Пособие для занятий кружка "Роспись по дереву"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Цыганкова Алла Петровна

В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятий по рсписи по дереву, приложения по видам росписи и обработке готовых изделий, презентации по выполнению городецкой, мезенской и пермогорской росписи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд,  этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена программа кружка «Роспись по дереву». Занятия кружка предусматривают, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в росписи по дереву. Цели и задачи кружка «роспись по дереву» направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам к  программе кружка были созданы презентации по следующим темам: «Городецкая роспись», «Мезенская роспись» и «Пермогорская роспись.

Программа  разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.
  • Формирования  у учащихся целостной картины мира.
  •  Развития общей способности к творчеству.
  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура программы

Программа кружка «Роспись по дереву» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Мезенская роспись
  2. Пермогорская роспись
  3. Творческий проект
  4. Выставки.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Основные формы, методы и приемы.

Как сделать занятия кружка по декоративно-прикладному искусству интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, радость познания и радость творчества? Как научить подростков воспринимать предмет-образ в единстве формы и содержания, а в собственном декоративном творчестве «высказываться», используя образный язык данного вида творчества? Как сделать каждое занятие настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно-прикладного искусства?

Инновационные подходы в школьном образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений граждан, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации, графическое изображение стали основой поддержки процесса образования.

Презентация построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на занятиях задачи.

Использование презентации делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, высказывать предположения. 

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде находится наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастет в глубокий и стойкий интерес. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Использование презентации на занятиях кружка, есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

В данных презентациях представлены: история возникновения и развития данных видов росписи, характерные особенности цветового решения, основные элементы росписи, а так же основные приемы выполнения основных элементов, характерных для каждого вида росписи,  главные отличительные признаки художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Мезенская роспись, Пермогорская роспись.

Цель презентаций – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи презентации – познакомить учащихся с такими видами росписи, как Городецкая, Мезенская, Пермогорская, инструментами и материалами для выполнения этих видов росписи, основными элементами, характерными для определенного вида росписи и особенностями их выполнения.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов выполнения изделий.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана годичное обучение. Кружок комплектуется из учащихся 6 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы  - 10 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  в кружке в течение  уч-ся  должны получить 

 знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при росписи дерева;
  •  о месте  и роли  декоративно - прикладного  искусства в жизни человека;
  • о видах росписи;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Мезенская роспись, Пермогорская роспись;
  • о проектной деятельности.  

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять роспись изделия ;
  • работать в программе Power Point.

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся  должны получить

знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;
  •  расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • о мезенской и пермогорской  росписи и их отличительных особенностях.

умения:

  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
  • свободно рисовать кистью элементы растительного, животного и геометрического орнамента;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : расписывать деревянные изделия различной формы;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
  • работать в программе  Pablisher.

Цыганкова А. П. МБОУ СОШ № 35


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2

ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ Городецкая роспись родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево , Хлебаиха , Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с горделиво поднятой головой обычно размещали в центре композиции. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п.

Слайд 3

Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны, ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников: коня непременно рисовали длинноногим, причем задняя нога у него обязательно поджата крючком. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые' бесконечно повторяются в различных вариантах. Лица народные мастера пишут в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Слайд 4

Инструменты и материалы . Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. Как держать кисть . Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Слайд 5

В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Можно использовать гуашь, так как Городецкая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски . Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую..

Слайд 6

Чтобы получить светло-голубую , в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую — с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной . Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши , окиси хрома (темно-зеленой краски ) и красной железоокисной . В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка

Слайд 7

Этапы выполнения Городецкой росписи. Первый — подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Слайд 8

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Слайд 9

Третий этап — оживка (или разживка ), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность

Слайд 11

Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента ( теневке ). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Слайд 12

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки . Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Слайд 13

Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Слайд 14

Ромашка . Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Слайд 15

Роза . Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Слайд 16

Листья. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Слайд 17

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Слайд 19

Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног, хвоста — белилами.

Слайд 22

Удачи в работе Презентацию подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла П етровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2

Мезенская роспись как вид народного промысла зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельскои области в конце XIX в. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Она носила бытовую направленность: северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, шкатулки, орудия труда, украшали избы. Характерные особенности мезенской росписи - графичность, фризовость , многоярусность . Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным не многословием, цветовой сдержанностью.

Слайд 3

Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному "серой") и черный (из сажи, смешанной с "серой"). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой ( тиской ), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Прялки расписывали в старину мужчины - те, для: кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Слайд 4

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность . Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные ярусы, соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Слайд 5

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Слайд 6

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках. Символика узора

Слайд 7

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь. По расположению в композиции (верх — низ) всегда можно правильно определить их значение. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Слайд 8

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего, означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто "нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу ("Пойманный ветер”, — говорят дети).

Слайд 9

Огонь. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию.

Слайд 10

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.

Слайд 15

Презентацию подготовила у читель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла Петровна Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино , Грединская , Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома , и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры". Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской . Верх завершается "маковками", "городками", низ - "серьгами", по-местному " чусками ".

Слайд 3

Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками – по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу – счастливая Семья за трапезой.

Слайд 4

Жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры - в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. Эти звери были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей: люльки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы.

Слайд 5

Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.

Слайд 6

Основные элементы пермогорской росписи

Слайд 7

Фризовые орнаменты. Ленточки. Бордюры.

Слайд 8

Углы Углы Углы Углы. Приписки.

Слайд 9

Растительные мотивы. Цветы. Трилистник.

Слайд 10

Животные мотивы

Слайд 11

Композиции

Слайд 12

Спасибо за внимание Презентацию подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Строение плодового дерева".

Занятие "Строение плодового дерева" знакомит обучающихся с удивительными и редкими растениями, с строением плодового дерева. Подробно рассматривается надземная часть и корневая система дерева....

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Народные промыслы не рождаются в один день. Многие десятилетия, а то и столетия нужны, чтобы промысел «встал на ноги», приобрел собственное имя, мастеров, признание. Так рождались Палех и Хохлома, Бог...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....

Презентация к открытому занятию кружка " Волшебное дерево" по теме: «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Прививать наглядно у воспитанников, занимающихся на кружке " Волшебное дерево", любовь к народному творчеству...

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....