Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства
статья (изобразительное искусство) на тему

Кузнецова Елена Юрьевна

 

Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя   изобразительного искусства МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района РМ

 Кузнецовой Елены Юрьевны

        Тема инновационного педагогического опыта: 

 «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий»

1.Условия возникновения, становления опыта.

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди,  обладающие динамизмом,   мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной.  Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности.   Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

            Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что дивергентное (творческое) мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.

2. Актуальность опыта

Повышение мотивации обучения изобразительному искусству  путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.

3. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение технологии   проектно-исследовательского обучения позволяет повысить интерес учащихся, как к  учебной, так и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

        Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства   предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

         Практическая  значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- развитию творческо-информационного мышления.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание  - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».

В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:

- Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.

- Школа должна основываться на фантазии, творчестве.

- Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»

- Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?

- В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.  

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.

 Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.

Чем же привлёк меня метод проектов?

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:

-ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

-ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

    В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас  теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

    В-четвёртых,  индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой  уровень развития.  

5.Ведущая педагогическая идея.

Современные требования  к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.

Вот уже несколько лет я использую на своих уроках   метод проектного обучения практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой  творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка»  (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство»)

6 .Оптимальность и эффективность средств.

Глубина знаний и прочность навыков учащихся по предмету зависит  от эффективной организация учебной деятельности на уроках и  правильного выбора методов и средств обучения. 

Критериями оптимальности и эффективности средств, которые используются при реализации технологии проектно  обучения на уроках ИЗО являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.  Практическая значимость предполагаемых результатов.

3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие творческих способностей учащихся.

Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:

Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции, беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции

Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа.

Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт-терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать  познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала:

- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;

- поиск информации в библиотеке и Интернете;

- сообщение, викторина, конкурс;

- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.

Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.

Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая  и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства:

1.        Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.

2.        Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное переосмысление произведений искусства.

3.        Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.

4.        Обобщение – итоговые уроки

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности

учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления

собственных ошибок;

- развитие творческих способностей учащихся;

7. Результативность опыта.

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.

  Использование   технологии проектного обучения  на уроках   ИЗО и во внеурочной деятельности дает  хорошие результаты:  

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;  

- идти в ногу со временем.

        Показателями результативности считаю:

- участие и победы в конкурсах исследовательских и проектных работ, заочных творческих олимпиадах.

Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность учащихся, повысить эффективность урока.

Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта

Мониторинг  качества  учащихся

2010-2011

2011- 2012

2012- 2013

Качество знаний

100%

100%

100%

Успеваемость

100%

100%

100%

Средний балл

4,8

4,8

4,8

Позитивные результаты внеурочной деятельности

Наименование конкурса, смотра, конференции

Ф.И. участника

Уровень

Результат

Муниципальный

Республиканский

Межрегиональный, всероссийский, международный

2009-2010 учебный год

1

Республиканский конкурс «Одаренные дети» номинация «Народное творчество»

Русяева Маргарита

Республиканский

1 место

2

Международный

конкурс «Одаренные дети» номинация «Народное творчество»

г. Москва

Русяева Маргарита

Международ-ный

Гран-при

3

Всероссийский конкурс детского рисунка «Попрыгунья стрекоза»

Ефимов Александр

Всероссийский

3 место

4

Республиканский этап всероссийского конкурса детского рисунка «Попрыгунья стрекоза»

Ефимов Александр

 

Всероссийский

1 место

5

Республиканский конкурс рисунков

«Экология.Дети. Творчество»

Ефимов Александр

Республиканский

1 место

6

VII Республиканский конкурс детского творчества на противопожарную тематику

Ефимов Александр

Республиканский

лауреат

Республиканский детский конкурс творческих работ «Святыни земли мордовской»

Панькин Артем

Республиканский

2

место

7

Республиканский этап всероссийского конкурса детского рисунка «Попрыгунья стрекоза»

Персикова Алена

Республиканский

2 место

8

Республиканский конкурс

«Экология.Дети. Творчество»

Попков Вадим

Республиканский

3 место

9

Республиканский конкурс

«Экология.Дети. Творчество»

Грицкова Оксана  

Республиканский

3 место

10

Республиканский конкурс

«Экология.Дети. Творчество»

Шикова Ольга  

Республиканский

3 место

11

Республиканский конкурс экологического плаката

Чикунова Екатерина  

Республиканский

3 место

2011-2012 учебный год

12

Научно-исследовательская  конференция по практическому краеведению в г. Краснослободск

Кузнецов Юрий

 

Республиканский

призер

13

Республиканская научно-исследовательская  конференция по практическому краеведению  «Юный исследователь» в п. Торбеево

Кузнецов Юрий

Республиканский

призер

14

III Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»

Брындина Ксенья

  Межрегиональ-    ный

Диплом

2 степени

2012-2013 учебный год

15

X Республиканский конкурс  детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Кузнецов Юрий

Республиканский

2 место

16

X Республиканский конкурс  детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Чиняева Ирина

Республиканский

3 место

17

X Республиканский конкурс  детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Кошелева Наталья

Республиканский

лауреат

18

Республиканский конкурс «Одаренные дети» номинация «Народное творчество»

Панькин Артем

Республиканский

3 место

19

4-й Всероссийский конкурс фотографий «Ботаническое лето»

Кузнецов Юрий

 

Всероссийский

3 место

20

Республиканский конкурс «Все краски творчества против наркотиков!»

Катенкова Валентина

Республиканский

3 место

21

Республиканский конкурс эмблема, гимн школьных лесничеств

Кузнецов Юрий

Республиканский

2 и 3 место

22

Республиканский Фестиваль детского творчества по ПДД

Калабкин Олег

 

 

Республиканский

3 место

23

Республиканский конкурс –смотр пришкольных участков

Республиканский

2 место

24

Конкурс новогодних игрушек «Зимняя сказка»

Чиняева Ирина

Районный

3

место

25

Конкурс новогодних игрушек «Зимняя сказка»

Шикова Ольга

Районный

1 место

26

Конкурс новогодних игрушек «Зимняя сказка»

Калабкина Мария

Районный

1 место

27

Международная детская творческая олимпиада «Звезды нового века»

Кузнецов Юрий

Международ-ный

Лауреат

Брындина Ксения

Международ-ный

Лауреат

2013-2014 учебный год

28

X Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Кузнецов Юрий

Всероссийский

2 место

8.Возможность тиражирования опыта.

Опытом работы я делюсь со своими коллегами:

- на заседаниях ШМО учителей;

- на педагогическом совете школы;

- на интернет-страницах.

 

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.  
  2. Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;
  3. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
  4. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
  5. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя– М.: Просвещение,2006.-176с.;
  6. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. –   М.: Вентана-Граф, 2003.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. – М.: Академия, 2000.

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество  
  2. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народноеобразование,1998.
  3. Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных

школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-

Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на моем  личном сайте http://nsportal.ru/kuznetsovaelenayurevna

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адап...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства Жабиной Галины Николаевны

Изучение и применение информационно- компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству....