Главные вкладки

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных способностей каждого ребёнка, такая организация помогает в короткое время вспомнить приёмы, которые известны детям, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

    В детских рисунках нередко можно увидеть необычайно богатый мир штрихов, линий, контуров и цветовых   пятен. Не перестаёт удивлять и радовать непосредственность выбранного в них сюжета, необычайность восприятия происходящего и способа их изображения на листе. Изобразительная деятельность уникальна по своей специфике и природе для выражения настроения и чувства маленького художника. Ребёнок, получив карандаши или кисть с красками, пытается изобразить на бумаге взволновавшее его событие, своих сверстников и самого себя.

    Способность к изобразительной деятельности, как установлено психологами, не является врождённой, а развивается в предметной деятельности.

    Её развитие теснейшим образом связано с получением ребёнком новых знаний, с формированием у него умений и навыков необходимых для правильного ведения работы. Ребёнок, успешно владеющий техникой изображения, получает широкую свободу в выборе сюжета для рисунка, его замысел на начальной стадии приобретает большую целостность.

    В настоящее время увеличился разрыв между уровнем умений и навыков в изобразительной деятельности у детей, приходящих в 1 класс. Уже первые работы выявляют довольно высокий уровень умения и навыков у детей, систематически занимающихся изобразительной деятельностью и слабое их развитие у начинающих рисовать.

    Поэтому занятия важно строить так, чтобы не допускать потерю интереса к работе у одних учащихся и не вызывать разочарования в своих способностях у других. Важно также в более короткое время развить, элементарные художественные способности у отстающих, не оставляя без внимания их дальнейшее совершенствование у остальных. При этом предупредить пассивное копирование и подражание с работы соседа или учителя, благодаря предварительному обсуждению замысла рисунка, его композиции, что позволяет сохранить индивидуальность. Ученику же, приступающему к работе над рисунком более грамотно, рекомендуется усложнённое задание, связанное с использованием не одного, а несколысих приёмов, позволяющих создать художественный образ более выразительно, например: предложить украсить изображаемый предмет элементами декоративного узора или динамичнее передать некоторые объекты в рисунке, показать их взаимосвязь друг с другом.

    Во время выполнения практического задания рабочая атмосфера в классе предполагает некоторое общение учащихся, и оно является одним из путей развития замысла, который у младшего школьника формируется постепенно, в ходе выполнения рисунка. Поэтому своевременные советы одноклассников могут существенно обогатить и дополнить изображение некоторыми характерными деталями.

    Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных способностей каждого ребёнка, такая организация помогает в короткое время вспомнить приёмы, которые известны детям, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем.


    Виды работ на уроках изобразительного искусства.

    Тема моего самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО».

    Работая над данной темой занятия строятся так, чтобы не допускать потерю интереса к работе. Учащимся с высоким уровнем даётся более сложное задание, а при работе с отстающими следует как можно быстрее развить элементарные художественные способности, путем разбора рисунка и поэтапного показа выполнения работы с использованием таблиц, которые подобраны мною по темам и годам обучения.

    На уроках проводится творческая работа с различными материалами: карандаш, тушь, акварель, цветная бумага, гуашь. Используются различные изобразительные приемы и техника исполнения, например работа кистью без предварительного прорисовывания, аппликация, эстамп, силуэт, коллаж, изонить, работа с пластилином, с солью и другие.

    Большое значение на уроках я уделяю беседам. Это воспитывает интерес к искусству, любовь к нему, расширяет представление об окружающем мире. Для проведения бесед используются репродукции картин художников и изделий народных мастеров.

    Практическое значение уроков, их взаимосвязь с жизнью, можно увидеть в межпредметной связи (чтение, русский язык, математика, естествознание, труд ).На уроках вводятся элементы художественного труда, например работа с природными материалами. Иллюстрируются прочитанные произведения, что способствует развитию творческой фантазии.

    В своей работе чередую разные виды занятий с использованием дидактических игр, игровых моментов и сказочных форм, например при знакомстве с красками читаем и работаем по сказке «Три главных цвета».

    Выполняя декоративные работы дети знакомятся с изделиями и традициями родных мест, народными праздниками, народными мастерами и их мастерством.

    В разделах «Рисунок» и «Живопись» идёт знакомство с правилами рисования, со строением окружающих предметов и их многообразием. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с воздушной и линейной перспективами, светотенью, явлениями действительности. Учатся видеть красоту в обыденных вещах окружающего мира.

    5 ступеней активного обучения :

    1.   Подготовка-привлечь и мобилизовать внимание f

    2.   Исследование -предоставить возможность выбора, в процессе обучения разрешать советоваться друг с другом, доверяйте ученикам, детям нужен порядок, следует избегать сравнения работ учеников,

    3.   Открытие-ученик сам открывает для себя истину, учитель только ведёт к ней.

    4.   Усвоение - ученик сам осознаёт данное для себя - самоуважение.

    5.   Применение на практике - основа характера. Применение в повседневной жизни естественно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

    В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

    КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

    КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

    Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

    В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с приобщением к творческой деятельности и художественному восприятию учащимися искусства, как эстетической и культурной составляющей их развития....

    «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

    laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»....