Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Кружилина Елена Михайловна

Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени"

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portrety_vremeni_2012.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                  НИКОЛАЙ   ВАСИЛЬЕВИЧ      ГОГОЛЬ

      «ВЕЧЕРА  НА ХУТОРЕ   БЛИЗ   ДИКАНЬКИ»

    «ПОВЕСТИ , ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ  РУДЫМ  ПАНЬКОМ»

Работа началась  30 апреля  1829 года

                Фестиваль

       Портреты времени

 8   класс

 Классный руководитель Кружилина Елена Михайловна

В 1832 году выходят в свет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые принесли молодому писателю большой успех.

  • илл. - обложка 1-го издания  сборника

В 1830- ые годы  большой популярностью пользовались рассказы и повести из народного быта, переложения народных легенд. И Гоголь обращается к украинскому фольклору, быту родного народа.

В 1826 году , ещё учась в гимназии, Гоголь завёл большую конторскую  книгу в 490 страниц  - «Книгу всякой всячины, или  Подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища , предания , бытовые сценки.

 Чего здесь только нет : и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и собственные сочинения, но больше всего записей о жизни украинского народа — предания, обычаи и нравы, пословиц, поговорки, песни.

   Уже в Петербурге Гоголь просит матушку присылать ему побольше заметок о родной Украине , её обычаях , нравах и верованиях, ведь  «здесь так занимает вс ё малороссийское».

  • илл. Из «Книги всякой всячины...»

  Н.В.Гоголь -  В.А.Жуковскому

   

         «Мысли мои, моё имя,мои труды будут принадлежать России...»

     Художественное слово Гоголя бессмертно.

«Дорого русскому сердцу имя Гоголя. Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом, никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русской жизни и русского общества»-, писал Д.И.Писарев о Гоголе.

А.С.Пушкин  ( конец августа 1831 года)

     « Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность ! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился.   Мне сказывали, что когда издатель зашёл в типографию, где печатались «Вечера» , то наборщики стали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою.   ...наборщики помирали со смеху, набирая его книгу».                          

                                  + илл. - портрет Пушкина

   Прошло больше 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя, но всё так же  ярко и сильно звучат страницы гоголевских произведений, посвященные описанию русской жизни, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый меткий язык  .

Чтение отрывка   из повести «Майская ночь»

  • на фоне увертюры из оперы Римского-Корсакова «Майская ночь»

 

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!..Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете ; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь ! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды ; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно-зелёные стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений  стройно возникают в её глубине. Божественная ночь ! Очаровательная ночь!»

  • илл. Картина Куинджи

  Наступает ночь. Тихо зажигаются звёзды. С лёгким плеском колышется вода в озере, и лишь старый панский дом одиноко темнеет вдали. Об этом доме есть много страшных историй. Левко рассказывает Ганне легенду о старом  сотнике и его красавице Панночке.

                                       Илл. К повести «Майская ночь»

ЛЕВКО.  Рассказ о панночке

      Жил в этом доме сотник. У него была дочка. Жена у него давно умерла ,задумал он жениться на другой. Обещался он своей дочке ещё крепче её любить. Хороша была молодая жена, румяна и бела собою. Только так страшно  взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула. Ночью горько плакала панночка.Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней. Кинулась она на девушку, схватила она отцовскую саблю, бряк ею по полу – лапа с железными когтями отскочила , и кошка с возгом пропала . На третий день вышла мачеха с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма. Переменился к ней отец, заставил работать, а потом и вовсе выгнал из дома. Зарыдала панночка  и бросилась с самого высокого берега  в воду.  С той поры сделалась панночка над всеми утопленницами главной. В одну ночь  увидела она мачеху свою возле пруда, напала на неё и с криком утащила в воду. Но ведьма нашлась и тут : оборотилась в воде в одну из утопленниц.

   Теперь панночка собирает каждую ночь утопленниц и заглядывает им в лицо, стараясь узнать , которая их них ведьма…

                                             Гоголь    о языке

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи».

«Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и познать чудные законы его...»

В.Г.Белинский в статье «О русской повести и повестях г.Гоголя» (1835) писал о повести «Майская ночь» :

 

    «...Читайте её в зимний вечер у пылающего камелька, и вы забудете о зиме с её морозами и метелями ; вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь благословенного юга, полная чудес и тайн ; вам будет чудиться эта юная, бледная красавица, жертва ненависти злой мачехи, это оставленное жилище с одним растворённым окном, это пустынное озеро, на тихих водах которого играют лучи месяца, на зелёных берегах которого пляшут вереницы бесплотных красавиц...Это впечатление очень похоже на то, которое производит на воображение  «Сон в летнюю ночь» Шекспира».

В.Г.Белинский в статье «Русская литература в 1841 году» писал , что в «Вечерах...» «комизм весёлый, улыбка юноши, приветствующего Божий мир. Тут всё  светло, всё блестит радостию и счастием : мрачные духи жизни не смущают тяжёлыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы не  его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под  влиянием которого оно находится. И ни одно из них не проговаривается : поэт математически верен действительности и часто рисует комические черты без всякой претензии смешить, но только покоряясь своему инстинкту, своему такту действительности».

     А.С.Пушкин в 1836 году в 1 томе «Современника» писал :

            «Читатели наши ,конечно, помнят впечатление, произведенное над нами появлением «Вечеров на хуторе» : все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой весёлости, простодушной и вместе лукавой.Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина ! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неравильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов, предоставя сии недостатки на поживу критики. Автор оправдал таковое снисхождение . Он с тех пор непрестанно развивался и совершенствовался».

       В «Вечера на хуторе» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти.И нет ничего в них таинственного, мистического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

К сожадению, авторство данного материала не моё. Источник не записала, но сам сценарий очень прост для воспроизведения на сцене. У нас в вечере участвовали актёры-технари: электрики, механики, бухгалт...

Фольклорные мотивы в творчестве Н.В.Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки")

Урок знакомит  учащихся с биографией писателя и повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки"...

Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". 5 класс.

Открытый урок по литературе в 5 классе. 1й урок. Биография писателя и история создания  "Вечеров на хуторе близ Диканьки"...

Проектная работа "Фольклорные мотивы в сборнике Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки""

Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей, исследовать...