Технологическая карта учебного занятия. Выжигание по дереву. Формирование базовых и практических навыков работы с выжигателем по дереву, развитие художественного вкуса, внимания и аккуратности.
учебно-методический материал (8 класс)

Бугаенко Григорий Анатольевич

Выжигание по дереву – древнее искусство, известное с античных времён. В России популярность приобрело в XIX веке. Техника позволяет создавать декоративные узоры и картины на деревянных поверхностях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1

Купинского района Новосибирской области

Технологическая карта учебного занятия

ФИО педагога

Бугаенко Григорий Анатольевич

Должность

Педагог дополнительного образования

Тема

Выжигание по дереву

Наименование программы

Деревянное художественное ремесло

Цель

Формирование базовых и практических навыков работы с выжигателем по дереву, развитие художественного вкуса, внимания и аккуратности.

Задачи

Образовательная:

Познакомить с конструкцией выжигателя, принципами его работы и техникой безопасности. Разобрать виды насадок и их предназначение, научить базовым приёмам нанесения рисунка. Закрепить полученные знания через практическую работу.

Развивающая:

Развивать художественное восприятие и умение анализировать форму и детали. Способствовать развитию воображения при создании индивидуального рисунка. Формировать способность планировать процесс работы и вносить корректировки в зависимости от результата.

Воспитательная:

Формировать бережное отношение к инструментам и материалам, аккуратность в работе. Воспитывать ответственность за выполняемую задачу, развивать усидчивость и стремление к доведению начатого до логического завершения.

Планируемые результаты

Предметные:

Освоение навыков работы с выжигателем по дереву, знание его устройства и принципов работы. Овладение базовыми приёмами нанесения рисунка, использование различных насадок и режимов нагрева для создания художественных изображений. Соблюдение техники безопасности при работе с нагревательным инструментом, правильная организация рабочего места и уход за оборудованием.

Метапредметные:

Развитие умений планировать свою работу, анализировать последовательность действий и контролировать качество выполнения. Формирование навыков работы с инструкциями, схемами и образцами. Развитие коммуникативных навыков через обсуждение идей, обмен опытом и консультирование по техническим вопросам. Осознание важности временного планирования и распределения усилий для достижения желаемого результата.

Личностные:

Формирование ответственности и самостоятельности в работе, бережного отношения к инструментам и материалам. Развитие терпения, аккуратности и усидчивости при выполнении тонких художественных деталей. Воспитание уважения к ручному труду, осознание значимости традиционных ремёсел и декоративно-прикладного искусства. Стремление к самосовершенствованию и повышению уровня мастерства.

Оборудование и реквизит

  • Выжигатели по дереву (по количеству участников)
  • Набор сменных насадок для выжигателя
  • Деревянные заготовки (фанера 10×15 см или 15×20 см)
  • Простые карандаши, ластики
  • Калька или копировальная бумага (для переноса рисунка)
  • Готовые шаблоны рисунков разного уровня сложности
  • Линейки, циркули (для построения композиции)
  • Влажные и сухие салфетки для рук
  • Пинцеты (для замены насадок)
  • Емкость с песком или подставки для безопасного охлаждения инструмента
  • Огнетушитель, аптечка (для соблюдения техники безопасности)

Ход занятия

Этап урока

Задача этапа

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Организационный этап (30 минут)

1

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы, формулирование темы и цели занятия.

Фронтальная беседа

Приветствует, проверяет готовность к занятию. Формулирует тему и цель урока, объясняет важность выжигания как декоративно-прикладного искусства.

Внимательно слушают, осознают цели работы, проявляют интерес.

Создание мотивации к работе, вовлечение в тему.

Внимательное слушание, понимание цели занятия.

2

Введение в тему

Ознакомление с историей и видами выжигания по дереву.

Мини-лекция, демонстрация изделий

Показывает примеры работ, рассказывает историю выжигания, объясняет основные стили (контурное, силуэтное, художественное).

Проявляют интерес, анализируют примеры, задают вопросы.

Повышение интереса, понимание возможностей техники.

Перечисление основных видов выжигания, обсуждение впечатлений.

3

Техника безопасности

Формирование ответственного отношения к работе с инструментом.

Инструктаж с демонстрацией, обсуждение правил безопасности

Демонстрирует правила обращения с выжигателем, объясняет возможные ошибки и последствия, проверяет знание техники безопасности.

Запоминают и проговаривают правила, осознают ответственность, задают уточняющие вопросы.

Осознание важности техники безопасности.

Устный опрос по правилам, соблюдение безопасности в ходе работы.

Основная часть (2 часа)

4

Ознакомление с инструментами

Изучение устройства и принципа работы выжигателя.

Демонстрация, анализ, работа с инструментами

Объясняет устройство прибора, учит правильному удержанию.

Осматривают прибор, пробуют держать его, задают вопросы.

Готовность к безопасной работе с инструментом.

Демонстрация правильного удержания инструмента.

5

Отработка базовых техник

Освоение основных приемов выжигания.

Практическая работа на тренировочных заготовках

Объясняет технику выжигания - прямой линии, штриховки, точечного выжигания. Следит за процессом, корректирует ошибки.

Пробуют выполнять упражнения, корректируют силу нажима, изучают возможности прибора.

Первые уверенные навыки работы с выжигателем.

Качество выполненных элементов (ровность линий, отсутствие пропалов).

6

Создание эскиза

Формирование навыков проектирования рисунка.

Индивидуальная работа

Разъясняет принципы создания эскиза, показывает простые техники рисования для выжигания.

Выбирают тему рисунка, делают наброски на бумаге, уточняют детали.

Созданный эскиз, готовый к переносу.

Оценка качества эскиза, его соответствие требованиям.

7

Перенос эскиза на заготовку

Освоение методов перевода рисунка на дерево.

Работа с шаблоном, карандашный набросок

Демонстрирует методы перевода: копировальная бумага, свободный карандашный набросок.

Переносят эскиз, проверяют его четкость, исправляют ошибки.

Четкий рисунок на заготовке.

Соответствие рисунка оригинальному эскизу.

8

Выжигание контура

Отработка уверенных движений при работе с прибором.

Индивидуальная работа, практическое выполнение

Объясняет важность аккуратности, показывает способы равномерного ведения выжигателя. Контролирует процесс, исправляет ошибки.

Обводят контуры, регулируют нажим, следят за тем, чтобы линии были ровными.

Готовый четкий контур рисунка.

Ровность линий, отсутствие ожогов и лишних отметок.

9

Тонирование и детализация

Развитие художественного восприятия, работа с тенями.

Практическая работа

Демонстрирует технику затенения, градиентных переходов, создание объема. Помогает при сложных элементах.

Добавляют детали, прорабатывают светотень, анализируют результат.

Завершенная, художественно оформленная работа.

Качество градиентов, равномерность теней.

10

Оформление работы

Завершающий этап: обработка поверхности, нанесение лака.

Индивидуальная работа

Показывает, как зашкурить поверхность, предлагает варианты покрытия (лак, морилка, воск).

Дорабатывают работу, выбирают способ финишной обработки.

Готовая работа с защитным покрытием.

Оценка качества обработки.

Заключительный этап (30 минут)

11

Анализ работ

Развитие навыков самооценки, осознание успехов.

Обсуждение, демонстрация

Организует выставку работ, обсуждает сильные и слабые стороны каждой работы.

Демонстрируют работы, обсуждают трудности и успехи.

Осознание прогресса, удовлетворение результатом.

Аргументированная самооценка.

12

Рефлексия

Подведение итогов, формирование мотивации к дальнейшей работе.

Беседа, обсуждение впечатлений

Задает вопросы о процессе, просит оценить свои навыки, предлагает идеи для новых работ.

Оценивают свои успехи, предлагают темы для будущих проектов.

Формирование интереса к дальнейшему обучению.

Высказывания о впечатлениях, желание продолжать занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

технологическая карта учебного занятия "Ручные работы"

Данное занятие разработано в рамках изучения темы "Ручные работы" в разделе "Создание изделий из текстильных материалов"...

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД. Тема "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;, а также первичное закрепление новых знаний....

Технологическая карта учебного занятия по дзюдо "Совершенствование техники работы в партере"

Данное занятие направлено на совершенствование техники работы в партере. В ходе занятия учащиеся научатся анализировать и контролировать мышечную работу тела для правильного выполнения техник нэвадза....

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД

Технологическая карта по Вис 7 класс.Тема:Медиана числового набора...