Конспект занятия "Выполнение керамической вазы"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема: Коллективная работа«Создание керамической вазы» (кружок изобразительного искусства «Синяя птица»), для учащихзся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
![]() | 63.5 КБ |
![]() | 62 КБ |
![]() | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственная общеобразовательная школа – интернат № 12
ОАО «РЖД»
Тема:
Коллективная работа
«Создание керамической вазы»
занятие № 1
(кружок изобразительного искусства
«Синяя птица»)
Педагог изобразительного искусства
Шадрина Р.К.
г. Пермь 2011 г.
Тема занятия: | Декоративное искусство в современном мире. |
Цели и задачи:
обучающие: | - ознакомить с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства - ознакомить с основами бумажной пластики. - выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы |
воспитательные: | - воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие |
развивающие: | - воспитывать интерес к произведениям декоративно – прикладного искусства - дать представление о работе художников декоративно – прикладного искусства - развивать образное мышление и пространственное представление |
Оборудование:
для педагога: |
|
для учащихся: |
|
Вид занятия: | Чтение сообщений, творческое задание, просмотр иллюстративного материала. |
Форма организации: групповая
План занятия:
- Организационная часть (2 мин.)
- Чтение сообщений учащихся с показом слайдов (10 мин.)
- Практическая работа. Создание объёмных конструкций в виде вазы из бумажных модулей (28 мин.)
- Подведение итогов. Просмотр работ (5 мин.)
Оформление занятия:
- Экран для показа слайдов, словарь новых терминов.
- Выставка детских работ в технике бумажной пластики.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Педагог предлагает «войти в праздничный чарующий мир красоты», и постараться быть в нём не просто гостем, а внимательным благодарным зрителем.
Сообщение ученика «Керамика». Керамикой называют обожжённое изделие из глины. Глину собирают, готовят к лепке, делают из неё изделие, медленно его сушат, затем изделие обжигают в печах, покрывают цветной глазурью, эмалью. Керамику широко применяют в оформлении помещений. Помимо кувшинов, ваз, чаш, блюд современные художники – керамисты создают оригинальные композиции: скульптуры, керамические панно – показ слайда и образцов.
Сообщение ученика «Художественное стекло». Стекло – удивительный материал. Он одновременно и хрупкий, и прочный, и цветной. Работа художника – стекольщика очень сложна. Она требует высокого мастерства и чувства материала. У раскалённой стеклоплавильной печи художник сам выдувает стекло, вращая расплавленную пышущую жаром каплю, предавая ей ту или иную форму с помощью специальных инструментов. Поверхность изделия украшают каплями, росписью. Стеклянные изделия могут быть прозрачными и матовыми, однотонными и цветными – показ слайдов.
Сообщение ученика «Изделия из металла». Работая с металлом, художники используют различные техники: ковку, литьё, чеканку, сварку и т.д. В раскалённой печи заготовка металла накаляется до малинового цвета. Пока металл не остыл, мастер бьёт по заготовке до тех пор, пока не придаст форму будущему изделию. При литье мастер в начале делает форму из гипса, или глины, или воска. Расплавленная масса металла заливается в готовую форму и постепенно в ней остывает, приобретая форму будущего изделия – показ слайдов.
Сообщение педагога «Гобелен». Гобелен – это художественно исполненный тканый ковёр для украшения стен. Традиционный материал для изготовления ковров – шерсть и лён. Но сегодня художники используют всевозможные новые материалы: синтетические волокна, шнуры, верёвки, металлические нити, кусочки кожи, дерево. Создавая гобелен, художник выступает в различных ролях – как виртуозный ткач и как живописец – он словно рисует цветными нитями – показ слайдов.
Работы художников, с которыми мы познакомились сегодня – это современные произведения декоративно – прикладного искусства, которые можно увидеть на выставках, в галерее, в оформлении различных интерьеров. Вы, наверное, заметили, что современный художник не копирует природные формы, а перерабатывает их, создавая свои условные декоративные формы, наполняя их смыслом.
Как вы думаете, прежде чем выполнить большую работу: сделать керамическое панно, соткать огромный гобелен, из стекла выдуть вазу, - с чего должен начать художник?
Ученики: Художник должен выполнить эскиз (подготовительный рисунок).
Педагог: К нам в гончарную мастерскую поступил заказ – сделать напольную вазу для украшения интерьера комнаты. С чего мы начнём?
Ученики: С эскиза.
Педагог: Я предлагаю выполнить макет вазы, которая будет состоять из модулей. Модули нужно соединить между собой в единую конструкцию. Конструкция должна быть устойчивой, красивой, аккуратной.
Педагог демонстрирует способы соединения модулей между собой (можно использовать свои способы, но без ущерба внешнему виду), и раздаёт ученикам конверты с 20 бумажными модулями размером 7 x 5 см.
- Практическая работа. Задание по группам.
- Из бумажных модулей создать бумажную конструкцию – эскиз керамической вазы.
- В комплект входят 20 бумажных модулей.
- Конструкция должна быть устойчивой и оригинальной.
- Подведение итогов.
Обсуждение выполненных работ. Выбор лучшей.
Уборка рабочего места.
Занятие закончено. Всем – большое спасибо!
Предварительный просмотр:
Негосударственная общеобразовательная школа – интернат № 12
ОАО «РЖД»
Тема:
Коллективная работа
«Создание керамической вазы»
занятие № 2
(кружок изобразительного искусства
«Синяя птица»)
Педагог изобразительного искусства
Шадрина Р.К.
г. Пермь 2011 г.
Тема занятия: | Декоративное искусство в современном мире. |
Цели и задачи:
обучающие: | - развивать умение создавать декоративную объёмную композицию - обобщить знания по теме «Древние образы» в народном искусстве - закрепить навыки создания декоративной композиции - продолжить освоение техники работы с пластическим материалом |
воспитательные: | - воспитывать интерес к произведениям народного искусства - создать эмоциональную атмосферу познания - воспитывать аккуратность в работе |
развивающие: | - приобщить к миру декоративно – прикладного искусства - сформировать понимание поэтичности создания декоративной композиции |
Оборудование:
для педагога: |
древнего народного искусства»
конструкции из бумаги»
|
для учащихся: |
полиэтиленовый мешочек |
План занятия:
- Организационная часть (2 мин.)
- Беседа с показом иллюстративного материала (8 мин.)
- Практическая работа. Выполнение эскиза. Перевод внешнего контура с эскиза на глиняный пласт (30 мин.)
- Подведение итогов. Уборка рабочего места (5 мин.)
Оформление занятия:
- Иллюстративный материал с вариантами древней символики и образов народного искусства: символ «древа жизни», «проматери – земли», символы света, символы весны, тепла и др.
- Выставка детских работ в технике бумажной пластики.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Беседа.
Педагог: Давайте вспомним, как возникло декоративно – прикладное искусство?
Ученики: Когда – то человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю и т.д. Эти явления приобретали различные изобразительные формы.
Педагог: О каких формах идёт речь?
Ученики: Примеры тому – солярные знаки, которые украшали предметы быта, одежду, интерьер крестьянского дома.
Педагог: Удивительно красивым был интерьер, быт трудолюбивого крестьянина, окружающего себя яркими предметами и изображениями. Радостнее было прожить суровую зиму, сохранить здоровье, счастье. Давайте вспомним, какими изображениями люди украшали предметы быта?
(показ иллюстративного материала)
Ученик 1: Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
Её часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.
Ученик 2: Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвлённого растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.
Ученик 3: Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.
Ученик 4: Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.
- Практическая работа.
- На листе размером 10 x 15см. выполнить контурный рисунок любого сказочного образа: чудо – коня, дерево жизни, чудо – птицы.
- Законченный рисунок положить на глиняный пласт размером 10 x 15см.
- Перевести на глиняный пласт внешние очертания изображения. В рисунке сохранять обобщенную форму, исключая мелких деталей.
- Упаковать пласт в полиэтиленовый мешочек до следующего занятия.
(во время выполнения работы фоном звучит русская народная музыка)
- Подведение итогов.
Вопросы педагога:
- Поднимите руки, кому понравилась своя работа по этой теме?
- Как вы думаете, можно ли из глиняных пластов создать необычную
вазу?
- Кто из вас уже делал подобную работу, только из модулей?
Уборка рабочего места. Занятие закончено. Всем – большое спасибо!
Предварительный просмотр:
Негосударственная общеобразовательная школа – интернат № 12
ОАО «РЖД»
Тема:
Коллективная работа
«Создание керамической вазы»
занятие № 3
(кружок изобразительного искусства
«Синяя птица»)
Педагог изобразительного искусства
Шадрина Р.К.
г. Пермь 2011 г.
Тема занятия: | Декоративное искусство в современном мире. |
Цели и задачи:
обучающие: | - продолжить освоение техники работы с пластическим материалом - уметь выстраивать последовательность операций при выполнении работы |
воспитательные: | - развивать самостоятельность, трудолюбие |
развивающие: | - развивать наблюдательность, зрительную память - развивать творческие способности, художественную культуру - развивать тонкую моторику руки, глазомер |
Оборудование:
для педагога: |
|
для учащихся: |
|
План занятия:
- Организационная часть (2 мин.)
- Краткая беседа с показом иллюстративного материала (8 мин.)
- Практическая работа с указанием этапов выполнения (30 мин.)
- Подведение итогов работы. Экспресс – выставка (5 мин.)
Оформление занятия:
- Иллюстративный материал с вариантами древней символики и образов народного искусства: символ «древа жизни», «проматери – земли», символы света, символы весны, тепла и др.
- Стенд «Этапы выполнения барельефа».
Ход занятия:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Беседа.
Педагог: Рассмотрим на стенде образцы барельефов. Обратите внимание на высоту лепного изображения.
Вопросы:
- Как называется объёмное, выпуклое изображение на поверхности? (барельеф)
- Во сколько высота барельефа больше толщины пласта?
(больше почти в 2 раза)
Обратите внимание, как красиво украшена поверхность барельефов.
Вопрос: Чем украшена?
Ученики: Она украшена налепами из жгутов.
Педагог: Как расположены жгуты?
Ученики: Жгуты расположены в виде клеток, параллельных полос, ромбов, в виде цветов, кругов и листьев.
Педагог: Какие детали выделены на поверхности барельефа.
Ученики: Глаза, головной убор у птицы – сирин, волнообразные волосы и хвост у русалки, большая красивая причёска в виде змеек и хвост кисточкой у льва.
Педагог: Мы продолжим работу над созданием нашей вазы. На прошлом занятии при помощи иглы обозначили на поверхности пласта контур. Что же необходимо сделать сегодня?
- Практическая работа.
- Уточнить силуэт изображения.
- Нарастить форму почти на 2 см., делая изображение на поверхности пласта объёмным, выпуклым.
- Разгладить поверхность барельефа слегка увлажнённым поролоном.
- Раскатать глиняные жгуты (толщиной не более 5 мм.), украсить ими поверхность барельефа узорами из жгутов, обозначить детали по эскизу.
- Выполнить теснение на поверхности пласта в виде солярных знаков.
- Чуть влажной кистью слегка загладить неровности.
- Готовые пласты выложить на сухую ткань.
- Прибрать рабочее место.
- Подведение итогов.
Вопросы педагога:
- Поднимите руки, кому понравился этот этап работы?
- Какой этап для вас показался наиболее интересным?
- Какой этап показался наиболее сложным?
- С какими инструментами понравилось работать и почему?
Экспресс – выставка.
Оценка работ по следующим критериям:
- соблюдены соотношения высоты барельефа к толщине пласта;
- выполнение налепов и теснения;
- проработка деталей;
- аккуратность исполнения.
Занятие закончено. Все – молодцы! Большое спасибо!
Предварительный просмотр:
Негосударственная общеобразовательная школа – интернат № 12
ОАО «РЖД»
Тема:
Коллективная работа
«Создание керамической вазы»
занятие № 4
(кружок изобразительного искусства
«Синяя птица»)
Конспект открытого занятия
Педагог изобразительного искусства
Шадрина Р.К.
г. Пермь 2011 г.
Тема занятия: | Декоративное искусство в современном мире. Керамическая ваза «Русь». |
Цели и задачи:
обучающие: | - научить выстраивать последовательность операций при сборке элементов - продолжить освоение техники работы с пластическим материалом - освоение приёмов декорирования лепного изделия |
воспитательные: | - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки - воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие |
развивающие: | - развивать творческие способности, художественную и общую культуру - научить понимать взаимосвязь материала, формы и содержания в изделиях декоративно – прикладного творчества |
Принцип организации коллективной композиции:
Размещение элементов объёмной композиции от основания с постепенным наращиванием элементов вверх. |
Форма организации совместной деятельности: индивидуальная и групповая.
Оборудование:
для педагога: |
|
для учащихся: |
|
План занятия:
- Организационная часть (2 мин.)
- Краткая беседа (5 мин.)
- Практическая работа по группам. Сборка вазы (30 мин.)
- Подведение итогов работы. Обсуждение работ (8 мин.)
Ход занятия:
- Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
- Беседа.
Педагог: Тема четвертой четверти звучит так – «Декоративное искусство в современном мире». На примере конкретных произведений мы смогли проследить взаимосвязь материала, формы, содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
Вопрос: Прежде чем художник создаст произведение искусства, что ему приходит в голову?
Ученики: Художественная идея.
Педагог: Значит ли, что и в произведении искусства скрыта художественная идея?
Ученики: Да, скрыт художественный смысл, художественная тайна.
Педагог: Кто её должен разгадать?
Ученики: Тайну, художественный смысл должен разгадать зритель.
Педагог: Сегодня на уроке мы станем вначале исполнителями, а затем зрителями, мы попробуем разгадать художественную тайну нашей работы. Для этого вам необходимо объединиться в две группы.
- План практической работы.
Творческая группа № 1:
- Рассматривает бумажную объёмную конструкцию.
- Собирает из глиняных пластов вазу. Сборка производится по инструкционной карте
Творческая группа № 2:
- Декорирует глиняные пласты налепами и теснением для украшения верхней и боковой частей вазы.
Творческая группа № 1 и творческая группа № 2:
- По мере готовности дополнительных пластов, украшают ими верхнюю и боковую части вазы.
- Уборка рабочего места.
- Подведение итогов. Ваза устанавливается на видное место (она производит впечатление и формой, и размером). Рядом с ней – объёмные бумажные конструкции – эскиз вазы.
Педагог: Вы помните, на каком уроке возникла идея создать эскиз вазы?
Ученики: Идея возникла на первом уроке, когда в группах придумывали бумажные конструкции в виде вазы.
Педагог: Наша ваза состоит из красивых глиняных пластов. Мы выбрали глину. Почему мы использовали в работе отдельные пласты?
Ученики: Чтобы каждый смог самостоятельно выполнить свою часть общей работы.
Педагог: Сейчас мы зрители. Давайте попробуем определить содержание нашей работы и дадим название. С чем можно сравнить вазу?
Ученики: Ваза похожа на нерушимую крепость. Своими лепными изображениями она похожа на сказку, и рассказывает сама о себе.
Педагог: Если мы назовём вазу «Русь», за внешней крепостью вазы может скрываться мысль о крепости, нерушимости Руси. За красотой образов – богатый внутренний мир людей, которые жили на Руси и создали сказочные образы – символы.
Вопрос: В чём заключается отличие современного декоративного искусства от изделий традиционных народных промыслов?
(для сравнения предлагается керамическая ваза, изготовленная учащимися, и кринка, выполненная на гончарном круге в традициях народного искусства)
Ученики: 1) Внешней формой; 2) Способом изготовления;
3) Практическим применением.
Педагог: Что помогло нам создать такую большую работу?
Ученики: Работа всего коллектива, поддержка и взаимопомощь. «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось!»
Педагог: Занятие закончено. Все – молодцы! Большое спасибо!
Коллективная работа учащихся кружка «Синяя птица» -
Декоративная ваза «Русь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технике квиллинг из гафрокартона"Ваза с цветами.
Методическая разработка....

План - конспект занятия на тему: «Натюрморт «Ваза с цветами»
Цель: – Научить детей рисовать углем, передавая объем предметов, выполняя рисунок с натуры....

План-конспект учебного занятия по теме "Ваза для фруктов"
План-конспект учебного занятия по изготовлению вазы для фруктов в технике папье-маше...

Открытый урок по художественной керамике. Керамическая фантазия «Ваза»
План – конспект открытого урока Тема: Керамическая фантазия – ...
Конспект занятия. Аппликация "Ваза с фруктами"
Развитие творческих и познавательных интересов обучающихся. Знакомство и закрепление навыков работы с бумагой, клеем и ножницами....
Конспект занятия Тема: «ВАЗА С ФРУКТАМИ», 2021 г.
Керамика. Жгутовая техника и техника работы по объемным моделям....

Конспект урока на тему "Облицовка стен керамическими глазурованными плитками"
Цели: Научить учащихся облицовывать стены керамическими глазурованными плитками...