Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск, Республики Мордовия, Лошкаревой Натальи Павловны.
статья на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlen.ped_.opyta_.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск,
Республики Мордовия, Лошкаревой Натальи Павловны.
Ни искусство, ни мудрость не могут
быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
Бытует мнение, что предмет «изобразительное искусство» среди школьных дисциплин «ненужный». А ведь именно на этих уроках формируется творческая личность ребенка, его эстетическая взыскательность, самостоятельность суждений, любовь и уважение к национальным, историческим и культурным традициям своей страны и всего человечества в целом.
О себе, работаю учителем изобразительного искусства в МОУ «СОШ № 28» 23 года. В системе повышаю свою профессиональную квалификацию, сведения о повышении квалификации представлены на слайдах. Работаю по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
В условиях модернизации Российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.
Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами В. Г.Белинского «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.
Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:
- Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
- Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора, неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
- Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
- Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
- Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
- Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Основные педагогические задачи:
- Развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
- Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- Развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
- Создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты) и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
- Развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
«Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»
Иван Александрович Гончаров
Подробнее остановлюсь на методике преподавания изобразительного искусства.
Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется – от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Задачей 1 класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию – через искусство – красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека(4 класс).
В 5-ом и 6-ом классах отрабатывается общая тема «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Здесь существенно меняются акценты преподавания. Искусства выступают более особенно, со спецификой своего языка и своих социальных функций. Значительно расширяется линия навыков, умений.
В задачу этого периода обучения входит сознательное освоение художественно-образных закономерностей изобразительных видов искусства и их систематизации. Беседы об искусстве занимают самостоятельное место в программе. Как правило, они начинают изучение конкретного жанра искусства и завершают его.
Станковые, изобразительные искусства становятся первым тематическим блоком. Учащиеся изучают такие сложные понятия, как художественный образ, общественный и эстетический идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Активно входит в их опыт работа с натуры (натюрморт, человек). Если потребность в навыках подготовлена начальной школой, то в средней происходит активное освоение пропорции, перспективы, тона и т.д. И тема натюрморта – одна из важнейших. Это изображение натюрморта в графике (рисунок предметов с натуры, композиционные поиски решения) и натюрморта в живописи (радостный, грустный или тревожный). Ознакомление с языком натюрморта идет при восприятии произведений искусства и в процессе собственно изобразительной деятельности (рисунок, живопись).
Тема «Вглядываемся в человека» раскрывается на произведениях портретного жанра (скульптура, живопись, графика). В этом блоке особенно акцентируется внимание на разности задач и возможностей фотоизображения и изображения в искусстве. В графике – «Портрет друга» (рисуем соседа по парте), в живописи – образ конкретного героя гражданской или Отечественной войны.
В 7-ом классе общая тема «Изобразительное искусство в жизни человека». Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи с искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель – духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа действительно интересна. Она развивает интеллектуально, духовно обогащает школьников, совершенствует навыки художественной деятельности не только учащихся, но и педагогов. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, прежде всего на связи искусства с жизнью, на восприятии среды и себя в ней. Кроме того, весь курс обучения представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимообогащающих и связанных между собой тем.
В 8-9 классах ведется интегрированный курс " Искусство", программа которого составлена на основе авторской программы "Искусство 8-9 классы"- Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской..
В 10-11 классах я применяю программу Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура".
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от "школы объяснения" к "школе развития", перехода от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не просто получать их в готовом виде.
Специфика курсов " Искусство " и “Мировая художественная культура” предполагает особые формы и методы обучения, так как применение только традиционных методов и даже их усовершенствование не поможет решить проблему эффективности восприятия его содержания. Прежде всего, это связано с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне, ценности вырабатываются только самостоятельно. Это значит, что проблемная мотивация и варьирование форм общения являются непременным условием методической организации образовательного процесса. Без этого невозможно эмоциональное сопереживание, обеспечивающее адекватное распредмечивание форм художественной культуры, запечатленных в художественных шедеврах.
В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Моя главная задача - содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности активной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках искусства я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор. Например, на уроке искусства « Виды дизайна» в 9 классе девочки создают проект современного школьного костюма, а мальчики делают эскизы на тему «тюнинг автомобиля». В 8 классе при изучении темы «Виды искусства» ребятам предлагаются следующие задания: нарисовать свой Храм искусств, составить опорную схему классификации видов искусства или написать эссе «Мой любимый вид искусства».
Широко использую в работе метод проектной деятельности. Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные проекты разной направленности:
- творческие (создание японского сада камней, китайской пагоды, готического витража, и т.д.);
- исследовательские («Забытые памятники архитектуры», и др.);
- игровые («Путешествие в страну народных промыслов»,);
- информационные («Русское барокко», «Легенды готических соборов» и т.д.)
Проектная деятельность для 8-11 классов:
Групповой проект «Путешествие по городам России» (создание буклетов-путеводителей по русским городам);
«Культура одной эпохи» (создание электронных презентаций по выбору учащихся на основе изученного материала»;
Формы проводимых уроков должны быть разными: уроки - информационного типа, лекция, урок - семинар, урок - представление, урок - дискуссия, зачет, обзор, урок-экскурсия и т. д. Любой урок должен быть актуален в контексте системы общего образования школьников.
Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, даже вычленяются иногда две проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.
Так в 8 классе учащиеся в течение урока ищут ответы на проблемные вопросы: в чем заключается волшебная сила искусства? (урок "Виды искусства") почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? ("Портрет – зеркало души") как соприкасаются жизнь природы и душа человека? "("Пейзаж и натюрморт как жанры живописи") и другие.
В 10 классе ученики размышляют над проблемами: что более вечно – возвышенное или земное? (урок "Культура Древнего Рима"), в чем загадка "китайского феномена" в современном мире? ("Художественная культура Китая").
Обсуждение и разрешение проблем на уроке служит действенным средством нравственного воспитания школьников: "Что есть красота?", "Что спасет мир – красота или доброта?"
Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни. Учащимся 8-9-х классов предлагаются творческие задания:
проиллюстрировать любимые мифы Древнего Египта и Древней Греции; написать сочинение-размышление
Поскольку на уроках искусства и МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие воображения и творческих способностей личности, то урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.
На своих уроках я стараюсь дать возможность ребятам порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, урок-исследование.
Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках как эффективное средство.
Сегодня, по-моему, уже никто не сомневается в том, что презентации на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, иллюстративным, полезным, интерактивным, запоминающимся! Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул «копнуть» глубже, развивают их творческий потенциал.
Что дают презентации для меня - с одной стороны полную свободу в выборе материала, конструировании урока, с другой стороны - серьезную систему, в которую "выливается", все расширяющаяся, коллекция созданных мультимедийных презентаций. И еще один важный аспект - это возможность не "растекаться" в информации на уроке, четко выверенная структура урока дисциплинирует. Если я использую на уроке презентацию, то она, как правило, отражает урок от "А до Я": начиная с темы и эпиграфа урока и заканчивая домашним заданием, и традиционным последним слайдом "Спасибо за урок!"
Презентации по отдельным темам курса знакомят учащихся с новым материалом.
За последние несколько лет у учащихся заметно возрос интерес к предмету искусство и МХК, накоплен опыт проектной и исследовательский деятельности. Уровень обученности учащихся составляет 100%, а качество знаний 80-90%. Учащиеся активно участвуют в мероприятиях эстетической направленности, становятся призерами, победителями школьных и муниципальных олимпиад по МХК.
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н. Гоголь
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.
Результативность работы проявляется, во-первых, в отношении учащихся к предмету (дети не испытывают негативных эмоций и стресса на уроках изо). Во-вторых, о развитии творческих способностей можно судить по таким показателям, как рост участников различных творческих конкурсов и выставок. Среди моих учеников призеры региональных и муниципальных конкурсов детского творчества:
1. «Мы выбираем жизнь» - республиканский конкурс рисунков по профилактике безопасности дорожного движения. (2014 г.) - республиканский уровень – (диплом за 3 место);
2. «Воссоединение Крыма и России» (2014 г.) - муниципальный уровень – (диплом за 1 место) в номинации «Рисунок»;
3. «Добрый мост» (2014 г.) - муниципальный уровень - диплом призера, грамоты за участие;
4. «Красота Божьего мира» (2014 г.), республиканский уровень - диплом призера;
5. «Цветет Саранск – Мордовии столица»(2015 г.) - муниципальный уровень - (грамоты за 1 и 3 место);
5. «Святыни Земли Мордовской» (2016 г.) - республиканский уровень – (грамоты за 2 и 3 место);
6. «Новогодний чайно-кофейный микс» (2016 г.) - муниципальный уровень - (грамоты за 2 и 3 место);
7. «Суд. Закон. Справедливость» (2017 г.) – республиканский уровень 1 место, дипломы лауреатов;
8. «Новогодний чайно-кофейный микс»(2017 г.) - муниципальный уровень - (грамоты за 1 и 2 место);
9. «Я голосую» (2018 г.) - республиканский уровень – (диплом за 1 место);
10. «Кукла в национальном костюме» (2018 г.) - муниципальный уровень – (диплом призера);
11. «Мое Отечество»(2018 г.) - муниципальный этап республиканского конкурса творческих краеведческих работ – дипломы победителей;
12. «Мое Отечество»(2018 г.) - республиканский уровень – (диплом за 3 место);
1.Олимпиада по Искусству (2014 г.) - муниципальный уровень (диплом призера);
2.Олимпиада по ИЗО (2016 г.) – муниципальный уровень (диплом за 1 место) в номинации «композиция»;
3.Олимпиада по ИЗО (2017 г.) – муниципальный уровень (диплом за 1 место) в номинации «живопись»;
4.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (2016 г.) – (диплом участника).
Я отмечена Благодарственным письмом от Департамента по социальной политике «За большой вклад в воспитание дочери в духе сохранения национальных традиций, языка, благополучия, мира и созидания» (2013 год);
Принимала участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года - 2015» - диплом участника от Главы Администрации г.о. Саранск П.Н.Тултаева;
Принимала участие в V Республиканском фестивале мастер-классов по искусству «Профессиональный успех учителя» (2017 г.) – диплом 2 степени.
Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.
Я размещаю свои разработки на страницах:
http://nsportal.ru/loshkareva-natalya-pavlovna
http://www.proshkolu.ru/user/Lochkareva28
https://infourok.ru/user/loshkareva-natalya-pavlovna
с целью распространения своего педагогического опыта, надеюсь, мой опыт пригодится другим педагогам!
Директор МОУ «СОШ № 28» ________________/Ермилова Н.А./
Комментарии
спасибо
спасибо