мастер-класс: Сюжетная аппликация – образное познание действительности или алгоритм действий для практического творчества.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Каретникова Людмила Викторовна

Содержание: 

  1. Актуальность.
  2. Виды аппликации.
  3. Материалы и инструменты.
  4. Алгоритм выполнения сюжетной аппликации.
  5. Приложение – компьютерная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к мастер - классу на районном методическом объединении педагогов изобразительного искусства Алгоритм выполнения сюжетной аппликации. Автор: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДЮТ» г.Узловая Тульской области Каретникова Людмила Викторовна

Слайд 2

Инструменты и материалы

Слайд 3

Работа с бумагой Операции по обработки бумаги : 1. сгибание 2. резанье 3. разрывание и обрывание 4. наклеивание Виды разметки на бумаге: на глаз по трафарету по шаблону на просвет через копировальную бумагу сгибанием

Слайд 4

Алгоритм выполнения сюжетной аппликации. 1 . Выбор сюжета для художественной работы в технике аппликации (тема сюжета может быть произвольной или заданной). 2. Выполнение эскиза. Первый этап - поиск композиционного решения. Второй этап - поиск цветового решения. 3. Подбор цветной бумаги . Бумагу хорошо использовать одинаковую по качеству с широкой цветовой палитрой. 4. Выполнение фона работы (небо, земля, интерьер и т.п.). Ведётся техниками свободного вырезания, обрывной аппликации, в сложных композициях можно пользоваться шаблонным методом (когда эскиз используется ещё и как шаблон). 5. Выполнение дальнего плана сюжета (чаще всего это окружение - лес вдалеке, кустарники, деревья, горы, строения, детали интерьера, также могут быть изображены люди и животные) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, шаблонным методом только сложные изображения. 6. Выполнение среднего плана сюжета (живые и неживые предметы, герои) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, шаблонным методом. 7. Выполнение первого плана сюжета (чаще живые и неживые предметы – часто, они играют роль ввода зрителя в сюжет, могут быть изображены и герои) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации и шаблонным методом пользуются редко. 8. Оформление работы в паспарту или рамку.

Слайд 5

1. Выбор сюжета для аппликации Иллюстрации к литературным произведениям. Образы родного края. Жизнь животных и птиц, подводный мир. Исторические события. Герои прошлого и настоящего. и т.п.

Слайд 6

2. Выполнение эскиза . А) поиск композиционного решения Б) поиск цветового решения

Слайд 7

3. Подбор цветной бумаги По качеству По цветовой гамме

Слайд 8

4. Выполнение фона работы 5. Выполнение дальнего плана работы

Слайд 9

6. Выполнение среднего плана сюжета 7. Выполнение первого плана сюжета

Слайд 10

8. Оформление работы в паспарту или рамк у

Слайд 11

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения желаю вам удачи и творческого настроения. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Узловая Тульской области

Мастер- класс

для районного методического объединения педагогов

изобразительного искусства

Сюжетная аппликация –

образное познание действительности или алгоритм действий для практического творчества.

теория:

  1. Актуальность.
  2. Виды аппликации.
  3. Материалы и инструменты.
  4. Алгоритм выполнения сюжетной аппликации.
  5. Приложение – компьютерная презентация.

практика:

 Поэтапное выполнение сюжетной аппликации.

Подготовила и провела:                    

Каретникова Людмила Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ДДЮТ», г.Узловая Тульской области

руководитель коллектива «Палитра»

март 2014 года

  1. Актуальность.

Один из самых доступны видов творчества аппликация зачастую воспринимается многими как предмет начального творчества для детей  дошкольного или начального школьного образования. Однако более углубленное изучение данной техники даёт огромные возможности для творчества и самореализации в любом возрасте, открывает бесконечный горизонт для полёта фантазии.  

Аппликация – это специфическое образное познание действительности и                  

как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно. Способность анализа даёт  постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

             Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

            Эстетическое воспитание включает: знание законов, по которым создаются произведения искусства;  воспитание в человеке желание познать мир прекрасного; развитие творческих способностей.

 Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

               Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учит  преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

  1. Виды аппликации.

                 Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

 Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.  Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается  на бархатную бумагу.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий  к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

               Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Сочетание различных видов аппликации  в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи.

                Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

                Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии и ассиметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.). 

                Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.    

 Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для работы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнему виду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности, соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служит дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментов и приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависит не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.

  1. Инструменты и материалы.

               Ножницы по бумаге с длинной лезвия 8-10 см., ножницы маникюрные с прямыми кончиками, клей ПВА, кисти плоские щетинные №4 и №6, ткань для удаления лишнего клея, клеёнка квадрат ~ 35-50 см. для защиты стола от клея, карандаш чёрно-графитный НВ, ластик, бумага для эскизов, маркер чёрный, картон немелованный белый и цветной, бумага цветная немелованная 3-4 вида, бумага цветная для оригами, пинцет 10-15см., паспарту и рамки для оформления готовых аппликаций.  Могут понадобиться цветные карандаши для распределения цветов аппликации на эскизе.

  1. Алгоритм выполнения сюжетной аппликации.
  1. Выбор сюжета для художественной работы в технике аппликации (тема сюжета может быть произвольной или заданной):

-  Иллюстрации к литературным произведениям.

- Образы родного края.

- Жизнь животных и птиц, подводный мир.

- Исторические события.

- Герои прошлого и настоящего

и  т.п.

  1. Выполнение эскиза происходит в два этапа.  Первый этап - поиск композиционного решения:  используется деление на три плана, принципы композиционного равновесия и композиционного центра, законы линейной перспективы.  Второй этап - поиск цветового решения: используются законы воздушной перспективы, закон распределения светотени, принципы работы на сближенных тонах и контрастах.

Для удобства дальнейшей работы контуры эскиза можно обвести чёрным маркером, а детали аппликации раскрасить цветными карандашами.

  1. Подбор цветной бумаги. Бумагу хорошо использовать одинаковую по качеству. На начальном этапе знакомства с техникой сюжетной аппликации необходимо иметь подбор по три-четыре оттенка каждого цвета. Для развития сложности  сюжетов подбор оттенков бумаги неограничен.         

             Операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и  обрывание;  наклеивание.

  1. Выполнение фона работы (небо, земля, интерьер и т.п.) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, в сложных композициях можно пользоваться шаблонным методом (когда эскиз используется ещё и как шаблон).

              Виды разметки на бумаге: на глаз;  по трафарету;  по шаблону; на просвет;  через копировальную бумагу;  сгибанием.

  1.  Выполнение дальнего плана сюжета (чаще всего это окружение - лес вдалеке, кустарники, деревья, горы, строения, детали интерьера, также  могут быть изображены люди и животные) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, шаблонным методом только сложные изображения.
  2. Выполнение среднего плана сюжета (живые и неживые предметы,  герои) ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, шаблонным методом.
  3. Выполнение первого плана сюжета (чаще живые и неживые предметы –  часто, они играют роль ввода зрителя в сюжет, могут быть изображены и  герои) ведётся техникой свободного вырезания, шаблонным методом, техникой обрывной аппликации пользуются редко.
  4. Оформление работы в паспарту или рамку. Этот этап не менее важен. Так же как и любой предмет творчества, аппликационные работы гораздо лучше смотрятся в оформленном виде.

Применение аппликационной работы является одним из мотивов к действию (подарок, украшение интерьера, конкурсная работа, выставка  и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Аппликация из природных материалов. Вечера на хуторе близ Диканьки»

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля в...

мастер-класс по теме «Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлен...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

Мастер-класс по теме: "Аппликация из цепочек из воздушных петель".

    Цель данного мастер-класса: познакомить с техникой выполнения аппликации из цепочек из воздушных петель на примере изготовления панно «Моя рыбка». Разнообразие рыбок и и...

Учебно-методический практикум «Лаборатория профессора Очумелкиной» (полезные мастер-классы и безопасные эксперименты на познание окружающего мира)

Интересные опыты доступны для проведения в любой аудитории. Требует небольшой подготовки и знаний процессов, остальное "дело техники". Главное подойти к проведению  мероприятия творчески.  М...

Методическая разработка "Мастер – класс для учителей «Аппликация из соломки»

Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас повсюду. Но, одно дело, видеть вещи, созданные руками талантливого мастера, а другое – создавать красивое своими руками. Атмосфера красоты всегд...