Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск, Республики Мордовия, Лошкаревой Натальи Павловны.
статья на тему

Лошкарева Наталья Павловна

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя ИЗО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlen.ped_.opyta_.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск,

 Республики Мордовия, Лошкаревой Натальи Павловны.

                                                                             Ни искусство, ни мудрость не могут

                                                                                       быть достигнуты, если им не учиться.

                                                                                                                                      Демокрит

      Бытует мнение, что предмет «изобразительное искусство» среди школьных дисциплин «ненужный». А ведь именно на этих уроках формируется творческая личность ребенка, его эстетическая взыскательность, самостоятельность суждений, любовь и уважение к национальным, историческим и культурным традициям своей страны и всего человечества в целом.

      О себе, работаю учителем изобразительного искусства в МОУ «СОШ № 28» 23 года. В системе повышаю свою профессиональную квалификацию, сведения о повышении квалификации представлены на слайдах. Работаю по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

     В условиях модернизации Российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.

      Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами В. Г.Белинского «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

  1. Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
  2. Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора, неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
  3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
  4. Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
  5. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
  6. Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

Основные педагогические задачи:

  1. Развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
  2. Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  3. Развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
  4. Создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты) и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
  5. Развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

                     «Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»

                                                                                                           Иван Александрович Гончаров

Подробнее остановлюсь на методике преподавания изобразительного искусства.

      Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется – от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

      По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

      Задачей 1 класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию – через искусство – красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека(4 класс).

      В 5-ом и 6-ом классах отрабатывается общая тема «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Здесь существенно меняются акценты преподавания. Искусства выступают более особенно, со спецификой своего языка и своих социальных функций. Значительно расширяется линия навыков, умений.

      В задачу этого периода обучения входит сознательное освоение художественно-образных закономерностей изобразительных видов искусства и их систематизации. Беседы об искусстве занимают самостоятельное место в программе. Как правило, они начинают изучение конкретного жанра искусства и завершают его.

      Станковые, изобразительные искусства становятся первым тематическим блоком. Учащиеся изучают такие сложные понятия, как художественный образ, общественный и эстетический идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Активно входит в их опыт работа с натуры (натюрморт, человек). Если потребность в навыках подготовлена начальной школой, то в средней происходит активное освоение пропорции, перспективы, тона и т.д. И тема натюрморта – одна из важнейших. Это изображение натюрморта в графике (рисунок предметов с натуры, композиционные поиски решения) и натюрморта в живописи (радостный, грустный или тревожный). Ознакомление с языком натюрморта идет при восприятии произведений искусства и в процессе собственно изобразительной деятельности (рисунок, живопись).

      Тема «Вглядываемся в человека» раскрывается на произведениях портретного жанра (скульптура, живопись, графика). В этом блоке особенно акцентируется внимание на разности задач и возможностей фотоизображения и изображения в искусстве. В графике – «Портрет друга» (рисуем соседа по парте), в живописи – образ конкретного героя гражданской или Отечественной войны.

      В 7-ом классе общая тема «Изобразительное искусство в жизни человека». Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи с искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель – духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

      Программа действительно интересна. Она развивает интеллектуально, духовно обогащает школьников, совершенствует навыки художественной деятельности не только учащихся, но и педагогов. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, прежде всего на связи искусства с жизнью, на восприятии среды и себя в ней. Кроме того, весь курс обучения представляет собой  единую систему последовательно развивающихся, взаимообогащающих и связанных между собой тем.

        В 8-9 классах ведется интегрированный курс " Искусство", программа которого составлена  на основе авторской программы "Искусство 8-9 классы"- Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской..

       В 10-11 классах я применяю программу Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура".

     Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от "школы объяснения" к "школе развития", перехода от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не просто получать их в готовом виде.

       Специфика курсов " Искусство " и  “Мировая художественная культура” предполагает особые формы и методы обучения, так как применение только традиционных методов и даже их усовершенствование не поможет решить проблему эффективности восприятия его содержания. Прежде всего, это связано с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне, ценности вырабатываются только самостоятельно. Это значит, что проблемная мотивация и варьирование форм общения являются непременным условием методической организации образовательного процесса. Без этого невозможно эмоциональное сопереживание, обеспечивающее адекватное распредмечивание форм художественной культуры, запечатленных в художественных шедеврах.

       В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Моя главная задача - содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности активной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках искусства я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор. Например, на уроке искусства  « Виды дизайна» в 9 классе девочки создают проект современного школьного костюма, а мальчики делают эскизы на тему «тюнинг автомобиля». В 8 классе при изучении темы «Виды искусства» ребятам предлагаются следующие задания: нарисовать свой Храм искусств, составить опорную схему классификации видов искусства или написать эссе «Мой любимый вид искусства».

    Широко использую в работе метод проектной деятельности. Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные  проекты разной направленности:

творческие (создание японского сада камней, китайской пагоды, готического витража, и т.д.);

исследовательские («Забытые памятники архитектуры»,  и др.);

игровые («Путешествие в страну народных промыслов»,);

информационные («Русское барокко», «Легенды готических соборов» и т.д.)

Проектная деятельность для 8-11 классов:

Групповой проект «Путешествие по городам России» (создание буклетов-путеводителей по русским городам);

«Культура одной эпохи» (создание электронных презентаций по выбору учащихся на основе изученного материала»;

    Формы проводимых уроков должны быть разными: уроки - информационного типа, лекция, урок - семинар, урок - представление, урок - дискуссия, зачет, обзор, урок-экскурсия и т. д.  Любой урок должен быть актуален в контексте системы общего образования школьников.

       Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, даже вычленяются иногда две проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.

       Так в 8 классе учащиеся  в течение урока ищут ответы на проблемные вопросы: в чем заключается волшебная сила искусства? (урок "Виды искусства") почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? ("Портрет – зеркало души") как соприкасаются жизнь природы и душа человека? "("Пейзаж и натюрморт как жанры живописи") и другие.

       В 10 классе ученики размышляют над проблемами: что более вечно – возвышенное или земное? (урок "Культура Древнего Рима"), в чем загадка  "китайского феномена" в современном мире? ("Художественная культура Китая").

      Обсуждение и разрешение проблем на уроке служит действенным средством нравственного воспитания школьников: "Что есть красота?", "Что спасет мир – красота или доброта?"

     Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий.  Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.      Учащимся 8-9-х классов предлагаются творческие задания:

проиллюстрировать любимые мифы Древнего Египта и Древней Греции; написать сочинение-размышление     

      Поскольку на уроках искусства и МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие воображения и творческих способностей личности, то урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

      На своих уроках я стараюсь дать возможность ребятам порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, урок-исследование.

         Использование информационно-коммуникационных  технологий обучения включает в себя инновационный аспект  моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей,  цвета, графики. Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках  как эффективное средство.

      Сегодня, по-моему, уже никто не сомневается в том, что презентации на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, иллюстративным, полезным, интерактивным, запоминающимся! Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул «копнуть» глубже, развивают их творческий потенциал.

    Что дают презентации для меня - с одной стороны полную свободу в выборе материала, конструировании урока, с другой стороны - серьезную систему, в которую "выливается", все расширяющаяся, коллекция созданных мультимедийных презентаций. И еще один важный аспект - это возможность не "растекаться" в информации на уроке, четко выверенная структура урока дисциплинирует. Если я использую на уроке презентацию, то она, как правило, отражает урок от "А до Я": начиная с темы и эпиграфа урока и заканчивая домашним заданием, и традиционным последним слайдом "Спасибо за урок!" 

Презентации по отдельным темам курса знакомят учащихся с новым материалом.

За последние несколько лет у учащихся заметно возрос интерес к предмету искусство и МХК, накоплен  опыт проектной и  исследовательский деятельности. Уровень обученности учащихся составляет 100%, а качество знаний 80-90%. Учащиеся активно участвуют в мероприятиях эстетической направленности, становятся призерами, победителями  школьных и муниципальных олимпиад по МХК.

                                                                     

                                       Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
                                                                                                                                                                                        Н. Гоголь

      Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

      Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.

      Результативность работы проявляется, во-первых, в отношении учащихся к предмету (дети не испытывают негативных эмоций и стресса на уроках изо). Во-вторых, о развитии творческих способностей можно судить по таким показателям, как рост участников различных творческих конкурсов и выставок. Среди моих учеников   призеры региональных и муниципальных конкурсов детского  творчества:  

1. «Мы выбираем жизнь» - республиканский конкурс рисунков по профилактике безопасности дорожного движения. (2014 г.) - республиканский уровень – (диплом за 3 место);

2. «Воссоединение Крыма и России» (2014 г.) - муниципальный уровень – (диплом за 1 место) в номинации «Рисунок»;

3. «Добрый мост» (2014 г.) -  муниципальный уровень - диплом призера, грамоты за участие;

4. «Красота Божьего мира» (2014 г.), республиканский уровень - диплом призера;

5. «Цветет Саранск – Мордовии столица»(2015 г.) -  муниципальный уровень - (грамоты за 1 и 3 место);

5. «Святыни Земли Мордовской» (2016 г.) - республиканский уровень – (грамоты за 2 и 3 место);

6. «Новогодний чайно-кофейный микс» (2016 г.) - муниципальный уровень - (грамоты за 2 и 3 место);

7. «Суд. Закон. Справедливость» (2017 г.) – республиканский уровень 1 место, дипломы лауреатов;

8. «Новогодний чайно-кофейный микс»(2017 г.) - муниципальный уровень - (грамоты за 1 и 2 место);

9. «Я голосую» (2018 г.) - республиканский уровень – (диплом за 1 место);

10. «Кукла в национальном костюме» (2018 г.) - муниципальный уровень – (диплом призера);

11. «Мое Отечество»(2018 г.) - муниципальный этап республиканского конкурса творческих краеведческих работ – дипломы победителей;

12. «Мое Отечество»(2018 г.) - республиканский уровень – (диплом за 3 место);

1.Олимпиада по Искусству (2014 г.) - муниципальный уровень (диплом призера);

2.Олимпиада по ИЗО (2016 г.) – муниципальный уровень (диплом за 1 место) в номинации «композиция»;

3.Олимпиада по ИЗО (2017 г.) – муниципальный уровень (диплом за 1 место) в номинации «живопись»;

4.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (2016 г.) – (диплом участника).

      Я отмечена Благодарственным письмом от Департамента по социальной политике «За большой вклад в воспитание дочери в духе сохранения национальных традиций, языка, благополучия, мира и созидания» (2013 год);

     Принимала участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года - 2015» - диплом участника от Главы Администрации г.о. Саранск П.Н.Тултаева;

     Принимала участие в V Республиканском фестивале мастер-классов по искусству «Профессиональный успех учителя» (2017 г.) – диплом 2 степени.

      Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.

Я размещаю свои разработки на страницах:

http://sc28sar.schoolrm.ru

http://nsportal.ru/loshkareva-natalya-pavlovna 

http://www.proshkolu.ru/user/Lochkareva28

https://infourok.ru/user/loshkareva-natalya-pavlovna

с целью распространения своего педагогического опыта, надеюсь, мой опыт пригодится другим педагогам!

Директор МОУ «СОШ № 28»                     ________________/Ермилова Н.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адап...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства Жабиной Галины Николаевны

Изучение и применение информационно- компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Алёшкиной Марины Николаевны

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...


 

Комментарии