Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
методическая разработка по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым и министром культуры М.Е. Швыдковым. И опирается на "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", которая определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Декоративно-прикладное искусство»

Художественное отделение

1-5 класс

 

Исполнитель:  Павлова М.В.,

преподаватель

художественного      отделения

пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым и министром культуры М.Е. Швыдковым. И опирается на "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", которая определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Учебный курс художественного отделения школы искусств по декоративно-прикладному искусству рассчитан на пятигодичное обучение детей. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы мастер, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение всех ее частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Дымковские игрушки, Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров.

Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

3. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности.

Настоящая программа предполагает пятигодичное обучение учащихся. Первый и второй классы изучают вышивку, третий класс – бисероплетение, четвертый и пятый классы – роспись по ткани «батик». Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.

Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 2 часа. Возраст учащихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Зарисовки народных образцов, сделанные учениками, служат отправными моментами при разработке самостоятельных эскизов. Все технические приёмы народной вышивки учащиеся осваивают в процессе выполнения изделий. Наряду с вышивкой ученицы осваивают художественное ремесло плетение из бисера. По составленным эскизам плетут и вышивают различные бисерные изделия. В старших классах учащиеся знакомятся с характерными особенностями росписи по ткани «батик».

Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, музыка, литература, история и т.д.). Важным является развитие таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая, индивидуальная.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);

- связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- доступности и посильности;

- наглядности;

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Предполагаемые результаты выполнения программы

В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:

- виды декоративно-прикладного искусства;

- уметь стилизовать природные формы;

- работать с различными материалами и в разных техниках;

- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;

- различать и узнавать виды художественных промыслов;

- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;

- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;

- уметь применять полученные знания на практике;

- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

- завершать работу, добиваться богатства и цельности формы.

Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие художественного вкуса;

- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление;

- смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица;

- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

Учащейся  способен проявлять следующие отношения:

- формирование уважения к труду;

- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;

- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.

Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце учебного года.

Учебный план

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

ДПИ

2 ч

2 ч

Учебно-тематический план

1 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

шов «Рококо».

4

1

3

3

Накладная сетка.

4

-

4

4

Односторонняя гладь.

8

1

7

5

Двусторонняя гладь.

8

-

8

6

Подготовка к строчевой вышивке.

6

1

5

7

Технология строчевой вышивки.

20

4

16

8

Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

18

-

18

9

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

70

8

62

2 класс

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Владимирские швы

20

4

16

3

Вышивка лентами

20

4

16

4

Отделка края вышитого изделия.

8

2

6

5

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

2

-

2

6

Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

16

-

16

7

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

70

11

59

3 класс

1

Вводное занятие. Знакомство с материалом.

2

1

1

2

Азы плетения из бисера.

8

1

7

3

Основные способы плетения.

20

4

16

4

Ажурный фольклор.

20

4

     16

5

Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

18

-

18

6

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

70

10

60

4 класс

1

Вводное занятие. Беседа «Немного из истории».

1

1

-

2

История возникновения техники «батик».

1

1

-

3

 Знакомство с искусством художественной росписи.

2

2

-

4

Основы композиции и цветоведения.

2

1

1

5

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

4

2

2

6

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

10

2

8

7

Печать тканью, кружевом, веревками.

8

1

7

8

Печать с картонного клише.

6

1

5

9

Свободная техника.

8

-

8

10

Объяснение технологии. Подготовка форэскиза.

6

2

4

11

Прорисовка картона.

6

1

5

12

Подготовка материала.

3

-

3

13

Перенос рисунка резервом на ткань.

10

-

10

14

Итоговое занятие.

3

-

3

Итого:

70

14

56

5 класс

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

«Различные способы росписи ткани».

13

2.1

Основы росписи «Солнышко».

4

0.5

3.5

2.2

Узелковый батик «Ромашка».

4

1

3

2.3

«Рисуем нитью».

4

0.5

3.5

2.4

Творческие задания к теме.

1

-

1

3

«Свободная роспись».

9

3.1

«Свободная роспись».

4

0.5

3.5

3.2

Беседа о художественных приёмах в живописной композиции «Пейзаж».

1

1

-

3.4

Выполнение декоративного панно «Осень» (шёлк, свободная роспись).

4

0.5

3.5

4

«Холодный батик».

10

4.1

Выполнение эскиза композиции для шарфика из шёлка.

2

0.5

1.5

4.2

Разработка композиции: «Весна» в технике холодный батик.

2

-

2

4.3

Настенное панно. «Весенние бабочки», «Декоративный натюрморт».

4

1

3

4.4

Творческие задания к теме «Холодный батик»

2

-

2

5

Итоговое занятие.

1

1

-

6

Оформление работ. Изготовление паспарту. Открытие выставки.

2

1

1

Итого:

36

8.5

27.5

Содержание курса

1 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

шов «Рококо» – 4 часа

Овладение  швом «рококо». Выполнение  шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить  приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 3. 

Накладная сетка – 4 часа

Овладение швом накладна сетка. Выполнение шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 4.

Односторонняя гладь – 8 часов

Овладение швом односторонняя гладь. Выполнение шва на образце. Чистота и четкость узора зависят от аккуратности работы. Направление стежков – в зависимости от узора.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 5.

Двусторонняя гладь – 8 часов

Овладение швом двусторонняя гладь. Выполнение шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 6.

Подготовка к строчевой вышивке – 6 часов

Организация рабочего места и трудового процесса. Способы разметки и подготовки сетки под строчевую вышивку. Обвив сетки.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Подготовка сетки под строчевую вышивку.

Задание № 7.

Технология строчевой вышивки – 20 часов

Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткани. Технологии выполнения строчевой вышивки: мережек «кисточка», «столбик», «панка», «снопик», «в раскол».

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов. 

Задание № 8.

Выбор изделия для выполнения учебного проекта – 18 часов

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг, применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Выбор и изготовление изделия учебного проекта.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы, репродукции, фотографии работ, вышитые изделия.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся

Задача: Отработка навыков выполнения вышивки. Аккуратное и точное выполнение учебного проекта.

Задание № 9.

Итоговое занятие – 1 час

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки

Цель: Закрепление изученного материала.

2 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 2 часа

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Владимирские швы – 20 часов

Гладь – верхошов, накладные сетки, роспись, козлик. Подбор материала и технических средств с учетом особенностей вышивки. Готовое изделие – прихватка (небольшое панно).

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки Владимирскими швами.

Задача: Выполнения способов вышивки изделия. Аккуратно и точно выполнить работу.

Задание № 3.

Вышивка лентами – 20 часов

Лента и вышивка, немного из истории. Основные приемы, простейшие швы и узелки. Вышивание цветочных и растительных мотивов.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы, ленты.

Цель: Научить приемом вышивки лентами.

Задача: Выполнения способов вышивки изделия. Аккуратно и точно выполнить работу.

Задание № 4.

Отделка края вышитого изделия – 8 часов

Способы отделки края вышитого изделия. Мережки. Обработка угла изделия.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом обработки вышитого изделия.

Задача: Выполнения способов отделки края изделия. Аккуратно и точно выполнить работу.

Задание № 5.

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия – 2 часа

Обработка вышитого изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).

Материал: изделие, утюг.

Цель: Научить обработки вышитого изделия.

Задача: Выполнения обработки вышитого изделия.

Задание № 6.

Выбор изделия для выполнения учебного проекта – 16 часов

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг, применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Выбор и изготовление изделия учебного проекта.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы, репродукции, фотографии работ, вышитые изделия,

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся

Задача: Отработка навыков выполнения вышивки. Аккуратное и точное выполнение учебного проекта.

Задание № 7.

Итоговое занятие – 2 часа

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки

Цель: Закрепление изученного материала.

3 класс

В третьем классе учащиеся работают с бисером. Данный курс программы развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Тонкая работа с мелким материалом тренирует рецепторы нервных окончаний пальцев рук, что в свою очередь, активизирует работу центров головного мозга, отвечающих за мышление и речь. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Задание №1.

Вводное занятие. Знакомство с материалом – 2 часа

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда. Возникновение бисера (Древний Египет). История развития бисерного производства в России.

Задание № 2.

Азы плетения из бисера – 8 часов

Виды плетений: цепочка-1, цепочка-2, цепочка «крестик» - 3, их характеристика и технология выполнения.

Материал – бисер, леска, нитки, иллюстративный материал.

Цель: Знакомство с азами плетения из бисера.

Задачи: Отработка навыков чтения схемы и  плетения, стык и заправка лески.

Задание № 3.

Основные способы плетения – 20 часов

Плетение из бисера, изученными способами. В процессе занятий учащиеся постоянно работают со схемами, которые представляют собой поэтапное выполнение изделий от простых до сложных. Схемы выполняются на каждое бисерное изделие. Учащийся приобретает навык считывания схем по пунктам, копирование их на кальку, составляет сам простые схемы-цепочки.

Материал – бисер, леска, нитки, иллюстративный материал, схемы.

Цель: Плетение из бисера по схемам (браслет «соты», колье «фиалка», «бантики», «сетка объемная»).

Задачи: Отработка навыков чтения схемы и  плетения, стык и заправка лески и нитей.

Задание № 4.

Ажурный фольклор – 20 часов

Плетение из бисера по усложненным схемам («узкий ажур» - браслет, «ажурное кружево», «футляр для ручки»).

Материал – бисер, леска, нитки, иллюстративный материал, схемы.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задачи: Отработка навыков плетения. Аккуратное и точное выполнение учебного проекта.

Задание № 5.

Выбор изделия для выполнения учебного проекта – 18 часов

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг, применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Выбор и изготовление изделия учебного проекта.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы, репродукции, фотографии работ, вышитые изделия,

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся

Задача: Отработка навыков выполнения вышивки. Аккуратное и точное выполнение учебного проекта.

Задание № 6.

Итоговое занятие – 2 часа

Подведение итогов по теме. Практическое занятие. Подготовка выставки.

Цель: Закрепление изученного материала.

4 класс

В четвертом и пятом классах учащиеся знакомятся с таким видом декоративно-прикладного искусства как – роспись по ткани «батик». Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях формируются навыки работы с разными материалами. В основу работы над декоративно-прикладным искусством положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся. В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы.

Задание №1.

Вводное занятие. Беседа «Немного из истории» – 1 час

Вводное занятие, познакомить учащихся с традиционными способами рисования и особенностями русской культуры. Изучить современное состояние искусства художественной росписи тканей и роль русских художников- авангардистов в развитии искусства росписи по различным материалам.

Методическое обеспечение: наглядный материал: репродукции, работы учащихся, и т.д.

Задание № 2.

История возникновения техники «батик» – 1 час

Знакомить учащихся с традиционными способами окраски тканей Древнего Востока и особенностями русской набойки. Знакомить с искусством художественной росписи ткани, изучить историю развития ручной росписи тканей на следующих моментах:

1) искусство крашения шелковых тканей;

2) искусство ручной набойки на Руси;

3) текстильное панно и батиковые композиции.

Материал – книги, диски, репродукции, картины

Цель: Знакомство с историей батика.

Задачи: Просмотр видеоматериалов, книг, картин.

Задание № 3.

Знакомство с искусством художественной росписи – 2 часа

Знакомить с искусством художественной росписи ткани, с материалами и инструментами ручной росписи, с вариантами технических приёмов ткани: свободная роспись, холодный и горячий батик, узелковый батик. Воспитывать эстетическое восприятие искусства художественной росписи ткани, приобщить детей к творческому стилю мышления.

Материал – книги, диски, репродукции, картины

Цель: Знакомство с искусством художественной росписи ткани.

Задачи: Просмотр видеоматериалов, книг, картин.

Задание № 4.

Основы композиции и цветоведения – 2 часа

Познакомить детей с основами композиции и цветоведения, законами целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий, и объёмов новизны мотивов, учить выстроить гармоничную композицию, составить колоритную палитру, расширить кругозор.

Материал – книги, диски, репродукции, картины, планшеты, цветовой круг.

Цель: Построение гармоничной композиции.

Задачи: Просмотр видеоматериалов, книг, картин, применение изученного материала на практике.

Задание № 5.

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме – 4 часа

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материал – Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна. инструменты: кисти, гуашь, вода, бумага.

Цель: Выполнение композиции по источнику вдохновения с конкретным заданием.

Задачи: Грамотное выполнение задания, соблюдение теплой и холодной гаммы.

Задание № 6.

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого – 10 часов

Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый. Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).

Материал – Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна. инструменты: кисти, гуашь, вода, бумага.

Цель: Выполнение композиции по источнику вдохновения с конкретным заданием.

Задачи: Грамотное выполнение задания, использование дополнительных цветов

Задание № 7.

Печать тканью, кружевом, веревками – 8 часов

Сначала дети выполняют упражнение — знакомятся с выразительными фактурами от печатания разными материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет сделана в смешанной технике.

Материал – бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.

Цель: Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги.

Задачи: Создание в карандаше эскиза с учетом будущего использования выразительности увиденных фактур. Перенос эскиза на общий лист.

Задание № 8.

Печать с картонного клише – 6 часов

Натюрморт. Детям следует напомнить, что изображение натюрморта получится зеркальным. При выклеивании предметов натюрморта необходимо помнить о том, что предмет, который ближе, т. е. на первом плане, делается более выпуклым, рельефным.

Чтобы получить состав для печати из туши и гуаши, необходимо гуашь развести до густоты сметаны не водой, а тушью. В смеси, должно быть, больше туши. После получения отпечатка можно дорисовать и уточнить детали, которые плохо отпечатались.

В завершении возможно допечатывание отдельных предметов (например, ткани на переднем плане и т. д.).

Материал – простой карандаш, типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-рогожка и т. д. бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.

Цель: Знакомство с техников печать картонным клеше.

Задачи: Сделать эскиз композиции натюрморта. Определить предметы, которые будут находиться на первом, втором и дальних планах. Точное выполнение задания по этапам и с соблюдением технологии.

Задание № 9.

Свободная техника – 8 часов

Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы.  Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по техникам. Дети выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя свой выбор. Обращается также внимание на работы, требующие завершения. Таким образом, во время обсуждения формируется группа «художников-консультантов».

Материал – краски, бумага, валики и т.д.

Цель: Применение изученного материала.

Задачи: Создание в карандаше эскиза с учетом изученного ранее материала. Перенос эскиза на общий лист. Грамотное применение различных техник росписи.

Задание № 10.

Объяснение технологии росписи по ткани. Подготовка форэскиза. – 6 часов

В зависимости от задачи композиции подбирается стиль живописного решения: живописный, декоратовный, орнаментальный. Для живописного решения подбирается колористическое решение (можно взять для работы монохромную гамму - 3-4 цвета), учитывая и тональное решение. Для декоративного решения задачи цвет берется как можно разнообразнее, локальный, более яркий по цвету и тону. В орнаментальной композиции имеет большое значение сам рисунок, наносимый раствором.

Материал – краски, бумага, ткань, подрамник и т.д.

Цель: Применение изученного материала.

Задачи: Создание в карандаше эскиза с учетом изученного ранее материала. Перенос эскиза на общий лист. Грамотное применение различных техник росписи.

Задание № 11.

Прорисовка картона – 6 часов

Точность воспроизведения рисунка. Для «Батика» предварительно разрабатывается рисунок композиции, учитывающий формат ткани.

Материал – краски, бумага, картон, карандаши и т.д.

Цель: Применение изученного материала.

Задачи: Перенос эскиза на общий лист.

Задание № 12.

Подготовка материала – 3 часа

Натяжка ткани на подрамник. Используется в «Батике» только легкие, в основном, шелковые ткани: крепдешин, шифон, туаль, штапель, легкие вискозные ткани, батист, маркизет или марля. Ткань для работы натягивается на специальную раму с воткнутыми острием вверх гвоздями, либо натягивают суровыми нитками. В любом случае, ткань не должна соприкасаться с рамой.

Материал – ткань, подрамник, скотч, нитки.

Цель: Формировать навыки работы с материалом.

Задачи: Выполнить работу аккуратно с соблюдением всех правил и требований.

Задание № 13.

Перенос рисунка резервом на ткань – 10 часов

Точность воспроизведения рисунка. Необходимо научить детей свободному владению данной техникой.

Материал – ткань, акриловые краски для ткани, резерв.

Цель: Применение изученного материала.

Задачи: Грамотное и аккуратное выполнение задания.

Задание № 14.

Итоговое занятие – 3 часа

Подведение итогов по теме. Практическое занятие. Подготовка выставки.

Цель: Закрепление изученного материала.

5 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

«Различные способы росписи ткани» – 13 часов

Знакомить с техникой художественной росписи ткани «узелковый батик», с механическим резервированием тканей. Развивать у детей желание экспериментировать, воспитывать исследовательские качества, любознательность, аккуратность.

Урок 1. Основы росписи «Солнышко»

Выполнить различные раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани. Механическое резервирование тканей.

Урок 2. Узелковый батик «Ромашка»

Выполнение упражнения. «Узелковый батик» путем складывания ткани и при помощи шланговой техники.

Урок 3. «Рисуем нитью»

Варианты узелковой завязки куска хлопчато-бумажной ткани прямоугольной формы. Изготовление салфеток «Рисуем тканью». Практическое упражнение по росписи ткани способом «зашивание».

Урок 4. Творческие задания к теме.

Цели заданий - использовать практические навыки узелковой росписи ткани (механическое резервирование) для выполнения художественных работ.

Задание 1. Выполнить эскиз платка 20х20 см. Перенести идею эскиза платка на ткань размером 70х70 см, и используя навыки любого предыдущего упражнения. Запаривания платка.

Задание 2. Выполнить эскиз шарфа 15х45 см в цвете. Перенести идею эскиза на материал (шёлк).

Задание 3. Выполнение салфеток на праздничный стол. Выполнить эскиз салфетки с узелковой композицией в цвете. Количество цветов – 3-4, цветовая гамма- любая. Изделие запарить.

Материал – зрительный ряд из репродукций, готовых работ, ткань, краски «Батик».

Цель: Развивать кругозор учащихся. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Задание № 3.

«Свободная роспись» – 9 часов

Знакомить с техникой художественной росписи ткани «Свободная роспись». Учить подготовить материалы для составлений эскизов и использовать различные эффекты при помощи гранул мочевины, соли, сухих красителей. Развивать чувства композиции, художественное самовыражение, воспитывать желание достичь результатов, потребность воплотить свои чувства в художественном материале, творческую активность и воображение.

«Свободная роспись»

а) Свободная роспись по солевому раствору;

б) роспись «по сырому»;

в) роспись «сухая кисть»;

Выполнение упражнения «Эффект дождя», «Эффект заливки», «Эффект пейзажа».

Беседа о художественных приёмах в живописной композиции «Пейзаж»

Разработка композиции «Зима» в технике свободной росписи (по солевому раствору).

Урок 3. Выполнение декоративного панно «Осень»  (шёлк, свободная роспись).

Ткань расписывается по форэскизу. Возможны отклонения от эскиза - импровизация под Руководством преподавателя.

Материал - зрительный ряд из репродукций, готовых работ, ткань, краски «Батик».

Цель: Развивать кругозор учащихся. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задачи: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Задание № 4.

«Холодный батик» – 10 часов

Знакомить учащихся с техникой художественной росписи ткани, «холодный батик», учить приёмам химического резервирования ткани, знакомить с законами витражной техники, выполнение упражнения с орнаментами замкнутого пространства, развивать композиционно-сочинительские умения, абстрагированное художественное мышление, умение ассоциировать.

Урок 1 Выполнение эскиза композиции для шарфика из шёлка

Придумать несколько вариантов композиций: «Осенние листья», «Морские волны», «Абстрактная композиция».

Воплощение эскиза шарфика в технике холодного батика на шёлке. Перевод рисунка контурных линий на ткань. Натягивание ткани на раму. Обводка контурных замкнутых линий резервом. Заливка эффектом «Лепесток». Цветовое насыщение у контурных линий. Запарка изделия.

Урок 2 Разработка композиции: «Весна» в технике холодный батик

Нанесение рисунка на ткань, резервирование прозрачным резервом все линии. Выполнение цветовой заливки. Использование различных эффектов: «эффект лепестка», «эффект жилок», «эффект дождевых капель». Запарка изделия и оформление в раму.

Урок 3 Настенное панно. «Весенние бабочки», «Декоративный натюрморт».

Составление декоративной композиции, используя тему движения цвета в пространстве, объединяя, соединяя, выполняя фантазийную композицию. Зарезервировать все контурные линии, выполнение цветовой заливки и роспись фона. Оформление рамы в багет.

Урок 4. Творческие задания к теме «Холодный батик»

Композиция в технике холодный батик с использованием эффектов свободной росписи по ткани (соль, мочевина, сухие красители).

Варианты: «Цветы леса», «Весенние воды», «Утро».

Материал – зрительный ряд из репродукций, готовых работ, ткань, краски «Батик»

Цель: Выполнение композиции по источнику вдохновения с конкретным заданием.

Задачи: Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Задание № 5.

Итоговое занятие – 1 час

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки

Цель: Закрепление изученного материала.

Задание № 6.

Оформление работ. Изготовление паспарту. Открытие выставки – 2 часа

Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Оформление выставки.

Материал – Зрительный ряд: детские работы. Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.

Цель: Принципы создания экспозиции.

Технические средства обучения

Для занятий по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями. Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы: 

Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий. Литературные произведения.

Подборка технологических карт, схем:

  1. Таблицы: Классификации швов (в вышивке). Терминология ручных работ. Инструкционные карты по выполнению швов.
  2. Схемы: Закрепления нити различными способами, Способы выполнения швов «вперед иголка», «назад иголка», «роспись», «строчка», стебельчатый шов, тамбурный шов и т.д.;
  3. Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом

Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Список информационных источников

Основная литература

1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.

2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.

3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.

4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.

5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.

6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.

8. Программа. Основы народного и декоративно - прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997, 117с.

9. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php

10. naportal.ru

11. http://www.tnrk.ru

Дополнительная литература

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984, 209с.

  1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов н/Д, 2000, 351с.

3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998, 260с.

4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос 2003, 194с, ил.

  1. Давыдов С.П. Батик. - М.: АСТ-Пресс Книга 2005, 179с, ил.
  2. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2000, 154с, ил.
  3. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
  4.  Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: АСТ Сталкер, 2006, 78с, ил.
  5. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М.: 2001, 97с.
  6.  Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. 
  7.  Крайнева И.Н. Мир бисера – СПб.: Литера, 1999. 192 с.
  8.  Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005, 307с.
  9.  Лябик О. Бисероплетение. – М.: ТИД Континент – Пресс, Континенталь- книга, 2007. 64 с - /Уроки мастерства/.

14. Масалова Е.В. «Батик в интерьере». – Ростов н/Д «Феникс», 2005, 183с.

15. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка». – М.: Изд. «Эксмо». 2004.89с.

16. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983, 221с.

17. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980, 170с.

18. Романова Л.А. Магия бисера: Новые идеи для рукодельниц/ Ростов н/Д: Феникс, 2005, 155 с, ил.

19. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М.: 2000, 87с.

  1.  Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000, 65с, ил.
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев, 1972. Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М.: 2000. — Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации.
  3. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: Профиздат, 1987, 138с.
  4. Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М.: 2000
  5. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М.: 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа курсов подготовки к олимпиаде по МХК (Искусству) 9-11 классов

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ профильного уровня (ФКГОС-2004). Курс МХК, представляемый данной программой, является ориентационн...