Урок формирования умений, навыков.
Урок проведения психологического теста.
Вид урока:
Урок- знакомство + урок практической работы.
Урок имеет цель в первую очередь ориентировать учащихся на практическое применение умений и навыков для изготовления законченных декоративных работ. Учителю следует разнообразить материалы, с которыми работают школьники. По возможности нужно использовать нетрадиционные техники, уходя от плоскости листа бумаги к ткани, стеклу. Это дает хороший стимул, поэтому работы получаются удачными.
Данный урок составлен таким образом, что он выполняет большое количество задач, в том числе коррекционных. Главное для учителя изобразительного искусства – создать ситуацию успеха для каждого ученика на каждом уроке. Это будет способствовать повышению самооценки ученика, повышению авторитета ученика в классном и школьном коллективе, будет поддерживать интерес к предмету, способствовать устранению зажатости ребенка, раскрепостит его и даст ему возможность заниматься творчеством с удовольствием. Соответственно, повысится качество обучения по предмету. А еще не менее важно, то, что удачные работы ребят повысят их авторитет в лице родителей или лиц, их заменяющих, родственников и знакомых, то есть социума. Особенно важно это для детей, имеющих отклонения в развитии.
Но кроме этого учитель изобразительного искусства, как никто другой, имеет замечательную возможность использовать темы уроков для работы над психологическим состоянием учащихся. Особенно важно это для работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Как правило, эти ребята имеют непростой характер, подвижную психику, «застревание» в ситуации. Им так же свойственны резкие перепады настроения. Поэтому проведение на уроке изобразительного искусства быстрого теста Люшера (для детей это выбор любимых и нелюбимых цветов) является возможностью для определения и коррекции психологического состояния учащихся в данный конкретный временной период. Пока ребята выполняют работу, учитель может навскидку посмотреть результаты проведенного теста (при отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета по Люшеру синий, зеленый, оранжевый и красный должны занимать преимущественно первые пять позиций). В случае, если первые места занимают дополнительные цвета по Люшеру (фиолетовый, коричневый, черный, серый), то это символизирует тревожность, стресс, переживания страха, отвращение, огорчения. Тогда учителю необходимо поговорить с учеником здесь и сейчас (дети YIII вида очень отзывчивы на заботу и не скрытны), а потом сообщить о результатах теста классному руководителю. Основательная же обработка теста проводится во внеурочное время, так как требует немалых временных затрат. Итоги теста доводятся до заинтересованных лиц (классный руководитель, психолог).
Быстрый тест Люшера можно проводить на уроках изобразительного искусства, литературы, МХК, истории и музыки, как для обычных школьников, так и для учеников, имеющих умственную отсталость. Тест уместно проводить на уроках, темы которых имеют отношение к живописи или использованию цвета в учебной работе.
Результаты теста прослеживаются и сопоставляются. Затем делается вывод: каково психологическое состояние учащегося здесь и сейчас, изменилось ли оно со времени последнего проведения теста, если да, то в какую сторону. Работа проводится при взаимодействии с классным руководителем и психологом. Главное помнить – не проводить тест ради теста. Сразу должен быть установлен «диагноз», а потом обязательно назначено «лечение». По итогам двух тестов Люшера, проведенных на уроках изобразительного искусства, темы «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство. Витраж», «Подарок маме» (батик) построена представленная авторская презентация.
Предварительный просмотр:
Структура уроков в 7 классе по программе YIII вида по теме «Витраж»
этап | деятельность учителя | деятельность ученика | методы и приемы обучения | виды коррекции | образователь-ный продукт |
Первый урок | |||||
I.Организационная часть. | |||||
Организация рабочего места. | проверка готовности учащихся к занятию | организация своего рабочего места, концентрация внимания. | словесные, наблюдение | совершенствование слухового восприятия; развитие импрессивной стороны речи, воспитание аккуратности; | готовность к уроку |
Приветствие | установление контакта с учащимися, организация положительного эмоционального настроя; | положительный настрой на мероприятие | словесные, невербальные: мимика, жесты, коррекционного обучения. | формирование адекватности чувств; развитие фонематического слуха; совершенствование слухового восприятия | благоприятный микроклимат |
II. Основная часть. | |||||
«Погружение» в тему | демонстрация изделия, требующего ремонта, рассказ | активизация сознания, психологический настрой на занятие, | демонстрационный, словесные, театрализация, коррекционного обучения. | развитие фонематического слуха; совершенствование слухового восприятия, внимания; развитие имп-рессивной стороны речи | интерес к мероприятию |
Знакомство с витражом как видом ДПИ | демонстрация презентации с пояснениями | активизация сознания, просмотр презентации, прослушивание информации | демонстрационный; словесные (беседа), коррекционного обучения. | работа над пониманием смысла нового понятия; работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознатель-ного запоминания; развитие целенаправлен-ности и устойчивости внимания; развитие импрессивной стороны речи; расширение активного словарного запаса. | усвоенная информация |
Зарядка для глаз | инструкция по выполнению зарядки, | выполнение упражнений для глаз, | организация деятельности детей, наблюдение | формирование коммуни-кативной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; работа над развитием и совершенствованием кинетического восприятия | снятие напряжения с глаз |
Сравнитель-ный анализ. | проведение беседы с учащимися по сравнению изделия и эскиза | активизация сознания, нахождение сходства и отличий | демонстрационный, словесные (беседа), коррекционного обучения; стимуляция поведения и деятельности | развитие умения сравни-вать и анализировать; развитие целенаправле-ности восприятия цвета, формы, величины объекта; распознавание сходных предметов, нахождение сходных и отличительных признаков; установление черт сходства и различия, | выявленные сходства и отличия |
Проведение быстрого теста Люшера | раздача дидактического материала для проведения теста, озвучивание инструкции | активизация сознания, прослушивание инструкции ранжирование цветовых карт | преодоление фрустрации, организация деятельности детей, наблюдение, коррекционного обучения. | развитие последователь-ности мышления; увеличение объема внимания; выработка умения преодолевать трудности; развитие импрессивной стороны речи; | выполненное ранжирование цветов |
Прокладка контура. | инструкция по выполнению, мастер - класс | активизация сознания, выполнение практической работы | преодоление фрустрации, демонстрационный, «делай как я», наблюдение, стимуляция поведения и деятельности, коррекционного обучения. | работа над усвоением умений и навыков при помощи произвольного сознательного запомина-ния; обучение применению правила при выполнении упражнения; развитие целенаправленности в работе; формирование самооценки; расширение активного словарного запаса; работа над развитием и совершенствованием кинетического восприятия; | выполненная работа – выполненный контур |
Зарядка для глаз. | инструкция по выполнению, | активизация сознания, выполнение упражнений для глаз, | «делай как я», наблюдение | формирование коммуни-кативной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; работа над развитием и совершенст-вованием кинетического восприятия | снятие напряжения с глаз |
Подбор цветов и раскрашивание эскиза | раздача эскизов, совет по подбору цветов (по просьбе учащегося) | активизация сознания, подбор цветов, раскрашивание эскиза | преодоление фрустрации, стимуляция поведения и деятельности наблюдение, коррекционного обучения. | выработка умения преодолевать трудности; работа над развитием и совершенствованием кинетического восприятия | подобранные цвета, цветной эскиз |
Зарядка. | инструкция по выполнению, включение музыки, | активизация сознания, выполнение упражнений, прослушивание музыки | наблюдение, стимуляция поведения и деятельности, | формирование коммуни-кативной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; работа над развитием и совершенст-вованием кинетического восприятия | восстановлен-ная осанка |
Итог урока. | оценка работы учащихся на уроке | прослушивание информации | словесные, коррекционного обучения. | формирование адекватности чувств; воспитание чувства удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде; | усвоенная информация, положительные эмоции |
Уборка рабочего места | организация деятельности детей | выполнение уборки рабочего места | наблюдение | развитие аккуратности, ответственности | чистота на рабочем месте |
III.Заключение. | |||||
Прощание. | отправление детей на перемену | уход на перемену | словесные, коррекционного обучения. | формирование коммуни-кативной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; | положительные эмоции |
Второй урок | |||||
I.Организационная часть. | |||||
Организация рабочего места. | проверка готовности учащихся к занятию | организация своего рабочего места, концентрация внимания. | наблюдение, словесные, коррекционного обучения. | развитие слуховой памяти, совершенствование слухового восприятия; развитие импрессивной стороны речи воспитание ответственности; | готовность к уроку, |
II. Основная часть | |||||
Мотивация на творчество | демонстрация предмета, требующего замены элементов | активизация сознания, усвоение информации визуальной и вербальной | демонстрационный, словесные, провокация на творчество, коррекционного обучения. | увеличение объема внимания; формирование адекватности чувств; развитие импрессивной стороны речи; | готовность к выполнению творческой работы |
Мастер – класс учителя. | демонстрация приема | активизация сознания, усвоение визуальной и вербальной информации | демонстрационный, «делай как я», наблюдение, коррекционного обучения. | работа над усвоением умений и навыков при помощи произвольного сознательного запоминания; расширение активного словарного запаса; работа над совершенствованием полноты зрительных, моторных, слуховых, тактильных ощущений | усвоенная информация, готовность к повторению приема |
Выполнение работы под музыкальное сопровождение | наблюдение за работой учащихся, оказание помощи в случае необходимости | активизация сознания, отбор красок для выполнения работы, выполнение работы | проблемно-поисковый, свобода в рамках ограничения, наблюдение, оказание помощи, стимуляция поведения и деятельности, коррекционного обучения. | развитие словесно-логической, зрительной, образной памяти; формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца; работа над развитием и совершенствованием кинетического восприятия. | творческая работа - витраж |
Зарядка для глаз. | инструкция по выполнению, | выполнение упражнений для глаз, | организация деятельности детей, наблюдение | формирование коммуника-тивной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; работа над развитием и совершенство-ванием кинетического восприятия | снятие напряжения с глаз |
.«Я это знаю» (prezent.ppt witraq). | демонстрация слайдов, объяснение задания | активизация сознания, работа по закреплению – выбор правильных ответов | демонстрационный, сравнение и выделение, стимуляция поведения и деятельности | совершенствование переноса опыта умения воспроизводить знания в новых условиях; умение давать краткий ответ; развитие умения сравни-вать и анализировать; дифференциация восприятия предметов по цвету, форме, величине, материалу; обогащение чувственного опыта учащихся; | знания, оценочные суждения |
Сборка изделия. Оформление работ. Любование | оказание помощи учащимся при сборке изделия | активизация сознания, сборка изделия | преодоление фрустрации, стимуляция поведения и деятельности, любование | работа над развитием и совершенствованием кинетического восприятия; развитие словесно-логической, зрительной, образной памяти; формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца; воспитание чувства удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде. | |
Подведение итога урока. | объявление оценок | выставление оценки в дневник | словесные, демонстрационный | формирование адекватности чувств; воспитание чувства удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде; обогащение чувственного опыта учащихся; | оценки, похвала устная и мультимедиа, положительные эмоции |
Домашнее задание | озвучивание и прописывание на доске домашнего задания | запись домашнего задания в дневник, усвоение информации | словесные, невербальные | формирование коммуника-тивной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; развитие слуховой памяти, совершенствование слухового восприятия; | запись в дневнике |
Уборка рабочего места. | организация деятельности детей | уборка рабочего места | выполнение уборки рабочего места | развитие аккуратности, ответственности | чистота в классе |
III.Заключение. | |||||
Прощание | прощание | прощание | уход учащихся | формирование коммуникативной стороны речи; развитие импрессивной стороны речи; | положительные эмоции |
Предварительный просмотр:
Стрельченок Елена Александровна.
Урок изобразительного искусства в 7 классе по программе YIII вида.
Тема: «Изобразительное искусство.
Декоративно – прикладное искусство. Витраж».
Время проведения: 2 учебных часа по 40 минут. Учитывая особенности здоровья данных школьников, лучше проводить оба урока последовательно в один день.
Цель: 1.Познакомить учащихся с витражом, как видом декоративно – прикладного искусства.
2.Определить психологическое состояние учащихся.
Задачи учебные:
Обучающие:
-познакомить с историей и назначением техники витраж;
-обучить упрощенным приемам выполнения витража;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать моторику мелких мышц;
-развивать двигательную сноровку;
-формировать художественные навыки с контурами и витражными красками.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к произведениям искусства;
-воспитывать интерес к творчеству;
-воспитывать рачительность;
-воспитывать уважение к человеку труда;
-воспитывать усидчивость, аккуратность;
Коррекционные:
-развивать умении е сравнивать и анализировать;
-развивать целенаправленность и устойчивость внимания;
-развивать зрительную и образную память;
-развивать целенаправленность восприятия цвета и формы объекта;
-развивать подвижность;
-увеличивать объем зрительного, слухового, моторного восприятия;
-увеличивать активный словарный запас;
формировать стремление доводить начатое дело до конца.
-воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде.
Задача психологическая : проведение быстрого теста Люшера
Тип урока:
Изучение нового материала , урок формирования умений и навыков.
Вид урока:
Урок – знакомство + урок практической работы.
Межпредметные связи:
история, литература, музыка, труд.
Средства обучения:
-слово учителя;
-театрализация;
-рассказ;
-prezent.ppt witraq;
-prezent.ppt test;
-музыкальное сопровождение : «Жаворонок» в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа;
-цветные карточки Люшера;
-фонарь со стеклянными окнами, украшенными цветным узором;
-ТСО – мультимедиа, компьютер, МР3 плеер.
Форма обучения: индивидуальная.
Методы обучения:
-словесные (беседа, театрализация);
-наблюдение;
-демонстрационный;
-частично – поисковый;
-проблемно – развивающего обучения;
-преодоление фрустрации (выбор предпочтения в цвете);
-коррекционного обучения.
Принцип:
-уважения личности каждого ребенка;
-активизация сознания.
Приемы обучения:
-провокация на творчество (стимуляция и мотивация учебной деятельности);
-свобода в рамках ограничения;
-«делай как я»;
-стимуляция поведения и деятельности;
-любование.
Педагогические техники:
-мастер – класс учителя;
-мимика, жесты;
-эмоции;
-техника речи.
Материалы и принадлежности для учащихся:
-объект для декорирования (оргстекло – прозрачная часть подкасетника с обработанными напильником краями; если на урок брать стекло, то его края нужно обязательно обработать на станке для обеспечения безопасной работы учеников);
-витражные контуры;
-витражные краски;
-эскиз для росписи;
-набор для проведения быстрого теста Люшера (цветовые карты, текстовой материал для обработки теста).
План первого урока.
1.Организационная часть.
Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку.
II. Основная часть.
1.Приветствие.
2.«Погружение» в тему урока.
3.Знакомство с витражом как видом ДПИ (просмотр презентации prezent.ppt witraq с пояснениями).
4.Зарядка для глаз.
5.Сравнительный анализ.
6.Проведение быстрого теста Люшера (prezent.ppt test) .
7.Прокладка контура.
8.Зарядка для глаз.
9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза.
10.Зарядка.
11.Итог урока.
12.Уборка рабочего места.
III.Заключение.
Прощание.
План второго урока
I. Организационная часть
Проверка готовности детей к уроку.
II. Основная часть.
1. Мотивация на творчество.
2. Мастер – класс учителя.
3.Выполнение работы под музыкальное сопровождение.
4.Зарядка для глаз.
5.«Я это знаю» (prezent.ppt witraq).
6.Сборка изделия. Оформление работ. Любование.
7.Подведение итога урока.
8.Домашнее задание.
9.Уборка рабочего места.
III.Заключение.
Прощание.
Ход первого урока.
1.Организационная часть.
1.Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку.
II. Основная часть.
1.Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас.
2. Беседа.
Сегодня я принесла вам, ребята, очень необычный предмет. Что это? (фонарь). Правильно. Стеклянные части фонаря украшены очень красивым узором. В виде чего использован узор для украшения фонаря? (цветка). Узор прозрачный или непрозрачный? (прозрачный). Если узор составлен из цветного стекла, или на стекло нанесен прозрачный узор, это называется «витраж». И сегодня, ребята, вы услышите, что такое витраж, увидите изделия, выполненные в этой технике, почувствуете себя творцом, то есть сможете примерить профессию художника – витражиста на себя. А кто такой художник-витражист? Это художник, который выполняет витраж. Почему я принесла этот фонарь? Потому что одно стекло в нем разбилось. Фонарь очень красивый, поэтому жаль его выбрасывать. А как можно его отремонтировать? Правильно, нам нужно будет заменить окошки фонаря и украсить их узором. А использовать для этого мы будем технику «витраж», которая выполняется с помощью витражных контуров, витражных красок (показ того и другого).И вот тогда наш фонарь снова будет как новый.
А теперь, ребята, послушайте из истории возникновения витража. Витраж как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности и получил особое развитие в Европе в Средневековье. Грандиозные храмы, казавшиеся внешне угрюмыми, неприветливыми, внутри оказывались яркими, красочными, веселыми. Это происходило благодаря тому, что лучи света, попадая на цветные стекла, заливали внутреннее пространство храма множеством солнечных зайчиков. Свечи, которые горели внутри храма (тогда электрического освещения еще не было), добавляли бликов. Поэтому человек, который входил в храм, оказывался как бы в сказочном царстве света. Это привлекало людей в храм. Техника «витраж» не просто существует до сих пор. Она стала доступна многим людям, так как новые материалы упростили работу со стеклом. Сейчас мы, ребята, посмотрим с вами презентацию об этом замечательном виде декоративно – прикладного искусства, посмотрим, что изображали в технике витраж в древности и что изображают сейчас. А также мы убедимся в том, насколько витражное искусство интересно и современно.
3.Просмотр презентации с пояснениями (prezent.ppt witraq)
(выделенные понятия поясняются по мере просмотра).
4.Зарядка для глаз.
Наши глаза устали, поэтому, ребята, мы проведем зарядку для снятия напряжения с глаз (по таблице).
5.Сравнительный анализ. Беседа.
Много интересного мы узнали о витраже, которым украшен наш фонарь. А сколько лепестков в цветке на фонаре? (5). А сколько лепестков у цветка на эскизе, который я вам приготовила? (6). Молодцы. А что еще есть на эскизе, а нет на фонаре? (линии, их 6). То есть у вас, ребята, есть возможность не только раскрасить цветок и его серединку, но и фон вокруг цветочка. Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам нравятся больше всего.
6.Проведение быстрого теста Люшера (prezent.ppt witraq) У вас, ребята, на столе лежат большие подписанные конверты. Загляните внутрь и достаньте все, что там лежит (8 цветных карточек, конвертики «мой самый любимый цвет» и «мой самый нелюбимый цвет»).
Разложите цветные карточки, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конверт. а тот - в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите №2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите№3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется единственный цвет. Его вложите в конвертик «мой самый нелюбимый цвет» и вложите в большой конверт. Теперь большой конверт отложите на угол парты. Молодцы.
7.Прокладывание контура.
Следующий этап нашей работы – прокладывание контура. Для этого я раздаю эскиз, а вы выбираете контур по цвету. Итак, положите эскиз под стекло так, чтобы совпали края того и другого. Теперь откройте контур, опустите вниз рабочую поверхность, и слегка надавив, проводите линию контуром по линии эскиза. Обращайте внимание, чтобы линии контура не прерывалась, в противном случае краски потом смешаются. Посмотрите на доску, как нужно работать контуром (показ приема). А сейчас вы, ребята, обведите контуром все линии, которые есть на эскизе. (Выполнение практической работы под наблюдением учителя).
8. Зарядка для глаз.
9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза.
Молодцы!. А теперь, ребята, отодвиньте работу на край стола, вытащив аккуратно эскиз. Пока контур сохнет, мы раскрасим эскиз. Для этого выберите те цвета, которые вы будете использовать при выполнении своей работы, и раскрасьте эскиз так, как может его раскрасить настоящий художник-витражист. (Выполнение практической работы).
10.Зарядка.
Вы, ребята, очень старательно работали, поэтому теперь мы выполним зарядку для восстановления осанки. (Физорг проводит зарядку под присмотром учителя). Молодцы!
11.Итог урока.
Вы, ребята, сегодня поработали на славу. Ваши работы получились очень аккуратными. А еще более интересными мы их сделаем на следующем уроке.
12.Уборка рабочего места.
Урок подходит к концу, пожалуйста, наведите порядок на столе.
III. Заключение.
Молодцы. А теперь можете идти на перемену.
Ход второго урока.
1.Беседа.
Ребята, на первом уроке мы подготовили для росписи витражными красками стекло. Что для этого мы сделали? (проложили контур).
Мотивация на творчество.
Ребята, сколько сторон у нашего фонаря? (4). Мы с вами дверцу фонаря оставим без изменения, а три его стороны заменим. А сколько вас в классе всего, ребята? (5). А куда мы денем остальные два стекла? (отложим про запас…). Предложение неплохое, но чтобы эти работы не пылились на полке, я приготовила подставки, которые позволят вашим работам стоять на столе в виде витражной открытки.
2.Мастер – класс учителя.
Ну а сейчас я раздаю краски и вы, ребята будете раскрашивать ваше стекло. Для этого нужно открыть тубу, опустить рабочую часть вниз, провести вдоль контура линии, а потом залить краской всю необходимую поверхность. На тубу не давим, чтобы не вышла лишняя краска. Посмотрите, как это нужно делать (показ приема).
3.Выполнение практической работы.
Ну а теперь вы сможете выполнить свою работу самостоятельно. А поможет вам в работе замечательная музыка «Жаворонок», которую исполняет оркестр под управлением Поля Мориа.
Звучит музыка. Учитель подходит к каждому ребенку и показывает прием работы с витражными краскам.
Выполнили работу, молодцы! Очень здорово получилось! Когда наши работы высохнут, мы соберем фонарь, а оставшиеся работы оформим витражной открыткой.
4.Зарядка.
Вы, ребята, старательно работали, как настоящие художники, поэтому сейчас нужно сделать зарядку для осанки.
(Физорг проводит зарядку).
5. «Я это знаю!».
Пока наши работы сохнут, я предлагаю вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(prezent.ppt witraq слайды №16-19). Внимательно смотрите на предметы, которые будут по очереди появляться на экране и выберите те из них, которые выполнены в технике «витраж». Запишите номера изделий на лист бумаги. А теперь посмотрим, правильно ли вы выполнили задание: на экране останутся только изделия, выполненные в технике «витраж». Сравните цифры с оставшимися на экране. Если цифры совпали – вы большие умницы.
Что особенно понравилось, что было трудным?
6.Сборка изделия. Любование.
Молодцы, сегодня поработали на славу! А сейчас мы собирем наш замечательный фонарь. А ведь он стал значительно красивее, чем был вначале! Любо – дорого посмотреть!
Оставшиеся работы оформляем в подставку. Посмотрите, какие замечательные работы вы, ребята, выполнили.
7. Подведение итога урока.
Молодцы, ребята! Из вас получатся настоящие художники – витражисты! Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Все получают пятерку за каждый урок.
8.Домашнее задание.
Найдите, пожалуйста, и принесите на следующий урок изображение полевых или садовых цветов.
9.Уборка рабочего места.
Ну а сейчас нужно привести в порядок ваше рабочее место.
III.Заключение.
Прощание.
До свидания, ребята! Мне было приятно с вами работать. Всего вам доброго!
Используемая литература:
1. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Серия «Педагогика. Психология. Управление. Москва «ВАКО» 2005
2.Елена Егорова «Proцветание по Максу Люшеру» (сам себе психолог) изд.Питер Пресс 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кафедральный собор, Шартр Франция
Витражные стены Cент-Шапель, Париж
Витражное искусство возникло очень давно. Наибольшее развитие оно получило в Европе в Средние века. Витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла»
Витражные окна на библейские темы кафедрального собора в Шартр, Франция
Витражи Кентерберийского собора
Витраж “Стрелец” в Шартрском соборе
Использование цветового контраста , контрастного контура делают витражные панно яркими и красочными.
Современная витражная техника используется для украшения предметов интерьера из стекла.
Современный витраж позволяет закрыть цветом стеклянные емкости частично или полностью.
Очень эффектно смотрятся изделия с подсветкой. Светильник «Бабочка»
Витражное окно в двери, ширма или картина могут иметь любой сюжет.
Для украшения интерьера создаются очень эффектные витражные картины. «Бабочка»
Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам нравятся больше всего. В большом конверте вы найдете 2 маленьких конвертика и 8 цветных карточек
Инструкция по выбору цвета. Ребята! Разложите цветные карточки на столе, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конвертик, на котором написано «мой самый любимый цвет», а его положите в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите №2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите№3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется последняя карточка. Ее вложите в конверт «мой самый нелюбимый цвет», а тот вложите в большой конверт. Отложите конверт на край стола. Спасибо.
Я это знаю ! Витраж получил в Средневековье наивысший расцвет: А) в России Б) в Африке В) в Европе
Витраж как вид изобразительного искусства – это: А) скульптура; Б) живопись; В) декоративно – прикладное искусство.
Витраж используют: А) для украшения стеклянных изделий; Б) для росписи глиняной ;игрушки В) для росписи деревянных изделий;
Я это знаю! 1 2 3 4 5 6 8 это витраж 7
Молодцы! Поработали на славу!
В презентации использованы фотографии с сайта www.hnh.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Изобразительное искусство. ДПИ. Витраж." Урок изобразительного искусства. 7 класс. YIII вид. Тема: 2 уч. часа Уроки провел учитель ИЗО высшей категории Колесниковской ООШ Стрельченок Е.А
Цели: учебная : Познакомить учащихся с витражом, как видом декоративно – прикладного искусства. психологическая : Определить психологическое состояния учащихся.
Задачи учебные : обучающие: -познакомить с историей и назначением техники витраж; -обучить упрощенным приемам выполнения витража; развивающие: -развивать познавательный интерес; -развивать моторику мелких мышц; -развивать двигательную сноровку; -формировать навыки работы с художественными материалами; воспитывающие: -воспитывать интерес к произведениям искусства; -воспитывать интерес к творчеству; -воспитывать уважение к человеку труда; -воспитывать рачительность; -воспитывать аккуратность, усидчивость;
коррекционные задачи: развивать умение сравнивать и анализировать; развивать целенаправленность и устойчивость внимания; развивать зрительную и образную память; развивать целенаправленность восприятия цвета и формы объекта; развивать подвижность; увеличивать объем зрительного, слухового, моторного восприятия; увеличивать активный словарный запас; формировать стремление доводить начатое дело до конца; воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде; психологическая задача: Проведение быстрого теста Люшера .
План первого урока. I .Организационная часть. Организация рабочего места. II . Основная часть. 1.Приветствие. 2. «Погружение в тему урока. 3.Знакомство с витражом как видом ДПИ ( prezent . ppt witraq ) 4.Зарядка для глаз. 5.Сравненительный анализ. 6.Проведение быстрого теста Люшера. 7.Прокладка контура. 8.Зарядка для глаз. 9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза. 10.Зарядка. 11.Итог урока. 12.Уборка рабочего места. III .Заключение.
План второго урока. I . Организационная часть Проверка готовности детей к уроку. II . Основная часть. 1.Мотивация на творчество. 2.Мастер – класс учителя. 3.Выполнение работы под музыкальное сопровождение. 4.Зарядка для глаз. 5.«Я это знаю» ( prezent . ppt witraq ). 6.Сборка изделия, оформление работ. Любование. 7.Подведение итога урока. 8.Уборка рабочего места. 9. Домашнее задание. III. Заключение. Прощание
витраж Декоративно - прикладное искусство. презентацию "ДПИ. Витраж" см. в приложении
Четыре основные цвета (по Люшеру) отображают основные психологические потребности человека: синий - в спокойствии и удовлетворенности, зеленый – в самоутверждении, красный –в активности, желтый –в успехе. Фиолетовый - желание очаровывать, высокая внушаемость. В коричневом импульсивность красного ослаблена. Серый - психологически нейтрален. Черный является отрицанием цвета.
Пояснение к тесту. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета (по Люшеру) синий, зеленый, желтый и красный должны занимать преимущественно первые пять позиций. В случае, если первые места занимают дополнительные цвета (по Люшеру) фиолетовый, коричневый, черный, серый , то это символизирует тревожность, стресс, переживания страха, отвращение, огорчения.
Переход к тесту Люшера Учителю необходимо на каждом уроке найти «мостик», который позволит перейти к проведению быстрого теста Люшера. (инструкция для учащихся дана в prezent . ppt witraq ) «Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам сегодня нравятся больше всего. В большом конверте вы найдете 2 маленьких конвертика и 8 цветных карточек
Обработка теста. Выбор ребят (16 ноября 2011 года) Кирилл Андрей Коля Саша Таня 1 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 5 2 3 4 6 7 8 2 3 4 5 6 7 8
Выбор №1 «Мой самый любимый цвет» ( психологическое состояние, которого человек стремится достичь, чтобы добиться своей цели) Кирилл Андрей Коля Саша Таня
Выбор №2 (истинная цель) Кирилл Андрей Коля Саша Таня
Выбор №3 и №4 (действительное положение дел: ситуация, в которой находится человек, или то, как обстоятельства заставляют его действовать) Выбор №5 и №6 (показывает то, что сейчас для человека не актуально)
Выбор №7 (неприятие, антипатия) Кирилл Андрей Коля Саша Таня
Выбор «Мой самый нелюбимый цвет» (выражают существующую потребность, которую человек вынужден подавлять, чтобы не попасть в неблагоприятную ситуацию) Кирилл Андрей Коля Саша Таня
Кирилл, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета). 1 2 3 4 5 6 7 8
Итоги теста: Кирилл (ноябрь 2011 года) 1 , 2 - Деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям и удовольствиям. 3 - ощущает себя успешным, 4 - ощущает себя самоутвердившимся.
5 - Не актуально : потребность в безопасности и комфорте . 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, необходимость в защите. 7 , 8 - Напряжение из - за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли .
Андрей, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета). 1 2 3 4 5 6 7 8
Андрей ( ноябрь 2011 года) 1 , 2 - Деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности. 3 - Чувствует себя самоутвердившимся , 4 - Чувствует себя спокойным
5 - Опасается стать жертвой своей доверчивости и требует от людей полной искренности. Он способен к трезвому анализу ситуации, способен к отзывчивости, но очень жестко себя контролирует. 6 -Отвергает потребность в безопасности и комфорте. 7 , 8 - Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.
Коля, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета и аутсайдер синий). 1 2 3 4 5 6 7 8
Коля (ноябрь 2011 года) 1 , 2 - Чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие. 3 - Считает себя самоутвердившимся, 4 - Считает себя успешным.
5 - Не актуально: получить поддержку людей, воздействуя на них дружелюбием и обаянием. 6 - Не актуально : потребность в безопасности и комфорте. 7 , 8 – эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.
Саша, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета). 1 2 3 4 5 6 7 8
Саша ( ноябрь 2011 года) 1 , 2 - Чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе . 3 - Считает себя успешным. 4 - Чувствует себя активным или же сама ситуация требует от него активности.
5 - Не актуально: сохранять контроль над своими решениями и действиями. 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, потребность в защите 7 - нарушением желательных взаимоотношений, 8 - повышенная взыскательность к другим.
Таня (опекун ребенка -бабушка), ее работа (витраж) и выбор цветов (использованы 2 любимых цвета, в т.ч. черный контур , 2 аутсайдера, 1 нейтральный) 1 2 3 4 5 6 7 8
Таня (ноябрь 2012 года) 1 , 2 - Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. 3 - Считает, что все идет не так, как надо 4 - Всегда стремится соблюсти нейтралитет, нуждается в защите и хочет ее найти.
5 - Не актуально: критичность в отношении других людей и сдержанность выражении своих эмоций; 6 - Не актуально : потребность в физическом благополучии . 7 , 8 - Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой.
Ребята с работами (витраж)
Работы ребят
Фонарь стал краше прежнего!
Итоги теста №1 ▪ Кирилл : напряжение из - за ограничения в самостоятельных решениях (объяснить смысл ограничений для подростков). ▪ Андрей : стремление выйти из неблагоприятной ситуации (устал - 6-й урок). ▪ Коля : ч увство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие (направить усилия в спорт). Состояние стресса, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации (устал - 6-й урок). ▪ Саша : состояние стресса, вызванное нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим (выяснено – поссорился с другом; объяснить: к сожалению, все люди не идеальны, нужно уметь прощать). ▪ Таня : считает, что все идет не так, как надо (находится в сложной жизненной ситуации под опекой бабушки). Нуждается в защите и хочет ее найти (успокоить – решается вопрос о передаче девочки в другую семью). Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой (классному руководитель провел работу, выяснил уровень самооценки, провел мероприятие с классом по теме).
Выбор ребят (3 марта 2012 года) Кирилл Андрей Коля Саша Таня 4 2 2 8 1 1 4 6 4 8 5 8 7 7 6 1 4 3 7 3 3 1 7 3 6 5 6 5 2 2 3 2 4 8 8 7 1 5 6 5
Кирилл, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета). 2 4 1 3 6 7 8 5
Кирилл (март 2012 года) Деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности. Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. 1 2 7 8
Андрей, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета). 2 3 6 7 8 4 1 5
Андрей (март 2012 года) Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. Стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам. 1 2 7 8
Коля, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета, 2 нейтральных) 1 2 3 4 5 6 7 8
Коля (март 2012 года) Возбуждение, направленность на сильное эмоциональное переживание. Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. 1 2 7 8
Саша, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета). 1 3 2 4 5 7 8 6
Саша (март 2012 года) Деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям и удовольствиям. Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. 1 2 8 7
Таня, ее работа и выбор цветов (использованы 1 любимый, 1 нейтральный и 1 нелюбимый цвет). 2 3 4 1 6 5 7 8
Таня (март 2012 года) Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. Состояние фрустрации из – за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность. 7 8 1 2
Ребята с работами
Итоги теста №2 Кирилл : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Андрей : Стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам (объяснить суть запретов). ▪ Коля : Возбуждение, направленность на сильное эмоциональное переживание (выяснено : испортились отношения с мамой, а он готовит ей подарок). Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). ▪ Саша : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). ▪ Таня : Состояние фрустрации из – за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность (индивидуальная работа классного руководителя – девочку передали под опеку в чужую семью; для ребенка ситуация меняется к лучшему).
Какие предметы подходят для проведения быстрого теста Люшера? Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Литература. История. Музыка.
Темы уроков 7 класса (программа ИЗО YIII вида М.Ю.Рау), на которых можно проводить быстрый тест Люшера: Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи». Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. Рисование объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование объемных предметов округлой формы (овощи). Составление узора для вазы. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
Специалисты по цвету соотносят человеческие темпераменты с определенными цветами, причем сами эти темпераменты они называют внутренним цветом человека. Внутренний цвет -холерика — красный, -сангвиника — желтый, -флегматика — зеленый, -меланхолика — синий.
Поэтому неравнодушный учитель изобразительного искусства может на своих уроках использовать возможности цвета не только для диагностики, но и для коррекции психологического состояния учащихся. Сине-зеленые цвета делают вспыльчивого, подвижного холерика сдержанным, а красно-оранжевые могут превратить обособленного меланхолика в контактного человека. Рекомендуя учащимся (дифференцированно) холодную или теплую палитру для выполнения работы, можно помогать ребятам корректировать свое психологическое состояние.
Вывод: Проведение на уроках изобразительного искусства быстрого теста Люшера позволяет учителю диагностировать и корректировать психологическое состояние учащихся, что в свою очередь ведет не только к сохранению, но и к улучшению здоровья детей, особенно имеющих отклонения в развитии. Поэтому проведение быстрого теста Люшера считаю результативным, обоснованным и необходимым.
Литература: М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Серия «Педагогика. Психология. Управление.». Москва «ВАКО» 2005 Елена Егорова « Pro цветание по Максу Люшеру» (сам себе психолог) изд.Питер Пресс 2007.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Рабочая программа по дисциплине Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
Рабочая программа...
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Декоративно-прикладное искусство"
Структура программы:1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематическое планирование.3.Содержание программы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля. 6. Список литератур...
Разработка цикла уроков по истории изобразительного искусства "Декоративно - прикладное искусство советского периода"
Цикл уроков по теме: "Декоративно - прикладное искусство советского приода". Итоговый урок по теме - игра "Своя игра"....
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...