Рабочая программа по Изо, 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Кузнецовы Михаил и Наталья

 

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).            Изучение изобразительного искусства в 5 классе на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo5klass.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).

         Изучение изобразительного искусства в 5 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Общая характеристика учебного предмета

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные содержательные линии

        Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане

  Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы  рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -34 часов, из расчета 1 ч.  в  неделю.

Содержание учебного предмета.

Древние корни народного искусства. Древняя Русь (8 часов)

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом (1 час)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы(1 час).

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Конструкция и декор предметов народного быта(2 часа).

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта(1 час).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Народная праздничная одежда(2 часа).

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах  России.

 Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Праздничные народные гулянья(1 час).

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках (2 часа)

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие (2 часа).

Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Натюрморт (2 часа).

Вводная беседа о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Обращается внимание на жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Принцип гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты.

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни(1 час).

Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Декор, человек, общество, время (10 часов)

Введение в проблематику четверти. Человек и декор одежды (1 час).

Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное  использование в своей жизни предметов декоративного искусства.

Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

Из истории декоративного искусства. Роль ДПИ в классовом обществе(3 часа).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе (2 часа).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого  сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

 Части  классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии,  их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества (3 часа).

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(1 час).

Итоговая игра – викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций

Современное декоративное искусство (8 часов)

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства (2 часа).

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж  (3 часа).

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров.

Декоративная работа для интерьера (2 часа).

Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.

Отчетная выставка работ за год (1 час).

Резерв 1ч

Формы организации учебного процесса.

Формы организации учебного процесса

Формы учебных занятий

Методы

Формы организации работы учащихся

Виды деятельности учащихся

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Являются активными слушателями

Учебный практикум

Деятельностный подход

Индивидуальная

Создают опорные конспекты

Практикум

Частично-поисковый

В парах

Выполняют упражнения, решают задачи

Деловая игра

Проблемный

Групповая

Расписывают различные поделки. Пишут картины в разных техниках, изготавливают игрушки

Проблемная дискуссия

Исследовательский

Проводят исследования

Межпредметный интегрированный урок

Создают и защищают презентации

Основные формы контроля

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Тесты

Живописное решение

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

   

   Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

          2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

          3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.      4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в  5 классе. шедевров русского и зарубежного искусства.   

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

—        истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

—        особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в          образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

—        семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

—        несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:

—        пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан,  

           Жостово, а также местные промыслы);

—        различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней

            Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

—        различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

—        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

—        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

—        уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

—        умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

—        создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

—        владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в                         конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

—        владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

 познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

 рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

             

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ И ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Древние корни народного искусства

8

Связь времён в народном искусстве

7

Декоративное искусство в современном мире

10

Декор, человек, общество, время

8

Резерв

1

Всего:

34

Календарно – тематическое планирование


урока

Тема урока

Тип урока

Формирование
 новых знаний

Знать/уметь

Форма контроля

Оборудование

датапроведен

коррекция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

1

Древние образы в народном искусстве.

1 ч

вводный

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Знать

 как в жилище разных народов выражено представление об идеале совершенстве.

Уметь по элементам декора определить национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

гуашь или акварель, кисти, бумага, цветные мелки.  Компьютер: презентация, фотографии.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003)

2

3

Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

2 ч

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Знать название украшений элементов избы.

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

 Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными
и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в композицию.

Компьютер: презентации, репродукции

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки или уголь.

4

5

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

2 ч

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет.  Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

Знать название украшений элементов избы.

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

 

Компьютер: презентации, гуашь или акварель,

кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

6

7

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

2 ч

Тверская  прялка, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Знать:

манеру выполнения изделий мастеров «Тверская прялка» «Резьба по дереву»

Уметь: самостоятельно выполнять роспись предметов быта в зависимости от стиля

Уметь :придумывать и создавать узоры, находить нужную информацию

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

 Варианты: солонка, шкатулка, «Тверская прялка» деревянные ложки.

Компьютер: презентации

гуашь или акварель,

кисти, бумага, картон,
ножницы, клей.

8

Современное повседневное декоративное искусство.  Что такое дизайн?

1 ч

Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера.

Уметь– применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы

 Проект комнаты. 

Компьютер: презентации, репродукции

гуашь или акварель ,кисти, бумага. ножницы

9

10

Древние образы
в современных народных игрушках. Промыслы нашего края.

2 ч

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи Тверской.

Знакомство с  Филимоновской, Дымковской,  и других глиняных игрушек.

Знать,

Уметь  пользоваться полученными навыками на практике

Уметь  пользоваться навыками на практике,  создавать  работу без опоры на оригинал


Лепка и декор  игрушки в традиции одного из промыслов Тверской, Филимоново, Каргополь, Дымково.


Лепка и декор Тверской игрушки.

Компьютер: презентации репродукции

Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы.

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1 ч

Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Знать назначение посуды.

Уметь:

– видеть различие между обыденной посудой и праздничной;– создавать разные виды посуды

Знать назначение посуды.

Уметь видеть различие между обыденной посудой и праздничной, создавать разные виды посуды, используя узоры и орнаменты

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).

Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).

3вариант: Импровизация
по мотивам Гжели (облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага,
цветная бумага, ножницы,

клей, пластилин, сосуд, водоэмульсионная белая Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды

 краска

12

13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2 ч

Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь анализировать и создавать виды орнаментов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов

Гуашь ,большие маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево бумага

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1 ч

Разнообразие форм подносов
и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Знать  историю возникновения ремесла «Жостова» элементы,  фрагменты росписи

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

1 вариант: Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.

2вариант:Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь,
большие и маленькие кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая
бумага
для основы, ножницы ,клей.

15

16

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

2 ч

«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов
в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Знать природные мотивы орнаментов.

Уметь отличать виды орнаментов друг от друга

Знать природные мотивы орнаментов.

Уметь отличать виды орнаментов друг от друга, создавать свои мотивы орнаментов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

1 ч

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или акварель,

кисти, бумага.

18

Народный праздничный костюм.

1 ч

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ.  Форма и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России с использованием разных техник
и материалов.

Компьютер: презентации репродукции

Репродукции картин

И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова,

А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи

С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, ножницы, клей.

19

Тверской костюм

1 ч

Женский и мужской Тверской костюм. Народный  орнамент.

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Выполнение эскизов народного праздничного костюма

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, клей ножницы,

Репродукции картин

И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова,

А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи

С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого

20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

1 ч

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
2вариант: Русский народный орнамент в полосе.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, фломастеры,
цветная бумага, клей ножницы

21

22

Праздничные народные гулянья

2 ч

Русские народные праздники, значение. Масленица, Иван Купала

Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, фломастеры,
цветная бумага, клей ножницы,

23

Народные промыслы родного края

1 ч

Понятие промысел

Работа в рабочей тетради

24

25

Красота земли родного края

2 ч

Обобщение знаний, урок-путешествие

26

Украшения в жизни древних обществ. Роль ДПИ в эпоху Древнего  Египта

1 ч

Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Знать историю зарождения  одежды, традиций, обычаев в Древнем Египте

Уметь отличать одежду высших и низших сословий общества.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или акварель, кисти, бумага

27

Греческая вазопись.

1 ч

Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Знать историю зарождения Греческой вазописи.

Уметь  изображать мифологический сюжет в черно фигурном стиле.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам 

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или акварель, тушь, кисти, бумага, ножницы.

Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды.

28

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

1 ч

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

1вариант: Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант: Декоративная открытка «Мисс Барокко».

 

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или акварель, кисти, бумага,
цветная бумага, ватные палочки, кусочки ткани, ножницы, клей.

Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды.

29

30

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

2 ч

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

Иметь представление:

– об историческом художественном процессе в геральдике

Знать– о  сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства Геральдика.

Уметь:

– иллюстрировать и создавать эскизы гербов;

– показать в работе навыки дизайна;

– анализировать разные гербы и эмблемы

1 вариант: Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант: Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант: Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

Компьютер: презентации репродукции

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

31

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).

1 ч

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

Компьютер: презентации репродукции

Карандаш, бумага.

32

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство

1 ч

Многообразие материалов, техник современного ДПИ (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа.

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

Компьютер: презентации репродукции

Карандаш, бумага.

33

Современное декоративное искусство. Витраж .Мозаика.

1 ч

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Знать, что такое мозаика, витраж виды мозаики, витражей,  из какого материала их  можно выполнить.

Уметь отличать характер мозаики, витражей создавать свою мозаику, используя придуманную композицию

Уметь  выполнить мозаику, витраж  из любого материала по правилам их построения

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

Компьютер: презентация .колеющая цветная пленка

Гуашь или акварель,

кисти, бумага.

Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
  2. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
  4. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
  5. Санкт- Петербург. Три века архитектуры. – Санкт- Петербург: Норинт, 2002.
  6. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
  7. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
  8. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  9. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
  10. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
  11. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
  12. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  13. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. Уроки изобразительного искусства. Живопись.- Москва: Просвещение, 1995.
  14. Н.Н.Волоков. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
  15. А.А.Унковский. Живопись фигуры.- Москва: Просвещение, 1988.
  16. Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи. -М.: Высшая школа, 1989.
  17. А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
  18. П.П.Ревякин. Техника акварельной живописи.-М.,1989.
  19. П.Я Павлинов. Для тех, кто рисует.- М.: Художник, 1965.
  20. К.В.Мандер. Книга о художниках.- С-П: Азбука- классика, 2007.

      21. Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

      22.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

      23.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

      24. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

      25. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

      26. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград; Изд. «Учитель», 2008.

      27. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение,2006.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

рабочая программа по математике 5класс

Рабочая программа составлена с учётом программы общеобразовательных учреждений  Математика 5- 6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов, Москва Мнемозина 2010г. Рабочая программа рассчитана на 210 ч...

Рабочая программа по ОПК 5класс

Рабочая программа по ОПК 5класс, учебник Л.Л.Шевченко...

Рабочая программа по музыке 5класс

Пояснительная записка.Цели .задачи.Календарно-тематическое планирование.Литература...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....