Главные вкладки

    Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Лошкарева Наталья Павловна

    Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc468 КБ

    Предварительный просмотр:

     ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по ИЗО

    Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

    Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

    Вид урока: урок-сказка.        

    Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

    Цель:

    способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

    закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

    Планируемые достижения:

    Предметные:

    представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

     умение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

     умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

    Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;

    Метапредметные (УУД):

    Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

    Моделирование (макетирование объемной формы);

    Оборудование:

    Для учителя:

    оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;

    модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

    цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

    таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

                                 

    • образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;  

             

    • игра «Найди свой узор».

                               

    • мультимедийная презентация «Дымка».

    Для учащихся:

    • рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
    • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
    • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

                                     

    • глиняные игрушки на каждого ребёнка;
    • печатки-тычки различного диаметра;
    • краски темперные;
    • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

    Музыкальный ряд:

    • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
    • Песня «Дымковская карусель»;
    • Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
    • Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

    Литературный ряд:

    • Стихи о дымковской игрушке;
    • Сказка о Дымке;
    • Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).

    Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

    Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

    Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

    Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

    ПЛАН УРОКА

    I Подведение к цели урока.

    1. Прослушивание песни «Дымковская карусель». Драматургическая завязка. .Подведение к цели урока.

    II.Освоение нового материала.

    1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
    2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
    3. Игра «Найди свой узор».
    4. Физминутка.
    5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

    III. Применение освоенного в практической деятельности.

    1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее вылепленной глиняной или бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).

    IV. Оценка результатов .

    1. Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.

    1. Подведение к цели урока.

    В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и  созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

    Драматургическая завязка урока.

    •  Цели и задачи:
    • для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
    •  для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.

    • Учитель. – Ребята! Посмотрите,  кто  к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
    • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

    • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
    • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

    Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

    Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

    Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

    Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров  и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

    Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

    • Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

    Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

       II. Освоение нового материала.

    Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

     Цели и задачи:

     для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

    для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.

    • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

    (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

    • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
    • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
    • Какие цвета брали для росписи игрушек?
    • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

    - В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

    • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
    • в ряд;
    • в шахматном порядке;
    • в клетке между линиями.
    • Обратите внимание на точки:
    • Между  кольцами;
    • на кольцах;
    • по краю колец.
    • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

         Дети садятся за столы.

    2. Упражнение на закрепление изученного материала .

    Цели и задачи:

    для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

    для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

    • Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

    3. Игра «Найди свой узор».

    Цели и задачи:

    для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа, 

    для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.

    • Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).  

    4. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

    5.  Постановка художественной задачи.

     Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек в материале.

    • Учитель. – Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

    • Учитель. –
    • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
    • Какие?
    • Какие элементы росписи будете использовать?

    • Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

    III. Применение освоенного в практической деятельности.

    6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.

     Цели и задачи:

     для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

    для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.

    Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

    Почтеннейшие господа!

    Посмотрите вы сюда!

    Игрушки всякие на все манеры:

    Вот и барышни и кавалеры.

    У барынь алые щёки и губки,

    Нарядные платья и тёплые шубки.

    Красна девица в венце

    У неё румянец на лице

    Собой хороша,

    Стоит не дыша!

    Посмотрите, что за конь

    Ручкой только его тронь

    Он с тобою вместе

    Ускачет вёрст за двести.

    И с хвостом и с гривой

    Вот какой красивый!

    А вот стоит козёл

    На стройных ногах

    Вся краса у козла в рогах!

    Он качает головой

    Посмотрите я какой!

    Яша-дружок

    Дует в рожок,

    Сидит на спинке

     У красивой свинке!

    Индя-индя-индючок!

    Ты похож на сундучок,

    Сундучок то не простой,

    Красный, жёлтый, голубой!

    IV . Оценка результатов.

    1. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».  

                         Цели и задачи:

    для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;

    для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

    Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

    А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

    А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

    Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

    Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

    Урок в 5 классе по изобразительному  исскуству.  На уроке рассматриваются виды игрушек:  филимоновской, каргопольской, дымковской . ...

    План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».

    Цель урока:1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.3.Развивать творческую и познавательную акти...

    Конспект урока Изо 5 кл. "Древние образы в современных народных игрушках"

    "Древние образы в современных народных игрушках" на этом уроке дети знакомятся с удивительным и разнообразным миром детской, народной игрушки....

    Открытый урок по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках.

    Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.Н.Неменского....

    Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

    Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...