Разработка урока "Образы и мотивы в орнаменте" ИЗО 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Материал урока разработан по программе Неменского по ИЗО для 5класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №5
Тема урока: «Образы и мотивы в русском орнаменте».
Цели урока: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами построения; формировать навыки создания единства конструкции и декора в предметах народного быта, развивать навыки работы различными инструментами и материалами; воспитывать бережное отношение к народным корням декоративного искусства.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, практическая работа.
Материальное обеспечение: иллюстрации с образцами народной вышивки, примеры традиционных образов и мотивов в народных орнаментах, предметы быта с элементами народной вышивки; бумага, акварель, мелки, фломастеры.
Ход урока.
1. Организационная часть.
Учитель проверяет наличие учащихся на уроке, их подготовленность к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Они защищали человека от злых сил и напастей.
Вопрос: Какие символы использовали крестьяне для украшения своего жилища?
3. Введение новых знаний.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Русский орнамент имеет обобщенные декоративные формы. Птицы, кони, цветы не похожи на своих природных собратьев. В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства, мысли и интересы земледельца. Русский орнамент – разнообразен в зависимости от природных областей.
В северном орнаменте чаще всего изображают ели, снежинки, клюкву, рыбу, олени. Цветовое решение – белые, голубые, золотистые оттенки.
В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, солнышко, птицы, тигры и барсы. Цветовое решение – красные, синие, желтые, черные и зеленые оттенки.
Орнаменты классифицируются по трем основным формам:
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяется для украшения скатертей, салфеток, тарелок и других рамок.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмичный ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Такой орнамент применяется в украшении одежды: вышитый воротник, край рукава, пояс, головная повязка.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
Основным источником для создания орнамента была природа. Древние русские узоры построены в единой цветовой гамме. В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета.
Белый цвет олицетворял женское начало, связывался со светом и чистотой.
Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицы с народными узорами.
Таблица «Русская вышивка».
Геометризованные формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд имеют несколько вариантов во всех видах декоративно-прикладного искусства Руси. Солнце, как подателя земных благ, изображали в виде круга, розетки или ромба. В орнаменты включались геометризованные женские фигуры и фигуры всадников.
В орнаментальные композиции входят зооморфные, антропоморфные, растительные и архитектурные мотивы, изображения бытовых предметов, небесных светил. Мотив мирового дерева, или дерева жизни, в вышивках составлял центр композиции, к которому обращены животные, птицы, всадники. Деревья, растения выполнялись в строго геометрическом стиле с двумя или более ветвями. Их изображение набиралось ромбами, крестообразными фигурами. Геометризованными розетками-цветами украшались кусты, деревья. Цветы напоминают колокольчики, ромашки, розетки. Широко распространены изображения коня, петуха, павлина. Лев и барс олицетворяли защиту от злых духов, орел символизировал власть и силу, сокол – смелость и отвагу.
Таблица «Украинская вышивка».
Украинская вышивка – самый распространенный вид народного творчества. Для полтавской вышивки характерно сочетание геометрического и растительного орнаментов. Нежные по цветовой гамме, разнообразные по детализированию орнаментального мотива, они изысканны и праздничны. Голубые, белые, охристые, слегка зеленоватые, серые тона любимы на Полтавщине. В рушниках растительный орнамент распределяется в виде большого дерева-цветка или пышного букета, раскидисто вырастающего из вазона. Вышиваются рушники красными нитями, иногда с вкраплениями синего и оранжевого цветов.
Физкультминутка.
Выполнение упражнений:
- Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5-6 раз).
- Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться, на счет «два» - вернуться в исходное положение. На счет «три» - поднять левую руку верх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (повторить 5-6 раз).
- Дадим отдохнуть глазам. Сидя, медленно переводить взгляд с потолка на пол и обратно (голова неподвижна; повторить 8-12 раз).
4. Закрепление знаний.
Практическая работа: Декоративно оформить изделие (полотенце, коврик, пояс мужской рубахи), используя виды народного орнамента.
Материал: тетрадный лист, альбом, краски (гуашь или акварель), карандаши.
5. Определение и разъяснение домашнего задания.
Подобрать иллюстрации по теме «Народный праздничный костюм» (летний, зимний, для северных и южных областей России).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-308400-1381162311.jpg)
Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс
Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-322945-1382976457.jpg)
Конкурс для учеников "Дарман" (по мотивам телепередачи). Башкирские классы.
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся башкирских классов. Конкурс по данному сценарию был проведен 24 октября в Зианчуринской башкирской гимназии-интернат. Сценарий написан учителями музыки Г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-296800-1382866850.jpg)
Разработка и выполнение мотива орнамента
План-конспект урока по предмету дизайн,по теме "Разработка и выполнение мотива орнамента"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188425-1359136189.jpg)
Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"
Материал представляет собой разработку урока литературы "Основные мотивы лирики С.Есенина" для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Открытый урок "Декоративная стилизация растительных мотивов" во 2 классе ДХШ
Открытый урок по теме "Декоративная стилизация растительных мотивов" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Лидиии Петровны построен на основе ее пособия "Разнообразие растительных ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-296800-1382866850.jpg)
Разработка урока по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса. Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента.
Открытый урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517511-1415285320.jpg)
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...