Урок ИЗО в 8 классе "Синтез искусств в архитектуре. Витраж"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Алексеева Светлана Юрьевна

Материалы урока включают  в себя:

план-конспект урока;

выступления учащихся на уроке;

презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по изобразительному искусству в 8-м классе по теме «Синтез искусств в архитектуре. Витраж»

План-конспект урока

Тема урока:   “Синтез искусств в архитектуре. Витраж”.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о витраже, как о виде монументального искусства.

Развивающие:

  • развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
  • сформировать навыки работы  с художественными материалами в  технике витража.

Воспитательные:

  •  продолжать развивать творческую фантазию и образное мышление.
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

 Оборудование: презентация «Витражи», мультимедийный проектор, компьютер.

1. Для учителя: репродукции по теме.

  1. 2. Для учащихся: витражные краски, кисти, стекло.
  2. Эскизы работ, выполненные на первом уроке.

Оформление классной доски:

центральная часть – дата, тема, репродукции;
левая, правая части – репродукции.

План урока:

  1. Организационная часть
  2. Закрепление изученного материала
  3. Сообщение нового материала
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическое выполнение задания
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание.
  8. Использованная литература

1. Организационная часть.

1) Установить должную дисциплину в классе.
2) Отметить отсутствующих.
3) Проверить подготовку к уроку.
4) Сообщить тему, цели и задачи урока.

УЧИТЕЛЬ.:

- Тема нашего урока “Синтез искусств в архитектуре. Витраж”. В первой части урока мы поговорим о видах изобразительного искусства, об их связи с архитектурой, закрепим знания о них. Эти знания вам пригодятся на уроках истории, при изучении тем, связанных с культурой и искусством разных стран и народов. Затем я более подробно познакомлю вас с одним из видов монументального искусства – мозаикой. И  перейдем к работе по выполнению  витража. Это умение пригодится вам и в повседневной жизни. Витражные картины и панно буду прекрасным украшением интерьера вашей комнаты, кабинета  или прекрасным подарком маме или сестре к празднику  8 марта. Также будем развивать творческие способности, воспитывать в себе уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

2. Закрепление изученного материала.

  Мы уже знаем  с вами, что если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству.

 Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи

Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Фреску, витраж, мозаику, панно. ( ученик)

Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделаем. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле. 

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

Учитель-

Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».

 И ТАК , витраж – это современный вид искусства или у него есть своя  история ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,….

Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов

  1. Готический витраж………… ( ученик )
  2.  С тех пор прошло немало  лет и сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни…….( ученик )

  1. Витражные перегородки  (ученик)

  1. ПОТОЛОЧНЫЙ КАРНИЗ   (ученик)

  1. МЕБЕЛЬНЫЕ ФАСАДЫ      (ученик)

  1. ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ  (ученик)

У.:

– Ребята, сегодня мы с вами познакомились с  каким  видом монументального искусства ?

4. Постановка художественной задачи.

У.:

– Теперь и вы поработаете в технике витраж.

У.:

– Последовательность  работы  вами была такова:

  1. Определяли  сюжет будущего витража.
    2) Выполняли эскиз + цвет

3.Выполнили  контурный рисунок.
4.Прежде чем начать сборку, необходимо посмотреть по эскизу, как располагаются цветные вставки, если нарушить цветовую композицию, то готовая работа может выглядеть раздробленной и не понятной для окружающих.

Художник должен передать красоту материала, чтобы окружающие люди могли видеть не только рисунок, но и великолепие материала из которого он выполнен.

5. Практическое выполнение задания.

У.:

– К выполнению задания, желаю успеха! Прежде чем начать накладывать цвет- хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный. ( в помощь плакат)

Желаю успеха !!!

IV. Выставка и анализ работ учащихся 

V. Рефлексия

- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем витражом?

VI. Самооценивание

- Понравилась ли вам работать на уроке?


  Выставление оценок.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

1) Вспомнить, что такое витраж, этапы развития данного вида монументальной живописи.

Использованная литература.

  1. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Прекрасное – своими руками/Сост. С.С. Газарян. .- М.: Дет. лит., 1989.
  3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5 – 8 класс. – Обнинск: Титул, 1996.



Предварительный просмотр:

1.ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ

Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии.  Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии.

Исторические особенности росписи по стеклу, это богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.

2. ДЕКОРИРОВАНИЕ ЗЕРКАЛ

Таким образом, начиная с эпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь.Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм.Витраж способен поднять настроение даже в дождливый день. Он преображает любой интерьер - делает уютным или строгим.

 Использование витражных техник позволяет декорировать зеркала в самых разных стилях.  Удачное сочетание зеркала и витража сделает рисунок легким и воздушным.

3.МЕЖКОМНАТНЫЕ ПЕРЕГОРОДКИ.

Дизайнеры все чаще используют витражи в качестве межкомнатных перегородок. Они придают помещению эксклюзивность и неповторимый стиль, подчеркивают особенности интерьера. Витражные перегородки устанавливают в холлах, гостиных, разделяют пространство на кухне.Витражи-перегородки визуально увеличивают пространство, наделяя интерьер неповторимым стилем.

4.ПОТОЛОЧНЫЕ ВИТРАЖИ

Используя потолочные витражи, вы сможете преобразовать свой интерьер, придав ему объем и воздушность. Вместо тяжелого серого потолка, вы можете получить настоящее солнечное утро или звездную ночь. Витражи на потолок в наше время получили широкое распространение.

Они невероятным образом преображают атмосферу  в квартирах и домах,  выставочных залах, ванных комнатах или бассейнах.

5ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Очень часто в интерьере домов появляются и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, а также фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.Они занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, и являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.

Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по МХК "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура"

Конспект урока изучения новой темы "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура" может использоваться при подготовке и проведении урока в 10 классе по предмету "Мировая художественная ...

Презентация к уроку "Первобытное искусство. Мегалитическая архитектура"

Презентация к уроку "Первобытное искусство. Мегалитическая архитектура" содержит фотографии первобытных архитектурных сооружений, а также определения и периодизацию каменного века....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

    Тема урока соответствует программе 8 класса по программе Б.М. Неменскому...

Фотоотчёт с урока «Синтез искусств в архитектуре. Витраж»

Фотоотчёт с урока «Синтез искусств в архитектуре. Витраж»...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....