Занятие "Кубанский сувенир"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 10 класс) по теме

Новоселецкая Ирина Алексеевна

Занятие по лепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kubanskiy_suvenir.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества ст. Старовеличковской

муниципального образования Калининский район

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

План – конспект

занятия объединения «Мукосолька»

по лепке из соленого теста «Кубанский сувенир»

возраст обучающихся 8-9 лет

Занятие разработала:

педагог дополнительного

образования ДДТ ст.Старовеличковской

Ирина Алексеевна Новоселецкая                                          

2013 год

Тема: Лепка объемной фигурки «Казачка с коромыслом»

Цель: расширить кругозор, развивать образное мышление, научить лепить объемную фигурку. Продолжать знакомить с историей кубанского народа, вызвать познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
  2. Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом (лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их), экономно расходуя материал.
  3. Научить лепить кубанскую барышню конструктивным способом.

Развивающие:

  1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
  2. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей (при изготовлении  и отделке поделок из теста).
  3. Закрепить знания о народном промысле на Кубани.

Воспитательные:

  1. Расширять художественный кругозор.
  2. Развивать и углублять интерес к лепке
  3. Формировать правильные взаимоотношения между детьми.
  4. Продолжать знакомства с творчеством народных мастеров.

Наглядность: предметы рукоделия, иллюстративный материал «кукла в кубанском наряде», кубанский сувенир «казак с казачкой», ноутбук, проектор и переносной экран.

Раздаточный материал: соленое тесто, конусы из картона, бусинки, скалки для раскатывания, клеенки для лепки, стаканчики с водой, кисточки, стеки, влажные салфетки, фартуки.

Демонстрационный материал: карточки-схемы  лепки фигурки.

Методы занятия: словесные, продуктивный  (практическая работа).

План занятия:
I.  Организационный момент (2 мин.)
1.1. Беседа о возникновении Кубанского промысла, его традициях и отличии от других промыслов с использованием слайдов и иллюстраций. (10 мин.)

II. Основная часть (25 мин.)
2.1. Инструктаж по технике безопасности.

2.2. Рассматривание кубанского сувенира, его композиционное решение.
2.3. Показ и объяснение способов лепки.

2.4. Физминутка.
2.5. Практическая работа детей и практическая помощь педагога, словом и действиями.

III. Заключительная часть (8 мин.)
1. Анализ работы.
2. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

 I. Организационный момент

Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей мастерской. Я буду мастером, а вы – подмастерьями (раздаю фартуки). Перед началом работы необходимо надеть фартуки, чтобы не запачкаться в муке.

Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом - соленым тестом. Он пластичный, послушный, теплый, добрый. Из него мы сделаем кубанские сувениры.

 1.1. Беседа о возникновении Кубанского промысла, его традициях и отличии от других промыслов с использованием слайдов и иллюстраций. (15 мин.)

Посмотрите сюда (показываю сувенир), один купец продал мне эту фигурку в Кубанском хуторке Тамань. Он поведал интересную историю о ней. Раньше, когда не было телевизора, компьютера, МП-3 проигрывателей молодые люди собирались в какой-нибудь избе. При свете лучины, свечи или керосиновой лампы пели песни и занимались рукоделием: вязали, вышивали и мастерили из подручного материала. Из муки,  соли и воды готовили эластичное тесто. Каждая девушка мечтала слепить себе куклу, «нарядить» в красивую одежду и сплести косу. Молодые матери приходили с младенцами и пели кубанские песни. Ребятишки учились ремеслу у своих родителей. Так и пришло их мастерство до наших времен.

II. Основная часть. (25 мин.)

2.1. Инструктаж по технике безопасности.

Дорогие мои подмастерья, вам необходимо знать правила техники безопасности, их на зубок знают все ребята нашей мастерской. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.

Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.

2.2. Рассматривание кубанского сувенира, его композиционное решение.
Перед тем как приступить к работе педагог демонстрирует на компьютере различные виды одежды в кубанском стиле. Обучающиеся делают для себя выбор.

2.3. Показ и объяснение способов лепки.

Пользуясь технологической картой,  педагог объясняет воспитанникам способы лепки.

а) Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

  -откручивание

  -отщипывание

  -разрезание и надрезание стекой

 -формование.

б)Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

 -раскатать в ладонях или на столе

 -сплющить

 -вдавить

 -вытянуть

 -согнуть

в) Учимся соединять детали

 -прижать

 -примазать

-загладить

г) Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

 -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

- процарапывание различными инструментами

- оформление рельефом (оттиском)

- декорирование бусинками.

2.4.Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.

2.5. Практическая работа детей и практическая помощь педагога словом и действиями.
Сегодня мы с вами будем лепить кубанский сувенир - куклу с коромыслом. Для этого заранее был приготовлен конус из картона. Он будет служить основой для нашей поделки.

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;        

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

 Большой кусок теста раскатываем скалкой и облепливаем конус. Основа готова и немного сохнет.

Лепка частей тел и деталей одежды

Необходимо отрезать стекой нужный по размеру кусочек солёного теста, предварительно размяв его в руках до эластичного состояния, катаем шар и из него делаем детали туловища и одежды персонажей. Для оформления фартука используем бусинки, оформляем ягодами и листиками. Лепим остальные детали и соединяем между собой. Затем фигурки размещают для просушки.

Педагог объясняет ребятам о последующем этапе работы: роспись и декорирование изделий.

Отгадывание загадок

Ребята, кто любит загадки?  Я буду их вам загадывать, а вы попробуйте отгадать:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой… (Краски и кисть)

III.Заключительная часть. (8 мин.)

3.1. Анализ работы.
Педагог вместе с детьми анализирует готовые изделия. Демонстрация сопровождается беседой.

Сувенир, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия, принесет радость, чувство восторга и удивления. Сувенир можно подарить близкому человеку. Ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

       3.2. Уборка рабочего места.