Дополнительная образовательная программа летней профильной смены одаренных детей "Палитра"
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме

Комлева Елена Валентиновна

Данная программа составлена для детей профильной смены для одаренных детей Тамбовской области на базе Ивановской СОШ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plener_programma.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МБОУ ДОД ЦДТ г. Уварово

программа ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ПАЛИТРА»

ПЛЕНЭР

Профиль подготовки «Изобразительное искусство».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС дополнительного профессионального образования детей.

Разработчик: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Уварово Комлева Е.В.

Программа одобрена на заседании методического совета дополнительного образования ЦДТ г. Уварово (протокол №    от________________2013 г.).

Директор МБОУ ДОД ЦДТ Ильина С.А.


Пояснительная записка

Летние каникулы - важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования социальных компетентностей, лидерских качеств. Эти задачи призвана решать профильная оздоровительная смена.

В пособии представлена программа профильной смены и разработки досуговых мероприятий, которые пополнят вашу методическую копилку и помогут сделать летний отдых детей содержательным и незабываемым.

Желаем вам успехов и новых открытий!

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. «Работа над этюдами, - говорил видный художник А.А. Пластов, - эта самая что ни на есть высшая школа». Поэтому живопись пейзажа, обучение пейзажному этюду - одна из существенных задач обучения детей изобразительному искусству и важный раздел программы курса живописи.

Выполнение учебных этюдов на пленэре (на открытом воздухе) несколько отличаются от работы в помещении. Обилие света, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени года - все это новые и необычные для юного художника условия.

Содержание пленэрной практики составляют задания, в которых предусмотрено совершенствование навыков в рисунке пейзажей и его деталей. При этом особое внимание обращается на композицию работ, успешное выполнение которых является важнейшим условием перехода к решению самостоятельных творческих задач.

Цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения; воспитание у воспитанников вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к искусству; приобретении навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде.

2. Задачи учебно-творческой практики (пленэр)

Задачами учебно-творческой практики являются:

  1. выполнить живописные этюды и графические зарисовки ландшафта, растительных форм, живой и неживой природы;
  2. развивать способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
  3. формировать целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления);
  4. развивать умения применять в этюдах метод  работы отношениями;
  5. создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры;
  6. собирать подготовительный материал к текущим учебным заданиям по композиции.
  7. осуществление социально значимой деятельности по сохранению и улучшению музейно-усадебной среды.

Этапы реализации программы

  1. Организационный этап:
  • размещение на базе средней школы с.Ивановка;
  • формирование групп (по возрасту, по направлениям деятельности);
  • работа по организации устройства лагеря (определение и принятие свода правил поведения в лагере, программы работы лагеря);
  • организация самоуправления в группах, в лагере.
  1. Основной этап:
  • мастер-классы по программе летней профильной смены;
  • практические пленэрные занятия в усадебной и приусадебной зоне;
  • экскурсии и тематические занятия в музее-усадьбе С.В. Рахманинова;
  • эколого-воспитательные мероприятия в заповедной зоне;
  • оздоровительные мероприятия;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • выполнение творческих композиционно- тематических заданий;
  • отбор и подготовка к демонстрации выставочных работ.

Учебно-тематический план мастер-классов

Номер задания

Наименование задания

Кол-во часов на выполнение

1

Зарисовка ствола дерева с ярко выраженным характером ствола и фактурой коры (ива, сосна)

6

2

Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной среды

3

3

Этюд фигуры в пейзаже

3

4

Зарисовки предметов, имеющих геометрические формы (вазы для цветов, фонари и т.д.)

3

5

Наброски цветом фигуры человека

6

6

Этюды с деревянными и каменными усадебными постройками

6

7

Зарисовка несложного сельского пейзажа

3

8

Этюд пейзажа с цветущими растениями

6

9

Этюд пейзажа с отражением в воде

6

10

Этюд с глубоким пространством

3

11

Этюд многопланового пейзажа

6

12

Наброски и зарисовки животных

6

13

Рисунок архитектуры

6

14

Этюд пейзажа с группой деревьев

6

Итого

78

III. Заключительный этап:

  • организация отчетной выставки (просмотра);
  • проведение конкурса творческих пленэрных работ;
  • награждение победителей.
  1. При проведении летней профильной смены (пленэр) обучающиеся преобретают:

Общекультурные компетенции):

  • овладевают культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения;
  • руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Профессиональные компетенции

общепрофессиональные:

- обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способности профессионально взаимодействовать с участниками  культурно-просветительской деятельности.
  • Специальные компетенции:
  • способности применять методы реалистического изображения в работе над произведением в различных видах пластических искусств;
  • способности применять различные средства художественной выразительности в творческом процессе;
  •  способности реализовать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне;

способности выявлять условия, при которых занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствуют развитию художественных способностей воспитанника.

Ожидаемые результаты:

  • овладение пленэрной изобразительной грамотой.
  • сформированность навыков работы в технике акварельной и масляной живописи на пленэре.
  • сформированость графических умений.
  • овладение различными приемами изображения пейзажа.
  • овладение навыками ведения тематико-творческой работы.

Контроль за реализацией программы осуществляют:

управление образования и науки Тамбовской области; МБОУ ДОД ЦДТ г. Уварово.

Форма контроля: итоговая аналитическая информация.

Финансирование и механизм реализации программы

Управление образования и науки области приказом определяет сроки проведения летней оздоровительной профильной смены, порядок командирования педагогов дополнительного образования для работы в лагере, утверждает план работы лагеря, решает финансовые вопросы.

Рекомендации по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа воспитанников в ходе профильной лагерной смены  составляет 78 часов. В ходе самостоятельной работы обучающиеся выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски.

Работа с натуры по теме «Натюрморт» проводится с учетом местных погодных условий. При переменной погоде натюрморты первого и второго задания выполняют параллельно. При отсутствии условий для выполнения заданий в запланированное время необходимо продолжить изучение темы «Натюрморт» в период выполнения пейзажных этюдов.

Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения  – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.

Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом  потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить  несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды.  Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.

Натурными объектами для этюдов по теме «Архитектурные мотивы» является усадьба С.В. Рахманинова. Следует помнить, что в памятных местах нелегко сразу найти выразительное композиционное решение этюда. Определенное время требуется для осмотра архитектурного памятника, чтобы определить его характерные признаки. Однако не надо забывать, что часто обыденные, внешне малопримечательные архитектурные мотивы гораздо выразительнее и интереснее для рисования.

Материально - техническое обеспечение.

Живописные работы выполняются акварельными красками. Рисунки выполняются  различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сангина, пастель) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Художественные материалы (краски, кисти, картон и т.д.) воспитанники приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Воспитанники работают на пленэре 6 часов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение для проведения профильной смены «Палитра».

  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
  2. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270с.: ил.
  4. Пленэр. Советы начинающим. Москва «Юный художник», 1994. – 32 с.
  5. Табакова Н. Ф. Живопись. Приемы работы акварелью. Учебно-методическое пособие для абитуриентов и студентов 1 – 2 курсов для специальностей «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество».  – Саранск, 2009. – 28 с.

Табакова Н.Ф. Цветной карандаш. Применение мягких материалов на занятиях по академическому рисунку. Саранск, 2008. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия летней профильной смены

Сценарий летней профильной смены...

Макет программы по математике летней профильной смены

,Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что важной задачей системы образован...

программа летней профильной смены "Моделирование многогранников" 5 класс

Программа имеет научно-познавательную направленностьи  предназначена для внеурочной деятельности с учащимися пятых, шестых  классов...

Программа летней профильной смены "В содружестве с природой" для учащихся объединения "Кинология"

Программа летней профильной смены естественнонаучной направленности, предусматривающая практическую работу учащихся по дрессировке собак и полевую экологическую  практику учашихся....

Рабочая программа для профильной смены в летнем школьном лагере

Рабочая программа разработанна для обучающихся 9х классов с целью углубления знаний по химии и отработке  практических навыков работы....

Программа летней профильной смены естественно-научной направленности "Путь к профессии"

Программа профильной смены «Путь к профессии» представляет собой модель наставничества в системе «учитель – ученик – научный консультант», направлена...