Проектная работа "Фольклорные мотивы в сборнике Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки""
проект по литературе (7 класс) на тему

Простякова Лариса Николаевна

 

Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей, исследовать художественные особенности повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также способы создания национального колорита эпохи.

 

 Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. исследовать дополнительную литературу по творчеству Н.В. Гоголя;

2. отобрать наиболее значимый материал из повестей «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», « Пропавшая грамота»,  «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место»;

3.выявить художественные особенности в использовании фольклорных мотивов и национальных традиций в повестях;

4. определить, в чём заключается художественный феномен «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Предметом исследования, как было сказано выше, стал цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Объектом исследования  избраны повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» как художественный феномен Гоголя. Мы попытаемся выявить причины, по которым литературная критика определила данное произведение как феноменальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

          Проект

                                на тему

«Фольклорные мотивы  в «Вечерах на хуторе близ                      Диканьки» Н.В.Гоголя»

учениц 7 «Б» класса ГБОУ СОШ №1015

Трощенковой Светланы, Простяковой Олеси.

Руководитель проекта: Простякова Л.Н.

                                Москва 2014 г.

Цели работы:

*Изучить литературу по данной теме

*Составить описание по данной теме

*Сделать вывод по данной теме

Методы:

Наблюдение

Сравнение

Обобщение

                     План работы

1.Вступление   с.

2.Основная часть  с.   

Мистические персонажи произведений Гоголя .

Версия, обосновывающая большую насыщенность мистикой гоголевских текстов.  

 Добро и зло на страницах повестей.

Религиозность автора и обращение к мистике.

Герои повестей.

Использование фольклора в произведениях.

3.Вывод  с.

4.Используемая литература  с.

5.Приложение  (презентация)

                                   

                                 

                             

                                    Вступление

Произведения Н.В. Гоголя всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Тема, выбранная нами, актуальна, так как 2014 год примечателен тем, что исполнилось 205 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. Писатель-классик, Гоголь внёс большой вклад в русскую литературу 19 века. Он был мистиком и великим выдумщиком, необычайной личностью. Может быть именно поэтому, а может, потому, что Н.В. Гоголь – необыкновенно талантливый писатель, сборник лучших мировых мистических произведений, изданный в Америке, открывает именно он, Николай Васильевич Гоголь.

Гоголь вошел в русскую литературу как автор сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Материал повестей поистине неисчерпаем: это устные рассказы, легенды, байки и на современные, и на исторические темы. «Лишь бы слушали да читали, – говорит пасечник Рудый Панько в предисловии к первой части сборника, – а у меня, пожалуй, – лень только проклятая рыться, – наберется и на десять таких книжек».

Прошлое в «Вечерах…» предстает в ореоле сказочного и чудесного. В нем писатель увидел стихийную игру добрых и злых сил, нравственно здоровых людей, не затронутых духом наживы, прагматизма и душевной ленью. Здесь Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную, ярмарочную жизнь.

 Праздник с его атмосферой вольности и веселья, связанные с ним поверья и приключения выводят людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным. Заключаются ранее невозможные браки («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»), активизируется всякая нечисть: черти и ведьмы искушают людей, стремясь помешать им.

Праздник в гоголевских повестях – это всевозможные превращения, переодевания, мистификации, разоблачение тайн. Смех Гоголя в «Вечерах…» – это подлинное веселье, основанное на сочном народном юморе. Ему доступно выразить в слове комические противоречия и несообразности, которых немало и в атмосфере праздника, и в обычной повседневной жизни.

Своеобразие художественного мира повестей связано, в первую очередь, с широким использованием фольклорных традиций: именно в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях Гоголь нашел темы и сюжеты для своих произведений. Он использовал поверье о папоротнике, расцветающем в ночь накануне Ивана Купала; предание о таинственных кладах, о продаже души черту, о полетах и превращениях ведьм и многое, многое другое. В целом ряде его повестей и рассказов действуют мифологические персонажи: колдуны и ведьмы, оборотни и русалки и, конечно, черт, проделкам которого народное суеверие готово приписать всякое недоброе дело.

 «Вечера…» – книга поистине фантастических происшествий. Фантастическое для Гоголя – одна из важнейших сторон народного миросозерцания. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. Склонность к легендарно-фантастическому мышлению писатель считал показателем духовного здоровья людей.

 Фантастика в «Вечерах…» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непознанного населена нечестью, а сами «демонологические» персонажи показаны Гоголем в сниженном, обытовленном обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей, вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними.

Например, ведьмы в «Пропавшей грамоте» играют в дурачка, предлагая деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку. Черт в повести «Ночь перед Рождеством» выглядит как «настоящий губернский стряпчий в мундире». Он хватает месяц и обжигается, дует на руку, словно человек, случайно схватившийся за раскаленную сковороду. Объяснясь в любви «несравненной Солохе», черт «целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны». Сама Солоха не только ведьма, но еще и поселянка, алчная и любящая поклонников.

Народная фантастика переплетена с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделяя добро и зло. Как правило, герои в первом сборнике Гоголя побеждают зло. Торжество человека над злом – фольклорный мотив. Писатель наполнил его новым содержанием: он утверждал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей, исследовать художественные особенности повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также способы создания национального колорита эпохи.

 Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. исследовать дополнительную литературу по творчеству Н.В. Гоголя;

2. отобрать наиболее значимый материал из повестей «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», « Пропавшая грамота»,  «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место»;

3.выявить художественные особенности в использовании фольклорных мотивов и национальных традиций в повестях;

4. определить, в чём заключается художественный феномен «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Предметом исследования, как было сказано выше, стал цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Объектом исследования  избраны повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» как художественный феномен Гоголя. Мы попытаемся выявить причины, по которым литературная критика определила данное произведение как феноменальное.

           

Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.

                                                                                      Н.В. Гоголь.

                                Актуальность темы исследования.

 В начале 19 века русская общественность проявляла большой интерес к Украине: её нравам, быту, фольклору, литературе. Украинская тематика привлекала К.Ф. Рылеева, сказывалась в творчестве А.С. Пушкина («Полтава»), А.И. Подолинского («Гайдамаки»), А.А. Погорельского («Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Монастырка»), А.А. Дельвига («Малороссийская мелодия»). «Здесь так занимает всех всё малороссийское…»- из письма Н.Гоголя к матери от 30 апр.1829 г.

У Гоголя возникает смелая мысль - откликнуться собственными художественными произведениями на читательскую потребность в украинской тематике, в частности, в фольклорно-этнографических материалах. Один из первых рецензентов «Вечеров…» Н.И. Надеждин назвал Украину «славянской Авзонией», т.е. славянским Древним Римом. Обращение к Украине стало обращением к коренным, национальным первоосновам славянского мира.

 Работу над циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь начал, вероятно, в апреле - мае 1829 года. Тематика «Вечеров…»- характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества ( «Страшная месть») и мелкопоместного дворянства («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»).

Для современного читателя и исследователя представляет интерес национальная самобытность украинского народа, смелое переплетение реального и ирреального, а также загадочность личности самого писателя. Читая и изучая творчество Н. Гоголя, понимаешь, что литература его - это способ самовыражения, попытка создать свой собственный портрет, не идеализированный, не лишённый внутреннего конфликта, притягательный, таинственный, ироничный, всегда вызывающий живую заинтересованность.

 Гоголь почитал себя загадкой. Думается, в этом заключается повышенное внимание к его произведениям и в настоящее время.

                                  Мистические персонажи

Мы с удовольствием прочитали такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть» и повесть «Вий» из сборника «Миргород». Проработав исходный материал, мы заметили, что Гоголь не использует всем известных мистических персонажей, широко распространённых в народных сказках, таких, как Кощей, кикимора, водяной, Баба Яга, леший, домовой и др. В его произведениях мы встретили колдунов («… в глубоком подвале у пана Данилы, за тремя замками, сидит колдун» («Страшная месть»), ведьм (« …Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»( «Ночь перед Рождеством»), ведьмаков ( Пацюк в «Ночь перед Рождеством»), страшного Вия из повести «Вий»( «…приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца…»), чертей ( «Ночь перед Рождеством») и других. Мы решили узнать, какова природа этих необычных героев, откуда они появились и в каких ещё произведениях литературы и фольклора встречаются. Мы посмотрели материал энциклопедий, толковых словарей.

Колдун – это мистический персонаж, обладающий необычными магическими способностями. Колдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва),чародей (чародейка) — человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебство, магия).

В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов». Он сторонник чёрной магии, во многих произведениях является отрицательным персонажем, творящим зло. Своей ролью и значением в произведениях напоминает ведьму. В своей повести « Страшная месть» Гоголь описывает его так: «…приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву…, как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди них козака. Кто он таков, никто не знал. Но уже протанцевал он на славу козачка. И уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё. Изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик. - Это он! Это он!- кричали матери, хватая на руки детей своих…». Как мы видим, Гоголь – прекрасный словесный рисовальщик. От созданного им портрета колдуна исходит угроза. Но здесь мы видим и другое: Гоголь остаётся в душе истинным православным христианином и утверждает торжество святых икон над нечистой силой – под их властью исчезает обман и колдовство, всё проявляет истинную сущность.

Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она, как и колдун, любит делать зло людям . Она хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.

Ведьмак- это существо, практически не причиняющее людям вреда, часто даже помогающее им. Он надзирает над ведьмами и мешает им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его так: «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… Давно уже…жил он в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист… не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка, а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, как недуг будто рукою снимался…». Пацюк, как видим, помогает людям. Он вполне добродушен, озорничает с кузнецом, пришедшим спрашивать дорогу к чёрту. Но он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, приведшие к нему Вакулу.

Ещё одно ужасное существо – Вий. Это существо из семейства злыдней. А злыдни, в свою очередь, крошечные существа, селившиеся за печкой и приносившие дому несчастья. У древних славян Вий был известен тем, что насылал ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые  сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то ничто не укроется от его взора. Примечание Гоголя: «Вий – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть «Вий» есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Интересно, что некоторые детали не вошли в поэтический рассказ Гоголя. В некоторых местах люди представляют  Вия, как страшного разрушителя, который одним своим взглядом убивает людей и сжигает города. Данный герой упоминается в повести «Вий»: «…И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались широкие шаги, звучавшие по церкви, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома…». Далее, как мы помним, философ посмотрел в глаза Вию и был узнан. Вся нечисть также увидела несчастного и растерзала его. Таким образом, Вий способствовал погублению христианской души, а значит, он страшное существо.

 Чёрт – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».

 Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести знахарей и ведьмаков, к отрицательным – Вия, колдуна и чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Однако у писателя есть ещё одна ведьма – мачеха панночки из «Майской ночи». Страшная сущность этой ведьмы проявляется в образе жуткой чёрной кошки с железными когтями. Молодая жена сотника зла, чернота её души видна почти воочию: свет месяца не может проникнуть сквозь неё, она непрозрачна. Но зло наказано и в этом произведении, за что мы благодарны Н.В. Гоголю.

                       

          Версия, обосновывающая большую насыщенность произведений                                                     Гоголя мистическими персонажами.

 Стремление Н.В. Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы (кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях - сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».

Мы думаем, что Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.

Второе предположение состоит в том, что Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.

                                                 Замысел автора.

 Первым произведением романтического цикла стала повесть « Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (Отечественные записки.- 1830.- Февраль- март. Без подписи).

 Гоголь поставил перед собою задачу открыть цельный и полноправный народный мир в свободно воссозданном им собственном художественном мире, воплотить при этом красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт украинского крестьянства и казачества, как правило, не в его будничности и повседневности, а главным образом в его праздничности, необычности, исключительности. Ярмарка («Сорочинская ярмарка»), Иванов вечер («Вечер накануне Ивана Купалы»), гуляние парубков и дивчин в майскую ночь («Майская ночь, или Утопленница»), колядки («Ночь перед рождеством»). Украина у Гоголя изображена как целый материк на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы.

Гоголь решительно порывал с идиллическими представлениями об Украине, сложившимися в русской литературе в начале 19 века под влиянием сентиментализма.

Напротив, мир гоголевских «Вечеров…» изначально конфликтен, ему чужды всякая идилличность и прекраснодушие.

                               Добро и зло на страницах повестей.

 Н.В. Гоголь в своих произведениях отражает народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно. Поэтому он возвышает добро над злом, великодушие над корыстолюбием, гуманизм над эгоизмом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, благородство над низменностью и подлостью, одухотворённую любовь над грубой чувственностью. Автор убеждает своих читателей, что власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно- нравственных законов, предательство родины заслуживает тягчайшей кары. Попытка решить общечеловеческие проблемы придаёт творчеству Гоголя современное звучание.

                     

                     Религиозность автора и обращение к мистике.

 Фантастика, которая органически вплетается в реальную жизнь, приобретает в «Вечерах» прелесть наивно - народного воображения и служит поэтизации народного быта. При этом религиозность Гоголя не исчезала, а постепенно росла. Более полно она выразилась в повести «Страшная месть». Здесь в образе колдуна, созданном в мистическом духе, олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочной страшной силе противопоставляется православная религия, вера во всё побеждающую власть божественного произволения. Так, в «Вечерах…» проявились мировоззренческие противоречия Гоголя, что помогает воссоздать психологический портрет писателя.

 Весь цикл повестей пронизан украинскими мотивами. В них Гоголь изображает быт малороссиян, их традиции, уклад, фольклор. Для создания произведений Гоголь использовал поистине неисчерпаемый материал : это и устные рассказы, и легенды, и приметы, и песни - изображая через них крепкий дух украинского народа, певучесть его языка, мистические и невероятные истории, происходившие с людьми в реальной жизни. Читая повести, можно заметить яркую особенность творчества Гоголя- обращение к мистике, разного рода чертовщине. Но вся эта нечисть- черти, колдуны, ведьмы, мертвецы- существуют не отдельно от людей, а активно вмешиваются в их жизнь. Тесное сплетение мистики и реальности, невозможность существования одного без другого определяет особенность творчества писателя.

Жизнь людей, как и жизнь нечистой силы, изображена на бытовом, простонародном уровне. В повести « Сорочинская ярмарка» чёрт имеет облик обычного гуляки, который целый день пропивает деньги с горя в шинке. В «Ночи перед рождеством» чёрт, словно человек, дует на лапу, когда обжигается о месяц.

Во внешнем облике тоже угадываются черты реального персонажа: «спереди- совершенный немец», а «сзади- губернский стряпчий в мундире». Ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашёптывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду», целуя её руки « с такими ужимками, как заседатель у поповны». В «Пропавшей грамоте» ведьмы играли в дурака с простым человеком на выкуп, « как часто делали это мужики, сидя в шинке». И не было случая, когда чёрт не вмешался бы в дела людей и не сотворил бы пакостей простому люду. Вот каким предстаёт образ Басаврюка в повести «Вечер накануне Ивана Купала»: «В этом-то хуторе показывался часто человек, или, лучше, дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал…Басаврюк- так называли этого бесовского человека…всякого проберёт страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унёс бы ноги бог знает куда…Басаврюк! У! Какая образина! Волосы- щетина, очи- как у вола!» А вот описание ведьмы из «Майской ночи»: «Привёз сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, её увидевши; и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха… Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело её не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то чёрное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы и схватил её, и Левку почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице сверкнула злобная радость». «Батюшки мои!-ахнул дед, разглядевши хорошенько: что за чудища! Рожи на роже, как говорится, не видно. Ведьм такая гибель, как случается иногда на рождество выпадает снег: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака. Пыль подняли боже упаси какую! Дрожь бы проняла крещёного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красивых девушек…»- это отрывок из повести «Сорочинская ярмарка».

Но не всегда изображение нечистой силы может показаться нам таким смешным и довольно обыденным. Например, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» автор показывает нам ужасные последствия сделки с дьяволом: проливается невинная кровь бедного Ивася, а богатство сводит с ума и не приносит счастья, оно в конце концов превращается в битые черепки. Это переплетение добра и зла может служить поучительным примером. Петро хотел бесплатно разбогатеть, но за это жизнью невинного заплатить пришлось. Это учит тому, что от лёгкого обогащения добра не жди: с чёртом можешь на всю жизнь повязаться.

 И всё же добро и преданность христианской вере побеждают. «В это время пропел петух. «Куда?- закричал он (Вакула), ухватя за хвост хотевшего убежать чорта:- постой, приятель, ещё не всё: я ещё не поблагодарил тебя». Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный чорт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен…Проснувшись, он (Вакула) испугался, когда увидел, что солнце уже высоко: «Я проспал заутреню и обедню!» Тут благочестивый кузнец погрузился в уныние, рассуждая, что это, верно, бог нарочно, в наказание за грешное его намерение погубить свою душу, наслал сон, который не дал даже ему побывать в такой торжественный праздник в церкви».

                                          Герои    повестей.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» населены массой персонажей - злых и добрых, обычных и незаурядных, пошлых и поэтичных. Перед нами проходит галерея лиц, нарушающих народно- нравственные законы, духовно ограниченных, корыстолюбивых, эгоистических, чаще всего властвующих: попович («Сорочинская ярмарка»), кулак Корж («Вечер накануне Ивана Купала»), голова Макогоненко («Майская ночь, или Утопленница»), богач Чуб, дьяк («Ночь перед рождеством»). Воссоздавая пёструю толпу, Гоголь ведущими героями делает характеры могучие духом, широкие по своей натуре, волевые, цельные, морально твёрдые, вроде кузнеца Вакулы («Ночь перед рождеством»), деда («Пропавшая грамота»), Данилы Бурульбаша («Страшная месть»), умные, смелые, ловкие, как Грицко Голопупенко («Сорочинская ярмарка»), поэтические, подобно Левко и Ганне («Маяская ночь, или Утопленница»). Эти образы идут от народно- песенной стихии. Внешний портрет всегда даётся в тесной связи с внутренним обликом.

Левко, молодой, вольнолюбивый, смелый до дерзости казак («Майская ночь…»), ради правды не щадит и своего отца. Это он, призывая парубков «побесить хорошенько» Голову, говорит: « Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки».

В обрисовке образа Данилы Бурульбаша («Страшная месть») подчёркиваются былинно- богатырские свойства. Даже сон у него «молодецкий». Речь его уходит корнями в словесные родники народно- гражданских дум и былин: « Нет, дитя моё, никто не тронет волоска твоего. Ты вырастешь на славу отчизны; как вихорь будешь ты летать перед казаками».

Главные герои Гоголя являются олицетворением доброй силы, нравственной красоты и христианской духовности. Они вбирают в себя мировоззрение автора.

                                         Фольклорные мотивы

 Если говорить о фольклорных мотивах, то следует отметить, что все сюжеты цикла повествуют «про какое- нибудь старинное чудное дело». «Вечера…» задуманы в форме сказа, всего вероятнее, дьячка Фомы Григорьевича. От его имени ведётся повествование «Вечеров нанануне Ивана Купалы», «Пропавшей грамоты», «Заколдованного места». Отступая от этого замысла, Гоголь даёт слово «гороховому паничу» («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь…») и другим рассказчикам. Образ пасечника Рудого Панько возник перед публикацией «Вечеров…». Все основные рассказчики- представители народа, его воззрений. Гоголь хотел, чтобы его «Вечера…» и по языку были народными. Речь рассказчиков- чудесные россыпи живого народно- просторечного языка, полного оригинальных выражений, присловий, поговорок, и пословиц. Такой речью украинцы заговорили в русской литературе впервые. Это было новостью, привлекшей читателя.

Повести наполнены народными легендами и преданиями о нечистой силе, об исторических событиях. Например, рассказ обезумевшей Катерины из повести «Страшная месть»: «Мне пришла на ум забавная история: я вспомнила, как погребали мужа моего. Ведь его живого погребли…какой смех забирал меня!.. Слушайте, слушайте!»- И вместо слов начала она петь песню:

Бижить возок кровавенький;

 У тим возку козак лижить,

 Постреляный, порубаный.

В правий ручци дротик держить,

С того дроту кривця бижить.

Бижить рика кровавая.

Над ричкою явор стоить.

Над явором ворон кряче.

 За козаком мати плаче.

Не плач, мати, не журися!

Бо вже твий сын оженився.

Та взяв жинку паняночку,

В чистом поли земляночку,

И без дверец, без оконец.

Та вжи писни вишов конец.

Танцовала рыба з раком…

А хто мене не полюбить, трясця его матирь!

Эта песня очень близка по настроению, по содержанию к русским народным песням «Чёрный ворон», «Степь да степь кругом». В них звучит тоска и безысходность. Подобные элементы фольклора усиливают звучание загадочности и таинственности в повестях Гоголя.

Вот ещё отрывок из песни слепца («Страшная месть»): «Ехали оба рыцаря на жалованную королём землю, за Карпат. Посадил козак Иван с собою на коня своеог сына, привязав его к себе. Уже настали сумерки- они всё едут. Младенец заснул, стал дремать и сам Иван. Не дремли, козак, по горам дороги опасные!..Но у козака такой конь, что сам везде знает дорогу, не спотыкнётся и не оступится. Есть между горами провал, в провале дна никто не видал; сколько от земли до неба, столько до дна того провала. По-над самым провалом дорога- два человека ещё могут проехать, а трое ни за что. Стал бережно ступать конь с дремавшим козаком. Рядом ехал Петро, весь дрожал и притаил дух от радости. Оглянулся и толкнул названого брата в провал. И конь с козаком и младенцем полетел в провал…». Но народное предание гласит, что не оставил всевышний братоубийство без внимания. И на земле род Петра был лишён навсегда счастья. Таким образом, в фольклоре отражается представление народа о праведном суде.

Все народы сохранили до сих пор легенды и предания, в которые верят и в наши дни. Примеры тому мы видим и в произведениях Гоголя. Всем известна легенда о красной свитке. Красная свитка символизирует цвет огня, пламени. А, как известно, ад христианам представляется огненным и страшным, его называют пеклом ( от слова печь, а в печи –огонь). Эта история о чёрте, которого выгнали из пекла за «какое- нибудь доброе дело», что не свойственно чёрту, так как он у людей всегда вызывает самые негативные чувства и ужасающие представления. Соскучившись по пеклу, чёрт с горя пьёт в шинке, а, истратя все деньги, закладывает свою свитку при условии, что шинкарь будет хранить её целый год. Но этого не случилось: шинкарь продал свитку пану, у пана её украли цагане и перепродали мужику. Мужик понял, что из- за свитки не может продать ничего, пошёл в поле и разрубил её, но свитка снова собралась в единое целое. Тогда мужик снова разрубил свитку, а куски разбросал по всему месту. С тех пор чёрт ходит во время ярмарки по площади и ищет свитку. Теперь ему только рукава недостаёт.

 Или история о белой панночке, которую мачеха (злая ведьма) хотела убить, душа железными когтями («Майская ночь…»).

Все эти истории превратились из мифа в реальность и заставили простых людей принимать участие в решении этой загадки. Ведь последний элемент свитки- рукав- оказался в доме Черевика, а Левко встретил утопленницу и помог найти мачеху.

Нечистые живут с народом, словно говоря, что они тоже малороссияне. Эти легенды давно живут, и народ не перестаёт в них верить.

 В цикле повестей «Вечера…» можно увидеть, какие прекрасные песни пели матери, укачивая детей в люльке, песни- шутки, песни лирические и весёлые. И каждое слово в песне волшебно, мелодично звучит. Песня- это важный элемент жизни украинского народа.

 Немало прослеживается в повестях примет, заговоров, пословиц. Например, примета о том, что, если « тотчас прогнать человека, уже севшего на лавку, значит накликать беду». А вот семейный обычай: если жена что сделала, надо спросить не у неё - у мужа надо спрашивать. Есть и свои способы выздоравливать, снимать сглаз. Например, выливать переполох: в воду выливают расплавленное олово или воск, чтобы определить, что напугало больного. Какую форму капли на воде примут, то и напугало.

 Читая повести Гоголя, мы погружаемся в мир, где царит народная простота, свобода, где всё естественно и нет притворства. Произведения Гоголя предстают перед нами удивительно целостным полотном, где нет ни одной случайной детали и нет ни одной картины, возвышающейся над остальными по степени своей значимости. В этом, пожалуй, и заключается художественная феноменальность «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мир, созданный воображением Гоголя, существует удивительно гармонично, всё созвучно в нём, и всему есть место. Повести отражают все стороны жизни народа, его духовные и психологические особенности. Автор не выделяет особенно описание быта украинского народа или фольклорные основы бытия, или мистическое начало- всё это вместе превращается в самобытную, яркую и живописную картину реальной действительности.

Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир "поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль, что в ней сказка, всё поневоле принимаешь за быль".

Переходя к рассказу о мистических образах Н.В.Гоголя, мы, прежде всего, должны установить следующее: все произведения Н.В.Гоголя, в которых так или иначе выступает мистика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие - к современности или к прошлому (давность прошлого – полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое). "Пропавшая грамота" тоже относится к произведениям о "прошлом".

Вообще, "Вечера" "следуют двум разнородным традициям: немецкая романтическая демонология (ведьмы, черти, заклинания, колдовство) и украинская сказка с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола". Бес – это существо, в котором сосредоточились отрицание Бога, вечная пошлость.

Гоголь "при свете смеха исследует природу этой мистической сущности", который заставляет людей "делать что-то подобное человеческому, как механик своего безжизненного автомата" или толкает невесту в объятия "страшной черной кошки с железными когтями", то есть в объятия ведьмы.

 Мы обратим внимание на ключевые фольклорные образы и мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" и "Миргороде", а именно: проследим эволюцию образа черта, рассмотрим "русальный мотив" и образ ведьмы-кошки.

В ранних циклах черт имеет реальные типологические черты. У него "узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхающая все, что ни попадется, мордочка, оканчивающаяся, как у наших свиней, круглым пятачком", "острый и длинный хвост". Это мелкий бес, осмысленный в фольклорных традициях.

Первая повесть сборника "Вечеров на хуторе близь Диканьки" - "Сорочинская ярмарка" - открывается изумительным, полным восторга описанием Украины, родины Н.В.Гоголя. Сюжет повести, однако, очень скоро начинает клониться к нечистой силе, к "странному происшествию", случившемуся на ярмарке: между товаром появилась "красная свитка". Это дьявольская одежда даже и "разрубленная на куски" не даёт людям покоя: "как раз во время ярмарки чёрт со свиною личиной ходит по всей площади, хрюкает и подбирает куски своей свитки".

Завершает "Вечера на хуторе ..." повесть "Страшная месть". И здесь в одной из глав - хрестоматийно известное, божественное описание Днепра. Но всё сюжетное наполнено ужасом, гибелью людей и если не торжеством нечистого, колдовского духа, то историями его злых дел.

В сочинениях и письмах Н.В.Гоголя слова чёрт, дьявол, колдун, ведьма, образы нечистой силы встречаются очень часто. В этом смысле его произведения сильно отличаются от произведений других писателей XIX века. В мировом искусстве - изобразительном и словесном - есть своя высокая традиция изображения Демона, Дьявола, Мефистофеля, Черта, Воланда. Николай Васильевич разрушил суеверное значения слова "чёрт", которое "нельзя было и произнести, не сплюнувши и не перекрестивши лба". В молодости Гоголь смеялся над чертями, потому что был уверен: смех проймёт даже того, кого уже ничто не проймёт. Он высекал из страшного чёрта искру смеха, включая рассказ о нечистой силе в иронический контекст и тем, посрамляя её "всемогущество". Постепенно победа смеха переставала быть очевидной.

Чёрт со свиным ликом, конечно, смешон, смешны почти все нечистые духи светлой первой книги Н.В.Гоголя. Обычно если наведут они страх, то ненадолго. Чёртом пугали, он олицетворял наказание за своеволие, за душевную самостоятельность.

Гоголевский черт – это "недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам". Вторжение демонических сил в жизнь человека становится причиной той пустоты в мире, где забыли Бога, которая рождает гибель. В этом ирреальном мире даже красота становится чем-то страшно пронзительным, сопровождаемым не только бесовски - сладким чувством, но и паническим ужасом.

Таким образом, одна из ипостасей гоголевского беса заключается в явлении "бессмертной пошлости людской", которую надо "бить по морде, не смущаясь". Эта пошлость есть "начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное", она отрицает Бога и отождествляется со всемирным злом.

В "Пропавшей грамоте", к примеру, использована легенда о запроданной душе, за которой отправляются в ад. (Гоголь, сознательно путая фантастическое и комическое, подменяет в повести "душу" - "шапкой".) В основе "Вечера накануне Ивана Купала" - предания об Иване Купала, а "Сорочинской ярмарки" - легенда о черте, выгнанном из пекла, и о поиске чертом своего имущества. Как же Гоголь распоряжался своим фольклорным хозяйством? "На другую ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента". Даже по одному этому отрывку из "Вечера накануне Ивана Купала" видно, насколько авторская проза далека от первоисточника. Во-первых, Гоголь пользуется крупным планом (монисто на шее; лента, вплетенная в косу). Во-вторых, придает происходящему конкретно-чувственный характер. В-третьих, вводит элемент пародии ("кусать за палец, когда на нем перстень"). В каждой повести "Вечеров" взаимодействуют сразу несколько фольклорных сюжетов. Концентрация сказочного материала в них громадна.

Гоголь сжимает целые сказки до размеров эпизода. В "Сорочинской ярмарке" сварливая Хивря, услышав стук в дверь, прячет кокетливого поповича на доски под потолком. Этот фрагмент - усеченный сюжет народной сказки "Поп". Кстати говоря, в сказке конкретно-чувственное начало, несмотря на игривость ситуации, полностью отсутствует. У Гоголя же оно играет не меньшую роль, чем сам сюжет: "Вот вам и приношения, Афанасий Иванович! - проговорила она, ставя на стол миски и жеманно застегивая свою как будто ненарочно расстегнувшуюся кофту. - Варенички, галушечки пшеничные, пампушечки, товченички!" [11, 110]

В основу сюжета повести "Вечер накануне Ивана Купалы" положен славянский языческий праздник Ивана Купалы, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Ивана Предтечи (24 июня по старому стилю).

В Малороссии существует поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, именно в полночь перед Ивановым днем, огненным цветом. Успевший сорвать его – несмотря на все призраки, ему препятствующие в этом, находит клад. Клад в повести становится дьявольским искушением, которого не выдерживает Петрусь, убивший невинного ребенка и добывший золото этой страшной ценой.

Потому неизбежна суровая кара за кровавое преступление, не принесшее счастья молодым. Ведь так призрачно и недолговечно богатство, приобретенное нечестным путем.

В повести "Майская ночь, или утопленница" эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя.

Он рассказывал А. О. Смирновой о приключившейся с ним истории, когда было Гоголю всего пять лет: " Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мной одна старуха няня, да и та куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался в уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла потягиваясь.

А мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене.

"Киса, киса", - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд, где несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались – водворились полный покой и тишина, - мне вдруг стало жалко "кисы". Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем меня высек".

В "Майской ночи" ведьму-мачеху утаскивает в пруд утопленница-панночка.

Образ кошки предстает и в повести "Старосветские помещики" (сборник "Миргород"). У Пульхерии Ивановны сбежала по зову плоти ее любимая кошечка, а потом вдруг явилась совсем одичавшей. Старушка решила, что это предвестие ее близкой кончины, что это сама смерть пришла за нею.

Злая дьявольская нечисть, олицетворявшая в "Вечерах" темные силы, оказывается в большинстве случаев посрамленной, и все ее попытки одурачить, поиздеваться над человеком оборачиваются против нее самой.

Но великие беды и несчастья приносили адские силы, когда обманным путем и бесовскими посулами им удавалось ослепить людей, заставить их хотя бы на мгновения усомниться в своей правоте.

Как и в прежних произведениях Гоголя, большое место в повести "Страшная месть" занимает фантастический сюжет. Но за фантастическими чертами и событиями в повести раскрывается реальная историческая и нравственная тема преступности и предательства, неизбежности за это самой суровой кары.

Ужасны кровавые злодеяния злого колдуна-предателя из этой повести, но неминуемое возмездие настигнет его в положенный час.

А. К. Вронский в книге "Гоголь" пишет: "Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалите черта, колдуна, ведьм, мерзостные свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее.

Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, кладах, - что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого.

Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи; подобно Чубу, куму, дьяку они благодаря интригам черта превращаются в кули".

Фольклорная фантастика представлена в гоголевской прозе не только на сюжетном - самом очевидном - уровне. Вода, огонь, лес играют в "Вечерах" ту же роль, что и в фольклоре. А.Н.Афанасьев в статье "Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни" отмечает, что в разных регионах подозреваемых в ведовстве пытали по-разному: жгли каленым железом, вешали на деревьях. В Литве колдуний приманивали на кисель, который варили на святой костельной воде. "На Украине, - пишет А.Н.Афанасьев, - до позднейшего времени узнавали ведьм по их способности держаться на воде. Когда случалось, что дождь долго не орошал полей, то поселяне приписывали его задержание злым чарам, собирались миром, схватывали заподозренных баб и водили купать на реку или в пруд. Они скручивали их веревками, привязывали им на шею тяжелые камни и затем бросали несчастных узниц в глубокие омуты: неповинные в чародействе тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощью веревок и отпускали на свободу; тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали насмерть и топили силою..." В "Майской ночи" Гоголь, оставаясь верным украинскому обычаю, превращает ведьму в утопленницу, которая живет в пруду. В "Вечере накануне Ивана Купала" девушки бросают бесовские подарки - перстни, монисто - в воду: "Бросишь в воду - плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки..." Воспринимал ли Гоголь фольклор как фольклор, т.е. филологически? В известном смысле, да. В письмах он просил мать и близких присылать ему в Петербург фольклорные материалы. Самым внимательным образом штудирует писатель "Грамматику малороссийского наречия" Павловского. Он выписывает оттуда десятки украинских имен и, как отмечает Г.Шапиро, 136 пословиц и поговорок. Некоторые из них Гоголь использует в "Вечерах".

И все же подход писателя к фольклору лишь с большими оговорками можно считать филологическим. В двадцатых годах XIX столетия на Украине легенды, сказки, думы были еще частью живой литературы, а не только традицией. Они не нуждались в первооткрытии и возрождении, в романтизме как школе и программе. В широком культурном смысле Гоголь был не в меньшей степени современником Ф.Рабле, чем современником А.С.Пушкина или нашей с вами современницы, художницы-примитивистки Марии Приймаченко. Лично Гоголь, открытый сразу двум культурам - украинской и русской, выиграл на патриархальности и периферийности Малороссии, которой в империи была отведена роль провинции. То, что петербургские, озерные, иенские, гейдельбергские романтики воспринимали как фантастическое, сверхъестественное, для Гоголя было естественным, не выходящим из ряда вон, житейским. "Романтизм" ранней прозы Гоголя столь же "натурален", как и его зрелая проза, проходящая по разряду "натуральной школы". Субъект - авторское видение - не менялся. Менялся объект. Попытки же подменить субъект, самого себя, приводили Гоголя к клиническим последствиям. Театрализация прозы, инсценировки романов и повестей - жанр уже давно узаконенный, им никого не удивишь и не возмутишь. Гоголевские "Вечера" - это, условно говоря, "прозаизация" театра. Фантастическое в них носит характер водевиля. "Боже мой! Чего только нет на этой ярмарке! Колеса, стекло, деготь, ремень, цыбуля, торговцы всякие... так что если бы в кармане было хоть тридцать рублей, то и тогда бы не скупил всей ярмарки". Ошибиться невозможно. Это Гоголь. Но не Николай Васильевич, а Василий Афанасьевич. Цитату из отцовского водевиля "Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом", написанного по-украински, Гоголь использовал в качестве эпиграфа в "Сорочинской ярмарке".

                                                              Заключение

В данной работе мы рассмотрели фольклорные мотивы в творчестве Н.В.Гоголя. В результате мы определили специфические черты фантастического в творчестве писателя, отметив эволюцию образов гротескного мира.

В ходе работы мы пришли к выводу, Что Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки.

В первом опубликованном цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" фольклорные мотивы связаны в основном с народными праздниками (Иван Купала, Рождество, Святки). Мистические силы в этих повестях благосклонны к героям-людям, вольно или невольно помогают им. Образы фольклорных персонажей обрисованы с юмором и иронией, не несут агрессивной злой силы. В ходе работы мы подробно рассмотрели образ черта, наиболее часто встречающийся среди фольклорных образов ранних повестей Н.В.Гоголя. Мы установили, что этот фольклорный персонаж в творчестве писателя неоднозначен: очевидно соединение черта немецкого романтизма с исконными народными преданиями славян.

Мы рассмотрели русальный мотив в "Вечерах на хуторе близ Диканьки". В результате мы также установили тесное переплетение мотивов народных сказаний и романтической традиции. Вообще же романтическая традиция весьма характерна для сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". В противоположность "Миргород" есть явление, отчетливо впитавшее в себя зачатки реалистической традиции.

Таким образом, фольклорный мотив в произведении сопрягается с мотивами философскими. В незатейливых, казалось бы, повестях скрывается подлинный пафос торжества человеческого чувства и одновременно изображается, как неприглядно смотрится человек, утративший свое истинное сокровище, свой истинный лик - мыслящего, глубоко верящего существа.

В заключение еще раз отметим важность фольклорных мотивов для творчества Н.В.Гоголя. Мы попытались показать, что фольклор - это богатейшая, неисчерпаемая сокровищница, которая, рассказывая нам о седой старине, освещает путь всему человечеству. Фольклор- это великая притча, которую нужно уметь истолковать с тем, чтобы дорожка к Храму и к человеческому сердцу не зарастала бурьяном.

                                          Список литературы

Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя/ И.Ф. Анненский.- М.: "Наука", 1979.

Большая энциклопедия школьника по литературе, издательство «Эксмо», М., 2006 г.

Википедия.

Гоголь Н.В. Повести. Мёртвые души.- М.: «Эксмо», 2008 г.

Статья В.Розанова о Гоголе Н.В.-М.: «Эксмо», 2008 г.

 Универсальная энциклопедия школьника: 5-11 классы./ Мирошниченко С.А. – Ростов н/Д. Феникс: Донецк: издательский центр «Кредо», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс

Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

Творческий проект по повестям Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Данный материал представляет собой творческий проект по повестям сборника  Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".Задача: Проследить, как  показана борьба Добра и  Зла в повестях Н.В.Г...

Викторина по сборнику "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя

Работа содержит материал занимательного характера, позволяющий проверить знания учащихся по изученным повестям Н.В Гоголя в игровой форме....

Фольклорные мотивы в творчестве Н.В.Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки")

Урок знакомит  учащихся с биографией писателя и повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки"...

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»

Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...